КИНЕЗИОЛОГИЯ
здоровьесберегающая технология
Автор: Фролова И.В.
воспитатель МКДОУ «д/с № 28 »
АКТУАЛЬНОСТЬ Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интересов ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей . Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
КИНЕЗИОЛОГИЯ
здоровьесберегающая технология
ЧТО ТАКОЕ КИНЕЗИОЛОГИЯ?
Название « Кинезиология » происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis) что означает «движение» и «логос» (logos) - «наука».
Кинезиология
наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через движения, позволяющие активизировать межполушарные взаимодействия.
Мозг человека представляет собой содружество функционально ассиметричных полушарий - левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы обо полушария.
По статистике, около 95% населения планеты эффективно задействуют лишь одно полушарие мозга (правши — левое, левши — правое). И лишь у 5% людей одинаково эффективно работают оба полушария — как правило, именно такие личности обладают уникальными способностями и талантами.
Многие считают, что гениальность — это исключительно врожденная черта, дар природы, удачное сочетание генов. Но это не всегда так: если ребенок в течение хотя бы года выполняет упражнения, которые задействуют оба полушария, то в будущем мозг работает эффективнее.
.
Взаимодействие между частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария.Мозолистое тело необходимо для координации рабоы мозга и передачи информации из одного полу шария в другое.Нарушение деятельности мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей.
В основе кинезиологии лежит теория о трех функциональных блоках мозга.
Три функциональных блока головного мозга.
первый блок - Я хочу
второй блок - Я могу
третий блок - Я должен
Под влиянием кинезиологических тренировок
в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Вставка рисунка
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Цели – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности
Задачи:
- снятие эмоциональной напряженности;
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие межполушарного взаимодействия, связей;
- развитие внимания, памяти;
- развитие мелкой моторики;
- повышение работоспособности;
- развитие речи;
- активизация мышления
Условия
Занятия проводятся :
- от 5 до 15 минут.
- ежедневно, без пропусков.
- в доброжелательной обстановке.
- от детей требуется точное выполнение движений и приёмов.
- упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
- упражнения проводятся комплексами;
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели .
Виды кинезиологичкеских упражнений: - растяжки - дыхательные упражнения - глазадвигательные упражнения - упражнения для развития мелкой моторики - упражнения на релаксацию - телесные движения - перекрестные движения - рисование и работа по схемам двумя руками одновременно
Растяжка нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
Упражнения для развития мелкой моторики- способствуют развитию речи.
Телесные движения развиваются межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Перекрестные движения
физические упражнения, влияющие на гармонизацию работы
левого и правого полушарий
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения .
Упражнения "Двойные рисунки"
- развивают навыки письма
- улучшают взаимодействие между правой и левой половинками мозга
- стимулируют творческие процессы
Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность.
Ребенок овладевает умениями, которые ранее были ему недоступны .
Список литературы:
- Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека. М: СпортАкадемПресс, 2003.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.
- 3. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координация движений рук. - М., 2003.
- 4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей. - М., 2000.