СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс метод на занятиях информационных технологий как средство повышения познавательной активности студентов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается опыт работы по решению проблемы активизации познавательной деятельности студентов колледжа, в частности, специалистов в области финансов.

Рассмотрены пути использования активных и интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки студентов. Акцентируется внимание на  методе кейсов,  приводятся примеры его использования с целью активизации познавательной активности обучающихся в процессе профессиональной подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Кейс метод на занятиях информационных технологий как средство повышения познавательной активности студентов»

Кейс-метод на занятиях информационных технологий как средство повышения познавательной активности студентов


В статье раскрывается опыт работы по решению проблемы активизации познавательной деятельности студентов колледжа, в частности, специалистов в области финансов.

Рассмотрены пути использования активных и интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки студентов. Акцентируется внимание на методе кейсов, приводятся примеры его использования с целью активизации познавательной активности обучающихся в процессе профессиональной подготовки.


В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» особое место отводится развитию познавательных способностей, способствующих всестороннему формированию и развитию социально активной, творческой личности, ее профессиональной мобильности.

Проблема активизации познавательной деятельности студентов до сих пор является одной из наиболее актуальных в теории и практике образования. Одним из путей повышения эффективности подготовки будущих специалистов СПО является целенаправленное формирование их познавательной активности и самостоятельности, так как рынок труда требует квалифицированных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда, обладающих профессиональной мобильностью и высокой профессиональной компетентностью.

Решение данной задачи возможно через использование интерактивных методов обучения, основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Использование различных интерактивных форм и методов активизации познавательной активности позволяет вовлечь студентов в практические ситуации, возникающие в реальной педагогической деятельности, но не решаемые на основании применения традиционных технологий организации образовательного процесса.

В процессе исследования проблемы, в целях активизации познавательной деятельности будущих специалистов колледжа в области финансов нами использовались различные методы интерактивного обучения, в том числе и метод кейсов.

Метод «кейс-стадии» является одним из эффективных методов интерактивного обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы. Основными характеристиками этого метода являются сочетание профессиональной деятельности с игровой; использование профессиональных проблем из реальной педагогической практики, что повышает уровень мотивации участников посредством стимулирования профессионального интереса; возможность участия максимального количества людей в процессе сравнения различных взглядов на принятие решения в проблемной ситуации; минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга.


Кейсы разрабатываются с учетом принципов соответствия целям профессионального обучения и максимальной приближенности к педагогической действительности. При этом задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для решения. В процессе обучения, как правило, используются цепочки кейсов, то есть задания, имеющие между собой общие связи.

В процессе использования кейс-метода при активизации познавательной деятельности студентов создавались проблемные ситуации прикладного характера, которые будущие учителя технологии и предпринимательства не могли объяснить при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие знакомыми способами. Они должны были найти новый способ действия для решения проблемы.

В ходе изучения познавательной активности будущих специалистов в области финансов было установлено, что при проведении практических занятий с использованием метода кейс-стадии, в виде игрового имитационного моделирования «производственных» ситуаций будущие специалисты имеют гораздо больше свободы как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной преподавателем и самим студентом учебно-практической цели.

Нередко решение проблемной ситуации происходило с помощью метода «мозгового штурма». Студенты, обучающиеся по специальности «Финансы», разбивались на группы по 5–6 человек с учетом личной предрасположенности, либо исходя из соответствия участников распределяемым функциям (ролям) лидера, аналитика, генератора идей, критика и т. д. Каждая группа студентов превращалась в фирму. Работа начиналась с выдвижения идей, а затем осуществлялось их обсуждение и отбор в соответствии с имеющимися временными, финансовыми, сырьевыми и другими ограничениями. Далее следовало выдвижение наиболее эффективных идей на рассмотрение руководством предпринимательской структуры.

На заключительном этапе занятия с применением метода «мозгового штурма» совместно подводились основные итоги: количество поданных предложений, их оригинальность, выполнимость, оправданность или неоправданность той или иной идеи. Таким образом, немаловажную роль в активизации познавательной деятельности студентов колледжа играют упражнения, направленные на решение реальных проблем. Такие задания используются как в течение курса, так и в качестве финального задания — проекта.

При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Одной из приоритетных задач современности является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого студента. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности студентов. Активные и познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности, когда обучаемый не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания,- эти знания более прочные.

Активная познавательная деятельность обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления компетентностей. Методика активизации познавательного интереса на специальных предметах способствует формированию устойчивого познавательного интереса, положительно влияет на качество знаний студентов и характеризуется:

  • сознательным стремлением овладеть знаниями и умениями;

  • осознанием нужности профессионального образования;

  • наличием познавательного интереса.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое.

Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Цели кейс-метода заключаются в:

  • активизации учащихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;

  • повышении мотивации к учебному процессу;

  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.


Сущность кейс-метода заключается в следующем:

  • Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.

  • Блочно–модульное построение изучение нового материала.

  • Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом.

  • Общение, обмен ответами между учащимися.

  • Концентрация всех видов деятельности по этапам работы.


Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися.

Вывод. Современные педагогические технологии не претендуют на универсальность и не заменят полностью традиционно сложившиеся формы обучения, однако смогут значительно повысить уровень сформированности познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства.


Литература:

1. Обзор национальной образовательной политики // Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М.: Весь

мир, 2009. 200 с.