СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Классификация и производство текстильных волокон. Определение направления долевой нити в ткани»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ма разделу "Материаловедение" в 5-ом классе.

Просмотр содержимого документа
««Классификация и производство текстильных волокон. Определение направления долевой нити в ткани»»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе.


«Классификация и производство текстильных волокон. Определение направления долевой нити в ткани»


Разработка плана урока по технологии ведения дома. 5 класс

Учитель технологии - Литвинова О.В.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема «Свойства текстильных материалов»

Тема урока «Классификация и производство текстильных волокон. Определение направления долевой нити в ткани».


Тип урока

Комбинированный

Цель урока


Сформировать знания о классификации и производстве текстильных материалов.

Задачи


- ознакомить с классификацией и производством волокон растительного происхождения; учить определять направления долевой нити, лицевую и изнаночную стороны в ткани; развивать умение планировать свою работу, воспитывать самостоятельность при выполнении работы. Расширить поликультурный кругозор.

Наглядно-демонстрационный материал

Учебник, коллекция волокон, образцы ткани, ниток, игл, мультимедийная презентация.

Материально-технической обеспечение

Ткань, портновский мел, иглы ручные.

Образовательные ресурсы

http://volna.org/tehnologija/klassifikatsiia_tiekstilnykh_volokon.html

http://odiplom.ru/tovarovedenie/klassifikaciya-tekstilnyh-volokon

http://www.youtube.com/watch?v=t9qtuY1XE5w

Основные понятия и термины

Волокна растительного происхождения (хлопок, лен), прядение, пряжа, долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; лицевая, изнаночная стороны; прядильщик, ткач; полотняное переплетение.

Формы обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный

Место проведения

Учебный кабинет


Планируемые результаты:


Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Познакомятся с классификацией и производством волокон растительного происхождения, расширят поликультурный кругозор.

Научатся: понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах, определять направление долевой нити, изнаночную и лицевую сторону ткани; соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами

Познавательные - научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Будут сформированы мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, знания о профессиях;

получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.




Организационная структура урока


Этап урока, задачи этапа

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД( универсальные учебные действия)

I. Организационный

Организовать само-определение детей к деятельности на уроке.

- приветствие учащихся,

- контроль посещаемости,

- проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

II. Актуализация знаний

Систематизирование ранее полученных знаний учащихся



Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.

1. Может ли человек прожить без одежды?

2. Когда впервые в своей жизни вас одели?

3. Из чего сшита одежда человека?


Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры,


Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод,

Коммуникативные: понимание причин успешности, способность к самооценке.

взаимодействовать с учителем группой.

Познавательные:

Умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

III.Мотивация (встреча с проблемой)

Вызвать эмоциональный настрой, познавательный интерес к теме урока



Подводит учащихся к формулировке темы и постановке цели урока. Предлагает повторить скороговорку.

Ткет ткач ткани на платье Тане

- Какие однокоренные слова встретились в поговорке? Выделите главное слово.

- Из чего получают ткань? С помощью каких процессов? Интересно об этом узнать?

- Давайте попробуем сформулировать тему и цель нашего урока?

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают.


Метапредметные: Умение планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата, владеть речью, уметь выражать своё мнение.


IV.Изучение нового материала

Организовать осмысленное восприя-тие новой информации


Запись темы урока в тетрадь

1. Предлагает учащимся попробовать дать определение понятиям: «швейное материаловедение», «текстильное волокно», направляет на правильность определений.

2. Рассказывает о классификации текстильных волокон, используя презентацию «Хлопок и лён».

Слайд 2. - Все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения и животного.

- Скажите, а как вы понимаете словосочетание «волокна растительного происхождения»?
Правильно! А известны ли вам такие растения?
Хлопок
Лен
Крапива
Конопля
Джут
Кенаф
(Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.
А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани.
Давайте подробнее в этом разберемся.

Слайд 3. - Хлопок называют белым золотом. Географическое происхождение хлопчатника – Южная Азия.

-На территории наших среднеазиатских республик хлопчатник выращивался с шестого века до нашей эры.

Слайд 4. - Выращивают хлопчатник из – за его волокон – длинных белых, буровато-белых, желтовато-белых или синевато-белых волосков, которыми покрыты семена. Длина волокон – около 3 – 5 см. Чем они длиннее и тоньше, тем ценнее.

-Основные производители хлопка – Китай, США, Индия, Пакистан, Узбекистан.

Слай 5. Первичная обработка хлопка

1. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тыс. волокон)    

2. Сортировка по качеству. 

3. Прессование в кипы.

После этого волокно поступает на прядильные фабрики, а затем на ткацкие. Процесс производства ткани из волокна называется ткачеством.

Слайд 6. - Полученные из волокон хлопка ткани называются хлопчатобумажными. Из хлопка изготавливают бельевые, платяные, декоративные, а так же технические ткани, швейные нитки, шнуры…

Слайд 7. -Свойства х/б тканей:

«+»

быстро впитывает влагу

хорошо отстирывается

быстро высыхает

легко окрашивается

хорошо проводит тепло и воздух

не поражается молью

хорошо утюжится

«-»

быстро загрязняется.

изминается

сильно садится после стирки

 не является теплостойкой

 разрушается под воздействием высоких температур

теряет прочность под воздействием света.

Слайд 8.

«Лен мой зеленой

При горе при крутой,

Уж я сеяла, сеяла ленок…»

Лен называют русским шелком, батюшкой. Это волокнистое растение с гладкими, длинными (до 100 см), гибкими и прочными волокнами светло-серого цвета. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, в каждом из них 350 - 650 волокон. Лен человеку известен со времен каменного века.

Слайд 9.

Различают несколько типов льна:

Долгунец - (80-120см), имеющий слабо ветвящийся только у вершины стебель и используемый для получения текстильного волокна.
-Кудряш - (масличный лен), культивируемый на семена, имеет пучок ветвящихся стеблей , низкорослый (30-50см), имеет в 20 раз больше семенных коробочек, чем долгунец.
-Межеумок - занимающий по своему строению, промежуточное положение, имеет ветвящийся стебель (50-70 см), его волокно можно использовать для производства грубых тканей и шпагата. 

Слайд 10. Свойства волокон льна (слайд15):

Толщина - тонкий волосок.

Длина -35-90 мм.

Цвет - от светло до темно серого .

Блеск – выражен ярко.

Извитость – слабая.

Слайд 11. Лен  без  сомнения, одно из самых ценных технических растений.

Слайд 12. Первичная обработка льна включает в себя:

1. Мочение соломы;

2. Сушка и получение тресты (сухих стеблей);

3. Мятие и трепление тресты;

4. Чесание волокон и получение чистого волокна.

Слайд 13. Свойства льняных тканей

«+»

-быстро впитывают влагу

-хорошо стираются и окрашиваются.

-не садятся

-их можно очень долго носить

 -лучше переносят свет солнца

-хорошо утюжится

-летом холодят

«-»

-легко мнутся  из-за низкой эластичности.

-может заплесневеть

-Ребята, а что изготавливают из льняных тканей?

3. О старинных способах изготовления пряжи и ткани.

Слайд 15.

Посмотрите на слайд. Что за приспособление на нём изображено?

Прялки очень часто украшали резьбой и росписью.

Волокно для пряжи закреплялось на лопаске прялки с помощью веревки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой работала с куделью, а правой с веретеном.

Нить из кудели получали путем скручивания волокон с помощью деревянного веретена, к верхнему концу которого крепился конец скручиваемой нити. Веретено закручивали рукой как волчок, затем готовую нить наматывали на среднюю часть веретена.

Чтобы нить было удобнее скручивать, пряха часто смачивала пальцы слюной.

Потом нити сматывали на тюрик, так называется деревянная катушка. В таком виде ткацкую нить было удобно использовать в дальнейшем.

Для производства ткани использовали деревянные ручные ткацкие станки, выполненные вручную кустарным способом. Самыми распространенными были горизонтальные ткацкие станки. Ткачиха выполняет работу, сидя на скамье или табурете

4. О современном ткацком производстве, этапах изготовления ткани.

Ткацкое производство - совокупность технологических процессов, необходимых для выработки текстительных тканей из пряжи.

Ткань, сошедшая с ткацкого станка, называется суровой.

Если ее опустить в отбеливатель — получается белёная ткань, покрасить в один цвет — гладкокрашеная, нанести какой-нибудь рисунок — набивная. Можно сделать ворс из петелек или кончиков нитей, вот вам и ворсовая (махровая) ткань. Существует множество разновидностей тканей.

5. О строении ткани – долевые нити (основа) и поперечные нити (уток), их характеристика, различия.

Долевые нити (основа) – натянуты вдоль ткацкого станка, гладкие, тонкие, прочные.

Нити утка проходят поперёк ткани, переплетаясь с нитями основы, они менее прочные. Пушистые.

6.Ткацкое переплетение. Раппорт.

Ткацкое переплетениерисунок, который образуют нити основы и утка, переплетаясь между собой.

Самые распространенные переплетения – полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

Раппорт – повторяющаяся во всех направлениях часть рисунка.

7.Научить определять направление нити основы и лицевую сторону ткани по признакам.

Признаки определения направления нитей основы и утка.

* По кромке: нить основы проходит вдоль кромки. (Нить утка - перпендикулярно кромке).

* По растяжению: нить основы растягивается меньше, чем нить утка.

* По виду и по прочности: Нити основы гладкие, прочные, нити утка – пушистые и менее прочные.

* По звуку: при резком растяжении ткани по нити основы звук более отчетливый, по нитям утка – приглушенный.

Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию, записывают основные понятия и определения в тетради.

Задают свои вопросы.










Ответ: Волокна, которые получают из растений.




















































Записывают в таблицу в тетради.





























































































Записывают в таблицу в тетради.



























Ответы ребят. ( Слайд 14.)





- Прялка









































Записывают новые понятия в тетради.













Записывают новые понятия в тетради.









Записывают новые понятия в тетради.

Личностные: понимание значимости процесса обучения; знание о видах ниток и тканях, их свойствах и назначениях.


Познавательные: знать о текстильной промышленности, волокнах и тканях натурального происхождения, определять лицевую и изнаночную сторону ткани, направление долевой и поперечной нитей.

Метапредметные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



IV.Физкультминутка

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут - тоже покажем: крылья сложили назад.

Выполняют физкультминутку


V.Практическая работа

Обеспечить усвоение и закрепление знаний




Предлагает выполнить лабораторную работу

1) «Определение лицевой и изнаночной сторон в тканях». Определение направления долевой и уточной нити выполнить по инструкционной карте на стр.87. нанести стрелочкой обозначение направления долевой нити на образце. Провести взаимоконтроль выполнения практической работы по определению направления долевой нити.

2) «Определение направления долевой нити в ткани». Определение изнаночной и лицевой стороны ткани. Опираясь на жизненный опыт расскажите как определить лицевую сторону у набивной ткани, гладкоокрашенной, ткани с ворсом, пестротканой? Заполнить таблицу стр. 88 учебника.

Выполняют задание практической работы с использованием инструкционных карт, проводят исследование, заполняют таблицу, делают выводы, анализируют.


Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.

Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.

VI.Итог урока

Молодцы! Вижу, все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы. (Работа в парах). Оценивают по предложенным критериям.

Давайте посмотрим, какие же оценки получили? Вы оценили друг друга правильно.

Проводят самооценку и взаимооценку работ; определяют качество выполненной работы; рассказывают, слушают; выставляют отметки в дневники.

Личностные: умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работе

VII.Закрепление материала

Осмысление результата деятельности.


Каждая группа придумайте по вопросу по нашей теме урока, и спросим друг у друга. Начну я.

Какие волокна растительного происхождения вы знаете?

Что получают из волокон?

Куда отправляется пряжа с прядильной фабрики? Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани?

Рассуждают, отвечают на вопросы, дают самооценку результатам своей работы.

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод,

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.


VIII. Рефлексия

А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Оценивают работу на уроке, своё эмоциональное состояние и отношение к уроку.


Личностные: умение провести самооценку.

Метапредметные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

IX.Домашнее задание

На этом урок закончим и запишем домашнее задание: найти сообщения о видах хлопчатобумажных и льняных тканей.


Слушают и записывают домашнее задание в дневниках.


Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности


17