Школьный этап конкурса
Исследовательских работ «День науки»
Номинация: гуманитарные дисциплины
Название проекта:
«КЛАССИКИ ПРОТИВ СОВРЕМЕННИКОВ»
Год выполнения:
2017-2018 учебный год
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №36»
Авторы: учащиеся
Корнилова Анастасия (9 «А» класс)
Мозгунова Дарья (9 «А» класс)
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Иванова Нина Викторовна
Содержание:
Введение………………………………………………………………..3
Теоретическая часть………………………………………………….4
Практическая часть…………………………………………………..6
Опрос подростков в МДЦ «Артек» и СОШ №36.
Проведение лекции «Нескучная классика».
Посещение театра.
Иформационно-образовательный буклет.
Квест-игра «Дорогой из жёлтого кирпича»
Заключение……………………………………………………………8
Список литературы…………………………………………………..9
Приложения……………………………………………………………10
Рукописи не горят. Булгаков М
Чтение — это сновидение наяву. Это прекрасный опыт проживания чужих жизней, очень интенсивного проживания, безопасного, но качественного. Макс Фрай
I. Введение. Любите ли Вы читать? Мы неспроста задали этот вопрос. К сожалению, в современном мире чтение перестает быть частью жизни людей. Не только молодое поколение, но и взрослые оставляют книги пылиться на полках. Отсутствие интереса к литературе становится глобальной проблемой человечества. Книги заменяются фильмами, которые подают информацию в более доступной форме, часто искажая содержание книг. Они удобны, так как их можно включить на фон и заниматься своими делами. Но находятся и те, для кого книга становится лучшим другом. Из многообразия книг и авторов люди могут выбрать любое произведение на свой вкус. Что же пользуется особым спросом? Люди больше читают произведения классиков или современников? Давайте разбираться.
Актуальность. Отсутствие интереса к литературе пагубно влияет на развитие личности. Как говорил французский философ-просветитель Дени Дидро: « Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Прочтение книг учит нас грамотно выражать свои мысли, кроме того, при чтении развивается зрительная память, и мы неосознанно запоминаем, как пишутся те или иные слова. Книги хороши в любом их проявлении, будь то классика или современная литература. Новое поколение воспринимает классическую литературу, как нечто нудное, неинтересное, навязанное школьной программой. Современная литература привлекает своей приближенностью к современным реалиям, зачастую она написана более простым языком, несложным для понимания подростков. Но в ней не так часто находят отражения нормы морали, понятия о простых ценностях, рассматриваются проблемы человечества.
Цели работы:
Путём исследования определить предпочтения подростков в литературе.
Предложить пути решения проблемы отсутствия интереса к чтению художественной литературы.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретический материал по данной теме.
Провести социологический опрос среди подростков.
Выделить основную проблему на основе полученных данных.
Составить информационный буклет, в котором отразятся пути решения проблемы.
Методы исследования:
Теоретический
Анкетирование
Статистический.
Гипотеза: В настоящее время у большинства людей отсутствует интерес к прочтению классической литературы, в особенности это касается молодых людей от 13 до 17 лет. Классику детей заставляют читать в рамках школьной программы, подростки же, желая идти наперекор правилам, теряют мотивацию читать произведения классиков.
Практическое значение: При наличии проблемы отсутствия интереса к классической литературе, и литературе в целом, мы сможем предложить следующие пути решения:
Предложить свой список «нескучной» классической литературы
Список экранизаций, спектаклей, основанных на сюжетах всеми любимой старой доброй классики.
Провести образовательную лекцию по теме: «Нескучная классика».
Организовать квест-игру «Дорогой из жёлтого кирпича»
II. Теоретическая часть.
В настоящее время процесс чтения книг утратил свою былую актуальность. Об этом свидетельствуют данные статистических исследований. В своей работе объектом исследования мы выбрали близкую нам целевую аудиторию - подростков.
Сейчас дети читают в основном в школе, где уроки литературы способны отбить желание читать даже у заинтересованного ребенка: внушительный список литературы, тома -"кирпичи", стандартный подход по схеме "биография автора - пересказ произведения - портреты главных героев - понятия любви, семьи, чести и пр. в произведении". При изучении произведения необходимо знать биографию, особенности каждого творческого периода писателя и поэта, чтобы глубоко погрузиться в произведение, понять. Конечно, здесь нужна исследовательская работа подростков, но, к сожалению, она требует много времени на подготовку, а часов на изучение тем даётся недостаточно. В итоге изучение интересного произведения превращается в настоящее мучение. Попытка донести до сознания молодежи вещи, которые ей объективно непонятны в данном возрасте, - душевные терзания Андрея Болконского или Раскольникова - не вызывает ничего, кроме раздражения, а желание учителей навязать еще и свой взгляд на эти вещи только усиливает неприятие. В этом мы видим проблему. Но что же не устраивает юного читателя в тех самых бессмертных произведениях русской классики. Давайте разбираться. Быть может у классической литературы всё - же есть свои плюсы?
Классика - это лучшее, что было создано за историю человечества в области литературы. Произведения на все времена. Если сравнивать с музыкой, то есть шлягеры - однодневки, которые забудутся через несколько лет, а есть музыка Моцарта, пережившая века и продолжающая восхищать людей во всех уголках мира. Так и в литературе. Читайте лучшее, что было создано человечеством.
Классика воспитывает вкус. Тот, кто хорошо знаком с классикой, легко отличит хорошую литературу от серости. Есть с чем сравнить и выбрать в потоке современных книг наиболее достойные для чтения.
Классика воспитывает в людях нравственные понятия. Как поступать правильно, что хорошо, а что плохо и какие последствия будут от определенных поступков. В художественной форме человеку ненавязчиво прививаются понятия о том, как строить взаимоотношения с людьми, как вести себя в любви, в дружбе, каковы последствия проступков и преступлений. Классическая литература - это "машина времени", способная перенести человека в другую эпоху и пережить вместе с героями их эмоции и поступки.
Как мы видим, плюсы сплошные. Важно лишь то, как преподносить «программную» литературу. Но что, если классика совсем не пришлась по вкусу, а любовь к чтению нужно прививать, начиная хотя бы с менее известной и глубокой по содержанию литературы?
Сделать книгу интересной помогают проблемы именно современного подростка, раскрытие ценностей настоящего времени, живой сюжет и непредсказуемые повороты событий. Всё это можно найти на книжных прилавках с пометкой «Современная литература»
Современная литература следует классическим традициям: произведения нового времени опираются на идеи реализма, модернизма, постмодернизма; но, с точки зрения многогранности, является особенным явлением в литературном процессе. Художественная литература XXI века стремится отойти от жанровой предзаданности, вследствие чего канонические жанры устаревают. Классические жанровые формы романа, новеллы, повести практически не встречаются, они существуют с не характерными им признаками и часто содержат в себе элементы не только разных жанров, а и смежных видов искусства. Известны формы киноромана (А. А. Белов «Бригада»), филологического романа (А. А. Генис «Довлатов и окрестности»), компьютерного романа (В. О. Пелевин «Шлем ужаса»). Таким образом, модификации сложившихся жанров приводят к образованию уникальных жанровых форм, что обусловлено прежде всего обособлением художественной литературы от массовой, несущей жанровую определенность.
Массовая литература, в отличие от элитарной, не выходит за пределы жанрового канона, доступна и ориентирована на массовое потребление и коммерческий спрос. Богатая жанровая разновидность массовой литературы включает любовный роман, приключения, боевик, детектив, триллер, научную фантастику, фэнтези и т. д. Наиболее востребованным и тиражированным произведением массовой литературы является бестселлер. К всемирным бестселлерам XXI века относятся серия романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг, цикл изданий С. Майер «Сумерки», книга Г. Д. Робертса «Шантарам» и др.
III. Практическая часть.
Опрос подростков в МДЦ «Артек» и СОШ №36.
Нами были опрошены 103 учащихся ФГБОУ СОШ «МДЦ» Артек» и МБОУ СОШ №36 г. Костромы. Возрастная категория опрошенных - с 8 по 10 классы. Результаты опроса представлены в диаграммах (Приложение №1).
На вопрос «Любите ли Вы читать?»- 63% опрошенных ответили «нет», оставшиеся 37% дали положительный ответ.
На вопрос «Какую литературу Вы предпочитаете?» ( категория опрашиваемых – читающие подростки) – 68% ответили: «современную», и лишь 32% «классическую».
Исходя из заданных нами вопросов и полученных в ходе опроса статистических данных, можно сделать вывод о том, что литература НЕ популярна среди подростков, книги заменяются интернетом и гораздо менее развивающим и интеллектуальным контентом всем известного видеохостинга «YouTube».Гораздо большее опасение вызывает то, что даже те дети, которые интересуются достоянием библиотек, чаще всего делают свой выбор в сторону современных произведений, вовсе игнорируя классическую литературу, в этом мы видим ПРОБЛЕМУ.
Для её разрешения нами были реализованы следующие мероприятия:
2.Проведение лекции «Нескучная классика».
Повестка дня – методика изучения классических произведений нестандартным образом. Вопросы: «Как самообразовываться на основе классики? Чему она может нас научить?» Лекция проведена среди учащихся 7- 8 классов, кроме того, мы предложили перечень спектаклей на основе классических произведений: А.Н.Толстой «Касатка», А.С. Пушкин «Скупой рыцарь,» « Моцарт и Сальери»
3.Посещение театра.
10 и 9А классы посетили спектакли в драмтеатре Островского (спектакли «Капитанская дочка» и «Ревизор»)
4.Информационно-образовательный буклет.
Мы разработали информационно – образовательный буклет «Классика – основа веселья» (Приложение 2), содержащий 4 рубрики:
«Книги, которые стоят вашего внимания»
« Фильмы по любимым классическим произведениям»
«Образовательные порталы»
«Захватывающее путешествие вместе с классиками».
5.Квест-игра «Дорогой из жёлтого кирпича»
Был реализован квест – игра «Дорогой из жёлтого кирпича» по мотивам популярных произведений русской литературы.
Цель игры: популяризация чтения среди подростков.
Задачи:
Целевая аудитория: подростки 12 – 16 лет.
Форма работы: маршрутная квест – игра
Ход игры: Участники делятся на 6 команд и перемещаются согласно маршрутным листам по шести станциям. На каждой станции ребят ожидает персонаж из произведения школьной программы, ниже приведен список героев квеста.
Список героев ( распределение по площадкам):
Ассоль (А. Грин «Алые паруса»)
Чичиков (Н. В. Гоголь « Мёртвые души»)
Кот Бегемот и Коровьев ( М. Булгаков « Мастер и Маргарита»)
Герасим (И. С. Тургенев « Муму») (станция проводится в полной тишине)
Раскольников (Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание»)
Данко (М. Горький « Старуха Изергиль»)
После прохождения квеста команда, набравшая большее количество баллов суммарно на площадках героев, выполняя различные задания персонажей, получает памятные призы для членов команды.
IV. Заключение.
Наша работа «Противостояние классиков и современников» была направлена на выявление проблемы отсутствия интереса к чтению не только классической ( в основном), но и литературы в целом. Путём социологических опросов и анализом данных мы выяснили, что такая проблема действительно существует, дабы не оставлять её без внимания, мы предложили пути её решения на местном уровне ( в школах и образовательных учреждениях). Мы уже на полпути к нашей цели, ведь мы смогли взрослить интерес к чтению среди ребят нашей школы, и что немало важно - среди артековцев. Надеемся, что примеры и опыт, приведённый нами, будет перенят другими школами, и популяризация классической литературы и литературы в целом будет продолжаться, а Россия вновь станет самым «читающим» государством!
V. Список литературы.
www.womo.ua
www.whatsgood. ru
www.book –online.com.ua
https://iq.hse.ru ^ news
https://trv–science.ru
www.100bestbooks.ru
Хрестоматия 9 класс I и II части автор Ю.Майорова
Приложения
Анкетирование учащихся и результаты анкетирования
Посещение театра.
Информационно-образовательный буклет.
Квест-игра