СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кинезиологические упражения как альтернатива классической физминутке»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Кинезиологические упражения как альтернатива классической физминутке»»


«Кинезиологические

упражения как альтернатива

классической физминутке»


Методическое пособие

Крицина Ольга Анатольевна,

учитель биологии


Смотр методического мастерства

«Методический шедевр»

Номинация

Методическая разработка

_____________________________________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21 ГОРОДА

МАКЕЕВКИ»



Аннотация

Учиться в школе сложно, об этом вам скажет любой из учеников. Но у учителя есть все возможности для того, чтобы улучшить процесс обучения, причем на это не придется тратить много времени. А всё благодаря кинезиологии - уникальной науке, изучающей мышечные движения в любых проявлениях. Но особого внимания заслуживает влияние движения на мозговую активность.

Учебная кинезиология - это очень простая и действенная методика. Выполнение соответствующих упражнений не займет много времени и непременно понравится детям. Такие упражнения будут полезны не только школьникам, но и самим учителям.

Кинезиология - здоровьесберегающая технология. Используя ее, вы сможете помочь ученикам снять эмоциональное и физическое напряжение, а заодно еще и обеспечить следующие процессы:

  • Синхронизацию работы полушарий мозга;

  • улучшение зрительно-моторной координации;

  • формирование пространственной ориентации;

  • стимулирование интеллектуального развития.

Секрет такой эффективности заключается в том, что специальные упражнения положительно влияют на неокортекс - новую кору головного мозга, которая отвечает за когнитивные процессы, рациональную обработку информации, язык, логику. То есть, когда новообразованная кора мозга работает в полную силу, повышается эффективность обучения.

Фактически кинезиология - это специальные физические упражнения, к тому же способные улучшить работу мозга. Именно их можно использовать во время физкультминуток на уроке. Кинезиологический комплекс включает следующие виды упражнений глазодвигательные, дыхательные, коррекционные движения тела и пальцев, массажные движения. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Примеры кинезиологических упражений для использования на физминутках

  1. «Голова-живот»

Правая рука движется по часовой стрелке, таким образом поглаживает живот.  Левая рука похлопывает по голове. Меняем руки, с каждым разом ускоряя движения (рис 1.1-1.2).



Рис 1.1 Рис 1.2
2) «Нос-ухо»

Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до носа, левой рукой к уху. Руки перекрещены. Хлопок. Теперь левая рука прикасается к носу, правая к противоположному уху (рис 2.1-2.2).

Рис 2.1 Рис 2.2

3) «Защита-нападение» Положите под подбородок тыльную часть ладони, а вперед выставьте левую руку, сжатую в кулак. Так, чередуем руки, увеличивая

скорость каждый раз (рис 3.1-3.2).

Рис 3.1 Рис 3.2

4) «Пальчики-зайчики»

Все пальцы одной руки, кроме указательного и среднего пальцев согнуты (указательный и средний палец сгибаются не полностью). Те же пальцы (указательный и средний) другой руки имитируют режущее движение ножниц (рис 4.1-4.2).

Рис 4.1 Рис 4.2

5) Зайчик-коза

На левой руке зажимаем все пальцы, кроме указательного и среднего (это «ушки» зайца), на правой руке зажимаем безымянный, средний и большой пальцы (получаются «рожки» козы). Меняем попеременно пальцы, чтобы на руках менялись то «коза», то «заяц» (рис 5.1-5.2).

Рис 5.1 Рис 5.2

6) «Двухстороннее движение»

На левой руке зажимаем 4 пальца, оставляем только указательный. На правой зажимаем все пальцы, кроме мизинца. Делаем хлопок и меняем расположение пальцев (рис 6.1-6.2).

Рис 6.1 Рис 6.2

7) «Пазлик»

Зажмите на левой руке мизинец, безымянный и большой пальцы (остаются разогнутыми указательный и средний). На правой руке 3 верхних пальца согнуты (безымянный и мизинец остается). Поочередно меняем пальцы (рис 7.1-7.2).

Рис 7.1 Рис 7.2

8) «Ок – Победа»

Указательный и большой палец одной руки сомкнуты (знак «Ок»), указательный и средний пальцы другой руки показывают буквы V, во многих странах означающий победу или мир. Поочередно меняем пальцы (рис 8.1-8.2).

Рис 8.1 Рис 8.2
9) «Фонарики-звездочки»

Руки вытянуть перед собой. Одну ладонь сжать в кулак, пальцы второй растопыренные («звездочки зажглись и погасли»). Ритмично меняем позицию (рис 9.1-9.2).

Рис 9.1 Рис 9.2

10) «Лезгинка»

Левую руку сжать в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Прямой ладонью правой руки в горизонтальном положении коснуться мизинца левой. После этого одновременно изменить положение правой и левой рук (6-8 изменений позиций). Необходимо стремиться скорости изменения положений (рис 10.1-10.2).


Рис 10.1 Рис 10.2


11) «Зеркальное рисование»

Это упражнение способно снять напряжение с рук и глаз, а также помогает синхронизировать работу полушарий мозга, заметно увеличивает эффективность его работы.

Положите на стол перед каждым учеником чистый лист и попросите их взять в каждую руку по карандашу. А затем можно начинать рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки: цифры, буквы, цветы. Такие упражнения очень нравятся детям.

12) «Кольца»

По очереди как можно скорее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполнять в прямом (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного пальца) порядке.

В работе с детьми упражнение «Кольца» может быть использована в усложненном варианте: левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец. В такт счета левая и правая руки делают одновременно разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно - с безымянным, средним и указательным.

Кроме этих упражнений улучшению работы обоих полушарий помогут следующие упражнения, которые также можно проводить на уроке:

  • Писать левой рукой (если ты правша) или правой (если ты левша);

  • Читать учебник, перевернув его;

  • Если читаете какое-то произведение, то попытайтесь самостоятельно воспроизвести разговор по ролям.

Список использованной литературы


  1. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. 545 с.

  2. Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет, 2010. 265 с.

  3. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб. «Детство-пресс», 2004. 160 с.

  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л.Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001.128 с.

  5. Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002. 128с.

  6. Фроленкова Т.В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке. Начальная школа: плюс-минус, 2000. 210 с.

  7. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 2010. 85 с.