СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы по русскому языку для 5-8 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-проверочные работы могут использоваться как на уроках изучения новой темы, так и на итоговых занятиях.

Просмотр содержимого документа
«КИМы по русскому языку для 5-8 классов»

Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку



Пояснительная записка



КИМы содержат контрольные работы различного типа по основным разделам предмета «Русский язык» и позволяют организовать текущий и итоговый контроль знаний учащихся по русскому языку. Контрольно – проверочные работы могут использоваться как на уроках, посвященных изучению новой темы, так и в качестве контрольных заданий на итоговом занятии. Работа может также осуществляться учениками дома для самоконтроля, что особенно актуально для учащихся, по каким-либо причинам пропустившим занятия по теме.

Тесты закрытого типа содержат условие (вопрос) и 2-5 вариантов ответа, среди которых только один правильный.

Контрольные работы оцениваются в соответствии с нормами оценок и призваны обеспечить одинаковые требо­вания к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки раз­личных сторон владения устной и письменной формами русско­го языка (критерии оценки орфографической и пунктуацион­ной грамотности, языкового оформления связного высказыва­ния, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов конт­рольных работ;

4) количество отметок за различные виды конт­рольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умени­ям и навыкам, над которыми они работали или работают к мо­менту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) зна­ние полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунк­туационные навыки;

3) речевые умения.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение при­менять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следую­щими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изучен­ный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходи­мые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно со­ставленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю­щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в пос­ледовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении поня­тий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои приме­ры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание боль­шей части соответствующего раздела изучаемого материала, до­пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажа­ющие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе­нию последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное не­знание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3»)может ставиться не только за единовре­менный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво­дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



П. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографичес­кой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, ко­торые должны отвечать нормам современного литературного язы­ка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170слов. (При подсчете слов учитыва­ются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он мо­жет состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIIIкласса - 30 - 35, для IX класса - 35 - 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограм­мы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявле­ние прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктан­тыпроводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольныхдиктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограм­мы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изу­ченных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количе­ство проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превы­шать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VIIклассе -20 различных орфограммы и 4-5пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмми 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере зак­реплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специ­ально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для пре­дыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные на­писания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместоработает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вме­сто земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошиб­ки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наи­менованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, пра­вописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилага­тельными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотип­ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же сло­ве или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматичес­ких (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пиро­жок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в кото­ром для выяснения правильного написания одного слова требует­ся подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфогра­фических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографическойи 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсут­ствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставлять­ся при 3 орфографических ошибках, если среди них есть одно­типные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи­ческие и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных оши­бок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе до­пускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографи­ческих и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфогра­фических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуацион­ных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается бал­лом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитывае­мых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» - 2орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оцен­ки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографичес­кого, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каж­дый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекоменду­ется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выпол­нено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено бо­лее половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитыва­ются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендует­ся руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается бал­лом «1».



III. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки уме­ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня рече­вой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соот­ветствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V клас­се -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочи­нений: в V классе — 0,5— 1,0 страницы, в VI классе —1,0—1,5,в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0-3,0, в IX классе - 3,0-4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зави­сит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочи­нения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) со­блюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметка­ми: первая ставится за содержание и речевое оформление, вто­рая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пун­ктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следую­щим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учи­тывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником оши­бок - орфографических, пунктуационных и грамматических.



Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием ис­пользуемых синтаксических конструкций, точностью словоупот­ребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


«4»


1. Содержание работы в основном соответствует теме (име­ются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единич­ные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно раз­нообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержа­нии и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб­ки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических оши­бок, а также 2 грамматические ошибки.










«3»


1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изло­жения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встречается неправильное словоупотреб­ление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа­нии и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных оши­бок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связьмежду ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

V.Оценка обучающих работ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. V. Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

VI. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении же следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.











Средства контроля

5 класс

Контрольная работа №1. Стартовый контрольный диктант.

Интересная поездка

Папа, мама, Серёжа и Витя в выходные дни и праздники не сидят дома. Что нового узнаешь на своей улице? А в поездках по родному краю новое встречается на каждом шагу.

Рано утром они пешком или на поезде отправляются в путь. Плохая погода их не пугает. Часто ночь застаёт наших путников в дороге. Но домой они всегда возвращаютсябодрыми и весёлыми.

Сегодня вся семья решила съездить в дубовую рощу на окраине знакомой деревни, посетить колхоз, побывать в местной школе. Интересная будет поездка. Счастливого пути!

(83 слова)

Грамматическое задание:

  1. К подчёркнутым словам подберите проверочные слова, запишите их и поставьте ударение.

  2. В словах «на окраине знакомой деревни» обозначьте окончание, укажите склонение и падеж.

  3. Разберите слово «поездка» по составу. Подчеркните в нём одной чертой гласные звуки, двумя- согласные.

Контрольная работа №2

Диктант по теме «Орфография. Повторение»

Цель: проверить орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки учащихся; проверить умение формулировать основную мысль текста.

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зелёным ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.

Г.А.Богданова. (82 слова)

Задания:

  1. Озаглавьте текст диктанта.

  2. Выпишите 5 слов с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.



Контрольная работа №3 за 1 четверть



Цель:

1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

2. Проверить умение определять лексическое значение слова и выполнять фонетический разбор.





Контрольный диктант

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест.

(81 слово.)

Задания:

1. Озаглавьте текст диктанта.

2. Выпишите из текста диктанта три слова с разными орфограммами в корне, графически их обозначьте.

3. Определите лексическое значение слов:

вариант I – тихие (дни);

вариант II – поздней (осени).

4. Сделайте фонетический разбор слова:

вариант I – шишек,

вариант II – дышит.



Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Цель:

  1. проверить знания учащихся по фонетике и орфоэпии.

  2. Проверить умение выполнять фонетический и орфоэпический разборы.



Задание 1.

Охарактеризуйте звуки:

Вариант 1 - [х],[д],[ж];

Вариант 2 - [б],[л],[ш].



Задание 2.

Сделайте фонетический разбор слова:

Вариант 1 – пятью;

Вариант 2 – семью (числительное).



Задание 3

Обозначьте звуки на месте подчёркнутых букв, поставьте ударение в словах:

Вариант 1 – Ильинична, термин, сорит.

Вариант 2 – Фоминична, тире, щавель.



Задание 4.

Перечислите буквы:



Вариант 1 – не обозначающие звуков;

Вариант 2 – обозначающие два звука.



Задание 5.

Выпишите из «Орфоэпического словарика» учебника пять слов, обозначая в них произношение и ударение.



Задание 6.



Выберите правильный ответ:

[с] – согласная, твёрдая, глухая;

[с] – согласный, твёрдый, глухой.

Обоснуйте свой выбор.





Контрольная работа №5

Контрольный диктант за 2 четверть

Цель:

1. Проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

2. Проверить умение учащихся выполнять разбор слова по составу.

Медвежонок

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие листики брусники.

На краю поляны сохранялись заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

По Г.Снегиреву (99 слов)

Задания:

1. Выпишите слова с орфограммой "Буквы ё-о после шипящих в корне слов"

2. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, подберите к ним два-три однокоренных слова; укажите, какой частью речи являются эти слова.

3. Разберите слова по составу:

Вариант l - лесного, показались, глазки;

Вариант ll - расположился, (в) малиннике, листики.



Контрольная работа №6 по теме «Словосочетание. Виды словосочетаний»

Цель:

1) Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

2) Проверить умение разбирать словосочетания.



В саду с ветки на ветку перелетала шустрая птичка. Спинка у нее серая, грудка желтая, на головке черная шапочка. Это - синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят жуки садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей и ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.

Много разных жучков съедает синица за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Люди называют синицу сторожем наших садов.

По г.Скребицкому (95 слов)

Задания:

1. Озаглавить текст.

2. Выписать три слова с различными орфограммами, и обозначить их графически.





Контрольная работа №7 по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цель уроков:

1. Проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

2. Проверить умение учащихся выполнять синтаксический разбор простого предложения и разбор слова по составу.

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

По Б. Тимофееву (85 слов)

Задания:

1. Выпишите пять слов с различными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

2. Синтаксический разбор любого простого предложения.

3. Разбор по составу двух любых слов.





Контрольная работа №8 за 3 четверть

Цель:

1. Проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и морфологический разбор глагола.

Встреча в деревне

Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в Сибири. Он приехал в Москву в свое геологическое управление с интересными породами, ожидал результатов их анализов и решил свободные денечки провести в деревне.

В рюкзаке у него лежали все пожитки: брюки, тапочки, рубашка, садовый нож, полбуханки хлеба. В папке лежали фотографии.

Интересно было их рассматривать и слушать рассказы геолога. Владимир Сергеевич объездил всю страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал корень женьшеня.

Это был маленький ветвистый корешок жёлтого цвета. Он умещался на ладони и был очень похож на худенького человечка с ручками и ножками.

И. Дик (95 слов)

1. Разберите слова по составу:

Вариант l - свободные, провести, тапочки;

Вариант ll - садовый, рассказы, показал.

Выполните морфологический разбор глаголов:

Вариант l - работал, объездил;

Вариант ll - приехал, умещался.

  1. Выпишите словосочетания "глагол + существительное", определите вид и время глагола.



Контрольная работа №9 по теме «Имя существительное»



Цель:

1. Проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и морфологический разбор имени существительного.

В самолете во время грозы

Самолет набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной черной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несется к земле. Летчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катит по твердой бетонной дорожке.

В. Железников (97 слов)

Задания:

1. Найдите три примера орфограммы "Буквы е и и в окончаниях имен существительных".

2. Разберите слова по составу:

вариант l - набирает, воздушные, (в) самолете;

вариант ll - проскочить, (по) бетонной, несется.

3. Выполните морфологический разбор любого имени существительного.



Итоговая контрольная работа №10 за курс 5 класса



Цели уроков: проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

Фомка и барин

По дороге топал ёж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся и забарабанил ножками по столу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин.

Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул за шкаф, и я подумал: "Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет". Но через неделю еж и кот уже ужинали вместе.

По А. Баркову (103 слова.)

Задания:

1. Сделайте синтаксический разбор простого предложения:

Вариант l - В комнате Фомка развернулся...

Вариант ll - Но через неделю ёж и кот...

2. Составьте схему предложения с прямой речью.

3. Выпишите 3 слова с изученными различными орфограммами.









6 КЛАСС

Контрольный диктант № 1. Стартовый диктант

Азбука тайги

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было еще далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашел сухое, высокое местечко. Но мой путник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увел меня на болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас все это обошло стороной.

К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таежник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушел из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь все знает, слушайся в тайге медведя»,- закончил старик свой рассказ.

(По А. Иванову-Смоленскому).



ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    1. Выпишите по 2 слова со следующими орфограммами (безударные гласные в корне; проверяемые, непроверяемые, чередующиеся и др.).

    2. Разбор слова по составу: расположиться, выбирал, старичок, рассказ.

    3. Определите часть речи у слов во втором или в последнем предложениях.





Контрольный диктант № 2

Необычный стрелок

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами причудливо скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только прерывистое пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился, присмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Шум исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок преспокойно разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это преинтересное растение.

(По Г. Угарову).

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    1. Выпишите слова со следующими орфограммами (правописание сложных прилагательных, прилагательные с –н-, -нн-).

    2. Произведите синтаксический разбор предложения (первый абзац, третье предложение; четвертый абзац, третье предложение).



Контрольный диктант № 3



Барсук лечит нос.



Мы осторожно пробрались в чащу. Среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину него, в мокрую т холодную труху, обожженный нос.

Вокруг него бегал и фыркал другой, маленький барсучонок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегу этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.



Контрольный диктант № 4



Осьминожек.



Завел я маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался. Посадил я осьминожка в банку от варенья, а банку поставил на стол. Так и жил у меня в банке осьминожек. Я что – нибудь делаю, а он за кумушком притаится и за мной подглядывает. Камушек серый и осьминожек серый. Солнцем его осветит- желтым станет, это он маскируется.

Постелил я как – то под банку зеленый платок, и осьминожек стал зеленым. А один раз я банку с осьминожком на шахматную доску поставил, и осьминожек не знал, каким быть- белым или черным? А потом разозлился и покраснел.

Но я его больше не злил. И когда наступило настоящее лето, я выпустил осьминожка на подводную полянку, где помельче и потеплее. Ведь он ещё совсем маленький!







Контрольная работа № 5



Морфология и орфография. Местоимения.

  1. Какая часть речи указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их:

а) прилагательные

б) существительные

в) местоимения.

  1. К какому разряду относится местоимение другой?

а) отрицательное

б) неопределённое

в) относительное

г) определительное.

  1. Найдите относительные местоимение:

а) твой

б) этот

в) кое-кто

г) чей?

д) кто.

  1. На сколько разрядов делятся местоимение?

а) 8

б) 9

в) 7

  1. К какому разряду относится местоимение эти?

а) определительное

б) относительное

в) указательное

  1. Найдите возвратное местоимение:

а) никто

б) себя

в) меня

г) нечего

  1. Какие местоимения употребляются для связки простых предложений в составе сложных:

А )личные

б) относительные

в) возвратные

  1. Местоимение кто(нибудь) пишется:

а) слитно

б) раздельно

в) через дефис

  1. Местоимение кое(у)кого пишется:

а) слитно

б) раздельно

в) через дефис

  1. Приставка ни – в местоимении пишется:

а) в безударном положении

б) под ударением

  1. Выберите правильный вариант написания (о, об) той книге:

а) о

б) об

  1. Какие местоимения не склоняются:

а) которое

б) никто, ничто

в) некто, нечто





Тестовые задания по русскому языку № 6



Спряжение глаголов



Инструкция для учащихся

Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернись к пропущенным заданиям. В каждом задании может быть 1, 2, 3 правильных ответов.



  1. Глагол – часть речи, которая обозначает:

а) действие

б) признак

в) предмет

  1. Укажите глагол несовершенного вида:

а)

Попрыгунья стрекоза лето красное пропела;

б) в) г)

Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.



  1. Что называется спряжением глагола:

а) изменение глагола по лицам и числам;

б) изменение глагола по падежам





  1. Укажите глаголы – исключения, относящиеся к I спряжению:

а) держать, слышать, дышать, гнать;

б) брить, стелить;

в) терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть





  1. Укажите глаголы II спряжения:

а) рассмотреть г) бояться

б) услышать д) бриться

в) стелить е) бежать





  1. Укажите спряжение глаголов. Выберите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные римские цифры соответствуют спряжению данных глаголов:

а) б) в) г)



играть I II III

чистить II I III

охранять I I IIII

видеть II II







8 класс

Контрольная работа №1. Повторение изученного в 5-7 классах.

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо­дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов)                        (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступав­ших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, оп­ределите, причастия какого вида не встретились.

3. Произведите синтаксический разбор предложения с при­частным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).





Контрольная работа №2. Словосочетание. Простое предложение.

1 вариант

  1. К единицам синтаксиса относятся _____________________________________

______________________________________________________________(2 балла)

  1. Словосочетание – это________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Согласование – это такой способ связи _________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Управление – это такой способ связи __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Примыкание – это такой способ связи _________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Подчеркните ручкой с/сочетания, образованные способом - согласование, карандашом – управление

Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, прыгнуть вверх, бесчестный поступок, ярко разрисовать, хороший рассказчик, безвкусно одетый, умный ребёнок сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру, расшифруешь запись, бронзовая статуя, бежать быстро, пришел с другом, сливочное мороженое. (20 баллов)

  1. По наличию грамматической основы, предложения бывают ________

_____________________________________________________________(2 балла)

  1. ССП – это такое предложение ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. БСП – это такое предложение ________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Определите вид предложения (5 баллов)

Брат отказался от моей помощи и хотел все сде­лать сам.____________________

Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно._________________

Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет._______________________

Я убеждён лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. _____________

Мы подъехали к крепости куда уже входила наша артиллерия.______________

11.Грамматическая основа предложения – это _________________

__________________________________________________(1 балл)

12.Подчеркните основу предложений. Укажите, чем она выражена.

Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (8 баллов)





13.Назовите способы выражения подлежащего _____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(5 баллов )

14. Перечислите способы выражения сказуемого ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(5 баллов )

15.Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. (5 баллов)

1) В знаменитой картине Брюллова «Последний день Помпеи» многие склонны были видеть отблеск трагедии 14 декабря. 2) Портрет Пушкина был написан Кипренским в 1827 году тем же годом помечено стихотворение «Послание в Сибирь». 3) Гоголь открывший Россию «Ревизора» и «Мертвых душ» восхищался Брюлловым.4) Глубина постижения природы  это глубина и масштабность человека. 5) Старые лиственницы лишенные ветвей и коры самое лучшее топливо.

2 вариант

  1. По наличию грамматической основы, предложения бывают

_____________________________________________________________(2 балла)

  1. СПП – это такое предложение _______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. ССП – это такое предложение ________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Определите вид предложения (5 баллов)

Брат отказался от моей помощи и хотел все сде­лать сам.___________________

Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно._______ __________

Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет._____________________

Я убеждён лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. _____________

Мы подъехали к крепости куда уже входила наша артиллерия.______________

  1. Грамматическую основу предложения составляют _____________________

____________________________________________________________(1 балл)

  1. Подчеркните основу предложений. Укажите, чем она выражена.



Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (8 баллов)

7.Назовите, чем может быть выражено подлежащее _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(5 баллов )

8. Перечислите способы и виды выражения сказуемого

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________(5 баллов )

9.Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. (5 баллов)

1) В знаменитой картине Брюллова «Последний день Помпеи» многие склонны были видеть отблеск трагедии 14 декабря. 2) Портрет Пушкина был написан Кипренским в 1827 году тем же годом помечено стихотворение «Послание в Сибирь». 3) Гоголь открывший Россию «Ревизора» и «Мертвых душ» восхищался Брюлловым.4) Глубина постижения природы  это глубина и масштабность человека. 5) Старые лиственницы лишенные ветвей и коры самое лучшее топливо.

10..К единицам синтаксиса относятся ____________________________________

_____________________________________________________________(2 балла)

11.Словосочетание – это________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

12.Согласование – это такой способ связи ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

13.Управление – это такой способ связи __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

14.Примыкание – это такой способ связи _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

15.Подчеркните ручкой с/сочетания, образованные способом – примыкание, карандашом – согласование

Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, прыгнуть вверх, бесчестный поступок, ярко разрисовать, хороший рассказчик, безвкусно одетый, умный ребёнок сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру, расшифруешь запись, бронзовая статуя, бежать быстро, пришел с другом, сливочное мороженое. (20 баллов)

Критерии оценивания

«5»- 52-59

«4»- 42-51

«3»- 32-41

«2»- …31













Контрольная работа №3. Главные и второстепенные члены предложения.

1 вариант

А1. Укажите номера, под которыми перечислены главные члены предложения:

  1. Подлежащее;

  2. Определение;

  3. Дополнение;

  4. Обстоятельство;

  5. Сказуемое.

А2. Укажите неверное утверждение:

  1. Подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже;

  2. Подлежащее может быть выражено неопределённой формой глагола;

  3. Подлежащее может быть выражено кратким прилагательным;

  4. Подлежащее может быть выражено числительным.

А3. Укажите верное утверждение:

  1. Определение может быть выражено существительным в косвенном падеже;

  2. Определение может быть выражено причастием;

  3. Определение может быть выражено деепричастием;

  4. Определение может быть выражено глаголом в неопределённой форме.

А4. Чем выражено подлежащее в предложении Где совесть с правдой обитают?

  1. Существительным в именительном падеже (совесть);

  2. Существительным в косвенном падеже (с правдой);

  3. Словосочетанием (слово с правдой);

  4. Глаголом (обитают).

А5. В предложении Бабушка Владимира Даля была переводчицей сказуемое:

  1. Простое глагольное;

  2. Составное глагольное;

  3. Составное именное.

А6. В каких предложениях между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире?

  1. Пятью пять двадцать пять.

  2. Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря.

  3. Двадцать делится на два.

  4. Снег у крыльца как песок зыбучий.

А 7. В каком предложении неверно поставлен дефис?

  1. Красавец-мужчина;

  2. Завод-гигант;

  3. Зима-волшебница;

  4. Москва-река.

А8. Чем выражено определение в предложении Где роза без шипов растёт?

  1. Наречием (где);

  2. Существительным (роза);

  3. Существительным в косвенном падеже (без шипов);

  4. Глаголом (растёт).

А9. Чем выражено дополнение в предложении Мы попросили девочку спеть?

  1. Местоимением (мы);

  2. Глаголом (попросили);

  3. Неопределённой формой глагола (спеть);

  4. Существительным (девочку).

А10. Какое средство языковой выразительности чаще всего содержит определение?

  1. Метафора;

  2. Олицетворение;

  3. Эпитет;

  4. Сравнение.

Прочтите текст и выполните задания В1-В5.

  1. Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. (2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.

(3)Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. (4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. (5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.

В1. Укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

В2. Укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.

В3. Укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.

В4. Укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?

В5. Укажите номера предложений, в которых встречается производный предлог.

Итого: 25 баллов.

2 вариант

А1. Укажите номера, под которыми перечислены второстепенные члены предложения:

  1. Подлежащее;

  2. Определение;

  3. Дополнение;

  4. Обстоятельство;

  5. Сказуемое.

А2. Укажите неверное утверждение:

  1. Сказуемое может быть выражено деепричастием;

  2. Сказуемое может быть выражено неопределённой формой глагола;

  3. Сказуемое может быть выражено кратким прилагательным;

  4. Сказуемое может быть выражено числительным.

А3. Укажите верное утверждение:

  1. Обстоятельство может быть выражено существительным в именительном падеже;

  2. Обстоятельство может быть выражено причастием;

  3. Обстоятельство может быть выражено деепричастием;

  4. Обстоятельство может быть выражено глаголом.

А4. Чем выражено подлежащее в предложении До полюса дошло на лыжах пять человек?

  1. Глаголом (дошло);

  2. Числительным (пять);

  3. Словосочетанием (пять человек);

  4. Существительным в косвенном падеже (человек).

А5. В предложении Я стал изучать английский язык в пятом классе сказуемое:

  1. Простое глагольное;

  2. Составное глагольное;

  3. Составное именное.

А6. В каком предложении между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире?

  1. Жизнь нескончаемый экзамен.

  2. Облака как причудливые замки.

  3. Простота есть необходимое условие прекрасного.

  4. Я учитель.

А 7. В каком предложении неверно поставлен дефис?

  1. Бабочка-капустница;

  2. Врач-терапевт;

  3. Гриб-подосиновик;

  4. Жук-олень.

А8. Чем выражено обстоятельство в предложении И звуки полетят, красуясь и играя?

  1. Глаголом ( полетят);

  2. Деепричастием (красуясь);

  3. Деепричастием (играя);

  4. Существительным (звуки).

А9. Чем выражено определение в предложении Раздалась команда поднять паруса?

  1. Глаголом (раздалась);

  2. Существительным (команда);

  3. Существительным (паруса);

  4. Словосочетанием (поднять паруса).

А10. Какое средство языковой выразительности чаще всего содержит определение?

  1. Метафора;

  2. Олицетворение;

  3. Эпитет;

  4. Сравнение.

Прочтите текст и выполните задания В1-В5.

  1. Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. (2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.

(3)Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. (4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. (5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.

В1. Укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

В2. Укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.

В3. Укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.

В4. Укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?

В5. Укажите номера предложений, в которых встречается производный предлог.

Итого: 21 балл.



Проверочная работа по теме «Односоставные предложения с главным членом сказуемым»

I вариант

1. Укажите определённо-личное предложение:

 1) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (А.Н.Толстой)

 2) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста

через Сан. (К.Паустовский).

 3) Во всём доверься высокой совести своей. (Н.Шумаков)

 4) Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне. (А.Ахматова)

2. Укажите безличное предложение:

 1) Бодро идёшь домой. (И.А.Бунин).

 2) Шума волн не слышно было за голосами. (М.Горький).

 3) По наружности о человеке не суди. (Пословица).

 4) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье?

(А.С.Пушкин). 

3. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

 1) Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)

 2) Звукам звёзд ночных душою внемлю и стремлюсь к далёким огонькам.

(Н.Шумаков)

 3) Там неба осветлённый край средь дымных пятен. (А.Блок)

 4) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.(С.Есенин)

4. Укажите вид односоставных предложений:

 1) Сирены вой. Тревога. Звонким хором зенитки бьют. (Н.Браун).

 2) Олимпиада зимняя в Гренобле. Ангина. Ночь. Транслируют хоккей.

(А.Кайданов). 

 3) Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет!

(Ф.И.Тютчев)

 4) Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. (С.Щипачёв).

II вариант

1. Укажите неопределённо-личное предложение:

 1) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б.Пастернак).

 2) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н.Шумаков).

 3) По аллее проводят лошадок. (А.Ахматова).

 4) В белом небе стая чёрных галок. (Н.Шумаков).

2. Какое предложение не является односоставным безличным?

 1) Всю неизбежность понимая, осилить время не стремлюсь. (Н.Шумаков)

 2) На рассвете с реки и с болот потянуло холодом. (В.Успенский).

 3) Мне чистой ладожской воды не выпить никогда. (М.Дудин).

 4) Нет мне здесь прежних утех! (А.Майков)

3 ). Какое предложение не является односоставным неопределённо-личным?

 1) Ночью курсантов подняли по тревоге. (Успенский В.)

 2) Мне в тебе разувериться никогда не пришлось. (Н.Шумаков).

 3) Рядом с Сенькой положили худенького с наголо выбритой круглой

головой сержанта-разведчика. (В.Некрасов).

 4) На даче спят под шум без плоти, под ровный шум на ровной ноте, под

ветра яростный надсад.(Б.Пастернак). 

4. Укажите вид односоставных предложений:

 1) Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (И.З.Суриков).

 2) Светает. Мглистый банный чад. (Б.Пастернак).

 3) На тротуаре листьев пляска. Безлюдье. Детская коляска. (И.Кабыш).

 4) Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу

принесли письмо. (А.П.Чехов)