СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс – метод в практике современного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет понять сущность кейс-метода, этапы работы над кейсом на уроках, преимущества данной технологии. Презентация содержит примеры кейсов по разным предметам.

Просмотр содержимого документа
«Кейс – метод в практике современного образования»

Кейс – метод в практике современного образования

Кейс – метод в практике современного образования

Пример кейса на уроке обществознания 9 класс Тема «Местное самоуправление»  Пример демонстрирует организацию учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода.

Пример кейса на уроке обществознания 9 класс

  • Тема «Местное самоуправление»
  • Пример демонстрирует организацию учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода.
Вопросы местного значения Что объединяет эти сюжеты?? Тема урока? Местное самоуправление

Вопросы местного значения

Что объединяет эти сюжеты??

Тема урока?

Местное самоуправление

Местное самоуправление - это организация власти на местах : в городских и сельских поселениях . Что относится к вопросам местного самоуправления ? Кто решает вопросы местного значения ? Формы местного самоуправления?

Местное самоуправление - это организация власти на местах : в городских и сельских поселениях .

  • Что относится к вопросам местного самоуправления ?
  • Кто решает вопросы местного значения ?
  • Формы местного самоуправления?
   Ц ель урока: создать модель идеального местного  самоуправления (модель идеального управления в поселке) План традиционного урока Деятельностный подход Что относится к вопросам местного самоуправления ? Кто решает вопросы местного значения ? Формы местного самоуправления?  Создаем органы местного самоуправления. Определяем, какие вопросы будут решаться органами местного самоуправления? Как будет взаимодействовать администрация и местное население?

Ц ель урока: создать модель идеального местного самоуправления (модель идеального управления в поселке)

План традиционного урока

Деятельностный подход

  • Что относится к вопросам местного самоуправления ?
  • Кто решает вопросы местного значения ?
  • Формы местного самоуправления?
  • Создаем органы местного самоуправления.
  • Определяем, какие вопросы будут решаться органами местного самоуправления?
  • Как будет взаимодействовать администрация и местное население?
Информация для групп Документы местных органов власти

Информация для групп

Документы местных органов власти

Местное самоуправление Этап групповой деятельности учащихся: каждая группа представляет свой проект идеального местного самоуправления. Организация дискуссии: вопросы от других групп, выделение интересных предложений. Итог: подчеркнуть многовариантность решения проблемы.

Местное самоуправление

  • Этап групповой деятельности учащихся: каждая группа представляет свой проект идеального местного самоуправления.
  • Организация дискуссии: вопросы от других групп, выделение интересных предложений.
  • Итог: подчеркнуть многовариантность решения проблемы.
Кейс – метод как педагогическая технология Метод был впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году.

Кейс – метод как педагогическая технология

  • Метод был впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году.
Этимология кейс – метода В переводе с английского сase означает: Ситуация , случай, казус , в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые изучают учащиеся) Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся)

Этимология кейс – метода

В переводе с английского сase означает:

  • Ситуация , случай, казус , в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые изучают учащиеся)
  • Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся)
Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения,  либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена . 
  • Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения,
  • либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена
Составляющие кейса-метода 1. Создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни ( важно !!! – решение ситуации многоальтернативно ). 2. Правильно заданы вопросы к ситуации. 3. Информационный материал к кейсу – учебник, статьи, сайты, фрагменты видео, отрывки из художественных произведений – важно!!! - правильный объем! 4. Групповая деятельность (у каждого ученика материал, совместное обсуждение)

Составляющие кейса-метода

  • 1. Создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни ( важно !!! – решение ситуации многоальтернативно ).
  • 2. Правильно заданы вопросы к ситуации.
  • 3. Информационный материал к кейсу – учебник, статьи, сайты, фрагменты видео, отрывки из художественных произведений – важно!!! - правильный объем!
  • 4. Групповая деятельность (у каждого ученика материал, совместное обсуждение)
Кейсы могут быть представлены в различной форме:  от нескольких предложений до множества страниц. Виды представления:  печатный (научные, публицистические статьи, художественная литература, статистические материалы), презентация, интернет-ресурсы,  видео, фото
  • Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц.
  • Виды представления:
  • печатный (научные, публицистические статьи, художественная литература, статистические материалы),
  • презентация,
  • интернет-ресурсы,
  • видео, фото
Кейс – метод как педагогическая технология  Типы кейсов: полевые - основаны на фактах реальной жизни; кресельные- основаны на вымысле автора; американские-«длинные»; западно-европейские- «короткие».

Кейс – метод как педагогическая технология

Типы кейсов:

  • полевые - основаны на фактах реальной жизни;
  • кресельные- основаны на вымысле автора;
  • американские-«длинные»;
  • западно-европейские- «короткие».
Классификация кейсов Практические кейсы Обучающие кейсы Научно-исследовательские кейсы

Классификация кейсов

  • Практические кейсы
  • Обучающие кейсы
  • Научно-исследовательские кейсы
Содержание кейса: 1. Сюжетная часть - случай, проблема, история из реальной жизни. 2. Методическая часть – вопросы и задания. 3. Информационная часть – приложения (учебник, научная статья, словари, документы и т.д.).

Содержание кейса:

  • 1. Сюжетная часть - случай, проблема, история из реальной жизни.
  • 2. Методическая часть – вопросы и задания.
  • 3. Информационная часть – приложения (учебник, научная статья, словари, документы и т.д.).
Работу с кейсом можно организовывать двумя способами:  Каждая подгруппа выполняет только свою тему в течении всех практических занятий. Необходимо, чтобы каждая подгруппа чётко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами.

Работу с кейсом можно организовывать двумя способами:

Каждая подгруппа выполняет только свою тему в течении всех практических занятий. Необходимо, чтобы каждая подгруппа чётко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами.

Кейс – метод как педагогическая технология Все подгруппы работают одновременно над одной и той же темой кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения.

Кейс – метод как педагогическая технология

  • Все подгруппы работают одновременно над одной и той же темой кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения.
Кейс – метод как педагогическая технология - представление кейса ; - индивидуальное изучение кейса каждым членом группы - разработка вариантов индивидуальных решений -обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе ; -подготовка к обсуждению и дискуссия .  Роль преподавателя носит инновационный характер - это роль наблюдателя , но с активной позицией , т. е. управляет опосредовано .

Кейс – метод как педагогическая технология

  • - представление кейса ;
  • - индивидуальное изучение кейса каждым членом группы
  • - разработка вариантов индивидуальных решений
  • -обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе ;
  • -подготовка к обсуждению и дискуссия .

Роль преподавателя носит инновационный характер - это роль наблюдателя , но с активной позицией , т. е. управляет опосредовано .

Сценарий организации занятий   Работа начинается со знакомства с ситуационной задачей.  Учащиеся самостоятельно в течении 10 -15 минут анализируют содержание кейса , выписывая при этом конкретную информацию .  Знакомство с кейсом завершается обсуждением Преподаватель оценивает степень освоения материала , подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия. Далее идёт формирование подгрупп .Каждая подгруппа располагается в отведённом месте .  Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель объясняет тему и определяет срок завершения работы и в каком виде и форме её представить

Сценарий организации занятий

  • Работа начинается со знакомства с ситуационной задачей.
  • Учащиеся самостоятельно в течении 10 -15 минут анализируют содержание кейса , выписывая при этом конкретную информацию .
  • Знакомство с кейсом завершается обсуждением Преподаватель оценивает степень освоения материала , подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.
  • Далее идёт формирование подгрупп .Каждая подгруппа располагается в отведённом месте .
  • Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель объясняет тему и определяет срок завершения работы и в каком виде и форме её представить
Какова технология работы с кейсом в учебном процессе?   1. Индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия) 2. Работа в малых группах («мозговой штурм», дискуссия) по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений 3. Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии

Какова технология работы с кейсом в учебном процессе?

1. Индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия)

  • 2. Работа в малых группах («мозговой штурм», дискуссия) по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений
  • 3. Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии
В чем образовательный потенциал кейс- метода? Позволяет иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий Стимулирует познавательную активность обучающихся Способствует развитию необходимых компетенций (умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.) Способствует развитию различных практических навыков Акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.

В чем образовательный потенциал кейс- метода?

  • Позволяет иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий
  • Стимулирует познавательную активность обучающихся
  • Способствует развитию необходимых компетенций (умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.)
  • Способствует развитию различных практических навыков
  • Акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
Сущность метода обучающийся, ознакомившись с описанием представленной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми. учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

Сущность метода

  • обучающийся, ознакомившись с описанием представленной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми.
  • учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.
Какие возможности дает метод обучающемуся?           видеть проблемы   анализировать ситуации    оценивать альтернативы возможных решений    выбирать оптимальный вариант решения    составлять план его осуществления    развивать мотивацию    развивать коммуникативные навыки и умения. 

Какие возможности дает метод обучающемуся?

  •          видеть проблемы  анализировать ситуации   оценивать альтернативы возможных решений   выбирать оптимальный вариант решения   составлять план его осуществления   развивать мотивацию   развивать коммуникативные навыки и умения. 
Необходимость классифицировать, ранжировать, восстанавливать, анализировать и отбирать информацию ведет к развитию аналитических навыков Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию практических навыков Как правило, нельзя разрешить кейс-ситуацию только с помощью одной логики, в силу чего развиваются творческие навыки Необходимость объединяться в группы, аргументировать свою точку зрения, оппонировать и т.п. обусловливает коммуникативные навыки Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д. формируют социальные навыки
  • Необходимость классифицировать, ранжировать, восстанавливать, анализировать и отбирать информацию ведет к развитию аналитических навыков
  • Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию практических навыков
  • Как правило, нельзя разрешить кейс-ситуацию только с помощью одной логики, в силу чего развиваются творческие навыки
  • Необходимость объединяться в группы, аргументировать свою точку зрения, оппонировать и т.п. обусловливает коммуникативные навыки
  • Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д. формируют социальные навыки
Примеры кейсов Информатика : создать базу данных … Предложить 5 вариантов ее создания. Учащиеся должны изучить преимущества каждого варианта Выбрать наилучший способ… Аргументировано доказать его преимущества

Примеры кейсов

  • Информатика : создать базу данных … Предложить 5 вариантов ее создания.
  • Учащиеся должны изучить преимущества каждого варианта
  • Выбрать наилучший способ…
  • Аргументировано доказать его преимущества
Примеры кейсов Математика : изучение площади Ситуация: покрыть полы, учитывая финансовые возможности семьи…

Примеры кейсов

  • Математика : изучение площади
  • Ситуация: покрыть полы, учитывая финансовые возможности семьи…
Примеры кейсов Биология : организация зимнего сада в детском саду, в учреждении… Способы создания, финансовые возможности …

Примеры кейсов

  • Биология : организация зимнего сада в детском саду, в учреждении…
  • Способы создания, финансовые возможности …
Примеры кейсов Литература : описание застолья (3 варианта) – творчество трех авторов, кулинарные особенности периода…

Примеры кейсов

  • Литература : описание застолья (3 варианта) – творчество трех авторов, кулинарные особенности периода…
Примеры кейсов Что позволяет лететь, подниматься , опускаться воздушному шару? Какие существуют опасности при полете? 1. Химия. 8 класс. «Водород» Домашнее ознакомление с текстом из романа Ж.Верна «Пять недель на воздушном шаре». Какие проблемы содержатся в тексте? Какие задачи надо решить, чтобы разрешить проблему? Сопоставить физические и химические свойства воздуха и водорода и т.д.

Примеры кейсов

Что позволяет лететь, подниматься , опускаться воздушному шару? Какие существуют опасности при полете?

  • 1. Химия. 8 класс. «Водород»
  • Домашнее ознакомление с текстом из романа Ж.Верна «Пять недель на воздушном шаре».
  • Какие проблемы содержатся в тексте?
  • Какие задачи надо решить, чтобы разрешить проблему?

Сопоставить физические и химические свойства воздуха и водорода и т.д.

На основе мозгового штурма вырабатываются задачи Группы выбирают себе задачу для изучения дома – изучение учебного материала, консультации с учителем ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ Выступления модераторов групп Обсуждение решения задачи другими группами, учителем Подведение итогов, комментарии учителя Оценка работы каждой группы
  • На основе мозгового штурма вырабатываются задачи
  • Группы выбирают себе задачу для изучения дома – изучение учебного материала, консультации с учителем
  • ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ
  • Выступления модераторов групп
  • Обсуждение решения задачи другими группами, учителем
  • Подведение итогов, комментарии учителя
  • Оценка работы каждой группы
Оценивание учащихся  Заранее оговариваются критерии оценивания: решение кейса, аргументация своей позиции, четкость и логика выступления, грамотность речи, качество презентации решения. Возможно использование 100-балльной шкалы: 50 баллов – оценка от лидера группы, 50 баллов – от учителя 80-100- 5 50-80 - 4 30-50 - 3

Оценивание учащихся

  • Заранее оговариваются критерии оценивания: решение кейса, аргументация своей позиции, четкость и логика выступления, грамотность речи, качество презентации решения.
  • Возможно использование 100-балльной шкалы: 50 баллов – оценка от лидера группы, 50 баллов – от учителя
  • 80-100- 5
  • 50-80 - 4
  • 30-50 - 3
В заключение:  Не абсолютизировать, иначе в голове ребенка останется не система знаний, а набор ситуаций.

В заключение:

Не абсолютизировать, иначе в голове ребенка останется не система знаний, а набор ситуаций.