Классный час
«Хочу, могу, надо в моей жизни»
(7 класс)
Цель: формирование основ гармоничного развития личности.
Задачи:
формировать представление о разнообразии и единстве понятий «хочу», «могу», «надо» в жизни человека;
способствовать развитию навыков нравственной саморефлексии;
содействовать развитию коллектива.
Оформление: компьютерная презентация, разноцветные листочки бумаги, медали, фигурные карточки трех цветов, кружочки для рефлексии.
слайд 1.(музыка)
Вводное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что то, о чем мы будем сегодня говорить, поможет нам в жизненных ситуациях.
- В начале давайте поиграем.
Игра «Я хочу, они хотят и я поступаю»
слайд2
Правила игры. Учитель приводит пример жизненной ситуации, а учащиеся разбирают его на эти три составляющие – я хочу, они хотят, я поступаю. (В руках у учителя мячик).
Ситуация 1. Вечер, пора спать, а вы не ложитесь. (я хочу – посмотреть телевизор, они хотят – чтобы я пошел спать, я поступаю – выбор учащегося).
Ситуация 2. Завтра идти в школу. Во что одеться? (я хочу – одеть джинсы, они хотят – чтобы я одел школьную форму, я поступаю – выбор учащегося).
-Спасибо ребята за вашу честность при ответах.
- В игре прозвучали фразы: «Я хочу», «Они хотят», «Я поступаю».
Какими словами можно заменить каждое из этих выражений?
(хочу, могу, надо) слайд 3.
-Тема нашего классного часа так и звучит: «Хочу, могу, надо в моей жизни».Сл.4
мы вместе попробуем разобраться в значении для нас этих трех слов.
Давайте вспомним русские народные сказки, где герои часто оказывались на перекрестке трех дорог. Пойдешь направо… Пойдешь налево… Пойдешь прямо…(дети заканчивают предложения).
Сл.5
На таком же перекрестке оказался наш герой семимиклассник. Но перед ним лежали три дороги «хочу», «могу», «надо».
Вопрос. Как вы думаете, какую дорогу выберет наш герой? (Ответы детей). Он выбрал дорогу «хочу» и встретился там с золотой рыбкой.
Сл.6
Вопрос. Что обычно делает золотая рыбка? (Исполняет желания). Сколько? (Три).
Вот и мы с вами попробуем сейчас загадать три желания. На столах у вас лежат карточки желаний. И кто знает, может быть, если вы на них напишите свои желания, то они обязательно сбудутся.
На карточке розового цвета напишите свое желание на ближайшие полмесяца. (Дети записывают желание. Учитель собирает карточки).
На карточке желтого цвета напишите желание, которое может исполнится в течение полугода. (Дети записывают желание. Карточки собираются).
На карточке зеленого цвета запишите желание, исполнение которого возможно к окончанию школы. (Дети записывают желание. Учитель собирает карточки).
Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Зачитываются вслух некоторые желания и обсуждается возможность их исполнения). Давайте подумаем, может ли исполнится желание к ончанию школы стать президентом России? Почему? (Ответы детей). Даже золотая рыбка не в силах исполнить такое желание. Махнула рыбка хвостиком и уплыла.
Сл.7
И понял наш герой, что нельзя всю жизнь идти по дороге желаний, не согласовывая их с возможностями. Решил он узнать свои возможности, пройдя по дороге «могу».
Сл.8 (Звучит музыка).
И здесь он попал на Олимпиаду, Олимпиаду возможностей. Только недавно закончились 22 зимние олимпийские игры в Сочи. Мы все с вами болели за нашу команду и радовались каждой полученной медали. Сегодня на нашей Олимпиаде вы тоже можете выиграть медали. Причем только золотые. Для нашей Олимпиады важно не только то, что вы можете в спорте, но и в учебе, общении, искусстве. Чтобы получить медаль, вам надо ответить на вопрос: «Что я могу?» Поднимите, пожалуйста, руку, кто может улыбнуться соседу? (Дети поднимают руку). Так давайте улыбнемся друг другу. Здесь вы все чемпионы. А теперь пусть каждый из вас попробует вспомнить, что он может. Ответы не должны повторяться. (Дети отвечают на вопрос, что они могут. Учитель раздает медали.)
Мы все чемпионы! (Аплодисменты) Посмотрите, ребята, как много у нас возможностей. С ними мы может выполнить многие наши желания.
Меня очень порадовало, что среди ваших «хочу» встретилось, например, желание, чтобы весь класс учился на «отлично». Это очень важно, чтобы в нашей жизни мы руководствовались не только своими желаниями, но могли помочь другим.
Вопрос. Ребята, а что вы можете сказать о людях, которые в своей жизни руководствуются только своими желаниями и возможностями? (Ответы детей). Конечно, чаще всего этих людей можно только пожалеть. У них не бывает настоящих друзей, часто они остаются одинокими, несчастными эгоистами и сами не понимают, отчего их жизнь не складывается. Если вы подумаете, то вспомните, что возможно встречали таких людей в жизни, в художественной литературе, в фильмах.
Сл.9
А у нашего героя был выбор из трех дорог. И стало ему интересно, что ожидало его на дороге «надо». Сл.10 Встретил семиклассник там Василису Премудрую. Рассказала ему Василиса, что слово «надо» может повернуться к человеку разными сторонами.
Вопрос. Как вы думаете какими? Что прежде всего надо? (Ответы детей).
Сл.11
«Надо» - лично для меня.
«Надо» - для близких людей (семья, друзья, одноклассники).
«Надо» - для всех (общество, страна, планета).
Важно, определяя, что «надо», знать, для чего «надо».
Что же такое НАДО? Что мы понимаем под словом НАДО? (ответы детей)
Мы часто слышим:
надо убирать квартиру
надо чистить зубы
надо помогать родителям
надо хорошо учиться
надо стать успешным в жизни
Надо… надо…надо…надо…
- А может быть взять за правило фразу: если надо, но очень не хочется, то и не обязательно?
(ответы детей)
- Есть такие НАДО, когда надо делать, даже если не хочется.
(надо учиться, надо соблюдать законы, надо заботиться о родителях…)
- Возникает вопрос, как примирить ХОЧУ и НАДО? Сл.12
- Самое худшая ситуация, когда ты не видишь смысла в том, что делаешь.
Но из любой ситуации есть выход. И психологи дают нам такой совет:
«Если не видишь смысла, то надо его найти и обосновать для себя».
- Другие советы лежат у вас на столах.
Давайте вместе их прочтем. (учащиеся по очереди читают советы). Сл.13
Советы психолога
Совет 1. Если порученное задание слишком сложное, считай это вызовом себе.
Совет 2. Когда начинать какое-либо дело не хочется, так как ему не видно ни начала ни конца, раздели его на маленькие кусочки. Начинай делать их последовательно и увидишь – дело пойдет веселей!
Совет 3. Не откладывайте в долгий ящик дела, не вызывающие энтузиазма. Часто в процессе выполнения они уже не кажутся такими скучными.
Совет 4. Старайся не заниматься одним и тем же вопросом в течение дня, чередуй виды деятельности.
Совет 5. Сделай дело лучше, чем делал вчера. Удиви всех!
- Какой бы из них вы выбрали для себя? (ответы детей)
Сл.14-сл.17
В мире много людей, для которых собственное «надо» совпадает с «надо» других людей. Недаром тысячелетиями народная мудрость хранит простую истину: сам погибай, а товарища выручай. А вы, ученики 7 б класса, встречались с ситуациями, когда нужно подчинить свое собственное «надо» коллективному «надо»? (Ответы детей). Приведите примеры. (Ответы детей).
Я попросила Алину найти историю знаменитого человека, который в своем деле руководствовался необходимостью, возможностью и желанием.
- Послушайте рассказ о жизни известного археолога Германа Шлимана.
- Попытайтесь найти все составляющие успеха Германа Шлимана. (ответы детей)
Так какой же можно сделать вывод? В любом деле человек руководствуется необходимостью, возможностью и желанием. В зависимости от ситуации склоняясь либо в сторону «хочу», либо в сторону «могу», либо в сторону «надо».
Сл.18
Есть над чем подумать нашему герою. Оказывается нельзя идти в жизни только по одной дороге. И на самом деле на этом перекрестке дороги не расходятся в разные стороны, а соединяются в одной точке.
Сл.19
Нельзя отдать предпочтение ни желаниям, ни возможностям, ни обязанностям перед собой, людьми и обществом. Надо только правильно соотносить понятия «хочу», «могу» и «надо».
Задание «Кораблик». (На доске на ватмане нарисован корабль).
У вас на столах вы найдете фигурные карточки: синюю, белую и желтую.
Сл.20
Я прошу тех, у кого синяя карточка, продолжить предложение «Чтобы жизнь в нашем классе стала еще интереснее, мы хотим…»
Те, у кого белая карточка, продолжить предложение «Чтобы жизнь в нашем классе стала еще интереснее, мы можем…»
И те, у кого желтая карточка, продолжают предложение «Чтобы жизнь в нашем классе стала еще интереснее, нам надо…»
(Учащиеся выполняют задание).
Дорогие друзья, вот этот замечательный кораблик с алыми парусами под флагом 7 б – это символ нашего класса, плывущего по волнам школьной жизни. И сейчас мы зададим ему направление движения. Я попрошу выйти к доске ребят с синими карточками. Мы сейчас с вами создадим волну желаний, которая поможет нашему кораблику плыть быстрее. Для этого надо лишь озвучить свое желание и разместить кусочек волны на своем месте. (Учащиеся выполняют задание).
Прошу выйти к доске тех ребят, у которых белые карточки. Мы будем создавать ветер возможностей. (Учащиеся с белыми карточками выполняют задание).
Прошу выйти вперед ребят со звездами, которые будут для нашего кораблика путеводными. (Выполнение задания).
Теперь кораблик нашего класса стремительно понесется по волнам, с попутным ветром, держа курс в будущее.
Сл.21
И только благодаря правильному управлению тремя волшебными словами «хочу», «могу» и «надо» можно успешно достигать своих целей. Вы согласны со мной? (Ответы детей).
- Поэтому, дорогие друзья, ставьте великие цели, преобразуйте надо в хочу, работайте над своим могу и тогда у вас все получится!
-А сейчас я прошу вас оценить свою деятельность на занятии.
Сл.22
-Только одно предложение выберите для себя и придумайте ему продолжение.
Я узнал…
Меня удивило…
Мне понравилось….
На занятии мы ещё не поговорили о …
Подведение итогов.
Наш классный час подошел к концу. Хочу сказать, что мне было очень приятно общаться с вами. Спасибо вам. Сл. 23 (музыка) Но вы заметили, что у вас на столах остались два кружка. Если вы считаете, что наш разговор был напрасным, то, уходя, опустите в коробочку кружок, на котором нет изображении. Если классный час вам понравился и разговор, который у нас состоялся, оказался важным для вас, опустите в ту же коробочку другой кружок.



Приложения к классному часу
?!
?!

Кусочек волны голубого цвета
Б

Белый барашек Желтого цвета звезда

Советы психолога
Совет 1. Если порученное задание слишком сложное, считай это вызовом себе.
Совет 2. Когда начинать какое-либо дело не хочется, так как ему не видно ни начала ни конца, раздели его на маленькие кусочки. Начинай делать их последовательно и увидишь – дело пойдет веселей!
Совет 3. Не откладывайте в долгий ящик дела, не вызывающие энтузиазма. Часто в процессе выполнения они уже не кажутся такими скучными.
Совет 4. Старайся не заниматься одним и тем же вопросом в течение дня, чередуй виды деятельности.
Совет 5. Сделай дело лучше, чем делал вчера. Удиви всех!

Советы психолога
Совет 1. Если порученное задание слишком сложное, считай это вызовом себе.
Совет 2. Когда начинать какое-либо дело не хочется, так как ему не видно ни начала ни конца, раздели его на маленькие кусочки. Начинай делать их последовательно и увидишь – дело пойдет веселей!
Совет 3. Не откладывайте в долгий ящик дела, не вызывающие энтузиазма. Часто в процессе выполнения они уже не кажутся такими скучными.
Совет 4. Старайся не заниматься одним и тем же вопросом в течение дня, чередуй виды деятельности.
Совет 5. Сделай дело лучше, чем делал вчера. Удиви всех!

Советы психолога
Совет 1. Если порученное задание слишком сложное, считай это вызовом себе.
Совет 2. Когда начинать какое-либо дело не хочется, так как ему не видно ни начала ни конца, раздели его на маленькие кусочки. Начинай делать их последовательно и увидишь – дело пойдет веселей!
Совет 3. Не откладывайте в долгий ящик дела, не вызывающие энтузиазма. Часто в процессе выполнения они уже не кажутся такими скучными.
Совет 4. Старайся не заниматься одним и тем же вопросом в течение дня, чередуй виды деятельности.
Совет 5. Сделай дело лучше, чем делал вчера. Удиви всех!
- Послушайте рассказ о жизни известного археолога Германа Шлимана.
… Отец часто рассказывал сыну о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», - ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» - воскликнул сын.
С 14 лет он – ученик в лавке, затем – юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским – за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.
Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудится без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Германа Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавших в земле.
Дусавицкий А.К. Формула интереса
10