СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Киселевск глазами поэтов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие в 5 классе, посвященное юбилею г.Киселевск, включающее в себя знакомство с творчеством киселевских поэтов и практикум по созданию собственных поэтических текстов.

Просмотр содержимого документа
«киселевск глазами поэтов»

Технологическая карта урока.

Составила Шилик Нина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 г. Киселёвска

Класс: 5

Предмет: литература

Тема урока: Киселёвск глазами поэтов

Цели урока: 1) Образовательная: знакомство со стихотворениями киселевских и кузбасских поэтов.

2) Развивающая: создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.

3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса  к изучению литературы.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с тематикой и идейно-художественным содержанием стихотворений кузбасских поэтов, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Метапредметные УУД:

-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;

-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;

- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, краеведению.

- надпредметные: формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Средства обучения: экран, раздаточный материал.

Презентация к уроку: http://rusfolder.com/44878417











План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу успеха на уроке, улыбнитесь и мы начинаем.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы урока, постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

- Слушаем гимн Киселевска

Проблемный вопрос:

-Как вы думаете, почему мы начали сегодня урок с гимна нашего города?


Целеполагание.

-Давайте сформулируем тему нашего урока.


- К какому роду литературы мы могли бы отнести текст гимна?




Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.







Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.


Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1.Выразительное чтение и анализ стихотворений В.Лунева, Н.Мартина и Е.Ермакова


Словесный, познавательный, эвристический,

наглядный.

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека.

регулятивные УУД: взаимооценка


- Что общего вы заметили в образах, которые создают поэты?


Оценивание

- Насколько выразительно были прочитаны стихотворения?

- Какие эпитеты вы могли бы подобрать, говоря о нашем городе?



Выступления учащихся.

Выразительное чтение.

Отвечают на вопросы учителя.

Коллективно подбирают эпитеты




Коллективная оценка


2.Работа с литературоведческими понятиями.


Репродуктивный,

эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- Без чего нам сложно представить себе стихотворение? Давайте вспомним, что такое рифма т какой она бывает.

Ответы на вопросы

Этап 4. Практикум.


1. Аукцион рифм


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение подбирать слова, соответствующие заданным критериям;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека.

Предлагает для работы слова – Сибирь, шахтёры, морозы, добыча угля, к которым учащимся нужно будет подобрать рифмы.

По цепочке подбирают рифмы к словам.

Физ. минутка (пауза релаксации)


личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ. минутка

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения


Этап 5. Проектная деятельность учащихся


1. Работа в малых группах.




Проектный метод.

Выступление перед аудиторией с защитой проекта.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; развитие творческого мышления

регулятивные УУД : умение распределять задачи между участниками группы.

коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, строить монологические высказывания;

- По предложенным рифмам каждой группе за отведенное время нужно попытаться восстановить текст стихотворения. Стихотворение вам не знакомо, поэтому не нужно стремиться угадать, включите свое воображение и попробуйте создать свой текст. По завершении вашей работы мы сравним получившиеся стихотворения с оригиналом.

Групповая работа.

Обсуждение и представление результатов работы.



Чтение стихотворений собственного сочинения.


Защита проектов.

Этап 6. Подведение итогов урока


1.Самооценка

Самоанализ


Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

2.Домашнее задание


Словесный, наглядный.


Сочинение стихотворения на конкурс «Родному городу – признание в любви» или небольшого прозаического очерка о родном городе.

Записывают

задания в дневники.

3.Рефлексия


Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?


Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)


Просмотр содержимого презентации
«киселевск глазами поэтов»

Киселёвск глазами поэтов

Киселёвск глазами поэтов

Василий Лунёв «Киселёвску»  Поднявшись копрами над ширью таёжной  В истоке медвежьей речушки Абы,  Ты вышел из мрака годины тревожной  И встал у горнила российской судьбы.   Идут эшелоны угля чередою,  Не старится песня вагонных колёс.  Навеки я связан с твоею судьбою,  Мой крест – нестареющий мой Киселёвск!..   Ты кедром могучим – корнями и кроной –  Проросший из недр, устремляешься в ширь.  Шахтёрскою каской, как славной короной,  Тебя увенчала родная Сибирь.

Василий Лунёв «Киселёвску»

Поднявшись копрами над ширью таёжной В истоке медвежьей речушки Абы, Ты вышел из мрака годины тревожной И встал у горнила российской судьбы. Идут эшелоны угля чередою, Не старится песня вагонных колёс. Навеки я связан с твоею судьбою, Мой крест – нестареющий мой Киселёвск!.. Ты кедром могучим – корнями и кроной – Проросший из недр, устремляешься в ширь. Шахтёрскою каской, как славной короной, Тебя увенчала родная Сибирь.

Николай Мартин «Ночь на Ине»  Сверкает блесками Иня.  Черёмуха едва белеет.  В прохладе лунного огня  Округа безмятежно млеет.     Склонилась ива в сладком сне.  Висит листва – не шелохнётся...  Лишь ухнет филин в стороне,  Да с неба звёздочка сорвётся.     Облокотилась на кусты  Завеса млечного тумана...  Подобной нету красоты  И на полотнах Левитана!     Я очарованный стою  Наедине с рекой любимой.  И песню новую пою  Тебе – мой край неповторимый.

Николай Мартин «Ночь на Ине»

Сверкает блесками Иня. Черёмуха едва белеет. В прохладе лунного огня Округа безмятежно млеет.

Склонилась ива в сладком сне. Висит листва – не шелохнётся... Лишь ухнет филин в стороне, Да с неба звёздочка сорвётся.

Облокотилась на кусты Завеса млечного тумана... Подобной нету красоты И на полотнах Левитана!

Я очарованный стою Наедине с рекой любимой. И песню новую пою Тебе – мой край неповторимый.

Евгений Ермаков «Город сердца»  Киселевск! Мой город крутоплечий! От шахтеров мощь в тебе и стать. Иногда совсем по-человечьи Ты умеешь слушать и вздыхать. В эти дни твой взгляд проникновенный Я ловлю радарами души. Мы с тобой легко и откровенно  До утра безмолвствуем в тиши. Но мы знаем: вырос Красный Камень, Протянув в грядущее мосты- То шахтеры чистыми руками Новой жизни подняли пласты. Вот они- выходят из забоя, Не спеша, усталость не тая… И над ними небо голубое, Как любовь бескрайняя моя .

Евгений Ермаков «Город сердца»

Киселевск! Мой город крутоплечий!

От шахтеров мощь в тебе и стать.

Иногда совсем по-человечьи

Ты умеешь слушать и вздыхать.

В эти дни твой взгляд проникновенный

Я ловлю радарами души.

Мы с тобой легко и откровенно

До утра безмолвствуем в тиши.

Но мы знаем: вырос Красный Камень,

Протянув в грядущее мосты-

То шахтеры чистыми руками

Новой жизни подняли пласты.

Вот они- выходят из забоя,

Не спеша, усталость не тая…

И над ними небо голубое,

Как любовь бескрайняя моя .

ПОДБИРАЕМ ЭПИТЕТЫ

ПОДБИРАЕМ

ЭПИТЕТЫ

ПОДБИРАЕМ ЭПИТЕТЫ

ПОДБИРАЕМ

ЭПИТЕТЫ

?

?

палка – селёдка РИФМА?

палка –

селёдка

РИФМА?

Сибирь – Шахтеры – Морозы – Добыча угля –

Сибирь –

Шахтеры –

Морозы –

Добыча угля –

____________ инее –   _____________ убор!   ____________ синее,   ______________ бор.    __________ птичьего   ___________ лесной…   __________ величия   ___________ стеной!

____________ инее –  _____________ убор!  ____________ синее,  ______________ бор.  __________ птичьего  ___________ лесной…  __________ величия  ___________ стеной!

В серебристом, чистом инее –   До чего ж хорош убор!   Смотрит вдаль, в раздолье синее,   Вековой сибирский бор.    До весны, до пенья птичьего   Стих и замер мир лесной…   Сколько русского величия   В соснах, вставших тут стеной! М.Небогатов

В серебристом, чистом инее –  До чего ж хорош убор!  Смотрит вдаль, в раздолье синее,  Вековой сибирский бор.  До весны, до пенья птичьего  Стих и замер мир лесной…  Сколько русского величия  В соснах, вставших тут стеной!

М.Небогатов

Домашнее задание:  Стихотворение или прозаический очерк о Киселевске

Домашнее задание:

Стихотворение или прозаический очерк о Киселевске