СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 3. Классицизм в русской литературе: его корни и своеобразие. Патриотический и просветительский пафос литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Общая характеристика литературы XVIII в. России. 2. Признаки европейского классицизма. 3. Характерные особенности  русского классицизма. 4. Этапы развития рус. лит. 18 века. 5. Этапы развития классицизма. 6. Представители русского классицизма   в литературе.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 3. Классицизм в русской литературе: его корни и своеобразие. Патриотический и просветительский пафос литературы»

Вопрос № 3

Классицизм в русской литературе: его корни и своеобразие. Патриотический и просветительский пафос литературы


Общая характеристика литературы XVIII в. России:

  1. Очень быстрое развитие светской литературы как жанра.

  2. Объединила опыт Европы и традиции Древней Руси (корни русского классицизма).

  3. Существенные изменения в рус. лит. языке (приблизился к нашей современной речи).

  4. Значительная роль преобразований Петра I.

Литература XVIII в. была подготовлена всей предшествующей историей русской литерату­ры, ходом развития русского общества и рус­ской культуры. Она связана с лучшими тради­циями древнерусской литературы (представле­ние о важной роли литературы в жизни общества, патриотическая направленность ее). Реформаторская деятельность Петра I, обновле­ние и европеизация России, широкое государст­венное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости кре­постнической системы — все это нашло отраже­ние в литературе того времени.

Ведущим лит. течением XVIII в. стал классицизм.

Классицизм — общеевропейское явление. Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй поло­вине XVII в. В произведениях писателей-клас­сицистов нашли отражение идеи сильного не­зависимого государства с абсолютной властью монарха. Поэтому основной конфликт в произ­ведениях классицизма — конфликт между дол­гом и чувством. В центре этих произведений — человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, слу­жение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь сам монарх. Классицисты считали высшим крите­рием истинного и прекрасного разум. Они пола­гали, что разум во все времена оставался не­изменным, что типы и качества человеческого характера вечны.

Признаки европейского классицизма:

  1. Схематическое изображение чело­веческих характеров: худ. об­разы внеисторичны и предельно обобщены: в характере героя выделялась и подчеркивалась какая-то одна ве­дущая черта (глупость, хитрость, благородство).

  2. Сюжеты из античности: важные проблемы своей эпохи писатели-клас­сицисты решали на примерах из далекого про­шлого.

  3. Культ разума: воспитание челове­ка-гражданина, обращение в первую очередь к его разуму путем убеждения, ос­меяния ложных мнений, при помощи положи­тельных и отрицательных примеров.

  4. Строгое деление на высокие и низкие жанры.

  5. Идеал красоты — греческое искус­ство.

  6. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм.

  7. Три единства в драматических произведениях (места, времени, действия).

  8. Положительные и отрицательные герои противопоставляются.

  9. Утопизм, абсолютизация идей.


Искусство сознательно поставило задачу социального и нравственного воспи­тания сограждан (просветительский пафос литературы).

Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-ни­будь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа — стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня — герой-любовник — второй любовник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:

  • единство времени: действие развивается не более суток;

  • единство места, автор не должен переносить действие из одного места в другое;

  • единство действия, одна сюжетная линия, количество дей­ствующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

Требования к классицистической композиции: в пьесе, как пра­вило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Осо­бенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные пер­сонажи, которые знакомят зрителя с гл. героями и рас­сказывают предысторию. Действие замедляется длинными моноло­гами основных персонажей.

Четкое деление на высокие и низкие жанры.


Строгая иерархия жанров


ВЫСОКИЕ НИЗКИЕ

В НИХ ОСВАИВАЕТСЯ ОБЩЕСТВЕН- В НИХ ОСВАИВАЕТСЯ

НАЯ ЖИЗНЬ, ИСТОРИЯ; ДЕЙСТВУЮТ ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

ПОЛКОВОДЦЫ, МОНАРХИ. ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ.

Трагедия, ода, эпопея Комедия, сатира, басня.



Характерные особенности русского классицизма:

  1. Сатирическая направленность – важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни.

  2. Гражданственность, преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А.П.Сумарокова, Я.Б. Княжнина).

  3. Интерес к человеческой личности (у М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина).

  4. Общий патриотический пафос русского классицизма.


Цель русских классицистов – прославление обновленной России, забота о ее пользе и процветании. Они верили, что с помощью просвещения можно воспитать не только идеального гражданина, но и идеального государя.


Этапы развития рус. лит. 18 века и классицизма:

I. Литература Петров­ского времени

Переходный характер, ин­тенсивный процесс «об­мирщения», формирова­ние светской литературы (т. е. замены литературы религиозной литературой светской).

Феофан Прокопович

Становление новой литературы

II. 1730-1750 гг.

Формирование класси­цизма. Расцвет жанра оды. Создание новой жанровой системы, углубленная разработка литературного языка.

В.К. Тредиаковский, М.В.Ломоносов

А.П. Сумароков

III. 1760-пер.пол. 70-х гг.

Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

Д.И. Фонвизин,

Г.Р.Державин


IV. Последняя четверть века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций.

А.Н. Радищев, И.А. Крылов

Н.М. Карамзин


Русский классицизм прошёл в своём развитии 4 этапа.

1. Первый начинается в 1700 г. и продолжается до конца 20х годов. В основном он совпадает с царствованием Петра I. Его можно назвать предклассицистическим. Произведения этого периода отличаются большой жанровой и стилистической пестротой и во многом еще связаны с предшествующим периодом. Еще не был выработан ни общий творческий метод, ни стройная жанровая система, но в нем уже вызревают основные идеологические предпосылки русского классицизма: защита государственных интересов, прославление Петра I как «просвещенного» монарха. Значительно усиливается в этот период интерес к античной культуре, важной составной части новой художественной системы.

2. Следующий этап относится к 30-50-м годам XVIII в. Это время становления русского классицизма. Его основоположники — Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков — целиком принадлежат восемнадцатому веку. Они родились в Петровскую эпоху, с детства дышали ее воздухом и своим творчеством стремятся защитить и утвердить Петровские реформы в годы, наступившие после смерти Петра I. В литературе происходят радикальные преобразования. Создаются новые классицистические жанры, реформируются литературный язык и стихосложение, появляются теоретические трактаты, обосновывающие эти нововведения. Но пока это еще только первые шаги русского классицизма.

3. Третий этап связан с завершающими четырьмя десятилетиями XVIII в. В 60-70-е годы большую роль начинает играть просветительская идеология. Под ее влиянием русский классицизм поднимается на новую ступень своего идейного и художественного развития. Представителями второго поколения русского классицизма стали Фонвизин, Державин, Княжнин.

4. Заключительный этап. Время расцвета классицизма было вместе с тем и временем начала его трансформации, идёт усиление реалистических традиций (А. Н. Радищев). На той же просветительской основе параллельно классицизму в последнюю четверть XVIII в. складывается еще одно направление — сентиментализм. Оно зарождается в 60-е и достигает своего апогея в 90-е годы в творчестве Радищева и Карамзина.


Для русского классицизма также характер­на строгая система жанров, рассудочность (обра­щение к разуму человека), условность художе­ственных образов. признание ре­шающей роли просвещенного монарха в установлении справедливого и процветающего общества.

Идеалом такого монарха для русских классицистов был Петр I — конкретная лич­ность, «работник на троне». Это было связано с тем, что становление русского классицизма при­шлось на период после смерти Петра I, когда возникла угроза возврата к допетровским по­рядкам. Было поставлено под удар все, что со­ставляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского клас­сицизма особенно характерны сатирическая на­правленность и тесная связь с современностью. Осмеивались не просто общечеловеческие поро­ки, а недостатки современного писателям обще­ства. Стремление воспитать человека истинным гражданином очень ярко проявляется в произ­ведениях русских писателей-классицистов.

Писатели верили в необходимость просвещен­ного монарха, но не находили его в действитель­ности. Поэтому для русской литературы XVIII в. традиционными были произведения, служив­шие общественному воспитанию самодержцев. Писатели объясняли (в своих произведениях) ца­рям их обязанности по отношению к подданным, напоминали, что монарх — такой же человек, как и его подданные, но только исполняющий величайший долг перед государством.

Основной конфликт XVIII в. в России — кон­фликт между помещиками и крепостными кре­стьянами. Ужесточение крепостного права ста­ло основной причиной Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева. С 60-х гг. XVIII в. крестьянская тема станет ведущей в русской литературе. Писатели-классицисты сочувствен­но относились к судьбе крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они при­зывали к гуманному обращению с крепостными, подчеркивая внесословную ценность человека.

В отличие от европейского русский класси­цизм более тесно связан с народными традиция­ми и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории (а не ан­тичности, как европейский).

Идеал писателей-классицистов — гражда­нин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творче­ской личностью, бороться с общественными по­роками, со всеми проявлениями «злонравия и тирании». Такому человеку необходимо отка­заться от стремления к личному счастью, подчи­нить свои чувства долгу.


Представители русского классицизма в литературе:

А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин,

А.П.Сумароков, Я.Б. Княжнин



М. В. Ломоносов (1711—1765)

«Ода на день восшествия на престол императрицы

Елисаветы Петровны, 1747 го­да»

В ноябре 1741г, через 15 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил и Ломоносов.

Своеобразие оды. Восхваление императрицы Елизаветы Петровны в связи с шестилетием ее царствования для Ломоносова только повод высказать свои мысли, идеи, заботы общегосударственного значения.

Ломоносов расширил тематику оды — его оды восхваляют родную землю, ее богат­ства, прославляют науку и тех, кто с ее помощью умножает славу родины; воспевают мир как условие плодотвор­ной деятельности просвещенного чело­века. Од­нако возвышенный, торжественный язык, ораторские интонации, обобщен­ные образы (неправедные, злые, не­винные, бессильные, лукавые), гипер­болизация («Злодействы землю по­трясают, Неправда зыблёт небеса») — все эти лексико-стилистические и ин­тонационные средства характерны для классицистической оды.

Так, «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 го­да» написана «высоким штилем» и прославля­ет дочь Петра I, поэт заводит речь о ее отце, которого называет «человеком, каков не слыхан был от века». Петр I — идеал просвещенного монар­ха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огром­ными богатствами. Так возникает тема Роди­ны и служения ей — ведущая в творчестве Ло­моносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просвети­тельские идеалы поэта.

Вера в человеческий разум, стремление по­знать «тайны множества миров», дойти до сути явлений через «малый вещи знак» — это тема стихотворения «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».

Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.

Для того чтобы принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утвер­ждает Ломоносов. Он пишет о «красоте и важно­сти» учения, которое делает человека творцом, духовно активной личностью. «Сами свой разум употребляйте»,— призывает он в стихотворе­нии «Послушайте, прошу...».



Г.Р. Державин (1743— 1816)

На примере творчества Г. Р. Державина я хочу пока­зать своеобразие русского класси­цизма (просветительский и патри­отический пафос, критическую направленность, связь с совре­менностью, интерес к фольклору).

В 1782 году Державин пишет оду «Фелица» — гимн просвещенному монарху, обращенный непосредственно к Екатерине II. Екатерина сразу оценила выгоды, которые сулила ей ода Державина, сатирически изображавшая вельмож и воспевшая Фелицу.

Он считал, что народ враждебен дворянству, угнетен, темен. Освободить его нельзя — тогда неизбежна гибель дворянского сословия. Только государь с помощью просвещения и справедливого исполнения законов может оградить дворян от народного восстания. Такова в общих чертах была политическая позиция Державина в споре двух направлений русской общественной мысли. Идеями просве­щенного абсолютизма был прежде всего отмечен цикл од о Фелице.

Образ Фелицы отличается у Державина многоплановостью. Державин в «Фелице» создает не официальный, условный и отвлеченно-парадный образ «монарха», а рисует тепло и сердечно портрет реального человека – императрицы Екатерины Алексеевны, со свойственными ей как личности привычками, занятиями, бытом, он славит Екатерину, но похвала его не традиционна. В оде появляется образ автора (татарский мурза) – по сути он изображал не столько Екатерину, сколько свое отношение к ней, свое чувство восхищения ее личностью, свои надежды на нее как на просвещенную монархиню. Это личное отношение проявляется и к ее придворным: они не очень нравятся ему, он смеется над их пороками и слабостями – и в оду вторгается сатира.

Стихотво­рение "Властителям и судиям"

Эмоциональный накал стиха, мощь державинского ямба, его «ударность» (характерный пример: «Ваш долг есть...», где каждое слово несет ударение; своеобразие сюжета и компо­зиции: гневными строками поэта говорит ... «бог»! O6paз «бога» как условно-поэтическое воплощение справедливости, праведного гнева («боже правых»). «Властителям и судиям» как приговор и урок, нравственное кредо поэта-гражданина. Сопоставление сатиры Держа­вина с одой Ломоносова; с Держави­ным. В русскую поэзию входят социальная тема, гражданское и обличительное начала. Русская поэзия в стихах Державина учит не­годовать, срывать покровы. Державин как вы­дающийся поэт русского классицизма (стро­гое величие, гармония и стройность державинских творений),

Тема назначения поэта в сти­хотворении "Памятник".

Державин о бессмертии поэта, а значит, и любого человека, если он оставляет людям свой труд, исполненный «истины» и «сердечной простоты».

  • КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

  • Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.

  • В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей.

  • Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.



Классицизм в живописи - В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина



Классицизму в архитектуре - центральная часть города Санкт-Петербурга (Михайловский замок, Зимний дворец)



Классицизм в музыке Кристоф Глюк (простота, правда, естественность) Гайдн, Моцарта и Бетховен.


5