СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Класс двудольные растения. Характерные особенности растений семейства розоцветных»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса на тему: «Класс двудольные растения. Характерные особенности растений семейства розоцветных» по УМК Н.И. Сонина.

Урок разработан по типу комбинированный с элементами игры, лабораторная работа, с применением как индивидуальной, так и групповой работы.

Урок направлен на изучение нового материала, в процессе его изучения обучающиеся проводят исследовательскую работу, делают сравнительный анализ, выводы и обобщения. В течение урока ребята работают индивидуально, парами, в группах. При опросе домашнего задания учитываются интересы детей, даются задания на выбор: работа с гербарием, тестовые задания, работа на компьютерах, работа по определительным карточкам.

 

Просмотр содержимого документа
«Класс двудольные растения. Характерные особенности растений семейства розоцветных»»

Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: «Класс двудольные растения. Характерные особенности растений семейства розоцветных»

Цели:

  • выявить признаки семейства Розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека;

  • развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, оригинальности мышления.

  • формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой;

Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации.

Тип урока: комбинированный с элементами игры.

Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

Методические приемы, приводящие к активному усвоению знаний: создание ситуации успеха, эвристическая беседа, игровые ситуации, диалогические методы, .

Образовательная программа: Н.И. Сонин “Многообразие живых организмов”, 7 класс.

Прогнозируемый результат:

  • ученик должен уметь

  • назвать общие признаки растений семейства розоцветные, класса двудольные растения;

  • привести примеры наиболее распространенных видов и сортов растений;

  • характеризовать строение вегетативных и генеративных органов;

  • обосновать влияние деятельности человека на многообразие видов розоцветных растений, последствия этой деятельности;

  • распознать растения семейства розоцветные;

  • сравнить различные представители данного семейства.

Дифференцированные задания на уроке:

  • 1 группа – сочинить сказку на тему “Семейство розоцветные”,

  • 2 группа – инсценировать сказку,

  • 3 группа – рассказ о представителях семейства, дифференцированное домашнее задание.

Средства обучения: компьютер, таблицы, гербарии, определительные карточки, таблица "Семейство Розоцветные. Шиповник коричный", дидактический материал..



Принципы организации познавательной деятельности на уроке:

  • самодеятельность учащихся

  • самоорганизация учащихся

  • развитие личности

  • формирование коллективизма

  • принцип ролевого участия

  • принцип психологического обеспечения

Этапы урока:

  1. организационный момент;

  2. этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний;

  3. усвоение новых знаний;

  4. закрепление новых знаний;

  5. информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

На прошлых уроках мы с вами начали изучать представителей отдела Покрытосеменных.

Давайте повторим изученный материал.

Трое учащихся решают тесты на компьютере, остальные отвечают на вопросы составленные по типу телевизионной программы «Своя игра»

Далее повторяем систематическое положение отдела Покрытосеменные.



Работа с гербариями. Лабораторная работа.

- Определите тип корневой системы у растений класса двудольных.

- У растений класса двудольных корневая система стержневая.

- Рассмотрите листья, определите тип жилкования листьев у растений класса двудольных.

-У растений класса двудольных жилкование листьев сетчатое.

И последний признак - строение цветка - число лепестков, чашелистиков у представителей этого класса кратно 4 или 5.

К классу двудольных относят большое количество семейств, значимыми для человека являются:

  • семейство крестоцветных (капуста);

  • семейство бобовых (горох, фасоль);

  • семейство пасленовых (томат, картофель);

  • семейство сложноцветных (подсолнечник);

  • семейство розоцветных и многие другие.

- Ребята, а почему все эти семейства относят к классу двудольных?

3. Усвоение новых знаний

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним семейством, относящимся к классу Двудольных.

Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать - о каких растениях говорится в загадках?

Зачитываю загадки, ребята отгадывают

Царицей цветов я зовусь, 
На вид я прекрасна, нежна. 
Но тронешь меня невзначай, 
Почувствуешь, как я сильна. 
(Роза)

Сижу на дереве, 
Кругла, как шар, 
Красна, как кровь, 
Сладка, как мед. 
(Вишня)

Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет – 
Всяк поклон отдает 
(Земляника)

Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству розоцветные (Тема записывается на доске и в тетради. (Слайд 5, приложение 1))

Цель урока - выявить признаки растений семейства розоцветные. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи.

Характеризовать каждое семейство мы будем по плану:

  1. План - характеристика семейства представлен на инструктивном листе.

  2. Количество видов

  3. Представители

  4. Жизненные формы

  5. Строение вегетативных органов

  6. Строение генеративных органов

  7. Значение

Физкультминутка

Во дворе стоит сосна, К небу тянется она Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней (Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге) Ветер сильный прилетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад) Ветки гнутся взад- вперед. Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью) Мы размялись от души Вновь за парты сесть спешим. (Дети садятся за парты). 

Учитель: Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. В основном они принимают участие в образовании 2 яруса и подлеска в лесах и кустарниковых зарослях. т.к. среди них мало естественных древесных форм. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека Плодоводство главным образом основано на представителях этого семейства. Многие представители отличаются необычайной декоративностью, их можно назвать основой для выведения сортов культурных декоративных деревьев и кустарников.

- Сейчас мы с вами попадем в сказочную страну, где растения могут с нами говорить.

Ребята разыгрывают сказку, во время которой открываем слайды .

Учитель: Алиса брела по странному парку зазеркалья. Вокруг было много растений. По каким то признакам напоминающим друг друга . Наконец она увидела розы.

- Как жаль, что цветы не умеют разговаривать - сказала Алиса.

- Разговаривать мы умеем и даже громче тебя, просто мы считаем, что не удобно начинать разговор первыми-ответила белая роза.

-Ой, помогите мне разобраться, какие растения растут вокруг –попросила Алиса.

-Это все представители семейства розоцветных

  • вот: это - травянистые: земляника, гравилат, лапчатка

  • это полукустарники: малина., ежевика

  • это кустарники: калина, шиповник, вишня

  • а это деревья: яблоня, груша, абрикос, слива

-Почему же они все розоцветные?-продолжала Алиса.

-Потому, что они имеют признаки одного семейства.

-У них корневая система стержневого типа - стебель прямостоячий или ползучий.

-Лист простой(цельный) или сложный(тройчатый или непарноперистый)

- Листорасположение - очередное или супротивное, часто с прилистниками.

- Но самое главное это цветок – обоеполый с двойным околоцветником, чашелистиков 5 (причем они разной формы, поэтому цветок ассиметричный), лепестков 5, но может быть и много, тычинок тоже5 или много, пестик 1,5 или много.

Опыляют их насекомые

  • цветы могут быть одиночные или собраны в соцветия-кисть, щиток.

  • а еще у них самые разные плоды: многоорешек, ягода, семянка, костянка или яблоко.

- Ой, спасибо вам розы, я так много интересного узнала.

Учитель: Алиса побежала по парку дальше,а розы замолчали.т.к.у них теперь не было собеседника.

Во время того, как показывается сказка, учащиеся в своих Инструктивных картах дают характеристику семейства.

Вы прослушали сказку, давайте проверим, как вы справились с заданием.

4. Закрепление новых знаний

Эвристическая беседа по материалу:

  1. Сколько видов входит в состав данного семейства.

  2. почему растения этого семейства образуют в лесу в основном 2 ярус?

  3. какие жизненные формы встречаются у представителей данного семейства?

  4. какие особенности есть в строении вегетативных органов?

  • корня

  • стебля

  • листа( +листорасположение + жилкование)

  1. особенности генеративных органов

  • цветок

  • плод

  1. Растения этого семейства играют огромное значение в жизни человека. Давайте ознакомимся с некоторыми из них (Учащихся демонстрируют ранее подготовленные презентации – пищевые, лекарственные, дикорастущие Розоцветные .

По ходу презентации учащиеся выполняют задание в тетрадях

Подведение итогов урока, выставление оценок

5. Домашнее задание

Записи в тетради . Подготовить сообщение о практическом значении розоцветных растений.

 Рефлексия по итогам урока

Нарисовать вазу, вырезать из самоклеящейся бумаги белые и красные розы-поставить розу в вазу (белая-понравилось, красная-нет)