Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аксеновская средняя общеобразовательное учреждение»
Усть-Ишимского муниципального района
Омской области.
Заочный муниципальный конкурс контрольно-измерительных материалов по выявлению уровня сформированности функциональной грамотности.
Автор: Долженкова Е.С.
Учитель физической культуры
МБОУ «Аксеновская СОШ»
Аксеново-2021
Инструкция по выполнению работы.
7 класс.
Проверочная работа включает в себя 7 заданий в каждом задании разное количество вопросов. Время выполнения работы - 60 мин.
Работа выполняется в КИМе.
Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему.
Если закончили раньше перепроверьте свои ответы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Прочтите текст и ответьте на вопросы.
Причины ДТП и травматизма людей
Основные причины совершения ДТП: превышение скорости, нарушение правил обгона, нарушение правил проезда пешеходных переходов и остановок, управление транспортом в нетрезвом состоянии, сонливое состояние, управление транспортом, не имея достаточных навыков вождения и знаний правил дорожного движения. Переход дороги в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход на проезжую часть из-за машин, кустов, игры и хождение по проезжей части.
При ДТП водитель может избежать удар, или уменьшить тяжесть травмы, если отвернет от столкновения. Но часто избегая прямого удара (на себя) водитель подставляет под него пассажира сидящего рядом. Об этом всегда должен помнить сидящий с водителем пассажир. Если есть возможность сесть на заднее место около дверей, садитесь! Самое опасное столкновение - удар в бок; при высокой скорости обоих автомобилей лобовой удар опасней. В четырехместном автомобиле, наиболее опасное место около водителя.
При ДТП травма головы является самой частой, более 70%! Повреждения головы являются основной причиной смертельных случаев. Второе место после травм головы к смертельному исходу приводят повреждения грудной клетки и внутренних органов в ней. Общая длительность процесса ДТП и движение пострадавшего вперед во время столкновения составляет от I до 3 тысячных секунды.
Выпиши основные причины ДТП по вине пешеходов._____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая травма является наиболее самой частой при ДТП, как ты думаешь, почему? _______________________________________________________________________. ___________________________________________________________________
Самое безопасное место в автомобиле - это заднее сиденье, как ты думаешь, почему? Аргументируй свой ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите по диаграмме.
Ежегодно в стране происходит тысячи ДТП, в том числе и со смертельными случаями. На диаграмме показана статистика ДТП в России за период 2000-2012 год.
Определите по диаграмме в каком году, было максимальное количество ДТП_________ и минимальное _______________.
Сколько было погибших при ДТП в 2011 г.________________, сколько раненых в 2012г______________________
Прочти текст и ответь на вопросы
Через зрительный анализатор человек получает 90 % информации из окружающего мира. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. В познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино позволяет нам орган зрения.
1.1 Употребление витаминов способствует сохранению и нормальному функционированию организма. Обведи, какие из перечисленных витаминов способствует улучшению зрения, и в каких продуктах он содержится.
А) Витамин В,Д – рыбий жир, морковь, печень рыбы, яйцо
В) Витамин А ,С, Е- морковь, лимон. капуста, лук, чеснок .
С) Витамин С,Д - рыбий жир, морковь, печень рыбы, лимон, капуста, лук, чеснок
D) Витамин А- морковь. Рыбий жир, чеснок, шиповник, сливочное масло.
1.2 Для сохранения нормального зрения необходимо выполнять гигиенические требования: не читайте лежа, в транспорте, смотрите телепередачи более 2 часов в сутки и на расстоянии 2.5 - 3 м от экрана. Если не соблюдать все эти требования , то увеличится ли риск развития заболевания глаз. обведите «ДА» или «НЕТ».
-Конъюнктивит «ДА» «НЕТ»
- Близорукость «ДА» «НЕТ»
-Дальнозоркость «ДА» «НЕТ»
Прочтите текст «Ожоги», дополните схему «Классификация ожогов»
«Ожоги»
Практически каждый человек сталкивался на протяжении своей жизни с ожогами. Кто-то прикоснулся к горячей сковороде, кто-то пролил на себя кипяток или обгорел на солнце.
Существует 4 вида ожогов: термические, химические, электрические и лучевые.
Первые ожоги появляются в результате воздействия высокой температуры. Часто встречаются в быту в результате воздействия горячей жидкости или пара, раскаленного металлического предмета и др. Повреждения бывают легкими и серьезными (когда страдают глубокие ткани). Обширные термические ожоги могут представлять смертельную опасность в зависимости от степени тяжести.
Вторые ожоги вызывают различные химические вещества. Основная причина ожогового повреждения кожи, глаз - случайный или преднамеренный контакт с химическими веществами, несоблюдение техники безопасности в быту и на производстве, ошибки выбора средств, использование хлорсодержащих моющих веществ. Ожог можно получить кислотой и щелочью.
Третьи ожоги возникают в результате воздействия электрического тока. Могут появиться при касании к оголенным проводам, эксплуатации неисправной техники или отсутствии заземления. Если ток воздействует короткий промежуток времени, возникает поверхностный ожог на коже. При длительном воздействии могут пострадать даже внутренние органы.
четвертые ожоги, чаще всего встречаются ожоги от солнечных лучей. Причина - длительное пребывание под УФ-лучами в пик солнечной активности. Обычно повреждения поверхностные и легко поддаются лечению. Исключением являются ожоги, вызванные радиоактивными лучами.
«Классификация ожогов»
Ожоги
Прочти текст «Фантазеры» и выполни задание к нему.
«Фантазеры»
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок.
Знаешь,- говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я,- говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой….
- А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла…..
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик.- Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать!
- Чего проще!
- Ну, выдумай что-нибудь.
- Сейчас… - сказал Игорь. - Пожалуйста….. (у Игоря не получилось соврать)
- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал.
Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, — предложил Игорь.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.
- Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
-Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорции мороженого дам, - сказал Мишутка.
- И я тебе свою полпорции отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.
- А вы разве не хотите сами?
- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.
- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.
-Правильно! — сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
1. Кому из мальчиков акула откусила голову?___________________ может ли у человека голова отрасти заново? (ответ поясни с использованием термина) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как ты думаешь, почему мальчики назвали Игоря «Брехуном», и не стали с ним сидеть на лавочке? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Миша и Стасик купили мороженное, реши задачу.
У Миши было 2 монеты по 50 копеек и 3 монеты по 1 копейки, а у Стаса было 10 монет по 10 копеек, бабушка Кати дала мальчикам 5 монет по 5 копеек и 2 монеты по 1 копейке.
Сколько было денег у мальчиков?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
эскимо | пломбир | фруктовый рожок |
2 р 30 кооп. | 3 р 15 кооп. | 3 р 50 кооп |
Какое мороженное купили мальчики? Запиши название_______________________
6. Прочти текст «Ты гори, мой костёр» и ответь на вопросы
«Ты гори, мой костёр»
Каждому человеку, которому довелось побывать на пикнике, рыбалке или в туристическом походе, приходилось разводить костёр. Огонь нужен для согревания, сушки одежды, сигнализации, приготовления пищи.
Если есть спички, то огонь можно развести при любой погоде. Поэтому заранее нужно позаботиться о запасе спичек. Чтобы спички не промокли, их надо хранить в полиэтиленовом пакете.
Если костёр приходится разводить на влажной почве или на снегу, вначале надо положить прослойку из брёвен или камней.
Выбирая место для костра, руководствуйтесь следующими требованиями безопасности:
1) нельзя разводить костёр в чаще леса, рядом с густым кустарником, на полянах с сухой травой;
2) костёр следует располагать на некотором расстоянии от палатки, с подветренной стороны, иначе искры могут прожечь палатку и личные вещи;
3) следует выбирать место недалеко от водоёма или приготовить ёмкость с водой.
Лучше всего класть в костёр берёзовые, сосновые, еловые, кедровые дрова – они дают много тепла. В процессе горения ели, пихты, лиственницы образуется много искр – от них горят одежда и обувь, находящиеся на просушке. Ольха, осина содержат много воды; они дают больше дыма, чем огня. Следует помнить, что хвойный валежник, в отличие от лиственного, в какой-то мере защищён от намокания смолой.
Какие три характеристики следует указать для определения понятия «костёр»? Сформулируйте определение понятия «костёр», отразив в нём три его основные характеристики.______________________________________________________ Костер сложно развести, если для этого использовать неподходящие подручные материалы. Сформулируйте два требования, которые необходимо учесть при выборе горючих материалов для разведения костра в лесу с помощью спичек, но без использования жидкого горючего и бумаги.__________________________________ «Шалаш» – это дин из самых распространенных видов костра Выберите все верные суждения, которые правильно отражают его особенности. Удобно использовать для сушки одежды. Основной жар при такой укладке дров сосредоточен в центре (внутри костра). Позволяет быстро приготовить пищу и вскипятить воду в котелке. 4) Поленья прогорают посередине и в верхней части. Оптимален для обогрева людей в холодную погоду |
7. Прочтите текст и выполните задание.
Совсем скоро ты станешь выпускником школы, тебе необходимо будет сделать выбор своей профессии. А знаете ли вы как будите выбирать профессию? Предлагаем вам задуматься и ответить на вопросы. Внимание! ты можешь выбрать не только существующею профессию Прояви воображение.
Выберите вариант ответа А или Б и закончи предложения
А. Я точно знаю, кем я буду
Это___________________________или _____________________________
Б. Я не знаю точно, кем я буду, но скорее всего я буду _______________________________________________________________________
Запишите две разные причины, почему ты выбираешь именно эти профессии
Причина 1 _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Причина 2________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ваши сверстники из других школ придумали и записали 6 разных причин, по которым они выбрали профессии, список этих причин приведен ниже.
Саша: Я выбрал эту профессию, потому что я люблю школьный предмет связанный с моей профессией.
Миша: Потому что так хотят мои родители
Настя: Я люблю заниматься творчеством и что-то выдумывать
Лена: Потому что мой характер и способности больше подходят к этой профессии
Аркадий: Я с детство мечтал стать……
Костя: У нас вся семья работает по этой профессии, я и хочу продолжить
Чей подход к выбору профессии вы считаете недостаточно серьезным? Отметьте его знаком Х. что бы вы могли ему или ей сказать, какие аргументы привести что бы убедить не торопиться с выбором.
Важно! Ваши слова не должны быть обидными. Нельзя высмеивать высказанную причину этим человеком. Вы может прямо сказать свое мнение или задать вопросы, которые могут заставить поразмыслить человека. Можете рассказать жизненную историю, или вымышленную историю, которая заставить человека задуматься. Удачи!
Запиши свой ответ ниже, начни его так: Я бы хотела обратиться к… или Послушай!.....
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи и критерии оценивания
№ п.п | Правильный ответ | балл |
1 | 1.1. Переход дороги в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход на проезжую часть из-за машин, кустов, игры и хождение по проезжей части. | Мах. 4 б |
Выписаны все причины 1 б |
1.2 Травма головы, так как во время ДТП обычно люди ударяются головой, голова ничем не защищена. | Записана часть травма, которая чаще встречается и объяснено почему 1б |
1.3 Так как аварии чаще происходят при лобовом столкновении, задняя часть автомобиля является самым дальним от встречного движения. | 2 б |
2 | максимальное 2008 г., минимальное 2012 г. , погибших в 2011г. 27953 ранено в 2012 г. 150144 | 2б неверно 1 значение 1 б. |
3 | В | Мах 1,75 б |
1 |
-Конъюнктивит «НЕТ» - Близорукость «ДА» -Дальнозоркость «ДА» | За каждый правильный ответ 0,25 |
4 | «Классификация ожогов» Термические Ожоги лучевые радиоактивные Химические Электрические солнечные Кислотные щелочные | За каждый правильный ответ 0,2 б Мах. 1,6 б |
5 | Мишутке. Нет, потому что у человека отсутствует регенерация, как у некоторых земноводных. | Мах 6 б. |
Правильно определено имя 0,2 б, дано пояснение с использованием термина 1,75 б Пояснения верны, но не использован термин 1,5 |
Вариант ответа, возможны другие приближенные по смыслу. Потому что Игорь соврал маме, и оговорил свою сестру. Из-за его вранья была наказана Катя, мальчикам было неприятно сидеть с таким вруном. Так как они фантазировали, а Игорь намеренно обманул маму, чтобы избежать наказания. | Ответ полностью раскрыт 3 б., частично 2 б. |
Миша: 2*50 кооп=100кооп=1 руб. 3*1=3 кооп. Всего у Миши- 1 р. 3 кооп Стас: 10*10кооп= 100кооп=1 руб Бабушка Кати: 5*5кооп=25 кооп. 2*1=2 кооп всего= 27 кооп 1+1+0,27=2 р. 27 кооп Ответ 2 р. 27 копеек. Купили эскимо | Мах 2 б Правильно решена задача 1 б. Правильно определено название 1 б |
6 | Костёр - контролируемый огонь (1), разведённый на открытом воздухе (2), в котором сгорают материалы (дрова, хворост и другие), сложенные особым образом (3) | Мах. 6 баллов |
В определении отражены: 3 признака 3 б 2 признака 2 б 1 признак 1 б указаны неверно 0 |
Возможный ответ: 1. топливо должно быть небольших размеров (мелкие ветки, хвоя, береста, щепки), 2. и оно должно быть сухим | Сформулированы 2 требования 2 б 1 требование 1 б Другой ответ или ответ отсутствует 0 баллов |
2,3,4 | Все верно 1 балл |
7 | Записано две профессии и не менее две причины связанные с профессиями, каждая причина относится к разным профессиям Записано название двух профессии и указано две причины, связанных с выбором учебных профессий. Однако ИЛИ - обе записанные причины относятся ТОЛЬКО к одному предмету, ИЛИ - обе записанные причины НЕ различаются между собой, ИЛИ - хотя бы одна из причин не имеет отношения к мотивам выбора. | Мах.4 б |
2б 1 б |
- Выбрана и прокомментирована любая из перечисленных причин, в комментариях присутствует попытка оценить выбранную причину с разных позиций, увидеть возможные негативные последствия выбора. Приводится хотя бы один убедительный довод. Который может заставить человека задуматься о выборе. - В комментариях прослеживается попытка оспорить разумность такого выбора и приводится хотя бы один убедительный довод, который может заставить человека пересмотреть свою точку зрения. | б 1б |
Итого 27, 35 | |
Оценивание работы
3 | 4 | 5 |
14 баллов | 15-23,75 баллов | 24-27,35 |
Используемая литература.
Сайт НУ-КА! Дети. Рассказ Н. Носова «Фантазеры» https://nukadeti.ru/skazki/nosov-fantazery
Сайт ФИОКО https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 6 и 3 задание.