Просмотр содержимого документа
«Кейс – метод в практике современного образования»
Кейс – метод в практике современного образования
Пример кейса на уроке обществознания 9 класс
- Тема «Местное самоуправление»
- Пример демонстрирует организацию учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода.
Вопросы местного значения
Что объединяет эти сюжеты??
Тема урока?
Местное самоуправление
Местное самоуправление - это организация власти на местах : в городских и сельских поселениях .
- Что относится к вопросам местного самоуправления ?
- Кто решает вопросы местного значения ?
- Формы местного самоуправления?
Ц ель урока: создать модель идеального местного самоуправления (модель идеального управления в поселке)
План традиционного урока
Деятельностный подход
- Что относится к вопросам местного самоуправления ?
- Кто решает вопросы местного значения ?
- Формы местного самоуправления?
- Создаем органы местного самоуправления.
- Определяем, какие вопросы будут решаться органами местного самоуправления?
- Как будет взаимодействовать администрация и местное население?
Информация для групп
Документы местных органов власти
Местное самоуправление
- Этап групповой деятельности учащихся: каждая группа представляет свой проект идеального местного самоуправления.
- Организация дискуссии: вопросы от других групп, выделение интересных предложений.
- Итог: подчеркнуть многовариантность решения проблемы.
Кейс – метод как педагогическая технология
- Метод был впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году.
Этимология кейс – метода
В переводе с английского сase означает:
- Ситуация , случай, казус , в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые изучают учащиеся)
- Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся)
- Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения,
- либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена .
Составляющие кейса-метода
- 1. Создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни ( важно !!! – решение ситуации многоальтернативно ).
- 2. Правильно заданы вопросы к ситуации.
- 3. Информационный материал к кейсу – учебник, статьи, сайты, фрагменты видео, отрывки из художественных произведений – важно!!! - правильный объем!
- 4. Групповая деятельность (у каждого ученика материал, совместное обсуждение)
- Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц.
- Виды представления:
- печатный (научные, публицистические статьи, художественная литература, статистические материалы),
- презентация,
- интернет-ресурсы,
- видео, фото
Кейс – метод как педагогическая технология
Типы кейсов:
- полевые - основаны на фактах реальной жизни;
- кресельные- основаны на вымысле автора;
- американские-«длинные»;
- западно-европейские- «короткие».
Классификация кейсов
- Практические кейсы
- Обучающие кейсы
- Научно-исследовательские кейсы
Содержание кейса:
- 1. Сюжетная часть - случай, проблема, история из реальной жизни.
- 2. Методическая часть – вопросы и задания.
- 3. Информационная часть – приложения (учебник, научная статья, словари, документы и т.д.).
Работу с кейсом можно организовывать двумя способами:
Каждая подгруппа выполняет только свою тему в течении всех практических занятий. Необходимо, чтобы каждая подгруппа чётко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами.
Кейс – метод как педагогическая технология
- Все подгруппы работают одновременно над одной и той же темой кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения.
Кейс – метод как педагогическая технология
- - представление кейса ;
- - индивидуальное изучение кейса каждым членом группы
- - разработка вариантов индивидуальных решений
- -обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе ;
- -подготовка к обсуждению и дискуссия .
Роль преподавателя носит инновационный характер - это роль наблюдателя , но с активной позицией , т. е. управляет опосредовано .
Сценарий организации занятий
- Работа начинается со знакомства с ситуационной задачей.
- Учащиеся самостоятельно в течении 10 -15 минут анализируют содержание кейса , выписывая при этом конкретную информацию .
- Знакомство с кейсом завершается обсуждением Преподаватель оценивает степень освоения материала , подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.
- Далее идёт формирование подгрупп .Каждая подгруппа располагается в отведённом месте .
- Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель объясняет тему и определяет срок завершения работы и в каком виде и форме её представить
Какова технология работы с кейсом в учебном процессе?
1. Индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия)
- 2. Работа в малых группах («мозговой штурм», дискуссия) по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений
- 3. Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии
В чем образовательный потенциал кейс- метода?
- Позволяет иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий
- Стимулирует познавательную активность обучающихся
- Способствует развитию необходимых компетенций (умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.)
- Способствует развитию различных практических навыков
- Акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
Сущность метода
- обучающийся, ознакомившись с описанием представленной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми.
- учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.
Какие возможности дает метод обучающемуся?
- видеть проблемы анализировать ситуации оценивать альтернативы возможных решений выбирать оптимальный вариант решения составлять план его осуществления развивать мотивацию развивать коммуникативные навыки и умения.
- Необходимость классифицировать, ранжировать, восстанавливать, анализировать и отбирать информацию ведет к развитию аналитических навыков
- Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию практических навыков
- Как правило, нельзя разрешить кейс-ситуацию только с помощью одной логики, в силу чего развиваются творческие навыки
- Необходимость объединяться в группы, аргументировать свою точку зрения, оппонировать и т.п. обусловливает коммуникативные навыки
- Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д. формируют социальные навыки
Примеры кейсов
- Информатика : создать базу данных … Предложить 5 вариантов ее создания.
- Учащиеся должны изучить преимущества каждого варианта
- Выбрать наилучший способ…
- Аргументировано доказать его преимущества
Примеры кейсов
- Математика : изучение площади
- Ситуация: покрыть полы, учитывая финансовые возможности семьи…
Примеры кейсов
- Биология : организация зимнего сада в детском саду, в учреждении…
- Способы создания, финансовые возможности …
Примеры кейсов
- Литература : описание застолья (3 варианта) – творчество трех авторов, кулинарные особенности периода…
Примеры кейсов
Что позволяет лететь, подниматься , опускаться воздушному шару? Какие существуют опасности при полете?
- 1. Химия. 8 класс. «Водород»
- Домашнее ознакомление с текстом из романа Ж.Верна «Пять недель на воздушном шаре».
- Какие проблемы содержатся в тексте?
- Какие задачи надо решить, чтобы разрешить проблему?
Сопоставить физические и химические свойства воздуха и водорода и т.д.
- На основе мозгового штурма вырабатываются задачи
- Группы выбирают себе задачу для изучения дома – изучение учебного материала, консультации с учителем
- ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ
- Выступления модераторов групп
- Обсуждение решения задачи другими группами, учителем
- Подведение итогов, комментарии учителя
- Оценка работы каждой группы
Оценивание учащихся
- Заранее оговариваются критерии оценивания: решение кейса, аргументация своей позиции, четкость и логика выступления, грамотность речи, качество презентации решения.
- Возможно использование 100-балльной шкалы: 50 баллов – оценка от лидера группы, 50 баллов – от учителя
- 80-100- 5
- 50-80 - 4
- 30-50 - 3
В заключение:
Не абсолютизировать, иначе в голове ребенка останется не система знаний, а набор ситуаций.