Классификация информационных систем.
Информационные системы разнообразны и могут классифицироваться по нескольким признакам
По уровню в системе государственного управления выделяют
- Отраслевые ИС функционируют в сферах промышленности и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте, в здравоохранении и других отраслях производственной и непроизводственной сфер. Эти системы направлены на обслуживание аппарата управления соответствующих ведомств.
Территориальные информационные системы предназначены для управления административно-территориальными районами.
Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управления в регионе, выдачу оперативных сведений местным государственным органам.
- Межотраслевые ИС являются специализированными системами органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.).
В зависимости от сферы функционирования объекта управления различают следующие ИС:
- ИС промышленности;
- ИС сельского хозяйства;
- ИС транспорта;
- ИС связи;
- ИС торговли и др.
В зависимости от вида процессов управления различают:
- ИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
- ИС управления организационно-технологическими процессами – это сложные системы, которые сочетают выполнение функций управления технологическими процессами и управления предприятия.
- ИС организационного управления осуществляют руководство большими коллективами людей, выполняющих работу по учету, анализу, планированию на производстве
Классификация информационных систем по признаку структурированности задач
- Структурированная (формализуемая) задача — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения.
- Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями.
В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач.
О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными .
Пример . Требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи могут быть разными, например:
- • выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих;
- • отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д.
Как видно, в данной ситуации информационная система может помочь человеку принять то или иное решение, если снабдит его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам.
Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида
- создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;
- разрабатывающие возможные альтернативы решения . Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
Информационные системы, создающие управленческие отчеты , обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку.
Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:
- составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;
- быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;
- управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;
- логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;
- автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
- Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений , могут быть модельными или экспертными .
- Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.
Основными функциями модельной информационной системы являются:
- возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.;
- достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
- оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
- возможность графического отображения динамики модели;
- возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
- Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции "типовых управленческих решений", в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив.
Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Второй уровень экспертной поддержки
Генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив
Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.
Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.
- В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.
- Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.
Маркетинговая деятельность включает в себя:
- анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;
- организацию рекламной кампании по продвижению продукции;
- рациональную организацию материально-технического снабжения.
- Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.
- Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.
Информационные системы специалистов
Задача подобных информационных систем — интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.
В этом классе информационных систем можно выделить две группы:
- информационные системы офисной автоматизации;
- информационные системы обработки знаний.
- Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня.
Эти системы выполняют следующие функции:
- обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров;
- производство высококачественной печатной продукции;
- архивация документов;
- электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации;
- электронная и аудиопочта;
- видео- и телеконференции.
- Информационные системы обработки знаний , в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта.