Просмотр содержимого документа
«Классификация методов психологического воздействия»
Классификация методов
психологического воздействия
- Заражение
- Внушение
- Убеждение
- Подражание
Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям
Внушение –
1.Целенаправленное, неаргументированные эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого или на группу.
2. Имеет одностороннюю направленность – это персонифицированное воздействие одного человека на другого или группу.
3. Процесс передачи информации основан на ее некритичном восприяти и
Связь внушения с заражением по Г. М. Андреевой:
внушение можно назвать односторонним заражением , когда внушающий субъект не поддается эффекту общего заражения.
Субъективные факторы внушаемости:
- чувство собственной неполноценности и низкая самооценка;
- низкий уровень самоконтроля;
- застенчивость;
- Впечатлительность и тревожность;
- Мечтательность (склонность к иллюзиям);
- слабость логического и критического мышления.
Объективные факторы внушаемости:
- дефицит времени для принятия решения;
- сложность и новизна воздействующих стимулов;
- отсутствие опыта в деятельности, на которую пытается повлиять внушающий;
- стресс;
- негативное физическое состояние, утомление;
- болезнь.
« СУГГЕСТИЯ » - термин происходит от латинского suggestio -внушение, а внушение - от древнеславянского
въи уши - вносить в уши.
Авторитет суггестера имеет решающее значение для эффективности внушения (фактор «косвенной аргументации»)
Подражание относится к способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно внеколлективного поведения. Оно направлено на внешнюю идентификацию с некоторой значимой личностью.
В результате подражания формируются групповые нормы и ценности
Виды подражания:
- логическое и внелогическое,
- внутреннее и внешнее,
- подражание-мода и подражание-обычай .
Законы подражания:
- подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам)
- низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция -центру)
- младшие по возрасту подражают старшим.
- люди подражают лицам с более высоким интеллектом.
- люди подражают профессионалам, мастерам в какой-либо области.
Убеждение:
- способ организованного воздействия (социально-психологического, идеологического) на психику индивида извне.
- логическое обоснование какого-либо суждения с целью добиться согласия с высказываемой точкой зрения.
Убеждение служит превращению сообщаемой информации в систему установок и принципов человека.
Оно направлено на преодоление критического отношения к предлагемым доводам
Факторы эффективности убеждения:
- эмоциональная приемлемость для убеждаемого приводимых аргументов и доказательств;
- уместность используемого обоснования в данном контексте для данной аудитории (соответствие аргументации возрасту, полу, социальному и материальному положению убеждаемого);
- оперирование конкретными фактами , примерами, знакомой убеждаемому информацией;
- возможность вызвать эмоциональный отклик у убеждаемого (актуализация какого-либо чувства или эмоционального состояния гордости, чувства собственного достоинства, патриотизма, сострадания).