СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Кладовые Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 3 классе. Урок-исследование.

Просмотр содержимого документа
«"Кладовые Земли"»

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 3 В

УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Тема урока: Кладовые земли.

Тип урока: открытие новых знаний, урок - исследование

Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми и их значением для человека.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- иметь представление о полезных ископаемых и об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;

- наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.

Метапредметные результаты:

- различать по внешнему виду минералы и горные породы;

- различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам;

- извлекать из источников дополнительный материал о полезных ископаемых;

- исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах;

- рассказывать по схеме о составе гранита;

Личностные результаты:

- понимать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека;

- осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых;

- оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. 1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

(Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя». Фронтальная работа.)

3.Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворные строки.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету -

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!





Сегодня мы будем говорить о природном сокровище — земле, о том, какие богатства хранит она в себе.

-Какие красивые камни вы знаете? Какие изделия из камней изготавливают люди?

-Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне встречается в природе в виде камня?( Каменная соль)

-Где встречаем камни?

-Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке?Сформулируйте тему урока.

-А что бы вы хотели узнать про камни?

-Предположите, о чём будем говорить на уроке.

Камни можно встретить и под землёй, и на её поверхности. Камни, которые использует человек называются полезными ископаемыми.

Может кто-то скажет, почему их называют ископаемыми?

(Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.)

Почему полезные? ( приносят пользу человеку)

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ С.70

Стр.70 – учебник.

1.-Прочитайте 1-й абзац текста и сделайте пометки.

(«+» - знал, «-» -новое, «?» – не понял)

Беседа после прочтения текста:

-Какие понятия нужно различать, чтобы говорить о кладовых земли?

-Объясните значение слова «минералы».

-Объясните значение выражения «горные породы».

Сообщение учителя

- В настоящее время около 3500 видов минералов. Однако широко распространено около 70-ти. Они входят в состав горных пород и называются природообразующими.

2. Работа с коллекцией минералов.

(перед детьми 3 минерала: кварц, слюда, полевой шпат), Гномики передали нам коллекцию камней и свой инструмент. Давайте рассмотрим их. Учитель называет минерал, а дети находят их в коллекции (минералы подписаны)

3. Практическая работа. (Работа в группах)

1) Свойства минералов.

Практическая работа «Состав гранита»,делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте.( работа в тетради)

- Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию гранита)

- Какова цель нашего исследования? (определить, какие минералы входит в состав гранита)

-Какой инструмент нам понадобится для работы? (Лупа)

Проведите исследование, сформулируйте и напишите вывод о составе гранита.

- Опишите устно их свойства по плану:

Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Однородность

-Минералы образуют горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Для того чтобы воспользоваться полезными ископаемыми, их нужно найти. Этим занимаются геологи.

-Давайте побольше узнаем о граните. Как его используют?

Сообщение ученика

-Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Эго используют для облицовки стен зданий, станций метро.

- Чтобы найти полезные ископаемые, надо знать, где и как они образуются.

Как же образуется гранит?

Гранит это вулканическая порода.

- Кто знает что значит «вулканическая»?

-В самых глубинах Земли очень высокая температура. Камни там плавятся и превращаются в магму. Магма – это смесь различных минералов. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается и вырывается наружу. Так происходит извержение вулкана. Гранит, образуется из магмы в результате ее охлаждения и затвердевания как внутри земной коры, так и на поверхности Земли.

- «Гранит» - от слова «гранум», что в переводе значит «зерно».

Эти «зёрна» кристаллы кварца, слюды и полевого шпата – минералов из которых состоит гранит. Цвет гранита может быть разным. Чаще он имеет розоватую или сероватую окраску.

Гранит очень прочный, и это является одним из главных его свойств. Из-за прочности добывать гранит нелегко. Иногда даже используют взрывчатку, так как только сильный взрыв разделяет гранит на куски.

Древние египтяне использовали гранит для строительства пирамид.

В Санкт-Петербурге на гранитном камне установлен памятник Петру I.

Этот памятник такой огромный, что в перевозке его участвовали 15000 человек

Добыча полезных ископаемых (информация с электронного приложения к уроку)

(рудник, шахта, карьеры, месторождения)

-Как вы поняли, что такое месторождение?

- Как добывают полезные ископаемые?

10. Подведение итогов работы.

- О каких минералах и горных породах узнали?

-Для чего добывают пол. иск.?

• Для строительства (песок, глина, известняк)

• Для топлива (уголь, газ, нефть)

• Для получения металлов (руды).



8 Домашнее задание.

По выбору:

1. Расскажите о труде шахтёра и геолога.

2. Какие изделия делают из нефти?

3. Как надо охранять полезные ископаемые?