«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…» Л. Боровиков
Мастер класс на тему: «Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»
Учителя ОПК
БОУ СОШ №34
МО Динской район
Холодкова Л.Г.
Цель:
показать пути формирования личностных компетенций учащихся через познание истоков славянской письменности
- Обеспечить формирование мотивации и познавательной потребности в рассмотрении предлагаемой темы
- Обеспечить формирование мотивации и познавательной потребности в рассмотрении предлагаемой темы
- Создать методические условия для включения педагогов в активную деятельность
- Создать методические условия для включения педагогов в активную деятельность
- Раскрыть актуальность, доступность и возможность применения методики другими учителями
- Раскрыть актуальность, доступность и возможность применения методики другими учителями
Задачи:
1
2
3
Начало урока
О чем идет речь?
Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней.
На каком языке читали книги на Руси?
А как появилась славянская азбука?
Тема урока:
«Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»
Изучение нового материала
Опережающее задание: Подготовка мини-проектов и их представление
Закрепление изученного материала
Рассмотрим три первые буквы славянской азбуки – Азъ , Буки , Веди
Азъ
Веди
Буки
- знать, ведать
- знать, ведать
Объединяя акрофонические названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу:
Азъ буки веди – Я знаю буквы
1 фраза
- Речь, слово
- Добро, достояние
- Есть
Глаголъ добро есть
2 фраза
Слово – это достояние
2
«жить в труде»
«усердно, со рвением»
земляне
Живите зело, земля
3
Живите, трудясь усердно, земляне,
3
- так же
– “ как ”, “подобно”
- «Разумное существо»,
люди
И Иже Како Люди
4
и как подобает разумным людям
4
Мыслете Нашъ Онъ Покои
5
- “мыслить, постигать разумом”
- наше
- “оный” в значении “единственный
– “ основа (мироздания)”
Постигайте наше мироздание
5
- говори, изрекай, неси
- суждение, знание
- “уверенно, убежденно”
Рцы слово твердо
6
Неси знание убежденно
6
– знание, учение
–“ оплодотворяет”
– “ божественный, данный
свыше”
Укъ фъретъ Херъ
7
Знание оплодотворяет Всевышний,
Знание – дар Божий
7
–“ точи, проникай, вникай, дерзай”
– плод, чадо
–“ что” в значении “чтобы”
Цы, червь, ша
8
Дерзай, чадо, чтобы
8
- означает неопределенный краткий гласный, близкий к э
–“ свет”
–“ постичь, иметь”
Еръ Юсъ Ятъ
9
Сущего свет постичь!
9
Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное Послание:
- Азъ Буки Веди.
- Глаголъ Добро Есте.
- Живите Зело, Земля,
- И, Иже Како Люди,
- Мыслите Нашъ Онъ Покои.
- Рцы Слово Твердо –
- Укъ Фъретъ Херъ.
- Цы, Черве Ша
- Ърь Юсъ Ять!
- Я знаю буквы:
- Письмо - это достояние.
- Живите, трудясь усердно, земляне,
- Как подобает разумным людям -
- Постигайте наше мироздание!
- Несите знание убежденно:
- Знание - дар Божий!
- Дерзайте, чадо, чтобы
- Сущего свет постичь!
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ
Подведение итогов урока
Методика «Кластери»
Кирилл и Мефодий
Святые равноапостольные
Создатели славянской письменности
братья
Родом из Византии
Проповедники учения Иисуса Христа
24 мая день славянской письменности и памяти святых
Сочиняем акростих
Согласно преданию, первым автором акростиха был сам святой Кирилл:
А з есмь всему миру свет.
Б ог есмь прежде всех век.
В едаю всю тайну человеческую.
Г лаголю же вам, сыном человеческим:
Д обро есть верующим во имя Мое.
Е сть гнев Мой на грешники,
Ж изнь есмь всему миру.
К крещению обратились мы все
И в жизни ищем спасения.
Р уки свои возведем в высь
И просим у Бога прощения.
Л юдьми Твоими называться хотим
Л юбовью Своей озари нас грешных
И будем милости Твоей ждать
Ц арь славы,
А миру СПАСЕНИЕ!
Суконная Валерия
6 «В» класс
Рефлексия
1
2
3
Моя работа на уроке
(нарисуй смайлику улыбку):
- Активно работал – улыбка
- Работал, но не активно – полоска
- Был пассивен – опущенные уголки губ
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
теперь я могу…
сегодня я узнал…
я понял, что…
меня удивило…
я смог…
было интересно…
я почувствовал, что…
было трудно…
я приобрел…
я выполнял задания…
у меня получилось … …
я попробую…
я научился…
БЛАГОДАРЮ
ЗА ВНИМАНИЕ!