Сценарий урока «Классификация цветковых растений»,
обобщающий урок.
Преподаватель: Сгибнева Ирина Алексеевна, учитель химии и биологии
Образовательное учреждение: МАОУ «Спасская СОШ» Томского района Томской области
Предмет: биология
Класс: 7 класс
Тема: «Классификация цветковых растений», обобщающий урок.
Продолжительность занятия: 90 минут
Учебно-методическое обеспечение: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Биология, «Многообразие живых организмов», Москва, Дрофа, 2001года.
Необходимое оборудование: гербарии по семействам, открытки с изображениями растений разных семейств, карточки с заданиями.
Задачи урока:
Образовательные: 1) в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и практические
навыки.
2) формировать умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельные решения.
Развивающие: развитие познавательных способностей учащихся, навыков анализа и обобщения, развитие внимания.
Воспитательные: 1) воспитание информационной культуры учащихся;
2) снять стрессовое состояние у детей в момент проверки знаний путем использования игровой формы с темой.
План урока
№ п/п | Этапы занятия (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) | Временная реализация |
1 | Организационный момент | 5 минут |
2 | Аллея окаменевших растений | 5 минут |
3 | Тихий омут | 5 минут |
4 | Трухлявый пень | 10 минут |
5 | Дом с приведениями | 20 минут |
6 | У лесных гномов | 5 минут |
7 | Дупло Соловья-разбойника | 20 минут |
8 | Каморка Бабая | 15 минут |
9 | Итог урока | 5 минут |
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит трудная задача: путешествие по заколдованному лесу. Лес очень страшный, дремучий, в котором живет всякая нечисть, там есть и знакомые вам и незнакомые жители. Заколдованный лес хранит много тайн и загадок. Там живет Бабай – обитатель этого заколдованного леса. Это злобный, вредный, жадный и коварный, с повышенной волосатостью обитатель леса. Умеет исчезать и мгновенно появляться в нужном для него месте. На спине есть горб, который помогает ему маскироваться. Обожает играть в прятки, не любит когда все радуются и понимают друг друга. Боится остаться один, поэтому всегда за кем-то следит, старается напугать и поссорить. От того, что Бабай всегда очень быстро и невнятно говорил, его никто не понимал и не дружил с ним. Старичок обиделся и стал всем вредить. Мы попытаемся проникнуть во все тайны этого леса. Постараемся победить и подружиться с лесным обитателем. Ведь не случайно эпиграфом к нашему уроку выбрано высказывание академика А.Н.Несмеянова: «Знать – значит победить!»
Бабай: Ко мне идут ученики! Они скоро проникнут в мой лес! Они будут шуметь, и кричать, радоваться и шутить, они встретятся с жителями моего леса. Я их так заморочу, чтобы они не выбрались из леса, заведу в глушь лесную, поманю цветочком, пообещаю счастья вечного, такого страха нагоню, чтоб им впредь неповадно было по моему лесу ходить.
А, вот и они голубчики!
Кто это посмеет со мной бороться! И даже осмелится меня победить. Да знаете ли вы, что я самое страшное лесное чудище, я самое коварное и вредное. А вы тягаться со мной решили? Да хватит ли у вас знаний и смелости. Ведь проникнуть в заколдованный лес может только тот, кто правильно начертит ключ-пропуск.
Учитель: Ключ-пропуск, ребята – это наши знания. Давайте-ка попробуйте справится с этим заданием. Выполните графический диктант по вариантам.
I вариант: класс двудольные(1,3,5,10),
II вариант: класс однодольные (2,7,8,12)
Ключ к шифрограмме:
Стержневая корневая система.
Жилкование параллельное или дуговое.
Формула цветка кратна 4 или 5.
Соцветие зонтик, кисть или одиночные цветки.
Сетчатое жилкование листьев.
Околоцветник простой.
Формула цветка кратна 3.
Мочковатая корневая система.
Плод ягода или коробочка.
Две семядоли в зародыше семени.
Многолетние травы.
Одна семядоля в зародыше семени.
Бабай: Ну-ка посмотрим, как вы справились с заданием, верно ли вы начертили (обсуждают и проверяют).
Придется пропустить вас в мой лес, видно, что вы подготовились к путешествию (исчезает).
Учитель: (оборачивается) Но где же …? Куда он исчез? Ах да, он же умеет исчезать и появляться совсем неожиданно и надо быть начеку! Но как же мы будем двигаться дальше? В какую сторону нам идти? Кто нам поможет?
Плакунчик: (добрый старичок) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Плакунчик. Я помогу вам преодолеть все преграды в этом долгом и трудном пути. Я всегда прихожу на помощь. Но помогу вам в том случае, если вы будете активными. У меня в руках вы видите цветики-семицветики. Тот, кто будет самый активный в нашем путешествии, тот будет получать от меня лепестки от цветиков. Согласны? Ну, тогда в путь!
Эта часть заколдованного леса – «Аллея окаменевших растений», где живут давно вымершие растения. Большую часть суток они неподвижны, но от заката до рассвета оживают и не пропускают никого из тех, кто появится на аллее. Вновь сделать их неподвижными можно, если правильно выполнить задание.
Задание. Из предложенной группы растений выбрать растения, относящиеся к классу однодольных и двудольных. Объясните, по какому принципу вы сделали свой выбор.
1)бегония краснолистная, хлорофитум пестролистный, роза китайская, аспарагус.
2)ландыш майский, сурепка обыкновенная, дурман вонючий, тюльпан.
3)кукуруза, арбуз, пшеница, картофель.
4)капуста, помидор, чеснок, лук.
Плакунчик: Молодцы! Выполнили задание и можем двигаться дальше. Впереди – «Тихий омут». Здесь обитают маленькие зеленые лизуны. Это противно пахнущая плесенью и тиной масса так и норовит схватить вас и затащить в трясину, из которой не выбраться. Избавиться от них можно только, если из предложенного перечня растений убрать лишнее и объяснить, почему они лишние.
Задание.
1)яблоня, вишня, перец, гравилат, роза.
2)чина, горох, клевер, томат, бобы.
3)василек, подсолнечник, астра, ромашка, черемуха.
4)мятлик, тимофеевка, подорожник, рожь, кукуруза.
Плакунчик: Никого не затащили в трясину эти зеленые лизуны? Очень хорошо! Смотрите, справа от нас находиться «Трухлявый пень».
Живут здесь головешки, которые жгут огнем любого, кто здесь окажется. Справиться с ним можно, только выплеснув ведро воды. Тогда они потухнут, а пень рассыплется. Чем больше воды наберете в ведро, тем легче справиться с головешками.
Задание. За одну минуту надо назвать как можно больше представителей семейства:
1)сложноцветных,
2)розоцветных,
3)пасленовых,
4)злаковых.
Плакунчик: Прекрасно! Двигаемся дальше. Сейчас мы повернем направо и впереди, показался очень красивый дом! Но это дом с приведениями. Живут в этом доме приведения, оборотни, упыри и вурдалаки, которые не появляются в светлое время суток. Но только сядет солнце, как они выползают из всех щелей. Они очень любят поболтать и задают множество вопросов. Сумеете ответить не менее чем на три вопроса – они пропустят вас беспрепятственно. Ну, а если не сумеешь, то загрызут до смерти.
Задание.
1) Назовите самое высокое растение из семейства злаковых. (Бамбук).
2) Растения какого семейств сначала называли «чертовыми ягодами», а теперь называют «вторым хлебом». (Картофель, пасленовые.)
3) Какие растения наших полей называют «подземными поварами» и почему? (Бобовые, так как после них не нужны азотные удобрения, потому что имеет место симбиоз с клубеньковыми бактериями.)
4) Из цветков какого лесного растения получают лекарства для лечения сердца? К какому семейству оно относится? (ландыш, лилейные.)
5) Цветы ангельские, а когти – дьявольские. Что это за растение, к какому семейству относится? (Шиповник, роза, розоцветные.)
6) Что в хлебе родится, а есть не годится? К какому семейству относится это растение? (Василек, сложноцветные.)
7) Появились бубенчики, распустились колокольчики. О каком растении идет речь, к какому семейству оно относится? (Бутоны и цветы ландыша, лилейные.)
8) Какие из изученных семейств относятся к классу двудольные и почему? (Крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные; две семядоли в зародыше семени, стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, формула цветка, кратная четырем или пяти.)
9) Какие из изученных семейств относятся к классу однодольные и почему? (Лилейные и злаки; одна семядоля в зародыши семени, мочковатая корневая система, дуговое или параллельное жилкование листьев, формула цветка, кратная трем.)
10) В сказке «Чиполлино» героями являются овощи и фрукты. Вспомните их. К каким известным вам семействам они относятся? (Лук, Помидор, Груша, Горошек, Вишня, Фасолинка, Земляничка, Салато-шпинато, Лимон, Апельсин, Черника, Каштан, Морковь, Тыква, Виноградинка, Редиска, Артишок, Петрушка; лилейные, пасленовые, розоцветные, бобовые, сложноцветные.)
11) Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожая ржи, но не пшеницы. Почему? (Рожь – ветроопыляемое растение, а пшеница – самоопыляемое растение.)
Какое растение из семейства злаковых используется для строительства жилища и в какой стране. (Бамбук, Япония.)
Плакунчик: Наконец-то мы выбрались из этого дома. Побежали, ребята к моим друзьям! К лесным гномикам! Живут они в маленьких домиках, как все гномы, любят прятать свои сокровища в разных углах подземелья. А когда отдыхают – любят играть в поддавки. Если им отказать, то они запрячут вас в подземелье вместе со своими сокровищами. Один выход – выиграть у них, и тогда они сразу становятся тихими и смирными.
Задание. На отдельных листах написаны характеристики изученных семейств, в которых допущена одна ошибка. Надо назвать это семейство и найти ошибку.
1) 12 тысяч видов; однолетние и многолетние травы, деревья и кустарники; соцветия – кисть, головка, зонтик; Ч(5)Л(5)Т(5)П1; плод боб. (Бобовые.)
2) более 2 тысяч видов; однолетние и многолетние травы и полукустарники; плод – ягода; Ч5Л5ТП1;все части растения ядовиты. (Пасленовые.)
3) 25 тысяч видов; однолетние, двулетние и многолетние травы и полукустарники; ЧЛ(5)Т(5)П1; цветки – трубчатые, язычковые, воронковидные; соцветие – корзинка; плод – зерновка. (Сложноцветные.)
4) 6 тысяч видов; однолетние, двулетние, многолетние травы; стебель – соломина; плод – семянка; ОК2+2Т2П1; соцветие – сложный колос, метелка, початок. (Злаки.)
Плакунчик: Итак, вы справились и с этим заданием. Вон там впереди стоит огромное дерево. В этом дереве дупло, а в нем соловей-разбойник. Несмотря на свое грозное название, он самый доброжелательный из всех. Чтобы его не разозлить и не оглохнуть от его свиста, достаточно разгадать кроссворды.
Задание. Разгадать кроссворды. Проверяют.
Плакунчик: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Вы отлично справились со всеми заданиями. А мне пора. Теперь вы и без меня найдете выход из леса. Мне было приятно с вами познакомиться. Впереди, прямо по тропинке вы увидите каморку самого Бабая. Поверьте мне, что это совершенно безобидный на вид маленький тщедушный старичок. Он очень любит пошалить. Заведет в такие дебри, в такую глушь, а еще лучше – в непроходимое болото, что никак не выберешься. Но он очень любит, когда с ним играют и если вы с ним поиграете, то он беспрепятственно пропустит вас через свои владения. Так что не бойтесь. До свидания!
Бабай: Как же, конечно, все против меня, и вредный – я, и страшный – я, и коварный – тоже я. Что же это, во мне совсем ничего хорошего нет?! Ни капельки?! Эх, пропащая я душа! Вот сейчас как расплачусь!
Учитель: Ну, что ты, что ты, перестань сейчас же. Совсем ни к чему нам здесь твои слезы. Почему тебя считают только злейшим врагом, почему надо только бояться тебя?! А нельзя ли, чтобы ты был добрым? Загостились мы у тебя. Пора и честь знать. Пора нам возвращаться домой.
Бабай: Как это – возвращаться?! Разве вы не видите, что ворота закрыты – прохода нет!
Коль хотите домой возвратиться,
То придется вам всем потрудиться, –
Если сделано будет работа,
Я открою из леса ворота!
Не робей, не вешай носа –
На мои ответь вопросы!
Не ленись, не зевай –
На вопросы отвечай!
Учитель: Все-таки Бабай хитер и коварен! Не выпускает нас. Но я думаю, что вы легко справитесь с этим заданием. Вспомните все, что вы узнали во время путешествия, и ответьте на вопросы.
Задания.
Учитель: Что это за звуки? Ах, да это Бабай сдержал свое слово и открыл нам ворота из своего леса. Путь домой свободен! Значит, есть все-таки крупицы доброго и хорошего у него, раз он сдержал свое слово. Итак, мы закончили наше путешествие в заколдованный лес. Я надеюсь, что вам запомнится, и те знания, которые вы показали, пригодятся вам в дальнейшем. Кто получил от Плакунчика 5 лепестков получает «5», кто 4 – «4», 3 – «3». А кто не получил ничего, мне очень жалко, что вы ничего не услышали, ничего не вспомнили, что вам путешествие не понравилось. Я думаю, что в другой раз вы будете более активными. Спасибо за урок!
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | А | | | | | | | | |
| | | | | К | | | | | | | | | |
| | | | | А | | | | | | | | | |
| | | | | П | | | | | | | | | |
П | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | О | | | | | | | | | |
| | | | | | | Ц | | | | | | | |
| | | | О | | | | | | | | | | |
| | | | | | Д | | | | | | | | |
М | | | | | | | | | | | | | | |
| Г | | | | | | | | | | | | | |
| | | | П | | | | | | | | | | |
| | Т | | | | | | | | | | | | |
Кроссворд «Сложноцветные»
Кроссворд «Бобовые»
| | | | | | Г | | | | | | | | | | |
| | | | | Д | | | | | К | | | Ч | | | |
| | | | | | | | | | Л | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | А | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
В | | | | | | Л | | | | | | А | | | | |
| | | | | | | | | | | | С | | | | |
| | | | | Э | С | П | А | Р | Ц | Е | Т | | | | |
| С | | | | | | | | | | | Р | | Б | | |
| | | | | | | | | | | Ф | А | | | | |
| | | | | | | | | | | | Г | | | | |
| | | | | | | | | | | | А | | | | |
| | | | | | | | | | | | Л | | | | |
Кроссворд «Злаки»
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | П | |
| | | | | | | | М | | | Л | | | | | |
| | | | | | | | | | | И | | | | | |
| | | Я | | | К | | | | | С | | | | | |
| | | | | | | | | Т | | О | | | | | |
| Б | | | | | | | | | | Х | | | | | |
П | | | | | | | | | | | В | | | | | |
| | | | | П | | | | | | О | | | | | |
Р | | | | | | | | | | | С | | | | | |
| | | | | | | | | | | Т | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | О | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Кроссворд «Розоцветные»
| | | | | | | | | | | | Я | | | Г | | | | | |
| | | | | | | | | | | | Б | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | З | | М | | | | | | | | | | | |
С | Л | | В | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | Ш | | П | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | Г | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | А | | Р | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Ч | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Р | | | И | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сказка «От заката до рассвета»
Обобщающий урок по теме «Классификация цветковых растений»
Учитель: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит трудная задача: путешествие по заколдованному лесу. Лес очень страшный, дремучий, в котором живет всякая нечисть, там есть и знакомые вам и незнакомые жители. Заколдованный лес хранит много тайн и загадок. Там живет Бабай – обитатель этого заколдованного леса. Это злобный, вредный, жадный и коварный, с повышенной волосатостью обитатель леса. Умеет исчезать и мгновенно появляться в нужном для него месте. На спине есть горб, который помогает ему маскироваться. Обожает играть в прятки, не любит когда все радуются и понимают друг друга. Боится остаться один, поэтому всегда за кем-то следит, старается напугать и поссорить. От того, что Бабай всегда очень быстро и невнятно говорил, его никто не понимал и не дружил с ним. Старичок обиделся и стал всем вредить. Мы попытаемся проникнуть во все тайны этого леса. Постараемся победить и подружиться с лесным обитателем. Ведь не случайно эпиграфом к нашему уроку выбрано высказывание академика А.Н.Несмеянова: «Знать – значит победить!»
Бабай: Ко мне идут ученики! Они скоро проникнут в мой лес! Они будут шуметь, и кричать, радоваться и шутить, они встретятся с жителями моего леса. Я их так заморочу, чтобы они не выбрались из леса, заведу в глушь лесную, поманю цветочком, пообещаю счастья вечного, такого страха нагоню, чтоб им впредь неповадно было по моему лесу ходить.
А, вот и они голубчики!
Кто это посмеет со мной бороться! И даже осмелится меня победить. Да знаете ли вы, что я самое страшное лесное чудище, я самое коварное и вредное. А вы тягаться со мной решили? Да хватит ли у вас знаний и смелости. Ведь проникнуть в заколдованный лес может только тот, кто правильно начертит ключ-пропуск.
Учитель: Ключ-пропуск, ребята – это наши знания. Давайте-ка попробуйте справится с этим заданием. Выполните графический диктант по вариантам.
Бабай: Ну-ка посмотрим, как вы справились с заданием, верно ли вы начертили (обсуждают и проверяют).
Придется пропустить вас в мой лес, видно, что вы подготовились к путешествию (исчезает).
Учитель: (оборачивается) Но где же …? Куда он исчез? Ах да, он же умеет исчезать и появляться совсем неожиданно и надо быть начеку! Но как же мы будем двигаться дальше? В какую сторону нам идти? Кто нам поможет?
Плакунчик: (добрый старичок) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Плакунчик. Я помогу вам преодолеть все преграды в этом долгом и трудном пути. Я всегда прихожу на помощь. Но помогу вам в том случае, если вы будете активными. У меня в руках вы видите цветики-семицветики. Тот, кто будет самый активный в нашем путешествии, тот будет получать от меня лепестки от цветиков. Согласны? Ну, тогда в путь!
Эта часть заколдованного леса – «Аллея окаменевших растений», где живут давно вымершие растения. Большую часть суток они неподвижны, но от заката до рассвета оживают и не пропускают никого из тех, кто появится на аллее. Вновь сделать их неподвижными можно, если правильно выполнить задание.
Задание.
Плакунчик: Молодцы! Выполнили задание и можем двигаться дальше. Впереди – «Тихий омут». Здесь обитают маленькие зеленые лизуны. Это противно пахнущая плесенью и тиной масса так и норовит схватить вас и затащить в трясину, из которой не выбраться. Избавиться от них можно только, если из предложенного перечня растений убрать лишнее и объяснить, почему они лишние.
Задание.
Плакунчик: Никого не затащили в трясину эти зеленые лизуны? Очень хорошо! Смотрите, справа от нас находиться «Трухлявый пень».
Живут здесь головешки, которые жгут огнем любого, кто здесь окажется. Справиться с ним можно, только выплеснув ведро воды. Тогда они потухнут, а пень рассыплется. Чем больше воды наберете в ведро, тем легче справиться с головешками.
Задание.
Плакунчик: Прекрасно! Двигаемся дальше. Сейчас мы повернем направо и впереди, показался очень красивый дом! Но это дом с приведениями. Живут в этом доме приведения, оборотни, упыри и вурдалаки, которые не появляются в светлое время суток. Но только сядет солнце, как они выползают из всех щелей. Они очень любят поболтать и задают множество вопросов. Сумеете ответить не менее чем на три вопроса – они пропустят вас беспрепятственно. Ну, а если не сумеешь, то загрызут до смерти.
Задание.
Плакунчик: Наконец-то мы выбрались из этого дома. Побежали, ребята к моим друзьям! К лесным гномикам! Живут они в маленьких домиках, как все гномы, любят прятать свои сокровища в разных углах подземелья. А когда отдыхают – любят играть в поддавки. Если им отказать, то они запрячут вас в подземелье вместе со своими сокровищами. Один выход – выиграть у них, и тогда они сразу становятся тихими и смирными.
Задание.
Плакунчик: Итак, вы справились и с этим заданием. Вон там впереди стоит огромное дерево. В этом дереве дупло, а в нем соловей-разбойник. Несмотря на свое грозное название, он самый доброжелательный из всех. Чтобы его не разозлить и не оглохнуть от его свиста, достаточно разгадать кроссворды.
Плакунчик: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Вы отлично справились со всеми заданиями. А мне пора. Теперь вы и без меня найдете выход из леса. Мне было приятно с вами познакомиться. Впереди, прямо по тропинке, вы увидите каморку самого Бабая. Поверьте мне, что это совершенно безобидный на вид маленький тщедушный старичок. Он очень любит пошалить. Заведет в такие дебри, в такую глушь, а еще лучше – в непроходимое болото, что никак не выберешься. Но он очень любит, когда с ним играют, и если вы с ним поиграете, то он беспрепятственно пропустит вас через свои владения. Так что не бойтесь. До свидания!
Бабай: Как же, конечно, все против меня, и вредный – я, и страшный – я, и коварный – тоже я. Что же это, во мне совсем ничего хорошего нет?! Ни капельки?! Эх, пропащая я душа! Вот сейчас как расплачусь!
Учитель: Ну, что ты, что ты, перестань сейчас же. Совсем ни к чему нам здесь твои слезы. Почему тебя считают только злейшим врагом, почему надо только бояться тебя?! А нельзя ли, чтобы ты был добрым? Загостились мы у тебя. Пора и честь знать. Пора нам возвращаться домой.
Бабай: Как это – возвращаться?! Разве вы не видите, что ворота закрыты – прохода нет!
Коль хотите домой возвратиться,
То придется вам всем потрудиться, –
Если сделано будет работа,
Я открою из леса ворота!
Не робей, не вешай носа –
На мои ответь вопросы!
Не ленись, не зевай –
На вопросы отвечай!
Учитель: Все-таки Бабай хитер и коварен! Не выпускает нас. Но я думаю, что вы легко справитесь с этим заданием. Вспомните все, что вы узнали во время путешествия, и ответьте на вопросы.
Задание.
Учитель: Что это за звуки? Ах, да это Бабай сдержал свое слово и открыл нам ворота из своего леса. Путь домой свободен! Значит, есть все-таки крупицы доброго и хорошего у него, раз он сдержал свое слово. Итак, мы закончили наше путешествие в заколдованный лес. Я надеюсь, что вам запомнится, и те знания, которые вы показали, пригодятся вам в дальнейшем. Кто получил от Плакунчика 5 лепестков получает «5», кто 4 – «4», 3 – «3». А кто не получил ничего, мне очень жалко, что вы ничего не услышали, ничего не вспомнили, что вам путешествие не понравилось. Я думаю, что в другой раз вы будете более активными. Спасибо за урок!