Разработка обобщающего урока в 8 классе по теме
«Основные классы неорганических веществ»
ЦЕЛИ УРОКА : создать условия для обобщения и систематизации знаний
учащихся по составу и свойствам веществ, способствовать
формированию навыков в составлении уравнений химических
реакций, умению называть вещества, работать с химическими
реактивами, развивать познавательную активность,
монологическую речь учащихся и интерес к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1) периодическая система химических элементов,
2) индикаторы (лакмус, фенолфталеин), растворы КОН, Н2SО4,
в пронумерованных пробирках кислота, вода, щелочь;
3) презентация по теме «Основные классы неорганических
веществ»
ХОД УРОКА
Организационный момент и подготовка к обобщению знаний.
Ребята! Мы с вами закончили изучать самую большую тему «Основные
классы неорганических веществ», в которой мы подробно рассмотрели
состав и свойства веществ.
??? Вспомним, какие классы веществ вы изучили?
(оксиды, основания, кислоты и соли)
??? Пожалуйста, вспомним состав оксидов, кислот, оснований и солей.
(учащиеся вспоминают состав)
Итак, записываем тему урока- урока обобщения знаний.
Слайд №1 Обобщающий урок по теме «Основные классы
неорганических веществ»
цели урока (формулируют сами учащиеся)
Слайд №2
Слайд №3 Укажите «лишнее» вещество в каждом ряду
??? Ребята! Вам предлагается выполнить первое задание. В каждом ряду
вы должны найти лишнее вещество и ответ свой пояснить.
А) Mn2O7, MnO, CrO3 , SO3 (лишнее МnО- основный оксид)
Б) K2SO4, H2SO4 , Na2CO3 , BaCl2 (лишнее H2SO4- кислота)
В) NaOH, Ca(OH)2 , Fe(OH)2 , KOH (Fe(OH)2- нерастворимое основание)
Г) HNO3 , H2SO4 , H2SiO3 , H2SO3 (HNO3-одноосновная кислота)
??? Переходим к следующему заданию, для выполнения которого вам
необходимо вспомнить свойства щелочей. Внимание на экран.
Слайд №4 Даны вещества: оксид серы(6), магний, гидроксид
железа(2), фосфорная кислота, оксид кальция. С какими
из них будет взаимодействовать гидроксид натрия?
Записать уравнения возможных реакций.
Ученик у доски записывает уравнения возможных реакций, а
учащиеся на месте выполняют данное задание и называют
полученные вещества. (гидроксид натрия взаимодействует с оксидом
серы(6) и фосфорной кислотой)
Вы правильно справились с этим заданием.
Слайд №5 Осуществите превращения:
??? Зная свойства веществ и способы их получения, вы должны
осуществить данное превращение:
Al Al2O3 AlCl3 Al(OH)3
Сейчас каждый из вас самостоятельно выполнит задание, а затем
мы проверим его у доски.
(один из учеников, после самостоятельной работы, проверяет
данное задание у доски)
Слайд №6 Генетический ряд веществ
??? Ребята, сейчас в строчку запишите формулы следующих
веществ: нитрата натрия, оксида фосфора(5), хлорида цинка
серной кислоты, фосфата калия, оксида цинка, фосфорной
кислоты, фосфора, оксида серы(6). Используя необходимые
вещества составьте генетический ряд фосфора, запишите
уравнения необходимых реакций для осуществления данного
превращения веществ.
( учащиеся записывают генетический ряд)
Слайд №7 Химический эксперимент
??? Ребята, вам сейчас предстоит провести небольшой опыт.
Обратите внимание на микролаборатории. У каждого из вас
в трех пронумерованных пробирках находятся растворы
гидроксида калия, азотной кислоты и вода. Как используя лакмус
распознать эти вещества?
(учащиеся поясняют это задание и выполняют его) Верно.
??? А какой индикатор нельзя брать для выполнения этого
задания?
Слайд №8 Химический эксперимент
??? Скажите, какую реакцию мы называем реакцией
нейтрализацией?
??? Какие вещества необходимо взять для данной реакции?
(щелочь, фенолфталеин, кислоту)
??? Сейчас каждому из вас предстоит провести реакцию
нейтрализации.
Ребята, находим в миколабораториях необходимые вещества
и соблюдая правила по технике безопасности проводим
данную реакцию. (консультация учителя по данному опыту)
(учащиеся, выполняют задание)
? У всех получился эксперимент? Молодцы!
А теперь давайте запишем уравнение химической реакции,
которую мы сейчас осуществили.
(учащиеся у доски и на месте записывают химическое
уравнение)
??? Ребята, а скажите, к какому типу химических реакций
относится данная реакция? Конечно, верно!
Слайд № 9 А знаете ли вы?
Кислоты являются наиболее распространенными
веществами. Вы должны сейчас ответить на некоторые
вопросы.
? Какие кислоты находятся в организме человека?
? С какими кислотами мы встречаемся в природе?
? Где применяют кислоты?
Эти вопросы были заданы вам в качестве домашнего задания.
( Учащиеся могли на них ответить устно или приготовить
презентацию)
Слайд №10 Синквейн
1-я строка ХИМИЯ
2-я строка два прилагательных
3-я строка три глагола
4-я строка краткая фраза, афоризм (отражает суть предмета)
5-я строка чувство (одно слово)
В течение нескольких минут учащиеся выполняют данное
задание и затем учитель предлагает зачитать.
Подведение итога урока, выставление оценок.
Домашнее задание: повторить таблицу с химическими свойствами