Урок биологии в 7 классе по теме «Класс Насекомые»
План проведения урока:
I.Организационный момент
(Слайд № 1) 1. Назовите животных, которых вы видите на экране:
Гусеница.
Божья коровка.
Стрекоза.
Оса.
Жук-олень.
Кузнечик.
Колорадский жук.
Комар.
Богомол.
Пчела.
Муравей.
Бабочки.
Спасибо за ответы!
2. К какой группе животных относятся все эти животные? (Насекомые).
3. Какая же тема сегодняшнего урока?
(Слайд № 2) Тема урока «Класс Насекомые»..
(Слайд № 3) Цель урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые.
.Ход урока:
II. Изучение нового материала:
(Слайд № 4) Класс Насекомые – самая многочисленная группа животных.
(Слайд № 4) (Диаграмма). Как видно из диаграммы, насекомые преобладают по численности не только над членистоногими животными, но и над всеми живыми организмами. На нашей планете насчитывается около 1,5 млн. видов насекомых, которые населяют самые разные среды обитания. Их можно встретить на земле и в воздухе (это большинство видов насекомых бабочки, мухи, комары, осы и т.д.), в водоемах (жук-плавунец, личинки стрекоз), в почве (медведки, личинки майского жука), в телах других живых организмов (вши, блохи). Насекомые ведут свободноживущий или паразитический образ жизни. Размеры их разнообразны. Самые маленькие имеют тела длиной около 1 мм, а самые большие достигают до 30 см. Есть животные, которые живут поодиночке (хищные жуки, наездники), а есть и общественные, живущие большими семьями до 3 млн особей (это муравьи, пчелы, термиты). Большинству насекомых присуща способность к полёту. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, обо всех хочется знать как можно больше.
Ребята, к какому типу животных относят представителей классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые? Представители данных классов относятся к типу Членистоногие. Какова особенность строения тела этих животных? Членистое строение.
Ребята, вспомните, как называется наука, изучающая насекомых? (Слайд № 4) Энтомология.
(Слайд № 5) Ребята, как вы думаете, почему насекомые получили своё название? На теле имеются насечки. Какую симметрию имеет тело насекомых? Двустороннюю. (Запись в тетради)
(Слайд № 6) Тело насекомого, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом. Ребята, как вы думаете, какую роль играет хитиновая кутикула у насекомых? Наружный скелет. (Запись в тетради)
(Слайд № 7) Обратимся к внешнему строению насекомых на примере пчелы. Ребята, какие отделы различают в теле насекомого? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.1, который лежит на ваших столах. (Тело насекомых сегментировано. В теле насекомого различают следующие отделы: 1 – голова, 2 – грудь, 3 - брюшко). (Слайд № 7) (Запись в тетради)
(Слайд № 7) Ребята, определите по рисунку на экране, какие органы располагаются на голове насекомого? Глаза, усики.
Какие органы располагаются на груди насекомого? Крылья и ноги.
(Слайд № 8) Рассмотрим, какие органы располагаются на голове насекомого? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.2 (На голове большинства насекомых располагаются сложные глаза, которые называют фасеточными. Из большого количества фасеток формируется мозаичное изображение, которое и видят насекомые , а также помогают глаза ориентироваться в пространстве. У некоторых видов между фасеточными глазами могут находиться несколько простых глаз(Слайд № 8). Ротовой аппарат, необходимый для захвата пищи. Пища насекомых очень разнообразна, причём у видов, приспособленных к питанию определённой пищей, ротовой аппарат имеет определённое строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков или кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов (Слайд № 8). Имеется на верхней стороне головы пара усиков (антенн). Усики у насекомых разнообразны по длине, числу и форме членников. Они могут быть нитевидными, гребенчатыми, перистыми, булавовидными и пластинчатыми (Слайд № 8)). Как вы думаете, в какую колонку отнесем усики?
Органы чувств хорошо развиты у насекомых. Они могут воспринимать самые различные раздражения: механические, химические, зрительные, звуковые. Усики у насекомых являются органами осязания и обоняния. Вкусовые рецепторы располагаются на ротовом аппарате. Имеют простые или сложные (фасеточные) глаза. Простые глаза характерны для паразитов. А сложные для свободноживущих видов. Простые глаза позволяют воспринимать свет, но не могут различать предметы. Многие насекомые сами способны издавать или воспринимать звуки. Например, у кузнечиков есть орган слуха, расположенный на ходильных конечностях. (Запись в тетради)
Пользуясь записями в тетрадях Ротовые аппараты насекомых (с.63), назовите насекомое и тип его ротового аппарата: (Слайд № 9): оса – грызуще-сосущий, пчела – грызуще-сосущий; (Слайд № 10): комар – колюще-сосущий; муха – лижущий; (Слайд № 11): олеандровый бражник: бабочка –сосущий; гусеница – грызущий.
(Слайд № 12) Рассмотрим, какие органы располагаются на груди насекомого? Каково их количество? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.3 (На груди у насекомых располагается три пары ног и крылья (Слайд № 12). Грудь состоит из 3х сегментов: переднегрудь, среднегрудь и заднегрудь. Каждый сегмент несет по одной паре ходильных конечностей. Конечности, как и у всех членистоногих, состоят из членников, кторые подвижно соединены между собой суставами. Это позволяет насекомому совершать разнообразные движения. Ходильные ноги могут быть прыгательными (они сильно вытянуты в длину), например, у кузнечика; роющими (они укорачиваются и становятся массивными), например, у медведки; плавательными у плавунца, собирательными у пчелы и бегательными у жужжелицы. Характерная особенность насекомых – способность к полёту и наличие на груди одной или двух пар тонких двухслойных крыльев, которые представляют собой тонкие однослойные боковые выросты кутикулярных покровов груди. Крылья в большинстве случаев неодинаковы, хотя у стрекоз они почти равноценны. У жуков передняя пара крыльев полностью затвердевает и превращается в жесткие надкрылья, которые не способны к полету и просто защищают заднюю пару крыльев, которые тонкие и прозрачные. У комаров и мух, наоборот, полноценными крыльями становятся передняя пара, тогда как задняя уменьшается в размерах и видоизменяется в жужжальца. Относительно небольшое число видов бескрылы. Часть из них утратили крылья в связи с паразитическим образом жизни (вши, блохи).
(Слайд № 13). (Запись в тетради)
Используя записи в тетради, выполните следующее задание: назовите насекомое и тип его ног: (Слайд № 14): медведка – копательные ноги, жук-плавунец – плавательные ноги; (Слайд № 15): кузнечик – прыгательные ноги; жук-олень – бегательные ноги.
Рассмотрим брюшко насекомых (Слайд № 16). Каковы особенности строения брюшка насекомого? Почему брюшко насекомых всё время сокращается? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.4 (Брюшко состоит из многих, в целом однотипных, сегментов, исходно из 10. Нередко число сегментов сокращается до 5—6 и менее. Причем у примитивных видов сегментов больше, чем у более развитых насекомых. (например, у двухвостки 11 сегментов). Конечности на брюшке отсутствуют. Примитивные виды содержат на брюшке недоразвитые конечности, т.е. их рудименты. На VIII и IX сегментах находятся половые отверстия и очень часто — наружные половые придатки в виде яйцеклада у кузнечиков и жало у пчел, ос. По бокам брюшка имеются отверстия – дыхальца, сокращая брюшко – насекомое дышит.) (Слайд № 16). Посмотрите на рисунок, какую функцию выполняет брюшко у уховертки и у скорпионницы? Защитную.
Внутренне строение насекомых.
Большая часть внутренних органов сосредоточена в брюшке.
(слайд 17) Пищеварительная система хорошо развита. На голове расположен рот, окруженный частями ротового аппарата. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез. Короткая глотка продолжается в более длинный и узкий пищевод, который у многих видов образут расширение – зоб, в нем пища задерживается и поддвергается воздействию пищеварительных ферментов. За зобом расположен желудок, за ним идет средняя кишка, средняя кишка продолжается в заднюю, которая заканчивается анальным отверстием. Печень отсутствует. Пища у насекомых может быть самой разнообразной. Есть растительноядные насекомые (например, живущие в почве личинки жука – щелкуна проволочники питаются корнями растений, долгоносики повреждают цветки яблони, гусеницы бабочек поедают листья); хищные насекомые (божьи-коровки питаются тлями и другими более мелкими насекомыми, жужжелицы поедают гусениц и дождевых червей); трупами животных питаются трупоеды (жук-могильщик, серая мясная муха); среди насекомых встречаются всеядные виды, которые питаются различными растительными и животными продуктами (например, тараканы)
(слайд 18) Дыхательная система представлена трахеями (многочисленные ветвящиеся трубочки), пронизывающие всё тело насекомых и доставляющих кислород по всем органам и тканям. Начинаются трахеи отверстиями или дыхальцами, расположенные по бокам 2х задних сегментов груди и сегментов брюшка. Имеется до 10 пар таких отверстий.
(слайд 19) Кровеносная система, как и у всех членистоногих, незамкнутая. Сердце расположено на спинной стороне и имеет вид длинной трубки. От сердца отходит один единственный кровеносный сосуд, он идет в головной конец тела. Так как у насекомых хорошо развита дыхательная трахейная система, то кровеносная система не участвует в переносе кислорода и углекислого газа, а служит только для транспорта питательных веществ к органам и тканям и удалении из них продуктов обмена веществ. Гемолимфа чаще всего бесцветная.
(Слайд 20) Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, расположенными на границе средней и задней кишки. Каждый мальпигиевый сосуд имеет вид тонкой трубочки, свободный конец которой заканчивается слепо, а другой впадает в полость кишечника. Количество сосудов изменяется у разных видов от 2 до 200 штук.
(слайд 21) Нервная система представлена сложноустроенным надглоточным нервным узлом – головным мозгом, подглоточным нервным узлом и брюшной нервной цепочкой, которая характеризуется слиянием нервных узлов.
(слайд 22) Половая система. Насекомые раздельнополы. У многих видов выражен половой диморфизм по окраске, величине тела, форме и размерам усиков, наличию или отсутствию крыльев. Размножение только половое. Имеют парные половые железы. У самцов в брюшке имеются семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семяизвергательный канал. Самки имеют яичники, которые открываются в яйцеводы, соединяющиеся в непарное влагалище. Оплодотворение у насекомых внутреннее. У некоторых видов встречается живорождение.
(Слайд № 23) (Диаграмма). Насекомые – самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой частью экосистем суши и пресных вод.
А теперь попытаемся ответить на вопрос: каковы же причины необычайного процветания класса Насекомых? Способность к полёту обеспечила насекомым широкое распространение по планете, возможность находить брачных партнёров на большой площади, уклоняться от врагов, ловить добычу. Деление тела насекомых на три отдела обеспечило некоторую подвижность головы и брюшка. Небольшие размеры тела насекомых дали им возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных. Пища насекомых очень разнообразна, причём у видов, приспособленных к питанию определённой пищей, ротовой аппарат имеет определённое строение. Есть насекомые, которые питаются, казалось бы, совершенно несъедобными веществами, такими, как воск, шерсть, костное или роговое вещество, перо, древесина, навоз.
III. Закрепление знаний:
Ребята сегодня на уроке мы познакомились с особенностями внешнего строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые.
Вспомним:
Проверь свои знания: (Слайды № 24– 2)
Отгадайте загадку и узнаете насекомое:
(Слайд № 24) Не зверь и не птица,
Нос, как спица;
Летит – кричит;
Сядет – молчит;
Кто его убьёт –
Свою кровь прольёт. (Комар)
(Слайд № 25) Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят - у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я ... (Оса)
(Слайд № 26) Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая ... (Пчела)
(Слайд № 27) Как жужжу я жарким днем,
Слышало любое ухо.
Я влетаю в каждый дом,
Знают все меня!
Я - ... (Муха)
(Слайд № 28) Необычный я усатик.
Я отважный клоп - … (Солдатик)
(Слайд № 29) Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ... (Жук)
(Слайд № 30) Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ... (Муравей)
Как называется наука, изучающая насекомых? (Слайд № 31) (Энтомология).
(Слайд № 32) Сколько ног у насекомых? (3 пары). Где они располагаются? (На груди). У летающих насекомых где располагаются крылья? (На груди).
(Слайд № 33) Какую роль играет хитиновая кутикула у насекомых? (Наружный скелет).
Домашнее задание. (слайд 34)
Внутреннее строение Насекомых
Система органов | Строение органов |
Пищеварительная система | |
Дыхательная система | |
Кровеносная система | |
Выделительная система | |
Нервная система | |
Половая система | |
Внутреннее строение насекомых
Система органов | Строение органов |
Пищеварительная система | |
Дыхательная система | |
Кровеносная система | |
Выделительная система | |
Нервная система | |
Половая система | |
Общая характеристика насекомых
Среда обитания | Особенности внешнего строения | Способы передвижения | Ротовые органы | Органы чувств |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Общая характеристика Насекомых
Среда обитания | Особенности внешнего строения | Способы передвижения | Ротовые органы | Органы чувств |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
13