Тема: Кислород. Получение кислорода в лаборатории. Понятие про катализатор.
Цель: ознакомить учащихся с историей открытия кислорода, его распространением в природе, сформулировать понятие о катализаторе, его роли для химических процессов, закрепить понятия «реакция разложения» «элемент», «простые вещества» на примере оксигена и кислорода, разъяснить способы получения кислорода в лаборатории ; обобщить информацию о воздухе и его составе; продолжить формирование положительных мотивов учения, развитие логической памяти, внимательности, самостоятельности при выполнении заданий; воспитывать бережное отношение к природе и целостности мира.
Задачи:
1.Научить различать простое вещество и элемент, которым образовано вещество, расстановке коэффициентов в уравнениях реакций, написанию продуктов реакций.
2. Рассмотреть историю открытия кислорода.
3.Применять полученные знания на практике.
Тип урока: комбинированный, с элементами интегрирования в курс биологии.
Оборудование и материалы: проектор, 3 ноутбука, доска, программа SmartEquastions, рабочие тетради, учебник «Химия. 8 класс. Г.Е.Рудзитис».
Ход урока
Организационный момент (учитель приветствует учащихся, выводит на доску первый слайд урока с приветствием, ученики записывают в тетради дату урока)
Актуализация опорных знаний.
Начнём с фронтальной беседы (слайд №2):
На какие две группы делятся вещества?
Что такое «простое вещество», «сложное вещество»?
Приведите пример простых и сложных веществ.
(ответы учащихся)
Заполнить таблицу (слайд №3, записаны химические вещества Cu, NaCl, Cl2, CuSO4, Fe, H2O, Br2, BaCl2, AL, P, C2H6, O2, NO2, СO, N2O). Учащиеся чертят таблицу в тетради и озвучивают запись.
Простые в-ва (атомы и молекулы) |
металлы | неметаллы |
Как вы думаете, каких веществ больше и почему (простых или сложных)?
Какие простые вещества в природе вы знаете?
(высказывания учащихся)
Как вы уже догадались, мы начинаем изучать более детально тему «Простые вещества. Металлы и неметаллы». Простые вещества имеют для человека очень важное значение. Изучение простых веществ мы начнём с одного из распространённых веществ, который относится к группе неметаллы.
Мотивация учебной деятельности. (слайд №4)
Эстафета : по-очереди, учащиеся уравнивают уравнения реакций
а) Fe (ОН)3 = Fe 2O 3 + Н 2О ;
б) НС1 + Сг 2О 3 = СгС1 3 + Н 2О ;
в) Na + Н 2О = NaOH + Н 2;
г) А1С1 3 + NaOH = А1 (ОН) 3 + NaCl;
Проблемный вопрос:
Какой элемент встречается чаще всего в уравнениях?
Можно ли сказать, что этот элемент незаменим? (высказывания учащихся)
Запись темы урока в тетради(слайд №5): на этом уроке мы должны будем ознакомиться с оксигеном и простым веществом кислородом, которое он образует, узнать о его исключительной роли в природе, деятельности человека, жизни, научиться добывать кислород из веществ(теоретично), которыми человек пользуется для лечения, а также продолжим развивать умение дописывать уравнения реакций.
Изучение нового материала.
Оксиген – химических элемент(слайд №6)
Что отличает планету Земля от других планет Солнечной системы? (ответ учащихся)
В тетрадях ученики записывают «адрес» оксигена, начиная с символа и заканчивая строением атома, валентность(используя учебник, пар. 22)
Оксиген образует соединения практически со всеми элементами.(проверка на слайде №7)
Исключение составляют инертные газы (слайд №8). Оксиген -один из важнейших элементов в природе. Почему? (высказывания). В виде соединений с другими элементами он составляет 47% от массы земной коры. Оксиген входит в состав важнейших минералов литосферы (красный колчедан, кварц, гипс, полевой шпат,…) (слайд №9) и веществ, которые обуславливают плодородие почв. Какие это вещества? (гумус, соли) (слайд № 10).Самое распространенное соединение оксигена – вода. В каком виде вода есть на Земле?(ответы учеников).
Всё это гидросфера Земли. (слайд №11)Гидросфера Земли содержит 86-89% оксигена по массе. Оксиген в виде простого вещества – кислорода – входит в состав атмосферы Земли. 21% оксигена содержится в атмосфере. В верхних слоях кислород практически отсутствует. Оксиген входит в состав огромного количества сложных веществ: оксидов, кислот, солей, оснований.
Вопрос:
Живые организмы также имеют большое количество оксигена. В составе различных соединений оксиген составляет около 65% массы тела человека. При участии кислорода происходят множество процессов в живых организмах. Приведите примеры (ответы: фотосинтез, дыхание, процессы окисления).
Вопрос. (слайд №12)
Подскажите, если человек , звери дышат воздухом, в состав которого входит кислород, а чем же дышат рыбы, растения? (ответ – кислородом).
Игровая минута. (слайд №13)
Игра «Знаю ли я свой класс?» Учитель: «Положите ручки и закройте глаза. Я называю предмет, который есть в нашем классе, а вы показываете на него рукой, когда я скажу раскрыть глаза, вы увидите, правильно ли показали».
История открытия кислорода.
Только что, мы подтвердили, что кислород – это одна из важнейших веществ для жизни на нашей планете, но в повседневной жизни мы не задумываемся о его существовании. Наверное, потому что кислород в чистом виде был открыт, сравнительно, недавно. История открытия кислорода довольно интересна.(слайд № 14)
Ещё в VIII ст. китайский учёный Мао-Хоа установил присутствие в составе воздуха двух газов, один из которых имел свойство поддерживать дыхание и горение. В Европе кислород открыли только лишь через 1000 лет почти одновременно два выдающихся химика – швед Шеэле (1771) и англичанин Дж.Пристли (1774).
Однако эти учёные были ревностными защитниками теории флогистона, которая стала тормозом для науки и не понимали сами важности роли кислорода в природе.
Дополнительна информация (слайд №15): Флогистон (с греческого – горючий), в представлениях химиков XVIII века гипотетическая основа горючести, « огненная субстанция», которая якобы наполняет все горючие вещества и высвобождается из них при горении. Термин введенный Йоганом Бехером и Георгом Шталем в 1703 году для объяснения процессов горения. Флогистон представляли как невесомую жидкость, которая вылетала из вещества при сгорании.В то время считалось, что металл – это соединение «земли» (оксида металла) с флогистоном и при горении металл разлагается на «землю» и флогистон, который смешивается с воздухом и не может быть отделён от него. Увеличение массы металла при сгорании объясняли отрицательной массой флогистона. Способность выделять флогистон из воздуха приписывали растениям.
Добывание кислорода в лаборатории.
Каким образом можно выделить чистый кислород?
В лаборатории кислород проще добывать из тех веществ, которые во время нагревания легко разлагаются с выделением кислорода (слайд №16, видео получения кислорода).
После просмотра видео, записывают уравнения реакций при помощи учителя и информации на слайде №17.
Метод Пристли: используется оксид меркурия(ІІ)
2HgO = 2Hg + O2
В лабораторних условиях кислород добывают из веществ:
- калий перманганата (марганцовки) –
KMnO4 =t K2MnO4 + MnO2+ O2
- перекиси водорода , под действием манган (ІV) оксида -
Н2О2 = t, MnO2 = Н2О + О2
2KCLO3 = t,MnO2 = 2KCL + 3O2
Понятие про катализатор.
Был ли использован во время реакции получения кислорода из бертолетовой соли манган (VI) оксид?
Какая, на ваш взгляд, его роль в данной реакции? (высказывания учащихся)
Итак, катализатор – вещество, которое участия в химической реакции не принимает, но ускоряет её скорость.
Катализ – процесс ускорения химической реакции(слайд №18)
Какие общие черты для всех уравнений реакций, записанных на слайде № 17 и в ваших тетрадях?
Можно ли сказать, что эти реакции одного типа?
Слайд № 19 – повторение
Реакции разложения – реакции, во время которых из одного сложного вещества образуется несколько веществ.
Обобщение и систематизация знаний.
Самостоятельная работа (слайд №20) в группах: дописать, указать тип реакции, уравнять реакции и осуществить проверку с помощью программы SmartEquastions
1 группа:
Аl + 02 = Аl2O3 ;
NaNO3 = NaNO2 + …;
KMnO4 t= K2MnO4 + MnO2+ …
2 группа:
Н2O = Н2 + …;
KCLO3 t,MnO2 = KCL + …
CuS + O2 = CuO + …
Домашнее задание: пар. 22, №4-6, стр. 75.
Итог урока.
Выставление оценок (ученики проводят самооценку)
Релаксация.
Составить слова из слогов, которые написаны на слайде № 21.
Тор-ка-за-та-ли (катализатор)
Ак-ре-ция (реакция)
Ло-ния-раз-же (разложения)
Аз-ву-ье – ла (Лавуазье)