Классификация методов воспитания
Еще сложнее обстоит дело с классификацией методов воспитания, исходя из его особенностей и огромной сложности однозначной трактовки воспитательного влияния любого метода. Так, например, метод рассказа совершенно очевидно направлен, прежде всего, на формирование определенных понятий, норм, нравственных ценностей, но он может оказать и стимулирующее влияние и оказаться эталонным примером поведения, и косвенной формой порицания и т.д. и т.п. Одной из распространенных и долго продержавшейся в науке и в учебниках педагогики классификацией была предложенная Н. И. Болдыревым, Н. К. Гончаровым, Ф. Ф. Королевым по направленности воспитательного воздействия: методы убеждения (рассказ, диспут, беседа, конференция, лекция, положительный пример), методы упражнения (игра, труд, учение, режим, приучение), методы поощрения и наказания. В. М. Короток и Л. Ю. Гордин добавили к этой классификации методы понуждения (требования, соревнование, принуждение). В учебном пособии под редакцией Т. В. Воликовой, С . П. Баранова, В. А. Сластепина (1976) эта классификация была трансформирована в следующую: методы убеждения (разъяснение, внушение, рассказ, беседа, внеклассное чтение, убеждение примером); методы упражнения (упражнения в деятельности, режим, поручение); методы стимулирования (соревнование, "взрыв", поощрение и наказание, одобрение, порицание); методы самовоспитания.
Теоретиком в области воспитания И. С. Марьенко была предложена такая классификация: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения, методы стимулирования, методы торможения, методы руководства самовоспитанием. Следует обратить внимание на то, что в подходах к классификации методов воспитания отечественные ученые XX столетия постепенно старались смягчать авторитарно-насильственный характер методов воспитания. Методы принуждения, поощрения и наказания уходят из названий групп методов и относятся к вспомогательным методам. Так в классификации Д. М. Гришина и В. И. Прокопенко, сделанное на основе логики воспитательного процесса, все методы воспитания разделены на основные: методы формирования сознания (убеждение, внушение, метод проблемных ситуаций); методы формирования поведения (инструктаж, упражнение, метод примера); вспомогательные: методы педагогического стимулирования (педагогическое требование, перспектива, соревнование, поощрение); методы педагогической коррекции (критика, метод "взрыва", наказание).
Есть классификация методов на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, показ); методы формирования поведения (упражнения, тренировка, самоуправление и др.); методы формирования чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль и др.). Очень распространенной классификацией методов воспитания является классификация, предложенная Г. И. Щукиной, на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон методов воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Классификация методов обучения
Классификация по соответствию методов обучения логике познания (Б.Т. Лихачев). Методы разделяются по основным этапам постижения истины: «живое созерцание», абстрактное мышление (осмысление, обобщение, анализ) и практика. В соответствии с этим выделяются следующие группы методов:
• организации наблюдения, накопления эмпирического материала;
• обобщающей теоретической обработки фактических данных;
• практической проверки правильности выводов и обобщений, выявления истины.
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю. К. Бабанский).
Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Первая группа включает следующие методы:
• перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
• словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
• наглядные (демонстрация, иллюстрация);
• практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
• логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
• гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
• самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
Ко второй группе методов относятся:
• методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
• методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
К третьей группе отнесены:
• методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков;
• методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
Классификация методов обучения по дидактической цели (М.А. Данилов, Б. П. Есипов, Л.П. Крившенко).
В данной классификации выделяют следующие методы обучения:
• методы приобретения новых знаний;
• методы формирования умений и навыков;
• методы применения знаний;
• методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения.
Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Н.М. Верзилин, Л.П. Крившенко, Д.О. Лордкипанидзе, Е.И. Перовский, П.И. Пидкасистый)
Отмечая три источника знаний: слово, наглядность, практика, выделяют:
• словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
• наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
• практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения вследствие практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения, они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций (опытов, приборов, кинофильмов и др.) и метод иллюстраций (показ плакатов, картин, таблиц).
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Назначение этой группы методов – формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.