Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
Бурейская Средняя Общеобразовательная Школа
Внеклассное мероприятие во 2 классе:
«Россия-Родина моя»
Автор: С.Г. Самошкина
учитель начальных классов
п г т Бурея, 2019 год
Сценарный план.
I. Вступительное слово учителя.
II. 1. Разгадывание кроссворда и отгадывание темы мероприятия.
2. Беседа: «Как вы понимаете слово «Родина»?
3. Рассказ учителя о России с применением физической карты Российской Федерации.
4. Физкультминутка.
6. Знакомство с государственными символами Российской Федерации.
7. Практическая работа учащихся: раскрашивание шаблонов флага.
8. Игра: «Собери пословицу о Родине»
10. Викторина.
III. Подведение итогов.
Аннотация.
Данное внеклассное мероприятие « Россия-Родина моя» адресовано для учащихся 2 класса. В ходе подготовки и проведения классного часа реализуется задача по созданию условий для формирования гражданской и нравственной позиций у учащихся начальных классов.
Мероприятие включает в себя вступительное слово учителя, беседу « Как вы понимаете слово Родина?», работу по физической карте России, знакомство с государственными символами Российской Федерации ,практическую работу учащихся, игру «Собери пословицу о Родине», музыкальное сопровождение: «Гимн РФ» , песню « Россия- ты моя звезда».
Проблема формирования гражданской позиции у младших школьников является актуальной на современном этапе развития общества.
Цели :
Воспитание любви к своей Родине.
Задачи:
1.познакомить с основными символами нашего государства, рассмотреть их функциональное предназначение, значение цветов и образов.
2.развивать познавательный интерес к своей Родине ,содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны.
3.воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: картинки для оформления доски, презентация, шаблоны флажков, пословицы о Родине, шарики белого, голубого и красного цвета для оформления.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово учителя.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Сейчас мы узнаем, какое слово самое родное для любого гражданина своей страны? Все готовы? Улыбнитесь друг другу и начнем!
II. 1. Разгадывание кроссворда и отгадывание темы мероприятия Кроссворд:(слайд 2»
Течёт, течёт не вытечет.
Бежит ,бежит не выбежит(река)
2.Про какое дерево так говорят:
« Мёрзнет ,дрожит на ветру?(осина)
3.Живёт в лесу работник
Лесной носатый плотник. ( дятел)
4. Вежливое слово (спасибо)
5. Место, где лежат школьные предметы.( пенал)
6.Белые сапожки ,зелёные серёжки.(берёза)
-Молодцы!-это слово Родина.(слайд2)
Ученик 1:
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок.
В поле каждый колосок…
Речка, небо ,голубое-
Это всё моё, родное,
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
Ученик1:Великую землю ,любимую землю
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Ученик 2: Если скажут слово- Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка- скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомниться
Свой родной московский двор.
Ученик 3: В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
2. Беседа: «Как вы понимаете слово «Родина».
Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (Учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)
Ученик 4: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Ученик 5: Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб,
Хлеб за праздничным столом.
Ученик 6: Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.
Ученик7:Слышишь песенку ручья?
Это- Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это –Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это- Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина-
Это тоже Родина.
Учитель: Как называется наша страна? (Россия или Российская Федерация)
Ученик 8 :На свете много разных стран.
Но есть одна страна:
От белых гор до тёплых рек
Раскинулась она.
3.Рассказ учителя о России с применением физической карты России.
( слайд 3)
Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде
.
Посмотрите, на карте много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.
Учитель: А какие прекрасные города есть в нашей России. Какие города вы знаете?
6. Физкультминутка.
В нашей стране горы высокие,
Реки глубокие ,
Степи широкие ,
Леса большие ,
А мы – ребята вот такие!
-Ребята ,а какой город является столицей нашей Родины? ( Москва)
-А что вы знаете о городе Москве?
7.Знакомство с государственными символами.
Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Ученик 9: Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Давайте рассмотрим герб нашей страны.(слайд 4)
Герб- это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. (Показывает монету.) Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено? ( Рассматривают герб).
Ученик 10: Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый,
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный-
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая
Подобье потеряв свое
Сжимает в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
- Золотой двуглавый орел изображен на фоне красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на солнце.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне. За его плечами развивается синий плащ. В правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его изображали на иконах. В некотором царстве – государстве случилось несчастье, напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю. Разрушал дома. Взмолились жители того государства. Змей же потребовал, чтобы его кормили досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить каждый день приводить к нему человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде сразился со змеем и победил его.
- Еще один важный символ нашего государства – флаг.(слайд5)
Ученик 11: А флаг России - триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба.
А также девица красна,
Ведь красный- это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Ученик 12:Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета
Что означают цвета два.
Синий - Украины цвет,
Белый - Белоруссии.
Народы их объединились
Чтоб жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!
- Флаг нашей страны тоже имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развивался на ветру, придавая мужество и уверенность воинам.
Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда были разных цветов. Их украшали богатые узоры.
Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.
8.Практическая работа учащихся.
(Приготовить шаблоны флага. Дети, раскрашивая, повторяют значения цветов флага.)
Учитель: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.( слайд 6)
Ученик 13: Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия- любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем молча и стоя всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Учитель: Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков.
(Звучит гимн, дети слушают, стоя).
9. Игра «Собери пословицу о Родине».
Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина-мать, умей за неё постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
12. Рефлексия (викторина).
1. Назовите день рождения флага.
2. Что обозначает красный цвет флага?
3. Что обозначает синий цвет флага?
4. Что обозначает белый цвет флага?
5. Где можно увидеть государственный флаг?
6. На каких зданиях нашего посёлка развивается флаг?
13.Подведение итогов.
Учитель: Ребята! Понравилась вам наша сегодняшняя беседа?
Что нового узнали о нашей стране?
О чем расскажете дома?
Ученик14:
Берегите Россию.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
За небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
(К.Синицын)
Дети исполняют песню «Россия- ты моя звезда»( приложение 1)
( слайд 9).
( приложение 1)
« Россия- моя звезда»
музыка: Юрий Таран , слова : Юрий Таран.
1.Хохлома, волжский плес,
Ширь полей, плач берез.
Это ты, Родина моя,
Это ты, Россия.
Купола, неба высь.
Для тебя наша жизнь.
Это ты, Родина моя.
В мире нет красивей.
Припев:
Россия, Россия - ты моя звезда
Россия, Россия - ты моя судьба
Россия, Россия - повторю я вновь
Россия, Россия - ты моя любовь
2.Журавли, тополя
Хлеб, да соль, лик Кремля
Это ты, Родина моя
Это ты, Россия
Детский смех, перепляс.
Доброта синих глаз.
Это ты, Родина моя.
В мире нет красивей.
Припев: 2 раза
Россия, Россия - ты моя звезда
Россия, Россия - ты моя судьба
Россия, Россия - повторю я вновь
Россия, Россия - ты моя любовь