СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кладоискатели презентация по русскому языку 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кладоискатели презентация по русскому языку 2 класс»

Кладоискатели

Кладоискатели

Станция первая  «Противоположная».    Задание №1.  Посмотрите на предложенные пары рисунков. Придумайте прилагательные, которые характеризуют предметы или существа, сложите их попарно и дайте ответ на первый вопрос. Каким словом можно назвать получившиеся пары?

Станция первая «Противоположная».

Задание №1.

Посмотрите на предложенные пары рисунков. Придумайте прилагательные, которые характеризуют предметы или существа, сложите их попарно и дайте ответ на первый вопрос. Каким словом можно назвать получившиеся пары?

Антонимы- это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. толстый - тонкий злая - добрая

Антонимы- это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

толстый - тонкий

злая - добрая

 Задание №2.  Подберите антонимы к следующим словам:    рано поздно бледный  румяный  утро  вечер рассвет  закат далекий  близкий широкий  узкий

Задание №2. Подберите антонимы к следующим словам:

рано

поздно

бледный

румяный

утро

вечер

рассвет

закат

далекий

близкий

широкий

узкий

Задание №3.  Заполните горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, и в вертикальном выделенном столбце вы прочитаете общее название таких слов. горький начинать буря сложный трудолюбивый короткий забывать с л к а о з д а п н л р т ч к и и е а о д т ш н п й с л о и ь и т ь м о н в е ы н й н и ы й т й ь

Задание №3. Заполните горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, и в вертикальном выделенном столбце вы прочитаете общее название таких слов.

горький

начинать

буря

сложный

трудолюбивый

короткий

забывать

с

л

к

а

о

з

д

а

п

н

л

р

т

ч

к

и

и

е

а

о

д

т

ш

н

п

й

с

л

о

и

ь

и

т

ь

м

о

н

в

е

ы

н

й

н

и

ы

й

т

й

ь

Станция вторая  «Одинаковая».  Задание №1.  Посмотрите на экран, какими двумя словами можно назвать это животное? Дайте полное определение этому явлению. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения. крокодил– аллигатор

Станция вторая «Одинаковая».

Задание №1. Посмотрите на экран, какими двумя словами можно назвать это животное? Дайте полное определение этому явлению.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но

могут отличаться друг от друга оттенками

лексического значения.

крокодил–

аллигатор

Задание №2.  Подберите как можно больше синонимов к данным словам.  Умный-   мудрый, неглупый, рассудительный, смекалистый.  - мгновенно, стремглав, скоро, стремительно, мигом. Быстро

Задание №2. Подберите как можно больше синонимов к данным словам.

Умный-

мудрый, неглупый, рассудительный, смекалистый.

- мгновенно, стремглав, скоро, стремительно, мигом.

Быстро

Станция третья  «Значительная».  Задание №1.  Посмотрите на экран, что изображено здесь? Определите лексическое и грамматическое значение этого слова. Панда – млекопитающее семейства енотовых (лексическое значение). Панда – существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа (грамматическое значение).

Станция третья «Значительная».

Задание №1. Посмотрите на экран, что изображено здесь? Определите лексическое и грамматическое значение этого слова.

Панда – млекопитающее семейства енотовых (лексическое значение).

Панда – существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа (грамматическое значение).

Задание №2.  Угадайте слова по их лексическим значениям. (Бормотать). 1.Говорить тихо, неразборчиво. 2.Пронзительно, резко кричать. 3.Перевертываться через голову. 4.Идти, делая частые, мелкие шажки. 5.Вырывать вместе с корнями пни, деревья. 6.Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю. (Визжать). (Кувыркаться). (Семенить). (Корчевать) (Сочувствовать).

Задание №2. Угадайте слова по их лексическим значениям.

(Бормотать).

1.Говорить тихо, неразборчиво.

2.Пронзительно, резко кричать.

3.Перевертываться через голову.

4.Идти, делая частые, мелкие шажки.

5.Вырывать вместе с корнями пни, деревья.

6.Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю.

(Визжать).

(Кувыркаться).

(Семенить).

(Корчевать)

(Сочувствовать).

Задание№3 .Замените выделенные лексические значения на слова так, чтобы получился текст. за море, Улетели птицы (покрытые перьями и пухом позвоночные животные с крыльями) Миновало время (уборки зерновых). жатв (имеющем низкую температуру, не нагретом, не дающем или не содержащем тепла) холодном На сером мраморе Листья лежат. (цвета яичного желтка) желтые (Д.Кедрин.)

Задание№3 .Замените выделенные лексические значения на слова так, чтобы получился текст.

за море,

Улетели

птицы

(покрытые перьями и пухом позвоночные животные с крыльями)

Миновало время

(уборки зерновых).

жатв

(имеющем низкую температуру, не нагретом, не дающем или не содержащем тепла)

холодном

На

сером мраморе

Листья

лежат.

(цвета яичного желтка)

желтые

(Д.Кедрин.)

Станция четвертая  «Многозначная». Это месяц (календарный) и месяц (небесный). Многозначность – свойство слов употребляться в разных значениях. Задание№1.  Посмотрите на рисунки и скажите, как называются оба изображенных предмета. Как в науке называют такое явление? сентябрь

Станция четвертая «Многозначная».

Это месяц (календарный) и месяц (небесный). Многозначность – свойство слов употребляться в разных значениях.

Задание№1.

Посмотрите на рисунки и скажите, как называются оба изображенных предмета. Как в науке называют такое явление?

сентябрь

Задание №2 . Приведите все лексические значения указанного ниже слова. корень 1 .Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2 .Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, ногтя, зуба. 3 .Начало, источник чего-нибудь. 4 .В языкознании основная значимая часть слова.

Задание №2 . Приведите все лексические значения указанного ниже слова.

корень

1 .Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2 .Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, ногтя, зуба.

3 .Начало, источник чего-нибудь.

4 .В языкознании основная значимая часть слова.

Задание №3.  Придумайте как можно больше словосочетаний со словом «острый», но так, чтобы значение его не повторялось.   Острое копье (отточенное, хорошо режущее) Острый нос (суживающийся к концу) Острая шутка (отличающаяся остроумием) Острый соус (сильно действующий на вкус или обоняние) Острая боль (сильно, ярко выраженная) Острый глаз (проницательный, хорошо воспринимающий)

Задание №3. Придумайте как можно больше словосочетаний со словом «острый», но так, чтобы значение его не повторялось.

Острое копье (отточенное, хорошо режущее)

Острый нос (суживающийся к концу)

Острая шутка (отличающаяся остроумием)

Острый соус (сильно действующий на вкус или обоняние)

Острая боль (сильно, ярко выраженная)

Острый глаз (проницательный, хорошо воспринимающий)

Станция пятая  «Переносная» Когда говорят, что у человека колючий взгляд или колючий язык, то употребляют слово «колючий» в переносном значении (колючий – «язвительный, насмешливый, злой»).  Задание№1. Почему иногда говорят, что у человека колючий взгляд или язык? Разве у взгляда и языка могут быть такие же колючки, как у ежа?

Станция пятая «Переносная»

Когда говорят, что у человека колючий взгляд или колючий язык, то употребляют слово «колючий» в переносном значении (колючий – «язвительный, насмешливый, злой»).

Задание№1. Почему иногда говорят, что у человека колючий взгляд или язык? Разве у взгляда и языка могут быть такие же колючки, как у ежа?

Задание №2. Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении . потерять терпение горький перец горячий спор легкий характер ласточкино гнездо хлебнуть горя

Задание №2. Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении .

потерять терпение

горький перец

горячий спор

легкий характер

ласточкино гнездо

хлебнуть горя

Станция шестая  «Одинаково-разная». Задание№1. Почему лошадь идет рысью, а она сидит на дереве? Как такое явление называется в науке о языке? Это омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Станция шестая «Одинаково-разная».

Задание№1.

Почему лошадь

идет рысью, а

она сидит на

дереве? Как

такое явление

называется в

науке о языке?

Это омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Задание №2. Объясните очень кратко, но точно смысловые различия между следующими омонимами: барыня – барыня - русская пляска помещица петрушка – петрушка - корнеплод кукла

Задание №2. Объясните очень кратко, но точно смысловые различия между следующими омонимами:

барыня – барыня -

русская пляска

помещица

петрушка – петрушка -

корнеплод

кукла

Станция седьмая  «Решающая». Задание.  Назовите как можно больше видов словарей. Толковый словарь Орфографический словарь Орфоэпический словарь Этимологический словарь Словообразовательный словарь Словарь синонимов Словарь антонимов

Станция седьмая «Решающая».

Задание. Назовите как можно больше видов словарей.

  • Толковый словарь
  • Орфографический словарь
  • Орфоэпический словарь
  • Этимологический словарь
  • Словообразовательный словарь
  • Словарь синонимов
  • Словарь антонимов
Лексика  «Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата.»  (А.Гитович.)

Лексика

«Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата.»

(А.Гитович.)

Использованная литература Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред.Крысина Л.П., М., Просвещение, 1995. Книгина М.П., Русский язык 5 класс. Тесты, Изд-во «Лицей», 2006. Лебедев В.А. Поурочные разработки. К учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык 5класс», М., «Дрофа», 2001. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2004.

Использованная литература

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред.Крысина Л.П., М., Просвещение, 1995.
  • Книгина М.П., Русский язык 5 класс. Тесты, Изд-во «Лицей», 2006.
  • Лебедев В.А. Поурочные разработки. К учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык 5класс», М., «Дрофа», 2001.
  • Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2004.