СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы по русскому языку 5-9 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КИМы по русскому языку 5-9 классы»

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

5-9 классы


5 класс

Диктант с грамматическим заданием

по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Ёжик.

Однажды поздней ночью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.

На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка. Раздался лёгкий треск.

Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Ёж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.

Вскоре ёжик вернулся. Я увидел на его колючках яблоко. Он направился к своему тайнику и исчез в нём.

Всё утро таскал ёж в норку грибы, лесные ягоды.


Дополнительное задание


  1. В предложении подчеркнуть грамматическую основу:

Я увидел на его колючках яблоко.

  1. Морфемный разбор слов:

Лесные, рассвете, норку.

  1. Выписать из текста по 2 сущ-х, прилаг-х, глагола, местоимения.

  2. Выписать из текста 1 имя сущ-ое 1скл, 2скл, 3 скл.




















Диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Заячьи лапы.

Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце.

В августе ходил дед охотиться, попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся.

Дед пошёл дальше, но затревожился. Он понял, что начался лесной пожар. Ветер перешёл в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом. Он бежал медленно, волоча задние лапы, потому что они обгорели.

Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда он выбежал из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнёс домой и вылечил.

(По К.Паустовскому)


Дополнительное задание


  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Дед подобрал зайца, отнёс домой и вылечил.

  1. Составить схему предложения с прямой речью.

  2. Найти и обозначить в тексте слово-обращение.

  3. Выписать из текста союзы.





















Диктант с грамматическим заданием за 1 полугодие.



Перед дождём.

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Ослепляет зрение и освещает лес. Над самой головой раздаётся оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь её большие края виднеется ясная лазурь.

(82 слова) (По Л.Толстому)



Дополнительное задание

1.Произвести синтаксический разбор предложения:

Листья становятся мутного цвета.

2.Морфемный разбор слов:

Задрожала, осиновая, верхушка.

3.Фонетический разбор слова:

Зрение.

  1. Подсчитать количество букв и звуков в словах:

Яркая, солнце, её, шире, края.

  1. Подобрать синоним к слову большой.

Подобрать антоним к слову яркая.


















Диктант с грамматическим заданием

по теме «Морфемика».


Лоси.

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг лосиха почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновенье взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев. (98 слов) (По В.Арсеньеву).



Дополнительное задание


  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Лоси жадно пили воду.

  1. Разобрать слова по составу:

ветерок, лосиха, пришёл.

  1. Выписать из текста слова с чередующейся гласной.

  2. Найти и выписать слова с приставкой на-з, -с.

























Итоговый контрольный диктант


Возвращение журавлей.

Каждый год возвращаются журавли из далёких стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над реками и огромными лесами летят они весной на свою родину.

Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой. В самых отдалённых местах устраивают свои гнёзда осторожные журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.

Весной журавли водят весёлые хороводы, они собираются в кружок на болоте и машут крыльями. Скоро выведутся у них маленькие журавлята. Будут расти малыши, учиться летать.

(По И.Соколову-Микитову)



Дополнительное задание


  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой.

  1. Морфемный разбор слов:

маленькие, журавлята, заросло.

  1. Морфологический разбор слова.

  2. Подсчитать количество букв и звуков:

родное, жить, покой.

  1. Найти и отметить в тексте сложное предложение.




















6 класс

Диктант с грамматическим заданием

по теме «Повторение изученного в 5 классе»



Кедр.

Кедр растёт высоко в горах. Он высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше к солнцу.

На концах его веток кедровые шишки висят. Орешки ещё не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живёт. Кедр всех кормит.

Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два – три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.

Поздней осенью ещё больше зверьков и птиц живёт около кедра. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю.

Растёт кедр высоко в горах, и ветер старательно клонит его ветви к земле. (109 слов)

(По Г.Снегирёву)



Дополнительные задания

  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Кедр растёт высоко в горах.

  1. Морфемный разбор слов:

кедровые, собирают, орешки.

  1. Фонетический разбор слова:

мышь.

  1. Найти в тексте простые и сложные предложения, выделить грамматические основы.















Диктант с грамматическим заданием

по теме «Словообразование»



В лес за чудесами.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия. «Советую тебе, Серёжа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрёл фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать всё интересное.

Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку берёзки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнёшь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. Лес подарил мне много счастливых находок. (108 слов)

Дополнительные задания

  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Лес подарил мне много счастливых находок.

  1. Морфемный разбор слов:

пригорок, подарил, поход.

  1. Выписать слова с чередующейся гласной в корне.

  2. Графически объяснить правописание слов:

преспокойно, преодолевать, присядешь.





















Диктант с грамматическим заданием

за 1 полугодие


Русская зима.

Хороши русские зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клёстов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе. (112 слов)

(По И.Соколову-Микитову)


Дополнительные задания

  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Наполняется жизнью зимний лес.

  1. Произвести морфологический разбор слова жизнью.

  2. Выписать из текста существительные 1,2,3 склонения.

  3. Разобрать слова по составу:

сучок, речонки, выбирают.

  1. Фонетический разбор слова:

белка.

















Диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя прилагательное»

Усталое летнее солнце уходит на покой за горизонт. На западе пропадает узкая полоска света. Над гладкой поверхностью неширокой речонки ложится туман и окутывает неглубокий овражек, песчаный берег, невысокие прибрежные кусты и светло-зеленый лужок. Сгущается туман и на землю опускается ночная сырость.

На небе загораются первые звездочки. Замолкают птицы. В последний раз свистнул предвестник ночи соловей. Сонная тишина не нарушается даже шорохом листьев. Только иногда увидишь в темноте, как пронесётся летучая мышь.

Тяжёлые от росы цветы съёжились п приклонились к земле. Сложил свои парашютики полевой плющ. Непроглядная тьма расстилается по окрестности. От земли распространяется резкий аромат цветущих растений. Ночью их запах всегда сильнее. Всё в природе объято сном. Как прекрасна летняя ночь!





Дополнительные задания

  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Сгущается туман, и на землю опускается ночная сырость

  1. Произвести морфологический разбор имени прилагательного (на выбор).

  2. Определить разряд прилагательных:

Тяжёлые, сонная, песчаный, узкая.

  1. Подсчитать количество букв и звуков:

Кусты, лужок, листьев, летучая.

  1. Морфемный и словообразовательный разбор слова:

Сонная.
















Диктант с грамматическим заданием

по теме «Местоимения»


. Лесное лекарство.

Как-то отец взял меня на охоту.

Мы ехали по лесу на дрожках. Было раннее утро, на деревьях и на траве сверкала обильная роса! Как хорош и пахуч сосновый бор!

У большого дерева около высокой кучи отец поставил лошадь.

Почти на вершине кучи лежал небольшой кусок какого-то светло-жёлтого вещества, очень похожего на обыкновенное сливочное масло. Мы сошли с этих дрожек и стали рассматривать загадочное вещество. Я прикоснулся к нему – оно было мягкое и тёплое.

Мы положили кусок «масла» в кружку, обвязали бумагой и спрятали под деревом.

Вечером отец достал кружку, а в ней ничего не было – «масло» улетучилось. От него резко пахло муравьиным спиртом.

Дома этим «лесным лекарством» растирала моя бабушка поясницу и уверяла, что ничто раньше ей так не помогало. (122 слова)

(По Соколову-Микитову)


Дополнительные задания

  1. Выпишите 2 словосочетания, куда входит местоимение.

  2. Произведите морфологический разбор одного местоимения (на выбор).

  3. Морфемный разбор слов:

ничто, положили, муравьиным.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Мы положили кусок «масла» в кружку, обвязали бумагой и спрятали под деревом.


















Итоговый контрольный диктант


Лес.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над нами. Висячие ветви берёз едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.

Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот побежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растёт высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.

А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зелёные листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь. (125 слов)

(По И.С.Тургеневу)


Дополнительные задания


1.Произвести синтаксический разбор предложения:

В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.

2. Произвести морфологический разбор слова побежал.

3. Морфемный разбор слов:

золотистом, зашумели, шляпками.

4.Фонетический разбор слова:

Тень.

5.Объяснить схематично правописание слов:

придорожной, узкой, растёт, хорош, длинные.












7 класс


Диктант с грамматическим заданием

по теме «Причастие как часть речи»

Дальние горы, овеянные синеватой мглой, реяли и расплавлялись у горизонта. Лёгкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными головками. Кое-где открывались вдруг небольшие озёрки, будто упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень.

Мы миновали небольшую кучку юрт, расположившихся на холме над озером. Зелёный луг опять принял нас в свои молчаливые объятья. Горы на другом берегу уже не туманились. Всё ближе подступали холмы, разделённые узкими лужками. Временами в ущельях раздавался топот конских копыт, и табун, одичавший и объевшийся на буйных травах, выскакивал на луговину. Его привлекло ржание наших лошадей.


Дополнительные задания

  1. Выписать из текста 5 причастий.

  2. Морфологический разбор причастия.

  3. Синтаксический разбор предложения:

Дальние горы, овеянные синеватой мглой, реяли и расплавлялись у горизонта.

  1. Морфемный разбор слов:

пестревшие, разноцветными, узкими.

  1. Подсчитать количество букв и звуков:

его, всё, реяли, зелень, озером.















Диктант с грамматическим заданием

за 1 полугодие


Реки-сёстры.

Переваливаясь уточкой с боку на бок, меняя русло, торопится хлопотливая речка Бездна. По пути, расспрашивая дорогу к Суре, плутая по лесам, минуя поля и деревеньки, спешит, улыбаясь на солнце. Подражая горной речке, Бездна одолевает остатки плотины Хитрого посёлка.

Прислушивается, протекая под боком Зелёного, где-то вовсе не далеко должна быть старшая сестра Сура.

Беспокоится Бездна, волнуется. Как встретят её? Издалека ещё начинает сама с собой разговаривать.

А вот и красавица Сура совсем рядом. Её волны стараются забрызгать пеной, передразнивая куполами пузырей. Сура не заставляет Бездну как застенчивую невесту топтаться на месте, а увлекает её за собой. Поначалу Бездна пугается, хочет повернуть обратно. Она растеряна.



Дополнительные задания

  1. Выписать из текста деепричастия.

  2. Произвести морфологический разбор деепричастия.

  3. Морфемный разбор слов:

передразнивая, улыбаясь, забрызгать, добиралась.

  1. Синтаксический разбор предложения:

Переваливаясь уточкой с боку на бок, меняя русло. Торопится хлопотливая речка.

  1. Фонетический разбор слов:

русло, пеной.
















Диктант с грамматическим заданием

по теме «Наречие»


За брусникой.

Солнце ещё греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В тёмно-зелёных косах берёз кое-где виднеются светло-жёлтые пряди.

Вверху над нами бледно-голубое небо, слева лес, а справа ещё не скошенное поле, за ним небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, к лесу.

Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем напрямик в чащобу.

Широкие ветви могучих деревьев крепко-накрепко переплелись в вышине, в лесу темно и прохладно.

Медленно продвигаемся вперёд и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую лёгким ветерком.

Здесь должна быть брусника, и её во что бы то ни стало нужно разыскать.

По-моему, надо идти дальше, вглубь леса, но мои подружки врассыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в корзинки кроваво-красные ягоды.

Наконец и я замечаю под блестящими, как будто кожаными листьями, ягоды брусники. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы разбрелись поодиночке и только изредка перекликаемся друг с дружкой. Понемногу корзины наполнились доверху, да и мы сами наелись досыта.



Дополнительные задания

  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Поляна сплошь покрыта ягодами.

  1. Выписать из текста 5 наречий.

  2. Произвести морфологический разбор наречия (на выбор).

  3. Разобрать слова по составу:

по-летнему, досыта, слева.













Итоговый контрольный диктант



Первое лето в деревне.

Первый луч солнца ещё только протискивается меж розовеющих облаков, кругом тишь да гладь, а в деревне уже бурлит жизнь.

Ночь прошла, ложатся совы и кошки, и обнаглевшая мышь побежала через огород в поля, где колосящаяся рожь может одарить её вкусненькими зёрнышками. Полкан, потягиваясь, вылезает из своей будки и лениво грызёт оставшийся после вчерашнего ужина хрящ. Учится летать молоденький стриж. У реки слышатся осторожные шаги, слегка шуршит камыш возле заводи – это рыбак пробирается к заветному местечку в надежде подстеречь здоровенную щуку, что сорвалась у него с крючка весной. Но пока его крючок заглотил лишь невзрачный ёрш, почти детёныш.

Для маленького Саши это первое лето в деревне. И он пытается поскорее постичь все премудрости деревенской жизни. Вчера он помогал деду Макару стричь овечку.

Наверное, Сашина помощь пришлась кстати, потому что потом дед растопил печь и угостил мальчика настоящим топлёным молоком, а к молоку дал калач с домашним овечьим сыром. Такому щедрому деду вдвойне приятно помочь. А дед Макар и совет дал: «Хочешь узнать лесные тайны, постарайся лечь спать пораньше, нос спрячь под одеяло, а поутру вставай с рассветом и носись вскачь по лугам да по лесам, только не шуми и смотри внимательно!»

(По А.Иллюминаторской)


Дополнительные задания

Базовый уровень


  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Вчера он помогал деду Макару стричь овечку.

  1. Произведите разбор слов по составу:

поскорее, молоденький, заглотил.

  1. Подсчитать количество букв и звуков:

только, поскорее, крючка.

Повышенный уровень

4.Выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

5.Выпишите различные случаи грамматического употребления ь в словах.







8 класс


Диктант с грамматическим заданием

по теме «Главные члены предложения.»


Барсук.

В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивает насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительный корм.

Барсуки не уходят далеко от нор. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. И не всегда удаётся услышать их шаги.

Барсук – безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах теперь барсуков почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук – умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда.

К неволе барсук привыкает трудно. И в зоопарке днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.

Охотиться на барсуков нетрудно. Очень интересно следить за жизнью обитателей барсучьих нор! (119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)


Дополнительные задания

  1. Объяснить постановку тире:

Барсук – безобидное и очень полезное животное.

  1. Морфемный разбор слов:

Обнюхивает, разыскивает.

  1. Синтаксический разбор предложения:

К неволе барсук привыкает трудно.

  1. Выписать словосочетания с разными видами подчинительной связи.





















Диктант

грамматическим заданием за 1 полугодие


Ночная вахта.

Ночь. Вахта. Над тобой необъятный купол вселенной. Тихонько журчит вода у штевня. Иногда плеснёт стайка дельфинов или крикнет спросонья чайка, ночующая на рее.

Стоишь на руле… Легко поворачиваешь рулевое колесо и смотришь на паруса. Нельзя выйти из ветра, иначе беда – придётся делать поворот. Только неопытный рулевой может допустить это.

Луна. Живая серебряная дорожка бежит по чёрной густой воде. И паруса в лунном свете кажутся серебряными, лёгкими. Не слышно шума машин, как это бывает на паровых судах. Только где-то постукивает плохо закреплённый шкот и однообразно, чуть слышно, тоненьким голосом поёт ветер между снастями.

Впереди на мостике выделяется белая расплывчатая фигура вахтенного помощника.

Стоишь на мостике и начинаешь фантазировать о «Летучем голландце», о пиратах. Вспоминаешь знаменитых русских флотоводцев-парусников, плававших в этих местах, - Ушакова, Сенявина, Нахимова…

Хорошо в лунную ночь на борту парусника! Хорошо! (131 слово)

(По Ю.Клименченко.)


Дополнительные задания

  1. Найти и отметить в тексте односоставные предложения.

  2. Произвести синтаксический разбор предложения:

Впереди на мостике выделяется белая расплывчатая фигура вахтенного помощника.

  1. Морфемный разбор слов:

Неопытный, тоненький, парусника, постукивает.

  1. Подсчитать количество букв и звуков

поёт, стоишь, чёрной, вспоминаешь.













Диктант с грамматическим заданием

по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».


На лесном аэродроме.

Совершая воздушное путешествие над тайгой, я слышал от лётчиков много интересных рассказов о лесных и охотничьих приключениях. Лётчики рассказывали, как доводилось наблюдать им зверей в тайге.

На лесном аэродроме мне показали живого маленького медвежонка. Доставленный из тайги на самолёте, он чувствовал себя с людьми прекрасно. Он жил в клетке, устроенной на аэродроме. Иногда мишку выпускали гулять, и, смешно переваливаясь, он гонялся за козами, забиравшимися на запрещённую для посторонних посетителей зону.

Кроме авиатора-мишки, жила в штабе лесного отряда, пользуясь общим дружеским расположением, Дуся, маленькая белочка, пойманная лётчиками в лесу во время ночёвки.

Но самой большой любовью и почтением пользовался в отряде ручной журавль Василий Иванович. Важно, точно распорядитель-диспетчер, ходил он по аэродрому. Казалось, что он наблюдает за общим порядком, и можно было подумать, что без Василия Ивановича не отправляется ни один самолёт. Денно и нощно присутствовал он на аэродроме, и странно было видеть ночью стоящую на одной ноге его высокую фигуру. (150 сл.)

(По И. Соколову-Микитову.)


Дополнительные задания


  1. Найти и подчеркнуть в тексте обособленный член предложения.

  2. Произвести синтаксический разбор предложения:

На лесном аэродроме мне показали живого маленького медвежонка.

  1. Разобрать слова по составу:

рассказывали, забиравшимися, медвежонка.

  1. Объяснить постановку дефиса между словами в третьем абзаце.















Контрольный диктант

по теме «Вводные и вставные конструкции».


Цель: проверить степень освоенности материала учащимися; проконтролировать и оценить знания учащихся.


На охоте.

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, выстрелы дружно раздавались вслед за ними. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. В пылу перестрелки мы не обращали внимания на состояние нашего дощаника, как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу бледных лиц моих товарищей. Вероятно, и моё лицо не отличалось тогда румянцем. В ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. (141 сл.)

(По И.Тургеневу.)


Дополнительные задания


  1. Найти и обозначить в тексте вводные и вставные конструкции.

  2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Вероятно, и моё лицо не отличалось тогда румянцем.

  1. Подсчитать количество букв и звуков в словах:

тихая, тростников, край, движения.

  1. Произвести разбор слов по составу:

подстреленных, налёг, вспомнить.














Итоговый контрольный диктант.


Совята.


Однажды (это было в конце сороковых годов), исследуя низовья реки Имана в Уссурийском крае, я нашёл гнездо болотной совы. Это гнездо, к моему удивлению, помещалось на маленькой, ничем не защищённой кочке. Насколько я помню, в гнезде лежали шесть беспомощных совят, видимо, таких же обжор, как и птенцы горихвосток.

К такому предположению я пришёл, конечно, не случайно. Известно, что большинство сов ведут ночной образ жизни. Однако родители найденных мною совят вынуждены были нарушить свойственный совам образ жизни. Они охотились за мышами-полёвками не только в ночное время, но, как мне удалось убедиться позднее, и большую часть дня.

Очевидно, сильно подросшие совята нуждались в обильной пище, и бедным родителям не хватало короткой летней ночи, чтобы поймать нужное количество грызунов. При достаточном количестве пищи совы, наоборот, целый день неподвижно сидят в гнёздах, заботливо оберегая своим телом беспокойных птенцов. (134 сл.)

(По Е.Спангенбергу.)


Дополнительные задания

Базовый уровень

1. Подчеркнуть вводные и вставные конструкции.

2. Подчеркнуть обособленные члены предложения.

3. Разобрать слова по составу:

исследуя, беспокойных, подросшие.

4. В первом предложении обозначить часть речи у всех слов.


Повышенный уровень

5.Выписать из текста словосочетания с разными видами подчинительной связи.

6. Объяснить постановку тире: мышами-полёвками.














9 класс

Диктант с грамматическим заданием

по теме «Сложносочиненное предложение»

Ночь.

Мне нужно было попасть на утиное озеро к рассвету, и я вышел из дому ночью.

Я шёл по мягкой пыльной дороге, спускался в овраги, поднимался на пригорки, проходил реденькие сосновые борки с застоявшимся запахом смолы и земляники, снова выходил в поле… Никто не догонял меня, никто не попадался навстречу – я был один в ночи.

Иногда вдоль дороги тянулась рожь. Она созрела уже, стояла неподвижно, нежно светлея в темноте.

Скоро дорога, мягкая и беззвучная, ушла в сторону, и я ступил на твёрдую, мозолистую тропку, суетливо вившуюся вдоль берега реки. Плывущие в темноте брёвна изредка сталкивались, и тогда раздавался глухой слабый стук, будто кто-то стукнул обухом топора по дереву. Далеко впереди на другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него по воде.

Я пошёл быстрее, прошёл осиновым подлеском и наконец внизу, в небольшом распадке, окружённом со всех сторон густым лесом, увидел костёр. Возле него, подперев рукой голову, лежал человек, смотрел в огонь и негромко пел. (160 слов)

(По Ю.Казакову.

Дополнительные задания


1. Произвести синтаксический разбор предложения:

Далеко впереди на другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него по воде.


2. Произвести морфемный разбор слов:

утиное, плывущие, беззвучные.


3.Подсчитать количество букв и звуков:

ночью, рожь, светлее, точкой.


4. Найти в тексте и отметить сложносочинённое предложение.









Диктант с грамматическим заданием

за 1 полугодие


Гроза ночью.

Ночью я проснулся от грохота, гула и жуткого ощущения, что наша изба с треском разваливается. Я в ужасе вскочил, и меня ослепил неземной огонь за окном, который вспыхивал и мгновенно угасал. Я понял, что на улице гроза. Когда грохот обрывался и гул замирал, слышно было, как за окошками хлестал ливень, а за стеной клокотала вода. Я влез на лавку, поднял нижнюю половину рамы, и в лицо мне хлынула влажная прохлада. Вспышки молний пронизывали всё небо, и серая муть вдруг превращалась в сверкающие струи, которые туго били в мёртвую траву и взрывались пузырьками в блистающих лужах перед завалинкой.

Пахло мокрой землёй и опьяняюще приятным запахом, какой бывает только во время грозового дождя. И в этот момент я как-то особенно радостно чувствовал, что земля и небо живые, что они очнулись от мучительного сна и дрожат от волшебного пробуждения. Чудилось, что всюду волнуются и несутся куда-то шквалами мятежные толпы, рокочет гул тревожных голосов.



Дополнительные задания


1.Выписать из текста словосочетания с разными видами подчинительной связи.

2. Морфемный разбор слов:

замирал, проснулся, мучительного.

3.Подсчитать количество букв и звуков:

Ночью, всюду, ощущение, пузырьками.

4. Синтаксический разбор предложения:


Я влез на лавку, поднял нижнюю половину рамы, и в лицо мне хлынула влажная прохлада.


5.Найти в тексте СПП.















Диктант с грамматическим заданием

по теме «Сложноподчиненное предложение»

Вторник.

Был у нас пёс из простых дворняжек пёстрой масти. Уши у него стоячие, а хвост крючком.

Однажды, когда офицерский катер отчалил от пристани, вдруг на его корму саженным прыжком махнула собака. Офицеры переполошились, но она ласково завиляла хвостом и смотрела на каждого из них сияющим взглядом карих глаз.

По всему было видно, что она необыкновенно обрадовалась, когда очутилась на катере. Все решили, что эта собака бывала на морях и каким-то образом отстала от своего судна. Дело было во вторник, поэтому его назвали Вторником. Пёс быстро прижился у нас. Чаще всего он ютился в кают-компании, где вкуснее кормили. У него была большая любовь к морю. Он мог часами сидеть на заднем мостике и, словно поэт или художник, любоваться красотами водной стихии. Но его, как и всех моряков, тянуло на берег. На суше он вёл себя осторожно и держался ближе к пристани. Он боялся, что опять останется на берегу. У него была замечательная память, и он знал в лицо не только офицеров, но и всю нашу команду.

(166 слов)

(По А.Новикову.Прибою.)


Дополнительные задания.



  1. Сделать синтаксический разбор предложения:

Он боялся, что опять останется на берегу.

  1. Произвести разбор слов по составу:

офицерский, кормили, любоваться.

  1. Выписать из текста словосочетания с разными видами связи.

  2. Подсчитать количество букв и звуков в словах:

Память, пёс, стоячие,.

5.Найти и отметить в тексте сложноподчинённое предложение, определить вид придаточного.














Диктант с грамматическим заданием

по теме «Бессоюзное сложное предложение»


Тень.

Удивительная тишина в лесу: лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно, подмигивает ленивая паутина.

На полянке с брусничным настоем воздуха стоял медвежонок. Он то вдруг взмахивал головой и носом тыкался в землю, то переваливался с боку на бок и скрёб землю коготками. Он явно что-то ловил и никак не мог поймать. И вдруг я понял: медвежонок ловит свою тень! Он видел: рядом шевелится тёмное, бросался на тёмное и скалил зубы. Но тень – это тень.

Даже старый медведь не очень-то верит своим глазам. Вот и медвежонок: понюхает тень – не пахнет. Наклонит к земле – не шуршит. Стукнет лапой – сдачи не даёт.

Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. Надо сесть, всё не спеша обдумать. Стал приседать медленно на задок. Присел – наткнулся на острый сучок! Подскочил, а оглянуться нельзя: тень перед носом тоже скакнула. Шерсть

на мишкиной холке встала торчком. Попятился – опять напоролся на сук!

Заорал медвежонок басом и, как заяц, упрыгал в кусты. (150 слов)

(По Н.Сладкову.)

Дополнительные задания


  1. Найти в тексте БСП, подчеркнуть в них грамматические основы.


  1. Графически объяснить постановку тире в предложении:

Но тень – это тень.

  1. Объяснить постановку знаков препинания:

Он видел: рядом шевелится тёмное, бросался на тёмное и скалил зубы.

  1. Объяснить условия выбора орфограммы в словах:

Что-то, очень-то