Вариант № 2
контрольных измерительных материалов по ЛИТЕРАТУРЕ
Инструкция по выполнению работы
КИМ по литературе состоит из 2 частей и включает в себя 5 заданий.
На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Для выполнения всех заданий используйте листы размером А4.
Часть 1 включает в себя задания, требующие развёрнутого ответа.
Задание 1.1/1.2 и задание 2 относятся к фрагменту эпического / лироэпического / драматического произведения. Задание 1.1/1.2 носит альтернативный характер, при его выполнении Вам нужно выбрать только ОДНУ из альтернатив.
Задание 3.1/3.2 и задание 4 относятся к лирическому стихотворению или его фрагменту. Задание 3.1/3.2 также носит альтернативный характер, при его выполнении Вам нужно выбрать только ОДНУ из альтернатив.
При выполнении заданий части 1 указывайте номера заданий и соблюдайте следующие требования:
– дайте связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём ответа менее 40 слов, то он оценивается 0 баллов),
– не искажайте авторскую позицию (замысел),
– аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения,
– рассуждайте логично,
– избегайте фактических ошибок,
– соблюдайте нормы речи,
– ответы записывайте чётко и разборчиво.
Часть 2 включает в себя 4 альтернативных задания (5.1–5.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения. Объём сочинения – не менее 250 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Ответы пишите яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-2.
Из заданий 1.1 и 1.2 выполните только ОДНО по Вашему выбору.
При выполнении заданий соблюдайте требования, перечисленные в инструкции по выполнению работы.
Укажите номера заданий.
Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова. Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия. Он не мог решить, достигал ли Базаров своей цели. По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления: оно сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое; её прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным. Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на неё, как дурной запах или резкий звук; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и это ей даже польстило. Одно пошлое её отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова. Аркадию пришлось в тот день не переставать удивляться. Он ожидал, что Базаров заговорит с Одинцовой, как с женщиной умною, о своих убеждениях и воззрениях: она же сама изъявила желание послушать человека, «который имеет смелость ничему не верить», но вместо того Базаров толковал о медицине, о гомеопатии, о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признаёт искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий. Одинцова продолжала обращаться с ним, как с младшим братом: казалось, она ценила в нём доброту и простодушие молодости – и только. Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая.
Приятели наконец поднялись и стали прощаться. Анна Сергеевна ласково поглядела на них, протянула обоим свою красивую белую руку и, подумав немного, с нерешительною, но хорошею улыбкой проговорила:
– Если вы, господа, не боитесь скуки, приезжайте ко мне в Никольское.
– Помилуйте, Анна Сергеевна, – воскликнул Аркадий, – я за особенное счастье почту...
– А вы, мсье Базаров?
Базаров только поклонился – и Аркадию в последний раз пришлось удивиться: он заметил, что приятель его покраснел.
– Ну? – говорил он ему на улице, – ты всё того же мнения, что она –
ой-ой-ой?
– А кто её знает! Вишь, как она себя заморозила! – возразил Базаров и, помолчав немного, прибавил: – Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове.
– Наши герцогини так по-русски не говорят, – заметил Аркадий.
– В переделе была, братец ты мой, нашего хлеба покушала.
– А всё-таки она прелесть, – промолвил Аркадий.
– Этакое богатое тело! – продолжал Базаров, – хоть сейчас в анатомический театр.
– Перестань, ради Бога, Евгений! Это ни на что не похоже.
– Ну, не сердись, неженка. Сказано – первый сорт. Надо будет поехать к ней.
– Когда?
– Да хоть послезавтра.
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)
1.1
Почему поведение Базарова во время беседы с Одинцовой вызывает удивление Аркадия?
1.2
Как знакомство с Одинцовой повлияет на дальнейшую судьбу Евгения Базарова?
2
Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором присутствует любовный сюжет. Что общего (или различного) в раскрытии любовной темы в этом произведении и в «Отцах и детях» И.С. Тургенева?
Подберите произведение для сопоставления (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста).
Укажите его название и фамилию автора.
Сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия).
Прочитайте приведённое ниже произведение (фрагмент) и выполните задания 3–4.
Из заданий 3.1 и 3.2 выполните только ОДНО по Вашему выбору.
При выполнении заданий соблюдайте требования, перечисленные в инструкции по выполнению работы.
Укажите номера заданий.
СТАРАЯ ДОРОГА
3.1
В чём заключается смысл названия «Старая дорога»?
3.2
Какую роль в стихотворении Н.М. Рубцова «Старая дорога» играют сравнения?
4
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором звучит мотив дороги. В чём сходно (или различно) звучание названного мотива в этом произведении и в приведённом стихотворении Н.М. Рубцова?
Подберите произведение для сопоставления (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста).
Укажите его название и фамилию автора
Сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия).
Часть 2
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений.
Укажите номер выбранной Вами темы.
Напишите сочинение в объёме не менее 250 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Соблюдайте следующие требования:
– раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,
– аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,
– не искажайте авторскую позицию (замысел),
– используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,
– обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты,
– продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,
– избегайте фактических ошибок,
– соблюдайте нормы письменной речи,
– сочинение пишите чётко и разборчиво.
5.4
5.2
5.1
Какую роль в раскрытии образа Хлестакова играют его рассказы о себе и своей петербургской жизни? |
Кто из персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на эпизоды романа) |
5.3
Человек и природа как «вечная» тема в лирике С.А. Есенина. |
Подвиг солдата в русской литературе. (На примере одного произведения) |
Всё облака над ней, всё облака...
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам – качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И тень зовут росистые леса...
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые
вечности глаза!
То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин-властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Ещё порой проскачут верховые,
И снова – глушь, забывчивость, заря,
Всё пыль, всё пыль да знаки верстовые...
Здесь каждый славен –
мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит...
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пройдет через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака...
(Н.М. Рубцов, 1966)
6