«Семейная гостиная»
Цели:
Показать учащимся, что они являются членами общества, коллектива; обратить внимание детей на то, что первым коллективом является семья; познакомить с тем, что такое поколение, родословная.
Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.
Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству.
План проведения мероприятия:
I. Введение:
1.фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)
II. Что такое семья, дом?
1. Выступление классного руководителя.
2. Стих-е «В семейном кругу».
3. Исполнение учащимися песни «Родительский дом».
4. Стих-е «Как появилось слово «семья»?»
5. Этапы подготовки к классному мероприятию.
6. «Что такое семья?» - мнения уч-ся в сочинениях и анкетах – обобщение.
III. Семейные традиции:
Генеалогическое дерево
а) определение понятия «генеалогическое дерево».
б) анализ составленных генеалогических деревьев учащихся
в) «нужно - ли составлять генеалогическое дерево?» советы и
выводы.
2. «Кем я могу гордиться в моей семье» - выступление учащихся
с отрывками из своих сочинений.
Мини-сочинения родителей о своих детях.
Семейные династии.
«Наши имена».
«Загляните в семейный альбом».
а) стих-е «жизнь человека - только миг».
б) история традиции
Выставка и рассказ о старинных семейных предметах,
фотографиях.
8. Традиция проведения свободного времени в семье.
а) стихотворение «Дом»
б) «тепло семейного очага».
в) Выступления учащихся с рассказами из своих сочинений
о проведении свободного времени в семьях.
9. Кулинарные традиции
а) Выступление учащихся-рассказы из сочинений
10. Семейные праздники
а) рассказы учащихся.
IV. Выводы:
Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции.
Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, собранные учащимися.
Результаты анкетирования.
Наш класс-это семья
а) наши традиции и праздники.
V. Приложение:
Вопросы анкеты, результаты анкетирования.
Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях.
Подготовительная работа к мероприятию.
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
Место проведения: школа
Участники: учащиеся, родители.
Подготовительная работа к мероприятию:
Изречения о семье, пословицы, поговорки.
Разучивание песни «Родительский дом», музыкальное сопровождение.
Стихи о доме, семье.
Проведение анкеты среди учащихся «Ваши взаимоотношения в семье».
Мини-сочинения родителей о своих детях.
Сочинения уч-ся о семейных традициях; праздниках, о главных и любимых людях в семье, «Кем бы вы могли гордиться в семье?» «Семейные династии», «Свободное время в семье», «Кулинарные традиции».
Оформление газеты с фотографиями, комментариями: «Загляните в
Семейный альбом».
Составление родословной своей семьи.
Сбор пословиц и поговорок учащимися класса.
Выставка старинных семейных фотографий, вещей, грамоты.
Фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)
Изречения: (на доске)
«Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости».
«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети».
(А.С. Макаренко)
«Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».
(Всеобщая декларация прав человека. Статья 16-3)
«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ)
«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». (У. Фоскало)
«Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним».
«Семья-это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека». ( А. С. Макаренко)
Ход мероприятия
I. Введение
Перед началом звучит фонограмма песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего».
II. Что такое семья, дом?
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и гости!
Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом «Моя родословная». Мы с вами очень долго готовились: составляли свои родословные – выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи. Журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Думаю, что сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям.
Если вам плохо, трудно, кто вам поможет? Конечно, самые близкие и родные люди – семья.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основы основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Группа уч-ся исполняют песню «Родительский дом».
I. Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань - родительский дом.
Припев:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет
II. И пускай наше детство не кончится
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Припев:
III. Поклонись до земли моей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы с тобою в долгу неоплаченном
Свято помни об этом всю жизнь.
Припев:
С чего начинается любая семья?
Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.
Так что же такое «семья»? ( Ребята стараются сами ответить), звучит фонограмма.
Когда же появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихо ответила: «Я!»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приголубит?
Украсит жилье?
«Я, я – снова вторила Ева, - Я, я ... »
Вот так на Земле появилась семья.
Сегодня мы поговорим с вами также и о семейных праздниках и традициях. Готовясь к классному часу, ребята получили задание написать сочинения о своей семье и каждый выбрал себе разную тему: кто-то писал о семейных праздниках, кто-то о любимых блюдах членов семьи, о свободном времени - как они проводят его со своей семьей, кем они могут гордиться и уважать в своей семье, что значит семья в жизни человека. Мы провели анкеты среди учащихся.
«Что такое семья?» - мнения учащихся в сочинениях и анкетах.
Ребята, как вы писали в своих сочинениях, анкетах, семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же, ваши родные и близкие вам люди - это ваша семья. И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом - начало всех начал».
III. Семейные традиции.
Как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (ответы учащихся)
Они все разные, разнятся своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция? Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «генеалогия». Что означает это слово?
(выступление Чумакова Даниила)
Генеалогическое дерево.
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.
Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.
А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом?
Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не
5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. А самое роскошное дерево получилось у …., нам хотелось бы услышать о том, как вы работали?
В языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников вы знаете?
КОНКУРС «КТО ЭТО?»
1.Брат жены - шурин.
2.Брат мужа - деверь.
3.Сестра мужа - золовка.
4. Мать жены - теща.
5.0тец жены - тесть.
6.Мать мужа - свекровь.
7. Отец мужа - свекор.
8.Дочь брата или сестры - племянница.
9. Брат отца или матери - дядя.
10.Родители мужа и жены - сваты.
11.Сестра жены. (Свояченица.)
12.Сестра отца или матери. (Тетя.)
Советы и выводы.
Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?» Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
2. «Кем я могу гордиться в моей семье?» - выступления учащихся с отрывками из своих сочинений.
Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми предками. 219 ныне здравствующих потомков (Пушкинских) гордятся своим великим предком А.С. Пушкиным.
И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье. О своих родных вы писали в сочинениях и теперь поделитесь с нами вашими мыслями.
3. Мини-сочинения родителей о своих детях.
Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению никто здесь не сказал, а как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь. Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а ваши родители в небольших сочинениях о вас написали следующее, и, может быть, вы отгадаете, о ком идет речь. Сейчас я буду зачитывать отрывки сочинений ваших родителей, а вы попытаетесь угадать, о ком из вас идет речь.
Мой сынишка – шалунишка, добрый, ласковый такой. Любит труд, помочь готов в трудную минуту. (Галушкин Артем)
Симпатичная скромная девочка. У нее есть сестра. Умеет вышивать и вязать. Ухаживает за своими питомцами. Любит окрошку и фрукты. Обожаем кататься летом на роликах и купаться в речке. (Малова Виктория)
Он младший член нашей семьи. Добрый, отзывчивый, любит пошутить. Из развлечений – компьютер и футбол. Книги любит читать о пиратах и динозаврах. Любит музыку, но сам мало поёт. Неплохо срисовывает. Любимый предмет – история. А ещё он светловолосый. (Юрченко Алексей)
Добрая, отзывчивая девочка. Всегда готова прийти на помощь. Любимое блюдо – окрошка. Любимые праздники – день рождения, день Св.Валентина. любимое домашнее животное – кот Тимофей. (Коваленко Инна)
Он очень веселый и подвижный. Хорошо плетет бисером. Ему нравятся компьютерные игры «Ферма» и «Гонки». Нравятся такие предметы как: математика, немецкий язык, физ.культура. (Ропаев Антон)
Моя дочь помогает мне с уборкой по дому. Она ответственно относится к урокам. Знает свои обязанности и всегда выполняет всё без напоминаний. Мой ребенок любит ходить на разные кружки и заниматься спортом. (Приходченко Татьяна)
4. Семейные династии.
Ну а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии. А что же означает слово «династия» в толковом словаре? (Ропаев Антон)
5. «Наши имена»
Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из членов семьи. Поднимите руку, кого назвали в честь родственников.
Большинство из вас названы в честь бабушек и дедушек, которые дарят вам и тепло, и ласку, и заботу.
Кто из школы внуков ждёт
Каждый день обычно?
Кто заглянет в дневничок
И ворчит привычно?
За проделки наши кто
Нас порой ругает?
Дедушки – дедушки, дедушки – дедульки!
Кто нам лекцию прочтёт
На тему поведения?
Кто блинов нам напечёт
Вкусненьких с варением?
Даст родителям наказ
Строго и сурово.
Чтоб не обижали нас
И смотрели в оба.
Бабушки – бабушки, бабушки – бабульки.
6. «Загляните в семейный альбом». (слайд «семейные фотографии» )
Ребята вот у нас здесь фотовыставка «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии)
а) «Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной».
«И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить».
б) Луи Дагер, французский художник и конструктор, конечно же, был гением, потому что изобрел фотографию. И у людей появилась возможность запечатлеть какое-то событие. И, взяв в руки фотокарточки или слайды, или включив видеозапись, вы заново возвращаетесь в прошлое, заново переживаете и чувствуете событие.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Мы проводили конкурс на самую интересную семейную фотографию.
7. Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях.
Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (ответ: предметы, вещи)
Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку, наших старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их.
8. Традиция проведения свободного времени в семье.
Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках.
а) Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
б) О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи. Об этом ребята, вы писали в своих сочинениях и анкетах.
в) Вот как написали ребята в своих сочинениях о своем свободном времени в семье.
9. Кулинарные традиции.
Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.
Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Поэтому я вам и предложила поделиться рецептами этих блюд, о которых у вас в семье говорят « Пальчики оближешь», «Семейные фирменные блюда».
10. Семейные праздники.
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?
а) Рассказы уч-ся.
IV. Выводы.
Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
2. Учащиеся подобрали пословицы и поговорки о семье, детях и родителях. Давайте послушаем их.
3. Результаты анкетирования.
Для чего нужны «Семейные праздники и традиции»?
Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость - чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
4. Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них - это чаепитие. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы хозяева - это наши гости, мы их приглашаем и угощаем.
Гостеприимство - это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями)
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней!
Пословицы и поговорки о семье, детях и родителях:
Семья воюет, один горюет.
Семьёй и горох колотить.
В семье и каша гуще.
Коли у мужа с женой лад, не нужен и клад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В недружной семье добра не бывает.
В семье дружат – живут не тужат.
В семье разлад, так и дому не рад.
Семейное согласие всего дороже.
Семейный горшок всегда кипит.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Дети, что цветы: уход любят.
Добрые дети – дому венец, а плохие дети – дому конец.
За что батька, за то и детки.
Изба детьми весела.
И сова своих детей хвалит.
Каковы родители, таковы и дети.
Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце.
Своё дитя милее.
Без матки пчёлки – пропащие детки.
Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.
Без пригляду одни только муравьи плодятся.
Детишек воспитать – не курочек воспитать.
Детки – радость, детки ж и горе.
Дитя хоть криво, а да отцу-матери мило.
Дом с детьми – базар, без детей – могила.
Дочерями красуются, сыновьями в почёте живут.
Живы родители – почитай, померли – поминай.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Мать кормит детей, как земля людей.
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
Отца и матери на всю жизнь не хватит.
Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
У кого детки, у того ягодки.
Умел дитя родить, умей и научить.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Сколько хороших слов было сказано в адрес членов вашей
семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушек.
Сценка «Бабушки и внуки».
Две старушки.
1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...
1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!
2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2-я: Правда? Это ты их так балуешь?
l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.
2-я: О, действительно строго.
l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... »
У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »
l-я: Так, хорошо.
2-я: «оо И днем и ночью пес ученый ... »
l-я: Какой пес? Какой пес?
2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.
l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!
2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый ... »
l-я: Ну?
2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.
l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.
l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2-я: Ее уже назвали.
l-я: Как?
2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...
- Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками?