СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМы для проведения промежуточной аттестации

Просмотр содержимого документа
«КИМы по литературе 5 класс»




Контрольно-измерительные материалы.

Учебный предмет «Литература»

5 класс





Авторы-составители:


Горностаева Г.Ю. – учитель русского языка и литературы













2024 г



















Описание контрольных измерительных материалов для проведения

промежуточной аттестации за 5 класс по ЛИТЕРАТУРЕ


1. Назначение КИМ

Назначение КИМ для проведения промежуточной аттестации за 5 класс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе. Промежуточная аттестация позволит осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Промежуточная аттестация охватывает содержание, включенное в УМК В.Я. Коровиной Литература (5-9) по учебнику «Литература 5 класс»: Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. ] ; под ред. В.Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2024.


2. Документы, определяющие содержание проверочной работы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) (с изменениями и дополнениями);

  3. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СШ №8, утвержденная приказом по МАОУ СШ № 8 от 31.08.2020г № 248;

  4. Рабочая программа учебного предмета (курса) «Литература» 5-9 классы, утвержденная приказом по МАОУ СШ №8 от 31.08.2020г № 248.


3. Характеристика структуры и содержания КИМ

Содержание собеседования охватывает учебный материал, изученный в течение года.

Состоит из трёх частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности..

Работа проводится в устной форме по билетам.

Каждый вариант КИМ состоит из трёх заданий базового уровня сложности.

Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.

Задание 1 – чтение вслух эпизода из текста художественного стиля.

Задание 2 – подробный пересказ эпизода. Определение названия, автора, темы, основной мысли, названия героев и роли этого эпизода в произведении.

Задание 3 – выразительное прочтение наизусть стихотворения поэта XIX- XX века. Определение заголовка, автора, темы, основной мысли, художественных приёмов.

Задания 2, 3 представляют собой задания с развёрнутым ответом.

КИМы представлены пятью билетами.









4. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

В табл. 1 приведён кодификатор проверяемых элементов содержания.

Таблица 1


Разделы

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Мифология

3

Фольклор

4

Из русской литературы первой половины XIX в.

5

Из русской литературы второй половины XIX в.

6

Из русской литературы XIX – XX века

7

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX – XX веков

8

Произведения отечественной литературы о природе и животных

9

Литература XX—XXI веков


10

Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства

11

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей

12

Литература народов Российской Федерации Стихотворения

13

Из зарубежной литературы


Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

Код

КЭС

Контролируемые элементы содержания (КЭС)

1

Основные теоретико-литературные понятия

1.1

Художественная литература как искусство слова

1.2

Художественный образ

1.3

Литературные роды и жанры

1.4

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический

герой.

1.5

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства

в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

2

Мифология


2.1

Мифы народов России и мира.


3

Фольклор

3.1

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки.

3.2

Сказки народов России и народов мира

4

Из русской литературы первой половины XIX в.

4.1

И.А. Крылов. Басни: «Волк и Ягнёнок», «Квартет», «Волк на псарне»

4.2

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Зимнее утор», «Зимний вечер», «Няне», пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный...»), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

4.3

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино»

4.4

Н.В. Гоголь. «Ночь перед рождеством»

5

Из русской литературы второй половины XIX в.

5.1

И.С. Тургенев. «Муму»

5.2

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Школьник», «Крестьянские дети», поэма

«Мороз, Красный нос»» (отрывок)

5.3

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

6

Из русской литературы XIX – XX века

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной

6.1

Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»

6.2

А.А.Фет. Лирика

6.3

И.А.Бунин. Лирика.

6.4

А.А.Блок. Лирика

6.5

С.А.Есенин. Лирика.

6.6

Н.М.Рубцов. Лирика

7

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX – XX веков

7.1

А. П. Чехов. Например, «Лошадиная фамилия», «Хирургия»

7.2

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча»

8

Произведения отечественной литературы о природе и животных

8.1

Л.Н.Андреев. «Кусака»

8.2

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы»

8.3

А. П. Платонов. «Никита»

8.4

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

9

Литература XX—XXI веков

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне»

9.1

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

9.2

К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»

9.3

В. П. Катаев. «Сын полка»

9.4

Е. И. Носов. «Живое пламя»

10

Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства

10.1

В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

10.2

Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

11

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей

11.1

Ю.И,Коваль. «Приключения Васи Куролесова»

12

Литература народов Российской Федерации Стихотворения

12.1

Р. Г. Гамзатов. «Журавли»;


12.2

М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

13

Из зарубежной литературы

13.1

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

13.2

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

13.3

М. Твен Приключения Тома Сойера»

13.4

Дж. Лондон. «Сказание о Кише»

13.5

Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ»

13.6

Э. Сетон-Томпсон. «Арно»

13.7

Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»




В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.

Таблица 2

Метап редмет ный резуль тат

Код проверяе мого требования

Проверяемые предметные требования

к результатам обучения

1

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

1.1

Давать оценку самостоятельно прочитанным книгам

1.2

Накапливать опыт самостоятельного чтения произведений и воплощать его результаты в устной и письменной форме

2

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

2.1

Выявлять в литературных произведениях авторские идеи

2.2

Обосновывать свои суждения с опорой на текст

2.3

Использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе анализа и интерпретации произведения

3

Смысловое чтение

3.1

Определять и формулировать нравственные и социальные проблемы, поставленные в прочитанных произведениях


3.2

Характеризовать роль героя произведения в сюжете, его внешний облик и внутренние качества, поступки и отношения с другими персонажами

3.3

Определять характер конфликта в произведении

3.4

Определять стадии развития действия в эпическом произведении (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)

3.6

Находить в тексте художественные средства, использованные автором (в том числе гиперболу, аллегорию, антитезу, инверсию, риторические восклицания и вопросы) и характеризовать их роль в литературном произведении

3.5

Характеризовать авторскую позицию и обосновывать свои выводы ссылаясь на текст с приведением примеров из текста

3.6

Находить в тексте художественные средства, использованные автором (в том числе гиперболу, аллегорию, антитезу, инверсию, риторические

восклицания и вопросы) и характеризовать их роль в литературном произведении

3.7

Характеризовать образ лирического героя

3.8

Соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображенной в них эпохой, привлекая необходимые знания по истории

3.9

Сопоставлять персонажей разных произведений по сходству или контрасту

3.10

Сопоставлять произведения художественной литературы с их сценическим и/или кинематографическим воплощением, давать обоснованную оценку этим воплощениям

3.11

Определять и формулировать нравственные и социальные проблемы, поставленные в прочитанных произведениях

3.12

Владеть умениями анализировать произведения (в том числе с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа), давать собственную интерпретацию и оценку произведениям

4

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

4.1

Выразительно читать наизусть не менее 9 поэтических произведений (ранее не выученных наизусть)


4.2

Формулировать вопросы, связанные с неоднозначностью смысла произведения, нацеленные на его интерпретацию


4.3

Участвовать в беседе о прочитанном



5. Распределение заданий проверочной работы по позициям кодификаторов

Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.

Таблица 3

Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС)

Блоки ПООП ООО: выпускник научится / получит возможность научиться

Код КЭС

Код КТ

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах)

1

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития

Владеть разными видами чтения.


2.3

2.6

2.13

2.14

1.1

1.2

2.1

2.2

2.3

Б

2

5

2.1

Умение пересказывать прочитанный текст

Владеть различными видами пересказа

2.3

2.6

2.13

2.14

1.1

1.2

2.1

2.2

2.3

3.2

3.4

3.12

Б

3

3

правильности речи за выполнение заданий 1 и 2

4


2.2

Умение анализировать содержание прочитанного текста

Владеть разными видами чтения.

Извлекать и интерпретировать информацию из текста.

Определять тему и основную мысль произведения


2.5,

Т.-

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15

1.16

1.17

1.23

1.1

1.5

1.11

2.1

Б

2

4


Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения

Осмысление проблематики и своеобразия художественной формы изученного литературного произведения (произведе­ний)


Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции

2.4,

Т-

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15

1.16

1.17


2.2,

2.4,

2.7

1.6

3.6

3.5

3.6

3.7

3.8

Б



3.1

Умение выразительно читать наизусть

Владеть разными видами чтения (наизусть)


2.1

2.4

2.5

2.10

2.11

2.16

2.20

3.6

3.7

3.8

Б

5

2

3.2

Умение анализировать литературное произведение.

Осмысление проблематики и своеобразия художественной формы изученного литературного произведения (произведе­ний), особенностей лирики конкретного поэта в соответствии с указанным в задании направлением анализа.

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения.


Определять тему и основную мысль произведения.

Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции.

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста

2.6,

Т.-

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15

1.16

1.17



3.2

3.6

3.5

3.6

3.7

3.8

Б

2

3

Всего заданий – 3.

Время выполнения работы – 15-20 минут.

Максимальный балл – 18.


6. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности

Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 4.

Таблица 4

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу

Базовый

3

18

100


7. Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Работа состоит из 3 заданий.

Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.

В задании 1 проверяется умение чтения вслух эпизода из текста художественного стиля.

В задании 2 проверяется умение подробного пересказа эпизода; определения названия, автора, темы, основной мысли, названия героев и роли этого эпизода в произведении.

В задании 3 проверяется умение выразительного прочтения наизусть стихотворения поэта XIX- XX века; определения заголовка, автора, темы, основной мысли, художественных приёмов.

Задания 2, 3 представляют собой задания с развёрнутым ответом.

КИМы представлены пятью билетами.

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом

Задание 1. Чтение текста вслух

Таблица 1

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

ИЧ

Интонация



Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста

0

ТЧ

Темп чтения



Темп чтения соответствует коммуникативной задаче

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче

0

Максимальное количество баллов

2


Задание 2.1 Подробный пересказ текста

Таблица 2

Критерии оценивания подробного* пересказа текста

Баллы

П1

Сохранение при пересказе микротем текста



Все основные микротемы исходного текста сохранены

2

Упущена или добавлена одна микротема

1

Упущены или добавлены две и более микротем

0

П2

Соблюдение фактологической точности при пересказе



Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет

1

Допущены фактические ошибки (одна или более)

0

Максимальное количество баллов

3


*Если участник проверочной работы пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил обучающийся по критериям П1-П2, уменьшается на 1 балл.

Таблица 3

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р)*

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет

1

Допущены грамматические ошибки (одна или более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм



Орфоэпических ошибок нет,

или

допущена одна орфоэпическая ошибка (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

1

Допущены две или более орфоэпических ошибок

0

Р

Соблюдение речевых норм




Речевых ошибок нет,

или

допущено не более трёх речевых ошибок

1

Допущены речевые ошибки (четыре или более)

0

Иск.

Искажения слов



Искажений слов нет

1

Допущены искажения слов (одно или более)

0

Максимальное количество баллов

4


* Если участник проверочной работы не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P) ставится не более двух баллов.


Задание 2.2 Устное высказывание

Таблица 4

Критерии оценивания устного
высказывания

Баллы

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения

2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения

1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0

Максимальное количество баллов

2


Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 11.


Задание 3.1 Выразительное чтение наизусть


Критерии оценивания выразительного чтения наизусть Таблица 5

Критерии выразительного чтения

Баллы

правильная постановка логического ударения;

1

соблюдение пауз

1

правильный выбор темпа

1

соблюдение нужной интонации

1

безошибочное чтение

1

Максимальное количество баллов

5

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень - 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень - 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень - менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).


Задание 3.2 Устное высказывание Таблица 6

Критерии оценивания устного
высказывания

Баллы

Соответствие ответа заданию


Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения

2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения

1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0

Максимальное количество баллов

2


Максимальное количество баллов за задание 3 – 7.


Общее количество баллов за выполнение всей работы – 18.


Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Таблица 5

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-8

9-13

14-16

17-18


9. Время выполнения варианта проверочной работы

На выполнение проверочной работы по литературе дается 15 минут.


10. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения проверочной работы

Дополнительные материалы и оборудование не требуются.


11. Рекомендации по подготовке к работе

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.



























Перечень вопросов для составления

контрольно - измерительных материалов

промежуточной аттестации за 5 класс по ЛИТЕРАТУРЕ


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1 - 2.1-2.2

Фрагмент из произведений отечественной литературы XIX - ХХ веков (Н.В. Гоголь. «Ночь перед рождеством», И.С. Тургенев. «Муму», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», А. П. Чехов. Например, «Лошадиная фамилия», «Хирургия», М. М. Зощенко. «Ёлка», Л.Н.Андреев. «Кусака», К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы» А. П. Платонов. «Никита» В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

2.1

Перескажите фрагмент произведения (из 1 задания).



2.2

Определите название, автора, тему, основную мысль, назовите героев и роль этого эпизода в произведении.


Выразительно прочитайте наизусть стихотворение и выполните задания 3.1-3.2


3.2

Назовите тему, основную мысль, художественные приёмы.