СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Дворцовые перевороты и правление Екатерины II»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки вы­полнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уро­вень подготовки к предстоящему экзамену.

 

Просмотр содержимого документа
«КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Дворцовые перевороты и правление Екатерины II»»

Тест: «Россия в период дворцовых переворотов и правления Екатерины II.» Вар. 1.

1. Расположите следующие события в хронологической последовательности.

1) Ясский мирный договор 2) Чесменское сражение 3) Георгиевский трактат

2. Установите правильное соответствие. Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

Дата

Правление

А) 1725-1727 гг.

1) царствование Елизаветы Петровны

Б) 1730-1740 гг.

2) правление Екатерины II

В) 1761-1762 гг.

3) правление Петра III

Г) 1727-1730 гг.

4) царствование Анны Иоанновны

Д) 1741-1761 гг.

5) царствование Екатерины I

Е) 1762-1796 гг.

6) правление Петра II

3. Ниже приведён список терминов, все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XVIII века. 1) Бироновщина 2) Опричнина 3) Гвардия

4) Секуляризация 5) Ассамблея 6) Самозванство. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь: «Придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику».

5. .Установите соответствие между событием и датой события.

Война

Годы

А) Семилетняя война

1) 1733-1735 гг.

Б) Русско-шведская война

2) 1768-1774 гг.

В) Русско-турецкая война

3) 1756 - 1762 гг.

Г) Восстание Емельяна Пугачёва

4) 1773-1775 гг.

Д) Война за польское наследство

5) 1741-1743 гг.

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

Фрагменты источников

А) «...Еще обе­ща­ем­ся, что по­не­же це­лость и бла­го­по­лу­чие вся­ко­го го­су­дар­ства от бла­гих со­ве­тов со­сто­ит, того ради мы ныне уже учре­жден­ный Вер­хов­ный тай­ный совет в вось­ми пер­со­нах все­гда со­дер­жать и без оного Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та со­гла­сия:

1) Ни с кем войны не всчи­нять. 2) Миру не за­клю­чать. 3) Вер­ных наших под­дан­ных ни­ка­ки­ми но­вы­ми по­дат­ми не отя­го­щать. 4) В знат­ные чины, как в статц­кие, так и в во­ен­ные, су­хо­пут­ные и мор­ские, выше пол­ков­ни­чья ранга не жа­ло­вать, ниже к знат­ным делам ни­ко­го не опре­де­лять, и гвар­дии и про­чим пол­кам быть под ве­де­ни­ем Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та».

Б) «...Для со­дер­жа­ния в оном уни­вер­си­те­те до­стой­ных про­фес­со­ров и в гим­на­зи­ях учи­те­лей, и для про­чих на­доб­но­стей, как ныне на пер­вой слу­чай, так и по­вся­год­но, все­ми­ло­сти­вей­ше мы опре­де­ли­ли до­воль­ную сумму денег, дабы ни в чем и ни­ка­ко­го не­до­стат­ка быть не могло, но тем более от вре­ме­ни до вре­ме­ни чрез при­ле­жа­ние опре­де­лен­ных ку­ра­то­ров, ко­то­рым сие толь важ­ное дело от нас все­ми­ло­сти­вей­ше вве­ре­но, и чрез ис­кус­ней­ших про­фес­со­ров науки в нашей им­пе­рии рас­про­стра­ня­лись и в цве­ту­щее со­сто­я­ние при­хо­ди­ли, чего мы к со­вер­шен­но­му на­ше­му удо­воль­ствию ожи­дать имеем; и для того всех на­хо­дя­щих­ся в оном уни­вер­си­те­те, вы­со­чай­шею нашею про­тек­ци­ею

Тест: «Россия в период дворцовых переворотов и правления Екатерины II.» Вар. 2.

1. Расположите следующие события в хронологической последовательности.

1) начало Семилетней войны 2) смерть императора Петра II 3) издание Манифеста о вольности дворянства

2.Установите соответствие между событием и датой события.

Событие

Дата

А) Русско-турецкая война

1) 1773-1775 гг.

Б) Разделы Речи Посполитой

2) 1787-1791 гг.

В) Семилетняя война

3) 1741-1743 гг.

Г) Восстание Емельяна Пугачёва

4) 1772 -1795 гг.

Д) Русско-шведская война

5) 1756-1762 гг.

3. Ниже приведён ряд имён вид­ных государственных и во­ен­ных деятелей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к XVIII в. 1) Меншиков 2) Потёмкин 3) Миних 4) Румянцев

5) Канкрин 6) Бенкендорф. Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра фамилий, деятельность ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь: «Временный правитель государства на период малолетства или болезни наследника престола».

5. Установите соответствие между датой и правлением императора.

Годы

Правитель

А) 1725-1727 гг.

1) Пётр II

Б) 1727-1730 гг.

2) Пётр III

В) 1730-1740 гг.

3) Екатерина I

Г) 1740-1741 гг.

4) Анна Иоанновна

Д) 1741-1761 гг.

5) Иван Антонович

Е) 1761-1762 гг.

6) Елизавета Петровна

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

Фрагменты источников

А) Как скоро императрица скончалась, то, по обыкновению, открыли двери у той комнаты, где она лежала, и все, сколько ни находилось при дворе, в оную впущены. Принцесса Анна сидела в углу и обливалась слезами. Герцог Курляндский громко рыдал и метался по горнице без памяти. Но спустя минут пять, собравшись с силами, приказал он внести декларацию касательно его регентства и прочитать перед всеми вслух. Когда генерал-прокурор князь Трубецкой с означенною декларацией подступил к ближайшей на столе стоявшей свече, и все присутствующие за ним туда обратились, то герцог, увидя, что принц Брауншвейгский за стулом супруги своей стоял, там и остался, спросил его неукоснительно: не желает ли и он послушать последней воли императрицы? Принц, ни слова не вещав, пошёл, где куча бояр стояла, и с спокойным духом слушал собственный свой, или паче супруги своей, - приговор. После сего герцог пошёл в свои покои, а принцесса купно с принцем опочивали в сию ночь у колыбели молодого императора».

Б) «Всех взбун­то­вав­ших­ся и за­ра­зив­ших­ся сим бун­том Её Ве­ли­че­ства подданных, из­мен­ни­ков и со­общ­ни­ков его, пред­по­ла­гаю я сим по го­су­дар­ствен­ным за­ко­нам по­сту­пать по нижеписанному. Всех поселян, возвращённых сими сред­ства­ми в преж­нюю вер­но­под­да­ни­че­скую вер­ность к все­ми­ло­сти­вей­шей нашей им­пе­ра­три­це и в долж­ное по­ви­но­ве­ние своих начальников, по­ме­щи­ков утвер­дить в том це­ло­ва­ни­ем Еван­ге­лия и креста, объявив, что, кто и за сим дерзнёт впредь каким-либо об­ра­зом при­об­щать­ся к бун­тов­щи­кам или утвер­ждать са­мо­зван­ца Пет­ром Третьим, ко­то­рый две­на­дцать уже тому лет, всему го­су­дар­ству известно, под­лин­но скончался, или кто сде­ла­ет ма­лей­шее ослу­ша­ние воеводам, канцеляриям, вся­ким над собою на­чаль­ни­кам и соб­ствен­ным помещикам, а дру­гие та­ко­вых за­вод­чи­ков или под­сыль­ных от го­су­дар­ствен­ных бун­тов­щи­ков не свя­жут и в бли­жай­шую кан­це­ля­рию или в во­ин­скую ко­ман­ду не представят, за то в самой ско­ро­сти при­слан­ны­ми из войск ко­ман­ды ге­не­ра­ла графа Панина, все в та­ко­вых се­ле­ни­ях без изъ­я­тия воз­раст­ные мужики, будут каз­не­ны му­чи­тель­ней­ши­ми смертями, жёны и дети их - от­да­ны в рабство, а земли - во вла­де­ние в вер­но­сти пре­быв­шим все­гда к Её им­пе­ра­тор­ско­му Ве­ли­че­ству под­дан­ным и помещикам...»

Характеристики: 1) Монарх, о начале правления которого идёт речь в отрывке, получил трон, будучи грудным ребёнком. 2) Упоминаемая в отрывке принцесса была дочерью царя Ивана V Алексеевича 3) Описываемые в отрывке события относятся к эпохе дворцовых переворотов 4) Документ по­свя­щен круп­ней­шей Кре­стьян­ской войне XVII в. 5) Правитель упо­ми­на­е­мый в до­ку­мен­те – им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II. 6) Современником дан­но­го пра­ви­те­ля был Еме­льян Пугачев.

Фрагмент «А»

Фраг­мент «Б»





7. Отметьте три причины дворцового переворота 1762 г.:

1) заключение мира с Пруссией 2) слабоумие царя 3) желание Елизаветы самостоятельно занять престол 4) антигвардейская политика царя 5) издание Манифеста о вольности дворянства 6) неуважительное отношение царя к Православной церкви

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Екатерине II управлять государственными делами помогал ……………….. Б) После за­вер­ше­ния Се­ми­лет­ней войны Рос­сия вер­ну­ла Прус­сии все за­хва­чен­ные у неё тер­ри­то­рии, по­то­му что такова была воля ………………. В) В правление Елизаветы I началась…….. война.

Пропущенные элементы: 1) Русско-турецкая 2 ).Петр II 3) Семилетняя 4) Бирон 5) Петр III 6) Потёмкин

9. Прочтите отрывок из исторического источника.  

«В конце июля открылась первая сессия Комиссии о сочинении нового Уложения - свода законов. Подобные комиссии существовали и при Петре Великом, и позднее, но работа ни одной из них не сопровождалась таким громким пропагандистским шумом. Старые комиссии тихо собирались, вызывали для совещаний представителей с мест, переписывали, дополняли старые законы, обсуждали новые. Теперь всё было по-другому. Свыше 570 нарядно - подчас весьма экзотично - одетых людей, приехавших со всех необъятных концов страны, представляли собой яркое зрелище: ведь со времён Земских соборов XVII века не собиралась вся "Земля", Россия. Великолепна была и сама красочная процедура открытия заседаний комиссии в освящённой традицией Грановитой палате, и многословный "Наказ" императрицы депутатам, где часто встречались гордые, высокие и даже крамольные по тем временам политические понятия: "равенство всех граждан", "вольность", "под защитой законов", "права" и т.д. Наконец, работа Комиссии шла в обстановке солидности и серьёзности, говоривших о намерении власти и депутатов преобразовать страну. И хотя сам "Наказ" был довольно посредственной компиляцией (преимущественно - из "Духа законов" Монтескьё) о принципах желательного устройства государства, хотя пылкие речи депутатов создавали лишь иллюзию парламентской свободы, а итоги их многомесячной работы были ничтожны, тем не менее, о Комиссии и её инициаторе заговорила вся страна, а потом и мир».

 Выберите в приведённом списке три верных суждения.

 1) В состав комиссии входили представители государственных крестьян. 2) Созыв упоминаемой в отрывке комиссии показывал готовность власти к преобразованиям.

3) Заседания комиссии проходили только в Санкт-Петербурге. 4) Автором упоминаемого в тексте «Наказа» была императрица Елизавета Петровна. 5) Заседания комиссии были прерваны в связи с началом русско-турецкой войны. 6) Результатом работы комиссии стало принятие нового свода законов.

об­на­де­жи­ва­ем; а кои особ­ли­вую при­леж­ность и доб­ро­по­ря­доч­ные свои по­ступ­ки ока­жут, те пред дру­ги­ми с от­мен­ны­ми аван­та­жа­ми в служ­бу опре­де­ле­ны будут; и об оном для все­на­род­на­го из­ве­стия сие наше все­ми­ло­сти­вей­шее со­из­во­ле­ние пуб­ли­ко­вать по­ве­ле­ли, о чем сим и пуб­ли­ку­ет­ся».

Характеристики: 1) Раз­ра­бот­ке дан­но­го до­ку­мен­та спо­соб­ство­вал И.И. Шу­ва­лов. 2) Дан­ный до­ку­мент при­вел к из­ме­не­нию го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства Рос­сий­ской им­пе­рии. 3) Учре­жде­ние, о ко­то­ром го­во­рит­ся в до­ку­мен­те, су­ще­ству­ет и в на­сто­я­щее время. 4) В со­став­ле­нии дан­но­го до­ку­мен­та при­ни­ма­ли уча­стие члены Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та. 5) Дан­ный до­ку­мент был со­став­лен в эпоху двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов. 6) Дан­ным до­ку­мен­том ру­ко­вод­ство­вал­ся новый мо­нарх при управ­ле­нии стра­ной.

Фрагмент «А»

Фраг­мент «Б»





7. Отметьте три причины дворцовых переворотов в период 1725 - 1762 гг.:

1) отсутствие четкого порядка престолонаследия 2) народные волнения 3) высокая роль гвардии при дворе 4) мятежи в армии 5) недовольство дворян петровскими реформами 6) борьба за власть среди высшей знати.

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Екатерине I управлять государственными делами помогал ……………….. Б) После за­вер­ше­ния Се­ми­лет­ней войны Рос­сия вер­ну­ла Прус­сии все за­хва­чен­ные у неё тер­ри­то­рии, по­то­му что такова была воля ………………. В) Пётр I создал ……….. как временный орган, но просуществовал он до революционных событий XX века.

Пропущенные элементы: 1.Синод 2.Петр II 3.Сенат 4.Бирон 5.Петр III 6. Меншиков А.Д

9. Прочтите отрывок из исторического источника: «Ночь 19 января была страшной для России. Умер правнук царя Алексея Михайловича, внук Петра Великого, сын ца­ре­ви­ча Алек­сея. Кто уна­сле­ду­ет трон? - думал каж­дый, кто был в ту ночь в Ле­фор­тов­ском двор­це. В рус­ской ис­то­рии уже не раз бы­ва­ло, что после смер­ти го­су­да­ря, не оста­вив­ше­го пря­мо­го на­след­ни­ка, ужас меж­ду­цар­ствия на­дви­гал­ся на стра­ну. Ещё жива была па­мять о страш­ных годах на­ча­ла XVII века, когда после кон­чи­ны без­дет­но­го царя Фёдора Ива­но­ви­ча и та­ин­ствен­ной ги­бе­ли по­след­не­го из сы­но­вей Ивана Гроз­но­го - ца­ре­ви­ча Дмит­рия, на­ча­лась чу­до­вищ­ная вак­ха­на­лия у трона, граж­дан­ская война, ра­зо­ре­ние и гра­бе­жи. По сло­вам со­вре­мен­ни­ка, рус­ских людей тогда ско­ва­ло "безум­ное мол­ча­ние". Всем ка­за­лось, что вот-вот небо упа­дет на по­гряз­шую в гре­хах и пре­ступ­ле­ни­ях рус­скую землю и Рос­сия ис­чез­нет. Па­мят­ны были и со­бы­тия весны 1682 года, когда умер без­дет­ный царь Фёдор Алек­се­е­вич. Тогда стрель­цы, умело по­до­гре­ва­е­мые и на­прав­ля­е­мые ца­рев­ной Со­фьей, бро­си­лись уби­вать и гра­бить сто­рон­ни­ков семьи но­во­го, толь­ко что из­бран­но­го царя...». Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Им­пе­ра­тор, о смер­ти ко­то­ро­го го­во­рит­ся в от­рыв­ке, был по­след­ним пря­мым по­том­ком ди­на­стии Ро­ма­но­вых по муж­ской линии. 2) Со­бы­тия конца XVII в., о ко­то­рых го­во­рит­ся в от­рыв­ке, вошли в ис­то­рию под на­зва­ни­ем «Смута 3) В от­рыв­ке речь идёт о смер­ти им­пе­ра­то­ра Петра II. 4) После смер­ти им­пе­ра­то­ра, о ко­то­рой го­во­рит­ся в от­рыв­ке, на пре­стол взо­шла Ели­за­ве­та Пет­ров­на. 5) Судь­ба рус­ско­го трона в ходе со­бы­тий, опи­сы­ва­е­мых в от­рыв­ке, была ре­ше­на Вер­хов­ным тай­ным со­ве­том. 6) После смер­ти им­пе­ра­то­ра, о ко­то­рой го­во­рит­ся в от­рыв­ке, в Рос­сии на­чи­на­ет­ся прав­ле­ние новой ди­на­стии.


Ключ к тесту «Россия в период дворцовых переворотов и правления Екатерины II.»


Вариант 1

Вариант 2

балл

1

231

213

1

2

543612

24513

2

3

26

56

2

4

фаворит

регент

1

5

35241

314562

2

6

45 13

13 56

2

7

136

146

2

8

653

65

2

9

135

125

2


«5» - 15-16баллов

«4» - 12-14 баллов

«3» - 8-11 баллов

«2» - 7 и менее баллов