Пояснительная записка
Назначение контрольно-измерительных материалов
КИМ по математике предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу по предмету «Математика» во 2 классе. Тексты заданий предлагаемой модели КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенных в Федеральный перечень. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения обучающимися образовательной программы по предмету «Математика» за курс 2 класса.
Кодификатор элементов содержания, Математика
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
Перечень планируемых результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету.
| КОД | Проверяемые умения |
РАЗДЕЛ «ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ» |
1.1 | Выпускник научится |
| 1.1.1 | читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона |
| 1.1.2 | устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел (фигур),составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз) |
| 1.1.3 | группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку |
| 1.1.4 | читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), переходить от одних единиц измерения к другим, используя следующие основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр, квадратный метр – квадратный сантиметр, километр в час – метр в час); |
| 1.1.5 | классифицировать числа (фигуры) по заданному или самостоятельно установленному основанию. |
1.2 | Выпускник получит возможность научиться |
| 1.2.1 | классифицировать числа (другие объекты) по нескольким основаниям, объяснять свои действия; |
| 1.2.2. | выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия. |
2. РАЗДЕЛ «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ» |
2.1 | Выпускник научится |
| 2.1.1 | выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); |
| 2.1.2. | выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (в том числе с нулем и числом 1); |
| 2.1.3. | находить неизвестный компонент арифметического действия; |
| 2.1.4. | читать, записывать числовые выражения, комментировать ход выполнения арифметических действий с использованием математической терминологии (названия действий и их компонентов). |
| 2.1.5. | устанавливать порядок действий в числовом выражении (со скобками и без скобок); |
| 2.1.6. | находить значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия со скобками и без скобок). |
2.2 | Выпускник получит возможность научиться |
| 2.2.1 | выполнять действия с величинами (с переходом от одних единиц |
| | измерения к другим); |
| 2.2.2. | использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; |
| 2.2.3. | проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия). |
3. РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ» |
3.1 | Выпускник научится |
| 3.1.1 | анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим способом (в 1-2 действия), объяснять решение (ответ) |
| 3.1.2. | планировать ход решения задачи |
| 3.1.3. | решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть) |
3.2 | Выпускник получит возможность научиться |
| 3.2.1 | решать задачи в 3-4 действия; |
| 3.2.2. | находить разные способы решения задачи |
| 3.2.3 | Находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный |
РАЗДЕЛ «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» |
4.1 | Выпускник научится |
| 4.1.1 | описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; |
| 4.1.2. | распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), использовать свойства прямоугольника и квадрата при выполнении построений; |
| 4.1.3. | выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник); |
| 4.1.4. | распознавать, различать и называть геометрические фигуры в пространстве: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус |
| 4.1.5. | соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. |
4.2 | Выпускник получит возможность научиться |
| 4.2.1 | распознавать, различать развертки геометрических фигур; |
| 4.2.2. | сравнивать геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. |
5. РАЗДЕЛ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ» |
5.1 | Выпускник научится |
| 5.1.1 | измерять длину отрезка; |
| 5.1.2. | находить периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, находить площадь прямоугольника и квадрата; |
| 5.1.3. | оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно («на глаз»). |
5.2 | Выпускник получит возможность научиться |
| 5.2.1 | вычислять периметр многоугольника |
5.2.2. | вычислять площадь геометрической фигуры, составленной из прямоугольников. |
6. РАЗДЕЛ «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ» |
6.1 | Выпускник научится |
| 6.1.1 | читать, заполнять несложные готовые таблицы; |
6.1.2. | читать несложные готовые столбчатые диаграммы. |
6.1.3. | устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах; |
6.1.4. | понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и..», «если… то…», «верно/неверно,что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); |
6.2 | Выпускник получит возможность научиться |
| 6.2.1 | читать несложные готовые круговые диаграммы. |
6.2.2. | достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; |
6.2.3. | сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; |
6.2.4. | распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблица, текст, рисунок, схема, диаграмма); |
6.2.5. | планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; |
6.2.6. | интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы |
Спецификация контрольно-измерительных материалов
для проведения входной контрольной работы
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание работы определяют следующие документы:
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г);
Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. – М.: Дрофа, 2001;
Программа «Математика» авторы: Моро М.И., Колягин Ю.М., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России».
Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Ч. 1. [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.
Структура КИМ
В работу по математике включено 6 заданий. Каждый вариант входной контрольной работы состоит из 6 заданий: задания с кратким ответом требующие один единственный ответ или одно решение.
Уровни сложности заданий: 4 - задания базового (Б) уровня №1, 2, 3, 5;
2 - задания повышенного (П) уровня №4, 6.
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
1 | Запись числового ряда. |
2 | Понимание математического языка. |
3 | Знание нумерации чисел в пределах 20. Знание состава чисел в пределах 20. |
4 | Понимание арифметического действия сложения и вычитания. |
5 | Понимание арифметического действия сложения и вычитания. Освоение правила порядка выполнения действия. |
6 | Использование смысла отношений «сколько осталось» для решения текстовой задачи арифметическим способом. |
7 | Переход от одних единиц измерения длины к другим. |
8 | Сравнение числа и числового выражения. |
9 | Нахождение длины и построение отрезка. |
Распределение заданий КИМ по содержанию
№ п/п | Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный бал |
1 | Числа и величины | 3 | 8 |
2 | Арифметические действия | 1 | 9 |
3 | Работа с текстовыми задачами | 1 | 3 |
4 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | 1 | 2 |
| Итого: | 6 | 22 |
Распределение заданий контрольной работы по уровню сложности.
Задания № 1-6 проверяют усвоение учебного материала на базовом и повышенном уровне сложности. Уровни сложности 6 заданий: 4 задания базового уровня сложности (Б) и 2 задания – повышенной сложности (П). Уровни достижения планируемых результатов:
базовый – способность обучающегося применять изученные учебные действия в стандартной ситуации. Оценка: достиг или не достиг уровня базовой математической подготовки по курсу первого класса и начала второго класса;
повышенный – способность ученика применять изученные учебные действия в новой учебной или практической ситуации.
Варианты контрольной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
План контрольной работы
№ зада- ния | Раздел содержания | Объект оценивания | Уровень сложности | Тип задания | Макси-мальный балл за выполнение |
№1 | Числа и величины | Запись числового ряда. | Б | КО | 1 |
№2 | Работа с текстовыми задачами | Использование смысла отношений «сколько осталось» для решения текстовой задачи арифметическим способом. | Б | КО | 3 |
№3 | Арифметические действия | Понимание арифметического действия сложения и вычитания. | Б | КО | 9 |
№4 | Числа и величины | Переход от одних единиц измерения длины к другим. | П | КО | 5 |
№5 | Числа и величины | Сравнение числа и числового выражения. | Б | КО | 2 |
№6 | Геометрические фигуры | Нахождение длины и построение отрезка | П | КО | 2 |
Итого: | Б - 4 П - 2 | КО - 6 | 22 |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Определяется балл, полученный обучающимся за выполнение заданий базового уровня.
Определяется балл, полученный обучающимся за выполнение заданий повышенного уровня.
Определяется общий балл обучающегося.
Максимальный балл за выполнение всей работы - 22 баллов (за задания базового уровня сложности -15 баллов, повышенной сложности - 7 баллов).
Если обучающийся получает за выполнение всей работы 15 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по математике.
Если обучающийся получает 16-18 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, обучающийся способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
При получении 19-22 баллов обучающийся демонстрирует способность выполнять по математике задания повышенного уровня сложности.
Время выполнения работы.
На выполнение работы отводится 1 урок.
Дополнительные материалы и оборудование
Для выполнения работы необходима линейка с делениями, карандаш и ручка.
Входная контрольная работа по математике для обучающихся 2-х классов
1 вариант
1. Запиши по порядку числа от 8 до 18.
2. Реши задачу.
На прилавке 10 арбузов. Купили 4 арбуза. Сколько арбузов осталось?
3. Запиши результаты действий.
3 + 7= 9 + 6= 14 – 5=
12 – 3= 6 + 5= 4 + 8=
11 – 6= 9 – 5= 2 + 7=
4.* Заполни пропуски.
1 дм 8 см = ___ см
16 см = __ дм __ см
5. Сравни: ,
6+2…6 2+7. ..10 8+0...0 12-1...13 4+5...9
6.* Начерти два отрезка: один длиной 7 см, а другой длиннее на 2 см.
2 вариант
1. Запиши по порядку числа от 9 до 19.
2. Реши задачу.
У Ирины 7 открыток. 5 она уже подписала подругам.
Сколько открыток осталось подписать Ирине?
3. Запиши результаты действий.
15 – 7= 7 + 2= 11 – 3=
6 + 5= 5 + 8= 10 – 6=
9 + 8= 16 – 8= 17 – 8=
4.* Заполни пропуски.
15 см = ___ дм ___ см
1 дм 7 см = ___см
5. Сравни: ,
3+5…5 2+7. ..9 7-0...0 14-1...15 6+3...10
6.* Начерти два отрезка: один длиной 5 см, а другой короче на 2 см.
Контрольная работа за I четверть по математике для обучающихся 2-х классов
1 вариант
Реши задачу:
На стоянке такси стояло 12 автомашин. После того, как несколько машин уехало, осталось 5 автомашин. Сколько автомашин уехало?
Найди значения выражений:
6 + 7 – 9 = 15 – (3 + 5) =
10 + 3 – 4 = 8 + (12 – 5) =
18 – 10 + 5 = 9 + (13 – 7) =
Сравни, вставь вместо точек знаки «», «» или «=».
4 см 2 мм … 24 мм 1 м … 100 см
7 + 4 … 19 59 мин … 1 ч
4.* Начерти ломаную из трёх звеньев, зная, что длина ломаной 10 см.
5.* Из чисел: 48, 1, 14, 4, 40, 81, 8, 18, 84, 44, 80, 88 выпиши все двузначные числа
в порядке возрастания.
2 вариант
Реши задачу:
Рыболовы поймали несколько окуней. Из 9 окуней они сварили уху, и у них осталось ещё 7 окуней. Сколько всего окуней поймали рыболовы?
Найди значения выражений:
5 + 8 – 9 = 14 – (2 + 5) =
10 + 5 – 6 = 4 + (16 – 8) =
19 – 10 + 7 = 9 + (18 – 10) =
Сравни, вставь вместо точек знаки «», «» или «=».
3 дм 2 см … 23 см 1 см … 10 мм
+ 5 … 14 1 ч. … 30 мин
4.* Начерти ломаную из трёх звеньев, зная, что длина ломаной 8 см.
5.* Из чисел: 62, 12, 6, 66, 20, 26, 2, 21, 16, 22, 60, 6 выпиши все двузначные числа
в порядке возрастания.
Контрольная работа за II четверть по математике для обучающихся 2-х классов
1 вариант
Реши задачу.
В ёлочной гирлянде 7 красных лампочек, синих – на 6 больше, чем красных, а жёлтых столько, сколько красных и синих вместе. Сколько в гирлянде жёлтых лампочек?
Найди значения выражений:
75 + 20 = 90 – 3 = 45 – 5 + 7 =
80 + 11 = 60 – 20 = 83 – (40 + 30) =
Реши уравнение:
5 + х = 12
Найди периметр данной фигуры.
7см
5*. Вставь в «окошки» числа так, чтобы записи были верными:
6 дм 3 см = см 50 мм = см
6*. Вместе точек вставь знаки « + » или « - », а в «окошки» запиши числа так, чтобы
записи были верными:
… 9 = 13 – 8 25 + 5 = 37 ...
2 вариант
1. Реши задачу.
На новогоднюю ёлку повесили 11 шаров, сосулек – на 4 меньше, чем шаров, а шишек столько, сколько шаров и сосулек вместе. Сколько шишек повесили на ёлку?
2. Найди значения выражений:
54 + 30 = 80 – 4 = 34 – 4 + 6 =
70 + 12 = 40 – 10 = 95 – (60 + 20) =
3. Реши уравнение:
х + 7 = 16
4. Найди периметр данной фигуры.
9см
5*. Вставь в «окошки» числа так, чтобы записи были верными:
5 м 8 дм = дм 60 мм = см
6*. Вместе точек вставь знаки « + » или « - », а в «окошки» запиши числа так,
чтобы записи были верными:
68 … = 57 + 3 11 – 7 = … 8
Контрольная работа за III четверть по математике для обучающихся 2-х классов
1 вариант
1. Реши задачу.
Сколько колёс у 8 велосипедов, если у каждого велосипеда по 2 колеса?
2. Замени умножение сложением и вычисли значение произведений.
31 ∙ 2 = 8 ∙ 5 = 18 ∙ 4 =
10 ∙ 4 = 3 ∙ 30 = 9 ∙ 1 =
3. Сравни выражения.
15 ∙ 4 … 15 + 15 + 15 + 15 71 ∙ 5 … 5 ∙ 72
7 ∙ 0 … 0 ∙ 16 (24 – 21) ∙ 9 … 2 ∙ 9
23 ∙ 4 … 23 ∙ 2 + 23 84 ∙ 8 – 84 … 84 ∙ 9
4*. Реши уравнения.
14 + х = 52 х – 28 = 34
5*. Начерти квадрат со стороной 3 см и вычисли сумму длин его сторон.
2 вариант
1. Реши задачу.
Сколько чашек на 3 столах, если на каждом стоят по 8 чашек?
2. Замени умножение сложением и вычисли значение произведений.
15 ∙ 4 = 8 ∙ 3 = 28 ∙ 2 =
10 ∙ 6 = 3 ∙ 20 = 8 ∙ 1 =
3. Сравни выражения.
16 ∙ 3 … 16 + 16 + 16 68 ∙ 6 … 6 ∙ 68
8 ∙ 0 … 0 ∙ 11 (39 – 36) ∙ 9 … 9 ∙ 2
39 ∙ 4 …39 ∙ 2 + 39 48 ∙ 7 – 48 … 48 ∙ 8
4*. Реши уравнения.
12 + х = 71 х – 42 = 17
5*. Начерти квадрат со стороной 4 см и вычисли сумму длин его сторон.
Итоговая контрольная работа по математике для обучающихся 2-х классов
1 вариант
Сделай к задаче рисунок и реши её.
В детский сад купили 15 рыбок и поместили в 3 аквариума поровну. Сколько рыбок поместили в каждый аквариум?
Реши примеры:
7 ∙ 2 = 9 ∙ 3 = 27 : 3 =
3 ∙ 6 = 2 ∙ 8 = 16 : 2 =
Реши уравнения:
6 ∙ х = 12 х : 3 = 8
Вычисли значения выражений:
84 – (34 – 5) = 40 – 18 + 5 =
5*. Начерти прямоугольник, у которого ширина 2 см, а длина на 3 см больше.
Найди периметр этого прямоугольника.
2 вариант
Сделай к задаче рисунок и реши её.
Бабушка испекла 12 пирожков и разложила на 3 тарелки. По сколько пирожков было на тарелке?
Реши примеры:
3 ∙ 8 = 7 ∙ 3 = 21 : 3 =
9 ∙ 2 = 2 ∙ 6 = 12 : 2 =
Реши уравнения:
9 ∙ х = 18 х : 4 = 3
Вычисли значения выражений:
93 – (78 – 9) = 50 – 26 + 3 =
5*. Начерти прямоугольник, у которого ширина 6 см, а длина на 3 см меньше.
Найди периметр этого прямоугольника.
Система оценивания и ответы для заданий
Номер задания | Правильный ответ | Максимальный балл |
1 вариант | 2 вариант |
Правильные ответы к заданиям базового уровня № 1, 2, 3, 4 |
1. | В кажд. акв. - ? рыб. 15 : 3 = 5 (рыб.) Ответ: 5 рыбок в каждом аквариуме. | На кажд. тар. - ? пир. 12 : 3 = 4 (пир.) Ответ: по 4 пирожка на тарелке. | 3 балла – правильно представлен рисунок, верные решение и ответ, 2 балла – задача решена верно, записан полный ответ. 1 балл – задача решена верно, неверно записан ответ. |
2. | 7 ∙ 2 = 14 3 ∙ 6 = 18 9 ∙ 3 = 27 2 ∙ 8 = 16 27 : 3 = 9 16 : 2 = 8 | 3 ∙ 8 = 24 9 ∙ 2 = 18 7 ∙ 3 = 21 2 ∙ 6 = 12 21 : 3 = 7 12 : 2 = 6 | 6 баллов – все примеры решены правильно, по 1 баллу – за каждый верно решённый пример. |
3. | 6 ∙ х = 12 х = 12 : 6 х = 2 - 6 ∙ 2 = 12 12 = 12 х : 3 = 8 х = 8 ∙ 3 х = 24 - 24 : 3 = 8 8 = 8 | 9 ∙ х = 18 х = 18 : 9 х = 2 - 9 ∙ 2 = 18 18 = 18 х : 4 = 3 х = 3 ∙ 4 х = 12 - 12 : 4 = 3 3 = 3 | 4 балла – уравнения и проверка к ним выполнены верно, по 1 баллу – за каждое верно решённое уравнение и правильно выполненную проверку. |
4. | 84 – (34 – 5) = 55 40 – 18 + 5 = 27 | 93 – (78 – 9) = 24 50 – 26 + 3 = 27 | 2 балла – значения выражений вычислены верно, 1 балл – только одно значение выражения верное |
Правильный ответ к заданию повышенного уровня № 5 |
5. | Начерчен прямоугольник со сторонами 2 см и 5 см Р = 2 ∙ (2 + 5) = 14 (см) Ответ: периметр прямоугольника равен 14 см | Начерчен прямоугольник со сторонами 6 см и 3см Р = 2∙ (6 + 3) =18 (см) Ответ: периметр прямоугольника равен 18 см | 3 балла – правильно начерчен прямоугольник, вычислен его периметр и верно записан ответ, 2 балла – правильно начерчен прямоугольник и вычислен его периметр, 1 балл – правильно начерчен прямоугольник или верно вычислен периметр |
11