Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 3 В
УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая
Тема урока: Кладовые земли.
Тип урока: открытие новых знаний, урок - исследование
Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми и их значением для человека.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- иметь представление о полезных ископаемых и об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;
- наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.
Метапредметные результаты:
- различать по внешнему виду минералы и горные породы;
- различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам;
- извлекать из источников дополнительный материал о полезных ископаемых;
- исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах;
- рассказывать по схеме о составе гранита;
Личностные результаты:
- понимать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека;
- осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых;
- оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. 1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя». Фронтальная работа.)
3.Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворные строки.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
Сегодня мы будем говорить о природном сокровище — земле, о том, какие богатства хранит она в себе.
-Какие красивые камни вы знаете? Какие изделия из камней изготавливают люди?
-Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне встречается в природе в виде камня?( Каменная соль)
-Где встречаем камни?
-Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке?Сформулируйте тему урока.
-А что бы вы хотели узнать про камни?
-Предположите, о чём будем говорить на уроке.
Камни можно встретить и под землёй, и на её поверхности. Камни, которые использует человек называются полезными ископаемыми.
Может кто-то скажет, почему их называют ископаемыми?
(Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.)
Почему полезные? ( приносят пользу человеку)
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ С.70
Стр.70 – учебник.
1.-Прочитайте 1-й абзац текста и сделайте пометки.
(«+» - знал, «-» -новое, «?» – не понял)
Беседа после прочтения текста:
-Какие понятия нужно различать, чтобы говорить о кладовых земли?
-Объясните значение слова «минералы».
-Объясните значение выражения «горные породы».
Сообщение учителя
- В настоящее время около 3500 видов минералов. Однако широко распространено около 70-ти. Они входят в состав горных пород и называются природообразующими.
2. Работа с коллекцией минералов.
(перед детьми 3 минерала: кварц, слюда, полевой шпат), Гномики передали нам коллекцию камней и свой инструмент. Давайте рассмотрим их. Учитель называет минерал, а дети находят их в коллекции (минералы подписаны)
3. Практическая работа. (Работа в группах)
1) Свойства минералов.
Практическая работа «Состав гранита»,делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте.( работа в тетради)
- Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию гранита)
- Какова цель нашего исследования? (определить, какие минералы входит в состав гранита)
-Какой инструмент нам понадобится для работы? (Лупа)
Проведите исследование, сформулируйте и напишите вывод о составе гранита.
- Опишите устно их свойства по плану:
Название
Цвет
Прозрачность
Блеск
Однородность
-Минералы образуют горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Для того чтобы воспользоваться полезными ископаемыми, их нужно найти. Этим занимаются геологи.
-Давайте побольше узнаем о граните. Как его используют?
Сообщение ученика
-Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Эго используют для облицовки стен зданий, станций метро.
- Чтобы найти полезные ископаемые, надо знать, где и как они образуются.
Как же образуется гранит?
Гранит это вулканическая порода.
- Кто знает что значит «вулканическая»?
-В самых глубинах Земли очень высокая температура. Камни там плавятся и превращаются в магму. Магма – это смесь различных минералов. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается и вырывается наружу. Так происходит извержение вулкана. Гранит, образуется из магмы в результате ее охлаждения и затвердевания как внутри земной коры, так и на поверхности Земли.
- «Гранит» - от слова «гранум», что в переводе значит «зерно».
Эти «зёрна» кристаллы кварца, слюды и полевого шпата – минералов из которых состоит гранит. Цвет гранита может быть разным. Чаще он имеет розоватую или сероватую окраску.
Гранит очень прочный, и это является одним из главных его свойств. Из-за прочности добывать гранит нелегко. Иногда даже используют взрывчатку, так как только сильный взрыв разделяет гранит на куски.
Древние египтяне использовали гранит для строительства пирамид.
В Санкт-Петербурге на гранитном камне установлен памятник Петру I.
Этот памятник такой огромный, что в перевозке его участвовали 15000 человек
Добыча полезных ископаемых (информация с электронного приложения к уроку)
(рудник, шахта, карьеры, месторождения)
-Как вы поняли, что такое месторождение?
- Как добывают полезные ископаемые?
10. Подведение итогов работы.
- О каких минералах и горных породах узнали?
-Для чего добывают пол. иск.?
• Для строительства (песок, глина, известняк)
• Для топлива (уголь, газ, нефть)
• Для получения металлов (руды).
8 Домашнее задание.
По выбору:
1. Расскажите о труде шахтёра и геолога.
2. Какие изделия делают из нефти?
3. Как надо охранять полезные ископаемые?