СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация информационных систем

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация информационных систем

Просмотр содержимого документа
«Классификация информационных систем»

Классификация информационных систем.

Классификация информационных систем.

Информационные системы разнообразны и могут классифицироваться по нескольким признакам

Информационные системы разнообразны и могут классифицироваться по нескольким признакам

По уровню в системе государственного управления  выделяют Отраслевые ИС функционируют в сферах промышленности и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте, в здравоохранении и других отраслях производственной и непроизводственной сфер. Эти системы направлены на обслуживание аппарата управления соответствующих ведомств.

По уровню в системе государственного управления выделяют

  • Отраслевые ИС функционируют в сферах промышленности и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте, в здравоохранении и других отраслях производственной и непроизводственной сфер. Эти системы направлены на обслуживание аппарата управления соответствующих ведомств.
Территориальные информационные системы предназначены для управления административно-территориальными районами.  Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управления в регионе, выдачу оперативных сведений местным государственным органам.

Территориальные информационные системы предназначены для управления административно-территориальными районами.

Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управления в регионе, выдачу оперативных сведений местным государственным органам.

Межотраслевые ИС являются специализированными системами органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.).
  • Межотраслевые ИС являются специализированными системами органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.).
В зависимости от сферы функционирования объекта управления различают следующие ИС: ИС промышленности; ИС сельского хозяйства; ИС транспорта; ИС связи; ИС торговли и др.

В зависимости от сферы функционирования объекта управления различают следующие ИС:

  • ИС промышленности;
  • ИС сельского хозяйства;
  • ИС транспорта;
  • ИС связи;
  • ИС торговли и др.
В зависимости от вида процессов управления различают: ИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.

В зависимости от вида процессов управления различают:

  • ИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
ИС управления организационно-технологическими процессами – это сложные системы, которые сочетают выполнение функций управления технологическими процессами и управления предприятия.
  • ИС управления организационно-технологическими процессами – это сложные системы, которые сочетают выполнение функций управления технологическими процессами и управления предприятия.
ИС организационного управления осуществляют руководство большими коллективами людей, выполняющих работу по учету, анализу, планированию на производстве
  • ИС организационного управления осуществляют руководство большими коллективами людей, выполняющих работу по учету, анализу, планированию на производстве
Классификация информационных систем по признаку структурированности задач

Классификация информационных систем по признаку структурированности задач

Структурированная (формализуемая) задача  — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения.
  • Структурированная (формализуемая) задача — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения.
Неструктурированная (неформализуемая) задача  — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.  Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями.
  • Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями.

В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными .

В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач.

О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными .

Пример . Требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи могут быть разными, например: • выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих; • отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д. Как видно, в данной ситуации информационная система может помочь человеку принять то или иное решение, если снабдит его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам.

Пример . Требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи могут быть разными, например:

  • • выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих;
  • • отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д.

Как видно, в данной ситуации информационная система может помочь человеку принять то или иное решение, если снабдит его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида

создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;  разрабатывающие возможные альтернативы решения . Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
  • создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;
  • разрабатывающие возможные альтернативы решения . Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
 Информационные системы, создающие управленческие отчеты , обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку.

Информационные системы, создающие управленческие отчеты , обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку.

Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности: составление комбинаций данных, получаемых из различных источников; быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных; управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных; логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения; автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

  • составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;
  • быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;
  • управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;
  • логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;
  • автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений , могут быть модельными или экспертными .
  • Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений , могут быть модельными или экспертными .
 Модельные  информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.

  • Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.
Основными функциями модельной информационной системы являются: возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа

Основными функциями модельной информационной системы являются:

  • возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.;
  • достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
  • оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
  • возможность графического отображения динамики модели;
  • возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
  Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.

  • Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции

Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции "типовых управленческих решений", в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив.

Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.

Второй уровень экспертной поддержки  Генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив

Второй уровень экспертной поддержки

Генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив

Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.

Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления

  • Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.

Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.
  • В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.
Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.
  • Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.
Маркетинговая деятельность включает в себя: анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж; организацию рекламной кампании по продвижению продукции; рациональную организацию материально-технического снабжения.

Маркетинговая деятельность включает в себя:

  • анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;
  • организацию рекламной кампании по продвижению продукции;
  • рациональную организацию материально-технического снабжения.
Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.
  • Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.
Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.
  • Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.
Информационные системы специалистов Задача подобных информационных систем — интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

Информационные системы специалистов

Задача подобных информационных систем — интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

В этом классе информационных систем можно выделить две группы: информационные системы офисной автоматизации; информационные системы обработки знаний.

В этом классе информационных систем можно выделить две группы:

  • информационные системы офисной автоматизации;
  • информационные системы обработки знаний.
Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня.
  • Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня.
Эти системы выполняют следующие функции: обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров; производство высококачественной печатной продукции; архивация документов; электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации; электронная и аудиопочта; видео- и телеконференции.

Эти системы выполняют следующие функции:

  • обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров;
  • производство высококачественной печатной продукции;
  • архивация документов;
  • электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации;
  • электронная и аудиопочта;
  • видео- и телеконференции.
Информационные системы обработки знаний , в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта.
  • Информационные системы обработки знаний , в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта.