«Кинезиологические
упражения как альтернатива
классической физминутке»
Методическое пособие
Крицина Ольга Анатольевна,
учитель биологии
Смотр методического мастерства
«Методический шедевр»
Номинация
Методическая разработка
_____________________________________________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21 ГОРОДА
МАКЕЕВКИ»
Аннотация Учиться в школе сложно, об этом вам скажет любой из учеников. Но у учителя есть все возможности для того, чтобы улучшить процесс обучения, причем на это не придется тратить много времени. А всё благодаря кинезиологии - уникальной науке, изучающей мышечные движения в любых проявлениях. Но особого внимания заслуживает влияние движения на мозговую активность.
Учебная кинезиология - это очень простая и действенная методика. Выполнение соответствующих упражнений не займет много времени и непременно понравится детям. Такие упражнения будут полезны не только школьникам, но и самим учителям.
Кинезиология - здоровьесберегающая технология. Используя ее, вы сможете помочь ученикам снять эмоциональное и физическое напряжение, а заодно еще и обеспечить следующие процессы:
Синхронизацию работы полушарий мозга;
улучшение зрительно-моторной координации;
формирование пространственной ориентации;
стимулирование интеллектуального развития.
Секрет такой эффективности заключается в том, что специальные упражнения положительно влияют на неокортекс - новую кору головного мозга, которая отвечает за когнитивные процессы, рациональную обработку информации, язык, логику. То есть, когда новообразованная кора мозга работает в полную силу, повышается эффективность обучения.
Фактически кинезиология - это специальные физические упражнения, к тому же способные улучшить работу мозга. Именно их можно использовать во время физкультминуток на уроке. Кинезиологический комплекс включает следующие виды упражнений глазодвигательные, дыхательные, коррекционные движения тела и пальцев, массажные движения. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Примеры кинезиологических упражений для использования на физминутках
«Голова-живот»
Правая рука движется по часовой стрелке, таким образом поглаживает живот. Левая рука похлопывает по голове. Меняем руки, с каждым разом ускоряя движения (рис 1.1-1.2).
Рис 1.1 Рис 1.2
2) «Нос-ухо»
Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до носа, левой рукой к уху. Руки перекрещены. Хлопок. Теперь левая рука прикасается к носу, правая к противоположному уху (рис 2.1-2.2).
Рис 2.1 Рис 2.2
3) «Защита-нападение» Положите под подбородок тыльную часть ладони, а вперед выставьте левую руку, сжатую в кулак. Так, чередуем руки, увеличивая
скорость каждый раз (рис 3.1-3.2).
Рис 3.1 Рис 3.2
4) «Пальчики-зайчики»
Все пальцы одной руки, кроме указательного и среднего пальцев согнуты (указательный и средний палец сгибаются не полностью). Те же пальцы (указательный и средний) другой руки имитируют режущее движение ножниц (рис 4.1-4.2).
Рис 4.1 Рис 4.2
5) Зайчик-коза
На левой руке зажимаем все пальцы, кроме указательного и среднего (это «ушки» зайца), на правой руке зажимаем безымянный, средний и большой пальцы (получаются «рожки» козы). Меняем попеременно пальцы, чтобы на руках менялись то «коза», то «заяц» (рис 5.1-5.2).
Рис 5.1 Рис 5.2
6) «Двухстороннее движение»
На левой руке зажимаем 4 пальца, оставляем только указательный. На правой зажимаем все пальцы, кроме мизинца. Делаем хлопок и меняем расположение пальцев (рис 6.1-6.2).
Рис 6.1 Рис 6.2
7) «Пазлик»
Зажмите на левой руке мизинец, безымянный и большой пальцы (остаются разогнутыми указательный и средний). На правой руке 3 верхних пальца согнуты (безымянный и мизинец остается). Поочередно меняем пальцы (рис 7.1-7.2).
Рис 7.1 Рис 7.2
8) «Ок – Победа»
Указательный и большой палец одной руки сомкнуты (знак «Ок»), указательный и средний пальцы другой руки показывают буквы V, во многих странах означающий победу или мир. Поочередно меняем пальцы (рис 8.1-8.2).
Рис 8.1 Рис 8.2
9) «Фонарики-звездочки»
Руки вытянуть перед собой. Одну ладонь сжать в кулак, пальцы второй растопыренные («звездочки зажглись и погасли»). Ритмично меняем позицию (рис 9.1-9.2).
Рис 9.1 Рис 9.2
10) «Лезгинка»
Левую руку сжать в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Прямой ладонью правой руки в горизонтальном положении коснуться мизинца левой. После этого одновременно изменить положение правой и левой рук (6-8 изменений позиций). Необходимо стремиться скорости изменения положений (рис 10.1-10.2).
Рис 10.1 Рис 10.2
11) «Зеркальное рисование»
Это упражнение способно снять напряжение с рук и глаз, а также помогает синхронизировать работу полушарий мозга, заметно увеличивает эффективность его работы.
Положите на стол перед каждым учеником чистый лист и попросите их взять в каждую руку по карандашу. А затем можно начинать рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки: цифры, буквы, цветы. Такие упражнения очень нравятся детям.
12) «Кольца»
По очереди как можно скорее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполнять в прямом (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного пальца) порядке.
В работе с детьми упражнение «Кольца» может быть использована в усложненном варианте: левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец. В такт счета левая и правая руки делают одновременно разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно - с безымянным, средним и указательным.
Кроме этих упражнений улучшению работы обоих полушарий помогут следующие упражнения, которые также можно проводить на уроке:
Писать левой рукой (если ты правша) или правой (если ты левша);
Читать учебник, перевернув его;
Если читаете какое-то произведение, то попытайтесь самостоятельно воспроизвести разговор по ролям.
Список использованной литературы
Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. 545 с.
Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет, 2010. 265 с.
Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб. «Детство-пресс», 2004. 160 с.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л.Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001.128 с.
Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002. 128с.
Фроленкова Т.В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке. Начальная школа: плюс-минус, 2000. 210 с.
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 2010. 85 с.