СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы литература 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КИМы литература 5 класс»

Контрольная работа № 1 по произведениям первой половины 19 века

Вариант 1

  1. Фольклор – это …

А) устное народное творчество;

Б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

В) сказки, придуманные народом;

  1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

А) Басня;                    

Б) Загадка;                                

В) Прибаутка;

  1. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

А) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»;

Б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»;

В) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»;

  1. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«… Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…»

А) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»;

Б) В.А. Жуковский «Кубок»;

В) М.Ю. Лермонтов «Бородино»; 

  1. Жанром фольклора является

А) повесть;

Б) рассказ;

В) сказка; 

  1. Сказка «Царевна-лягушка»: 

А) бытовая; 

Б) волшебная; 

В) о животных;

  1. Назовите русского баснописца.

А) И. А. Крылов;

Б) А. С. Пушкин;

В) Н. В. Гоголь;

Г) Эзоп;

  1. Кто автор «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?

А) А. С. Пушкин;

Б) И. А. Крылов;

В) В. А. Жуковский;

Г) М. Ю. Лермонтов;

  1. Какое из произведений принадлежит перу Н. А. Некрасова?

А) «Кубок»;

Б) «Крестьянские дети»;

В) «Муму»;

Г) «Бородино»;

  1. Кто автор баллады «Кубок»?

А) Н. А. Некрасов;

Б) В. А. Жуковский;

В) И. С. Тургенев;

Г) И. А. Крылов;

  1. Дайте развёрнутый ответ (5 - 6 предложений) на один из вопросов:

А) «Если бы у меня было волшебное семечко…» (по повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»)

Б) Моя любимая басня Крылова.

В) Что погубило героя баллады В.А. Жуковского «Кубок»?

Г) Мой любимый сказочный герой.






























Вариант 2

  1. Назовите русского баснописца.

А) И. А. Крылов;

Б) А. С. Пушкин;

В) Н. В. Гоголь;

Г) Эзоп;

  1. Кто автор «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?

А) А. С. Пушкин;

Б) И. А. Крылов;

В) В. А. Жуковский;

Г) М. Ю. Лермонтов;

  1. Какое из произведений принадлежит перу Н. А. Некрасова?

А) «Кубок»;

Б) «Крестьянские дети»;

В) «Муму»;

Г) «Бородино»;

  1. Кто автор баллады «Кубок»?

А) Н. А. Некрасов;

Б) В. А. Жуковский;

В) И. С. Тургенев;

Г) И. А. Крылов;

  1. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

А) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»;                            

Б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»;

В) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»;

ГМ.Ю. Лермонтов «Бородино»;

  1. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

А) Ярослав;                                    

Б) Елисей;                                                

В) Алексей;

Г) Олег;

  1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

А) сказка;

Б) роман;                      

В) пословица;

  1. Фольклор – это …

А) устное народное творчество;

Б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

В) сказки, придуманные народом;

  1. Автором сказки «Царевна- лягушка» является:

А) народ;

Б) А.С. Пушкин;

В) Гомер;

Г) И.А. Крылов;

  1. Сказка – это…

А) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;
Б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;
В) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.

  1. Дайте развёрнутый ответ (5 - 6 предложений) на один из вопросов:

А) «Если бы у меня было волшебное семечко…» (по повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»)

Б) Моя любимая басня Крылова.

В) Что погубило героя баллады В.А. Жуковского «Кубок»?

Г) Мой любимый сказочный герой.

























Самостоятельная работа по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Королевич Елисей: Победа добра над злом.

Вариант 1

Выполните задания 1,2.

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений.

  1. Прочитайте приведённые ниже фрагменты «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Сравните описания. На какие качества героинь – царицы и царевны – обращает внимание поэт? В чём состоит их отличие?

  1. «…молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

  1. «…царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…»

Ответ:

  1. Кто в сказках А.С. Пушкина и В.А. Жуковского творит зло и, кто олицетворяет добро? Сравните поступки героев и сделайте вывод.

Ответ:

























Вариант 2

Выполните задания 1,2.

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений.

  1. Прочитайте приведённые ниже фрагменты сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Сравните описания. На какие качества героев – царского сына и королевича Елисея – обращает внимание поэт? Что этим героям помогает преодолеть все препятствия на пути?

  1. «…Был детина удалой

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

…Путь наверх загорожён.

«Как же быть? — подумал он. —

Где пробраться во дворец?»

Но решился наконец,

И, молитву сотворя,

Он шагнул через царя.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнём

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И её поцеловал.

Вмиг проснулася она…»

(В.А. Жуковский)

  1. За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен…

Королевич обращается к красну солнцу, к ясному месяцу, но они не могут ему помочь.


…Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

"Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

…Отвечает ветер буйный,--

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ной глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста".

Ветер дале побежал.

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Вот идет; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг нее страна пустая;

Под горою темный вход.

Он туда скорей идет.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила…

(А.С. Пушкина)

2. Вспомните народные и литературные сказки о злой мачехе и доброй, красивой падчерице. Какая из них, по-вашему, наиболее близка «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина или «Спящей царевне» В.А. Жуковского? (По выбору).















Самостоятельная работа «Роды и жанры литературы»

Вариант 1

  1. Повествование – это…

а) авторский рассказ о героях, о месте действия, о событиях, о поступках;

б) мысли, выводы, последовательное изложение своих суждений о чём-либо;

в) словесное изображение картин (портрет героя, пейзаж, внутренний вид комнаты);


  1. Назовите род художественной литературы, в произведениях которого создаются образ-переживание, картина внутренней жизни человека.

а) эпос; б) лирика; в) драма;


  1. Назовите небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях

а) рассказ; б) сказка; в) миф;


  1. Как называется изображение в художественном произведении внешности человека (лица, фигуры)

а) пейзаж; б) аллегория; в) портрет;


  1. Как называется преувеличение свойств изображаемого предмета

а) гипербола; б) метафора; в) эпитет;


  1. Как называется чередование ударных и безударных слогов

а) рифма; б) строфа2; в) ритм;


  1. Сюжет – это…

а) самый напряжённый момент; б) цепь событий; в) действующее лицо, персонаж литературного произведения;


  1. Выберите метафору:

а) стройный, как берёзка; б) выплакать море слёз; в) янтарный блеск;


  1. Выберите постоянный эпитет:

а) прозрачная роса; б) красивый цветок; в) добрый молодец;


  1. Выберите гиперболу:

а) берёзовый ситец; б) гневное возмущение; в) глаза по яблоку;










Вариант 2

  1. Рассуждение – это…

а) авторский рассказ о героях, о месте действия, о событиях, о поступках;

б) мысли, выводы, последовательное изложение своих суждений о чём-либо;

в) словесное изображение картин (портрет героя, пейзаж, внутренний вид комнаты);


  1. Назовите род художественной литературы, в произведениях которого рассказывается о людях, об окружающем мире, о различных событиях:

а) эпос; б) лирика; в) драма;


  1. Назовите эпическое произведение о фантастических событиях и приключениях

а) рассказ; б) сказка; в) миф;


  1. Как называется изображение картины природы в художественном произведении

а) пейзаж; б) лирика; в) портрет;


  1. Как называется иносказание, в котором под изображаемыми в произведении существами, предметами подразумеваются другие лица, факты, вещи

а) гипербола; б) метафора; в) аллегория;


  1. Как называется одинаковое или похожее звучание последних слогов стихотворных строк?

а) рифма; б) строфа; в) ритм;


  1. Жанр – это…

а) самый напряжённый момент; б) вид художественных произведений;

в) действующее лицо, персонаж литературного произведения;


  1. Выберите сравнение:

а) чистый, словно слеза; б) глаза по яблоку; в) удивительная осень;


  1. Выберите эпитет:

а) пёстрый убор; б) выплакать море слёз; в) родной город;


  1. Выберите метафору:

а) трудная задача; б) зима злится; в) луна, как бледное пятно.









Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века

Вариант 1

  1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

  1. Сказка «Царевна-лягушка»

а) бытовая б) волшебная в) о животных

  1. Средство художественной выразительности, отличающее басню от других эпических жанров.

а) сравнение; б) метафора; в) аллегория;

  1. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

  1. Историческое событие, о котором рассказал в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов, произошло во время

а) Отечественной войны 1812года;

б) Великой Отечественной войны;

в) Первой мировой войны;

  1. Рассказ – это…

а) Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях.

б) Небольшое эпическое произведение (малая форма), повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

в) Один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

  1. Предложение из сказки-были К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - содержит:

а) метафору; б) аллегорию; в) олицетворение;

  1. Когда герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:

а) «С тайгой надо дружить»;

б) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»;

в) «В тайге одному делать нечего»;

  1. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»;

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»;

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»;

  1. Пьеса – это…

а) Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

б) Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

в) Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

  1. Назовите сказку: «Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало».

  2. Чем литературная сказка отличается от народной?

  3. Назовите три рода литературы:

  4. Определите способ рифмовки.

«Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!» (Н.М. Рубцов «Родная деревня»)

  1. Какое произведение так заканчивается: «Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты»? Укажите название произведения и автора.

  2. Найдите и выпишите из данного отрывка все эпитеты.

«Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…» (Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

  1. По ключевым словам, определите произведение и автора.

а) Кавказ, кукла, Иван, казаки, пленные;
б) Барыня, город, Татьяна, Капитон, река;
в) Москва, басурманы, французы, заряд, редут;

  1. По описанию узнайте героя, укажите, из какого произведения и какого автора.

а) «… Белолица, черноброва, нраву кроткого такого…»
б) «За ворота выйти нельзя – все соседи только про нее и говорят: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница – золотые руки!», «Красавица – глаз не отвести!» 

  1. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты?




Вариант 2

  1. В каком ряду указаны жанры фольклора?

а) рассказ, повесть, баллада;

б) сказка, стихотворение, рассказ;

в) загадка, скороговорка, считалка.

  1. Сказка «Журавль и цапля»

а) бытовая; б) волшебная; в) о животных;

  1. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом называются:

а) концовка; б) мораль; в) зачин;

  1. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«…Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»;

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

в) И.А. Крылов «Свинья под дубом»;

  1. Историческое событие, о котором рассказал К.М. Симонов в стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…», произошло во время:

а) Отечественной войны 1812 года;

б) Великой Отечественной войны;

в) Первой мировой войны;

  1. Повесть – это…

а) Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях.

б) Небольшое эпическое произведение (малая форма), повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

в) Один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

  1. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» - В.П. Астафьев использует:

а) сравнение; б) олицетворение; в) гиперболу;

  1. В рассказе А.П. Чехова «Хирургия» фельдшер Курятин все время вспоминает, как он вырывал зуб:

а) помещику Александру Иванычу Египетскому;

б) дьячку Ефиму Михеичу Вонмиглазову;

в) доктору Карлу Петровичу Коршу;

  1. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «-Да ну тебя!»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»;

б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»;

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»;

  1. Сказ – это…

а) Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

б) Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

в) Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

  1. Назовите сказку: «Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала – одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь. Устала змеиха – позволила себе отдохнуть».

  2. Чем сказка отличается от сказа?

  3. Назовите три рода литературы:

  4. Определите способ рифмовки.

«Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!» (А.Н. Плещеев «Весна»)

  1. Какое произведение так начинается: «Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Да, вот вы говорили насчет того, что человек может совладать. Как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи…»? Укажите название произведения и автора.

  2. Найдите и выпишите из данного отрывка все эпитеты.

«Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней...» (Ф.И. Тютчев «Весенние воды»)

  1. По ключевым словам определите произведение и автора.

а) Влас, мороз, буря, охота, край родной;

б) Княж-городок, кукла, серые камни, Тыбурций;

в) Степан, малахит, ящерки, приказчик;

  1. По описанию узнайте героя, укажите, из какого произведения и какого автора.

а) «…Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем… одарён необычайной силой, он работал за четверых…»

б) «…Маленький человек, одетый во всё чёрное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок, а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым…»

  1. Как королевич Елисей сумел оживить свою невесту?