Глава 1. Биология — наука о живом мире
§ 1. Наука о живой природе
Задание 1.Вставьте пропущенные слова.
Биология – это –––––––––––––––, которая изучает живые ––––––––––,
их ______________________________ и ______________________.
Ботаника изучает _____________________, зоология________________,
микология____________________. Задание 2. Напишите, что означают греческие слова:
«биос» —
«логос» —________________________________
Задание 3.
Заполните схему, которая отражает использование растений человеком.
растения


Задание 4. Заполните таблицу
Животные в жизни человека |
животное | Хозяйственное значение |
корова | Получение молока, мяса, кожи, жира |
лошадь | |
кролик | |
| |
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы в словах.
Соб…ратель
Мног..клет…чный
Орг…низм
Би…логия
Задание 6. Составьте два предложения со словами, перечисленными в задании 5.
§ 2. Свойства живого.
Задание 1.
Рассмотрите рисунок. Назовите изображённые на нём тела живой и неживой природы. Впишите их названия в соответствующие графы таблицы.

Тела неживой природы
Тела живой природы
| |
| |
Задание 2. Самостоятельно приведите по три примера различных природных тел, которые вас окружают. |
| |
Задание 3. Вставьте пропущенные слова.
1. Между ______________________ и окружающей___________ постоянно происходит_____________________________ __________и энергии.
2. Всё живое активно________________________на___________________в окружающей среде.
3. Все__________________________________способны к питанию, росту и размножению.
Задание 4. Сформулируйте и запишите определения понятий.
Организм — это ______________________________________________________________________________________
Орган — это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Объясните, почему важна взаимосвязь органов в организме.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Опираясь на свои знания и опыт, объясните на примерах, в чем состоят различия между растением и животным организмами.
§ 3. Методы изучения природы
Задание 1. Прочитав текст учебника, заполните таблицу.
Методы изучения природы |
Название метода | С какой целью применяют |
| |
Задание 2.
Приведите примеры методов, которые используют в природе, а какие в лаборатории.
А) в лаборатории используют методы: ….______________
Б) в природе используют методы: …___________________
Задание 3.
Помогите Васе решить домашнее задание. При помощи, каких методов можно изучать явления в
природе?
Какие организмы обитают в пруду …
Полет птицы…
Где предпочитают селиться ласточки и скворцы? Какие места предпочитают для строительства гнезд?...
Скорость роста любого растения..
Продолжительность зимней спячки у бурого медведя…
Пастбища северного оленя занимают большие площади. Какой размер пастбища достаточен для прокорма стада…
Задание 4.
Рассмотрите рисунок и заполните таблицу. Результаты обсудите с одноклассниками (взаимопроверка)
 | Приборы и инструменты | Что можно делать с их помощью |
1.бинокль | Наблюдать за удаленными объектами |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10 | |
11 | |
12 | |
| |
Домашнее задание:
А) В выходной день понаблюдайте за поведением домашнего животного (кошки, собаки, хомячка).
Что она делает в тот или иной отрезок времени?
Все действия запишите в таблицу (ест, спит, умывается и т.д).
Б) проанализируйте полученные результаты:
1) В какой промежуток животное более активно?
2) В какое время в основном спит?
3) Когда питается?
4) Сравните результаты своих наблюдений с результатами одноклассников
5) Сделайте вывод.
Время | Действия животного |
8.00- - 10.00 | |
10.00 – 12.00 | |
12.00 – 14.00 | |
14.00 – 16.00 | |
16.00 – 18.00 | |
18.00 – 20.00 | |
| |
Вывод:
§ 4 Увеличительные приборы
Задание №1. Используя текст учебника, выясните, какие приборы относятся к увеличительным. Ответ оформите в виде схемы.
Задание №2. Прочитайте текст и укажите, какое важное биологическое явление было открыто только с использованием увеличительных приборов?
Все живые организмы состоят из клеток. Впервые это было обнаружено более 300 лет тому назад благодаря изобретению микроскопа. Английский физик Роберт Гук сделал тонкие срезы бутылочной пробки, изготовленной из коры пробкового дуба, и рассмотрел их под микроскопом (рис. 11). Ученый обнаружил, что срезы состоят из множества «камер», подобно тому, как пчелиные соты состоят из множества шестиугольных ячеек. Эти «камеры» Р. Гук назвал клетками.
Задание №3. Заполните таблицу, изучив предварительно устройство микроскопа.
Устройство микроскопа |
Часть микроскопа | Назначение части |
| |
| |
| |
| |
| |
Задание № 4.Изучите инструкцию по работе с микроскопом
Порядок работы с микроскопом.
1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.
2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
5. После работы микроскоп уберите в футляр.
Задание №5. Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение «Первые микроскопы в руках естествоиспытателей». Составьте план сообщения. Можно использовать презентацию из 3-4 слайдов. Информация для слайда: (прибор, когда и кем изобретен, что рассматривали и увидели).
§.5 Строение клетки. Ткани
Задание 1. Нарисуйте растительную и животную клетки, подпишите органоиды.
Задание №2. Дана схема. Расчертите таблицу используя слова схемы и заполните ее.

Строение клетки
Органоид значение в клетке
Задание №3. Укажите черты сходства и различия в строении растительных и животных клеток
клетка | сходство | различия |
Животная | | |
| |
| |
| |
Растительная | | |
| |
| |
| |
| |
Задание №4. Выполните задание.
1. Подчеркните синей линией органоиды цитоплазмы и вставьте пропущенные буквы | 2. Обведите красной линией структуры, которые находятся в ядре.
|
А. Ядро Б. Я..рышко В. Хл..р..пласты Г. Риб..сомы Д. Мит..х..ндрии Е. В..куоли | А. Пластиды Б. Ядрышко В. Лизосомы. |
Задание №5.
Работая с текстом учебника, выясните какие виды ткани есть у животного и растительного организмов. Заполните таблицу.
Ткани животных |
ткань | Особенности строения | значение |
| | |
| | |
| | |
| | |
Ткани растений |
ткань | Особенности строения | значение |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
§ 6 Химический состав клетки
Задание 1. Заполните схему, отражающую химический состав клетки и значение этих веществ.
вещества
1.
2.
3.
Задание №2. Воспользуйтесь текстом учебника. Полученные данные занесите в таблицу
№1 | 1.Возьмите кусочек хлеба, размочите в воде и добавьте 1 каплю йода. 2. на сырой картофель капните каплю йода. Что наблюдаете? Укажите , что доказывают результаты опыта. Какой метод вы использовали? |
№2 | Возьмите семена подсолнуха, горчицы или другие, раздавите их, предварительно положив на бумажную салфетку. Что наблюдаете? Укажите , что доказывают результаты опыта. Какой метод вы использовали? |
№3 | Возьмите тесто. Промойте его в воде . Что наблюдаете? Укажите , что доказывают результаты опыта. Какой метод вы использовали? |
№ опыта | Вещества | Что наблюдаете? | Вывод |
1 | Хлеб+йод | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание №3.
Вставьте пропущенные буквы в слова. Проведите взаимопроверку. Поставьте оценку. Сверьте ответы с эталоном (у учителя)
М..н..ральные соли
Угл..воды
Ж..ры
Б..лки
Кл..тчатка
Н..органич..ские вещества
Задание №4.
Составьте три предложения с какими –либо словами из перечисленных в задании №5.
§ 7. Процессы жизнедеятельности клетки
Задание 1.Сформулируйте определение понятий
Обмен веществ- это процесс_____________
Деление клетки – это процесс ___________
Задание 2. Вставьте пропущенные слова
Клетка-это….. система, все ….. которой….
Каждая клетка…. Клетки вып…
Задание 3. Перечислите главные процессы жизнедеятельности, выполняет… клетки

Задание 5. Соедините имена ученых и заслуги, которые этим ученым принадлежат (пример: 4-б)
Первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством Создал первую систему ботанических понятий Создал классификацию организмов, которая использовалась на протяжении многих лет Создал учение о биосфере Объяснил причины многообразия живых организмов Определил центры происхождения культурных растений | А). К.Линней Б.) В.И. Вернадский В). Н.И.Вавилов Г). Аристотель Д). Ч.Дарвин Е). Теофраст |