Вопрос № 3
Классицизм в русской литературе: его корни и своеобразие. Патриотический и просветительский пафос литературы
Общая характеристика литературы XVIII в. России:
Очень быстрое развитие светской литературы как жанра.
Объединила опыт Европы и традиции Древней Руси (корни русского классицизма).
Существенные изменения в рус. лит. языке (приблизился к нашей современной речи).
Значительная роль преобразований Петра I.
Литература XVIII в. была подготовлена всей предшествующей историей русской литературы, ходом развития русского общества и русской культуры. Она связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, патриотическая направленность ее). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — все это нашло отражение в литературе того времени.
Ведущим лит. течением XVIII в. стал классицизм.
Классицизм — общеевропейское явление. Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине XVII в. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Поэтому основной конфликт в произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений — человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь сам монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум. Они полагали, что разум во все времена оставался неизменным, что типы и качества человеческого характера вечны.
Признаки европейского классицизма:
Схематическое изображение человеческих характеров: худ. образы внеисторичны и предельно обобщены: в характере героя выделялась и подчеркивалась какая-то одна ведущая черта (глупость, хитрость, благородство).
Сюжеты из античности: важные проблемы своей эпохи писатели-классицисты решали на примерах из далекого прошлого.
Культ разума: воспитание человека-гражданина, обращение в первую очередь к его разуму путем убеждения, осмеяния ложных мнений, при помощи положительных и отрицательных примеров.
Строгое деление на высокие и низкие жанры.
Идеал красоты — греческое искусство.
Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм.
Три единства в драматических произведениях (места, времени, действия).
Положительные и отрицательные герои противопоставляются.
Утопизм, абсолютизация идей.
Искусство сознательно поставило задачу социального и нравственного воспитания сограждан (просветительский пафос литературы).
Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа — стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня — герой-любовник — второй любовник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:
единство времени: действие развивается не более суток;
единство места, автор не должен переносить действие из одного места в другое;
единство действия, одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с гл. героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Четкое деление на высокие и низкие жанры.

Строгая иерархия жанров
ВЫСОКИЕ НИЗКИЕ
В НИХ ОСВАИВАЕТСЯ ОБЩЕСТВЕН- В НИХ ОСВАИВАЕТСЯ
НАЯ ЖИЗНЬ, ИСТОРИЯ; ДЕЙСТВУЮТ ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
ПОЛКОВОДЦЫ, МОНАРХИ. ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ.
Трагедия, ода, эпопея Комедия, сатира, басня.
Характерные особенности русского классицизма:
Сатирическая направленность – важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни.
Гражданственность, преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А.П.Сумарокова, Я.Б. Княжнина).
Интерес к человеческой личности (у М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина).
Общий патриотический пафос русского классицизма.
Цель русских классицистов – прославление обновленной России, забота о ее пользе и процветании. Они верили, что с помощью просвещения можно воспитать не только идеального гражданина, но и идеального государя.
Этапы развития рус. лит. 18 века и классицизма:
I. Литература Петровского времени | Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы (т. е. замены литературы религиозной литературой светской). | Феофан Прокопович |
Становление новой литературы |
II. 1730-1750 гг. | Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. Создание новой жанровой системы, углубленная разработка литературного языка. | В.К. Тредиаковский, М.В.Ломоносов А.П. Сумароков |
III. 1760-пер.пол. 70-х гг. | Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма. | Д.И. Фонвизин, Г.Р.Державин |
IV. Последняя четверть века | Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций. | А.Н. Радищев, И.А. Крылов Н.М. Карамзин |
Русский классицизм прошёл в своём развитии 4 этапа.
1. Первый начинается в 1700 г. и продолжается до конца 20х годов. В основном он совпадает с царствованием Петра I. Его можно назвать предклассицистическим. Произведения этого периода отличаются большой жанровой и стилистической пестротой и во многом еще связаны с предшествующим периодом. Еще не был выработан ни общий творческий метод, ни стройная жанровая система, но в нем уже вызревают основные идеологические предпосылки русского классицизма: защита государственных интересов, прославление Петра I как «просвещенного» монарха. Значительно усиливается в этот период интерес к античной культуре, важной составной части новой художественной системы.
2. Следующий этап относится к 30-50-м годам XVIII в. Это время становления русского классицизма. Его основоположники — Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков — целиком принадлежат восемнадцатому веку. Они родились в Петровскую эпоху, с детства дышали ее воздухом и своим творчеством стремятся защитить и утвердить Петровские реформы в годы, наступившие после смерти Петра I. В литературе происходят радикальные преобразования. Создаются новые классицистические жанры, реформируются литературный язык и стихосложение, появляются теоретические трактаты, обосновывающие эти нововведения. Но пока это еще только первые шаги русского классицизма.
3. Третий этап связан с завершающими четырьмя десятилетиями XVIII в. В 60-70-е годы большую роль начинает играть просветительская идеология. Под ее влиянием русский классицизм поднимается на новую ступень своего идейного и художественного развития. Представителями второго поколения русского классицизма стали Фонвизин, Державин, Княжнин.
4. Заключительный этап. Время расцвета классицизма было вместе с тем и временем начала его трансформации, идёт усиление реалистических традиций (А. Н. Радищев). На той же просветительской основе параллельно классицизму в последнюю четверть XVIII в. складывается еще одно направление — сентиментализм. Оно зарождается в 60-е и достигает своего апогея в 90-е годы в творчестве Радищева и Карамзина.
Для русского классицизма также характерна строгая система жанров, рассудочность (обращение к разуму человека), условность художественных образов. признание решающей роли просвещенного монарха в установлении справедливого и процветающего общества.
Идеалом такого монарха для русских классицистов был Петр I — конкретная личность, «работник на троне». Это было связано с тем, что становление русского классицизма пришлось на период после смерти Петра I, когда возникла угроза возврата к допетровским порядкам. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерны сатирическая направленность и тесная связь с современностью. Осмеивались не просто общечеловеческие пороки, а недостатки современного писателям общества. Стремление воспитать человека истинным гражданином очень ярко проявляется в произведениях русских писателей-классицистов.
Писатели верили в необходимость просвещенного монарха, но не находили его в действительности. Поэтому для русской литературы XVIII в. традиционными были произведения, служившие общественному воспитанию самодержцев. Писатели объясняли (в своих произведениях) царям их обязанности по отношению к подданным, напоминали, что монарх — такой же человек, как и его подданные, но только исполняющий величайший долг перед государством.
Основной конфликт XVIII в. в России — конфликт между помещиками и крепостными крестьянами. Ужесточение крепостного права стало основной причиной Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева. С 60-х гг. XVIII в. крестьянская тема станет ведущей в русской литературе. Писатели-классицисты сочувственно относились к судьбе крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному обращению с крепостными, подчеркивая внесословную ценность человека.
В отличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории (а не античности, как европейский).
Идеал писателей-классицистов — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями «злонравия и тирании». Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу.
Представители русского классицизма в литературе:
А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин,
А.П.Сумароков, Я.Б. Княжнин
М. В. Ломоносов (1711—1765)
«Ода на день восшествия на престол императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года»
В ноябре 1741г, через 15 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил и Ломоносов.
Своеобразие оды. Восхваление императрицы Елизаветы Петровны в связи с шестилетием ее царствования для Ломоносова только повод высказать свои мысли, идеи, заботы общегосударственного значения.
Ломоносов расширил тематику оды — его оды восхваляют родную землю, ее богатства, прославляют науку и тех, кто с ее помощью умножает славу родины; воспевают мир как условие плодотворной деятельности просвещенного человека. Однако возвышенный, торжественный язык, ораторские интонации, обобщенные образы (неправедные, злые, невинные, бессильные, лукавые), гиперболизация («Злодействы землю потрясают, Неправда зыблёт небеса») — все эти лексико-стилистические и интонационные средства характерны для классицистической оды.
Так, «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра I, поэт заводит речь о ее отце, которого называет «человеком, каков не слыхан был от века». Петр I — идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей — ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэта.
Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров», дойти до сути явлений через «малый вещи знак» — это тема стихотворения «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».
Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.
Для того чтобы принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о «красоте и важности» учения, которое делает человека творцом, духовно активной личностью. «Сами свой разум употребляйте»,— призывает он в стихотворении «Послушайте, прошу...».
Г.Р. Державин (1743— 1816)
На примере творчества Г. Р. Державина я хочу показать своеобразие русского классицизма (просветительский и патриотический пафос, критическую направленность, связь с современностью, интерес к фольклору).
В 1782 году Державин пишет оду «Фелица» — гимн просвещенному монарху, обращенный непосредственно к Екатерине II. Екатерина сразу оценила выгоды, которые сулила ей ода Державина, сатирически изображавшая вельмож и воспевшая Фелицу.
Он считал, что народ враждебен дворянству, угнетен, темен. Освободить его нельзя — тогда неизбежна гибель дворянского сословия. Только государь с помощью просвещения и справедливого исполнения законов может оградить дворян от народного восстания. Такова в общих чертах была политическая позиция Державина в споре двух направлений русской общественной мысли. Идеями просвещенного абсолютизма был прежде всего отмечен цикл од о Фелице.
Образ Фелицы отличается у Державина многоплановостью. Державин в «Фелице» создает не официальный, условный и отвлеченно-парадный образ «монарха», а рисует тепло и сердечно портрет реального человека – императрицы Екатерины Алексеевны, со свойственными ей как личности привычками, занятиями, бытом, он славит Екатерину, но похвала его не традиционна. В оде появляется образ автора (татарский мурза) – по сути он изображал не столько Екатерину, сколько свое отношение к ней, свое чувство восхищения ее личностью, свои надежды на нее как на просвещенную монархиню. Это личное отношение проявляется и к ее придворным: они не очень нравятся ему, он смеется над их пороками и слабостями – и в оду вторгается сатира.
Стихотворение "Властителям и судиям"
Эмоциональный накал стиха, мощь державинского ямба, его «ударность» (характерный пример: «Ваш долг есть...», где каждое слово несет ударение; своеобразие сюжета и композиции: гневными строками поэта говорит ... «бог»! O6paз «бога» как условно-поэтическое воплощение справедливости, праведного гнева («боже правых»). «Властителям и судиям» как приговор и урок, нравственное кредо поэта-гражданина. Сопоставление сатиры Державина с одой Ломоносова; с Державиным. В русскую поэзию входят социальная тема, гражданское и обличительное начала. Русская поэзия в стихах Державина учит негодовать, срывать покровы. Державин как выдающийся поэт русского классицизма (строгое величие, гармония и стройность державинских творений),
Тема назначения поэта в стихотворении "Памятник".
Державин о бессмертии поэта, а значит, и любого человека, если он оставляет людям свой труд, исполненный «истины» и «сердечной простоты».
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей.
Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.


Классицизм в живописи - В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина
Классицизму в архитектуре - центральная часть города Санкт-Петербурга (Михайловский замок, Зимний дворец)
Классицизм в музыке Кристоф Глюк (простота, правда, естественность) Гайдн, Моцарта и Бетховен.
5