СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классики против совре менников

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный исследовательский проект направлен на выяснение предпочтения подростков в литературе. Проведен опрос, который показал снижение интереса школьников к чтению . художесвеных произведений  . Даны  рекомендации для приобщения учащихся к чтению классиков. 

Просмотр содержимого документа
«Классики против совре менников»

Школьный этап конкурса

Исследовательских работ «День науки»


Номинация: гуманитарные дисциплины


Название проекта:


«КЛАССИКИ ПРОТИВ СОВРЕМЕННИКОВ»


Год выполнения:

2017-2018 учебный год


Образовательное учреждение:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №36»


Авторы: учащиеся

Корнилова Анастасия (9 «А» класс)

Мозгунова Дарья (9 «А» класс)


Руководитель: учитель русского языка и литературы

Иванова Нина Викторовна



Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………..3



  1. Теоретическая часть………………………………………………….4



  1. Практическая часть…………………………………………………..6

  1. Опрос подростков в МДЦ «Артек» и СОШ №36.

  2. Проведение лекции «Нескучная классика».

  3. Посещение театра.

  4. Иформационно-образовательный буклет.

  5. Квест-игра «Дорогой из жёлтого кирпича»



  1. Заключение……………………………………………………………8



  1. Список литературы…………………………………………………..9



  1. Приложения……………………………………………………………10































Рукописи не горят. Булгаков М

Чтение — это сновидение наяву. Это прекрасный опыт проживания чужих жизней, очень интенсивного проживания, безопасного, но качественного. Макс Фрай



I. Введение. Любите ли Вы читать? Мы неспроста задали этот вопрос. К сожалению, в современном мире чтение перестает быть частью жизни людей. Не только молодое поколение, но и взрослые оставляют книги пылиться на полках. Отсутствие интереса к литературе становится глобальной проблемой человечества. Книги заменяются фильмами, которые подают информацию в более доступной форме, часто искажая содержание книг. Они удобны, так как их можно включить на фон и заниматься своими делами. Но находятся и те, для кого книга становится лучшим другом. Из многообразия книг и авторов люди могут выбрать любое произведение на свой вкус. Что же пользуется особым спросом? Люди больше читают произведения классиков или современников? Давайте разбираться.

Актуальность. Отсутствие интереса к литературе пагубно влияет на развитие личности. Как говорил французский философ-просветитель Дени Дидро: « Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Прочтение книг учит нас грамотно выражать свои мысли, кроме того, при чтении развивается зрительная память, и мы неосознанно запоминаем, как пишутся те или иные слова. Книги хороши в любом их проявлении, будь то классика или современная литература. Новое поколение воспринимает классическую литературу, как нечто нудное, неинтересное, навязанное школьной программой. Современная литература привлекает своей приближенностью к современным реалиям, зачастую она написана более простым языком, несложным для понимания подростков. Но в ней не так часто находят отражения нормы морали, понятия о простых ценностях, рассматриваются проблемы человечества.

Цели работы:

  1. Путём исследования определить предпочтения подростков в литературе.

  2. Предложить пути решения проблемы отсутствия интереса к чтению художественной литературы.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме.

  2. Провести социологический опрос среди подростков.

  3. Выделить основную проблему на основе полученных данных.

  4. Составить информационный буклет, в котором отразятся пути решения проблемы.





Методы исследования:

  1. Теоретический

  2. Анкетирование

  3. Статистический.

Гипотеза: В настоящее время у большинства людей отсутствует интерес к прочтению классической литературы, в особенности это касается молодых людей от 13 до 17 лет. Классику детей заставляют читать в рамках школьной программы, подростки же, желая идти наперекор правилам, теряют мотивацию читать произведения классиков.

Практическое значение: При наличии проблемы отсутствия интереса к классической литературе, и литературе в целом, мы сможем предложить следующие пути решения:

  1. Предложить свой список «нескучной» классической литературы

  2. Список экранизаций, спектаклей, основанных на сюжетах всеми любимой старой доброй классики.

  3. Провести образовательную лекцию по теме: «Нескучная классика».

  4. Организовать квест-игру «Дорогой из жёлтого кирпича»

II. Теоретическая часть.

В настоящее время процесс чтения книг утратил свою былую актуальность. Об этом свидетельствуют данные статистических исследований. В своей работе объектом исследования мы выбрали близкую нам целевую аудиторию - подростков.

Сейчас дети читают в основном в школе, где уроки литературы способны отбить желание читать даже у заинтересованного ребенка: внушительный список литературы, тома -"кирпичи", стандартный подход по схеме "биография автора - пересказ произведения - портреты главных героев - понятия любви, семьи, чести и пр. в произведении". При изучении произведения необходимо знать биографию, особенности каждого творческого периода писателя и поэта, чтобы глубоко погрузиться в произведение, понять. Конечно, здесь нужна исследовательская работа подростков, но, к сожалению, она требует много времени на подготовку, а часов на изучение тем даётся недостаточно. В итоге изучение интересного произведения превращается в настоящее мучение. Попытка донести до сознания молодежи вещи, которые ей объективно непонятны в данном возрасте, - душевные терзания Андрея Болконского или Раскольникова - не вызывает ничего, кроме раздражения, а желание учителей навязать еще и свой взгляд на эти вещи только усиливает неприятие. В этом мы видим проблему. Но что же не устраивает юного читателя в тех самых бессмертных произведениях русской классики. Давайте разбираться. Быть может у классической литературы всё - же есть свои плюсы?

Классика - это лучшее, что было создано за историю человечества в области литературы. Произведения на все времена. Если сравнивать с музыкой, то есть шлягеры - однодневки, которые забудутся через несколько лет, а есть музыка Моцарта, пережившая века и продолжающая восхищать людей во всех уголках мира. Так и в литературе. Читайте лучшее, что было создано человечеством. 
Классика воспитывает вкус. Тот, кто хорошо знаком с классикой, легко отличит хорошую литературу от серости. Есть с чем сравнить и выбрать в потоке современных книг наиболее достойные для чтения. 
Классика воспитывает в людях нравственные понятия. Как поступать правильно, что хорошо, а что плохо и какие последствия будут от определенных поступков. В художественной форме человеку ненавязчиво прививаются понятия о том, как строить взаимоотношения с людьми, как вести себя в любви, в дружбе, каковы последствия проступков и преступлений. Классическая литература - это "машина времени", способная перенести человека в другую эпоху и пережить вместе с героями их эмоции и поступки.

Как мы видим, плюсы сплошные. Важно лишь то, как преподносить «программную» литературу. Но что, если классика совсем не пришлась по вкусу, а любовь к чтению нужно прививать, начиная хотя бы с менее известной и глубокой по содержанию литературы?

Сделать книгу интересной помогают проблемы именно современного подростка, раскрытие ценностей настоящего времени, живой сюжет и непредсказуемые повороты событий. Всё это можно найти на книжных прилавках с пометкой «Современная литература»



Современная литература следует классическим традициям: произведения нового времени опираются на идеи реализма, модернизма, постмодернизма; но, с точки зрения многогранности, является особенным явлением в литературном процессе. Художественная литература XXI века стремится отойти от жанровой предзаданности, вследствие чего канонические жанры устаревают. Классические жанровые формы романа, новеллы, повести практически не встречаются, они существуют с не характерными им признаками и часто содержат в себе элементы не только разных жанров, а и смежных видов искусства. Известны формы киноромана (А. А. Белов «Бригада»), филологического романа (А. А. Генис «Довлатов и окрестности»), компьютерного романа (В. О. Пелевин «Шлем ужаса»). Таким образом, модификации сложившихся жанров приводят к образованию уникальных жанровых форм, что обусловлено прежде всего обособлением художественной литературы от массовой, несущей жанровую определенность.

Массовая литература, в отличие от элитарной, не выходит за пределы жанрового канона, доступна и ориентирована на массовое потребление и коммерческий спрос. Богатая жанровая разновидность массовой литературы включает любовный роман, приключения, боевик, детектив, триллер, научную фантастику, фэнтези и т. д. Наиболее востребованным и тиражированным произведением массовой литературы является бестселлер. К всемирным бестселлерам XXI века относятся серия романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг, цикл изданий С. Майер «Сумерки», книга Г. Д. Робертса «Шантарам» и др.












III. Практическая часть.

  1. Опрос подростков в МДЦ «Артек» и СОШ №36.

Нами были опрошены 103 учащихся ФГБОУ СОШ «МДЦ» Артек» и МБОУ СОШ №36 г. Костромы. Возрастная категория опрошенных - с 8 по 10 классы. Результаты опроса представлены в диаграммах (Приложение №1).

  1. На вопрос «Любите ли Вы читать?»- 63% опрошенных ответили «нет», оставшиеся 37% дали положительный ответ.

  2. На вопрос «Какую литературу Вы предпочитаете?» ( категория опрашиваемых – читающие подростки) – 68% ответили: «современную», и лишь 32% «классическую».

Исходя из заданных нами вопросов и полученных в ходе опроса статистических данных, можно сделать вывод о том, что литература НЕ популярна среди подростков, книги заменяются интернетом и гораздо менее развивающим и интеллектуальным контентом всем известного видеохостинга «YouTube».Гораздо большее опасение вызывает то, что даже те дети, которые интересуются достоянием библиотек, чаще всего делают свой выбор в сторону современных произведений, вовсе игнорируя классическую литературу, в этом мы видим ПРОБЛЕМУ.

Для её разрешения нами были реализованы следующие мероприятия:

2.Проведение лекции «Нескучная классика».

Повестка дня – методика изучения классических произведений нестандартным образом. Вопросы: «Как самообразовываться на основе классики? Чему она может нас научить?» Лекция проведена среди учащихся 7- 8 классов, кроме того, мы предложили перечень спектаклей на основе классических произведений: А.Н.Толстой «Касатка», А.С. Пушкин «Скупой рыцарь,» « Моцарт и Сальери»

3.Посещение театра.

10 и 9А классы посетили спектакли в драмтеатре Островского (спектакли «Капитанская дочка» и «Ревизор»)

4.Информационно-образовательный буклет.

Мы разработали информационно – образовательный буклет «Классика – основа веселья» (Приложение 2), содержащий 4 рубрики:

  • «Книги, которые стоят вашего внимания»

  • « Фильмы по любимым классическим произведениям»

  • «Образовательные порталы»

  • «Захватывающее путешествие вместе с классиками».

5.Квест-игра «Дорогой из жёлтого кирпича»

Был реализован квест – игра «Дорогой из жёлтого кирпича» по мотивам популярных произведений русской литературы.

Цель игры: популяризация чтения среди подростков.



Задачи:

  • Популяризация литературы

  • Прививание художественного вкуса и любви к чтению.

Целевая аудитория: подростки 12 – 16 лет.

Форма работы: маршрутная квест – игра

Ход игры: Участники делятся на 6 команд и перемещаются согласно маршрутным листам по шести станциям. На каждой станции ребят ожидает персонаж из произведения школьной программы, ниже приведен список героев квеста.

Список героев ( распределение по площадкам):

  1. Ассоль (А. Грин «Алые паруса»)

  2. Чичиков (Н. В. Гоголь « Мёртвые души»)

  3. Кот Бегемот и Коровьев ( М. Булгаков « Мастер и Маргарита»)

  4. Герасим (И. С. Тургенев « Муму») (станция проводится в полной тишине)

  5. Раскольников (Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание»)

  6. Данко (М. Горький « Старуха Изергиль»)

После прохождения квеста команда, набравшая большее количество баллов суммарно на площадках героев, выполняя различные задания персонажей, получает памятные призы для членов команды.

IV. Заключение.

Наша работа «Противостояние классиков и современников» была направлена на выявление проблемы отсутствия интереса к чтению не только классической ( в основном), но и литературы в целом. Путём социологических опросов и анализом данных мы выяснили, что такая проблема действительно существует, дабы не оставлять её без внимания, мы предложили пути её решения на местном уровне ( в школах и образовательных учреждениях). Мы уже на полпути к нашей цели, ведь мы смогли взрослить интерес к чтению среди ребят нашей школы, и что немало важно - среди артековцев. Надеемся, что примеры и опыт, приведённый нами, будет перенят другими школами, и популяризация классической литературы и литературы в целом будет продолжаться, а Россия вновь станет самым «читающим» государством!









V. Список литературы.

www.womo.ua

www.whatsgood. ru

www.book –online.com.ua

https://iq.hse.ru ^ news

https://trv–science.ru

www.100bestbooks.ru

Хрестоматия 9 класс I и II части автор Ю.Майорова













































  1. Приложения

Анкетирование учащихся и результаты анкетирования



Посещение театра.





Информационно-образовательный буклет.

Квест-игра