Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» с.Дербетовка
Апанасенковского района Ставропольского края
Конспект классного часа в 8-а классе
«70-летию Победы посвящается…»
Классный руководитель 8-а класса
Кудрявцева Людмила Викторовна
2014 – 2015 учебный год
Тема: 70-летию Победы посвящается…
Цель: патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной войны.
Задачи:
формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;
воспитывать уважение к старшему поколению;
способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;
способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;
развивать и углублять знания об истории родного края;
формировать исследовательские навыки, умения самостоятельно добывать новую информацию.
Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне, компьютер, плакаты и фотографии героев и солдат ВОв, «Календарь Победы».
Ход
Учитель: Чему посвящен праздник 9 Мая? (Победе в ВОВ, которая длилась с 1941 по 1945 гг). (слайд №2 70-летию Победы посвящается…)
Учащиеся:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну.
Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...
(слайд №3 Война) История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира - война 1941 - 1945 годов. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа.
9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы.
Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате – миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года усталый, но счастливый солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства.
Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России нельзя допустить, чтобы Великая Отечественная война стала для потомков «неизвестной войной».
9 Мая – это великий и священный праздник. Это праздник национальной гордости, воинской доблести и ратной славы! Он навсегда останется в сердцах людей, как день памяти и благодарности тем, кто отстаивал независимость нашей Родины на полях сражений и тем, кто ковал победу в тылу, своим доблестным трудом приближая час освобождения.
Учитель: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – история.
- Что вы знаете об этой войне? (ответы учащихся) 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. Каждый старался своим трудом приблизить желанную победу. Во многом победа в войне зависела от тех, кто воевал на фронте.
Учащиеся: (слайды №4
1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Пом10ите! №5
3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните! №6
4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните! №7
5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. №8
6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!
Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)
Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Почти вся Западная Европа лежала под кованой пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.
(слайды №9 голос Левитана)
(слайды №10-12
Война… Как гром среди ясного неба прозвучали эти слова из репродуктора. Эта беда ворвалась в каждый дом непрошеной гостьей. Она принесла море страданий, реки слёз. В войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство., от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства.
(слайд №13 Родина-мать зовёт)
В поход за свою Родину ушли все, кто мог держать оружие. В городах и деревнях оставались старики, женщины, дети. Война коснулась всех наших людей от мала до велика.
(слайды №14-15
Бойцы наши шли воевать не для того, чтобы захватить чужие земли. Они воевали, чтобы очистить от врага свою землю, чтобы спасти честь и независимость своего Отечества.
Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
(слайды №16 История создания песни «Священная война»
Шёл третий день войны. Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война»:
Газету со стихами один из командиров Красной Армии показал руководителю прославленного Красноармейского ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора – в них было то, чем жил он сам все эти первые военные дни, его мысли и чувства…
По дороге с репетиции домой Александров вновь и вновь перечитывал стихи. Постепенно, как бы сам собой возник их музыкальный образ, слышалась мелодия.
Во время первого исполнения песни на Белорусском вокзале артисты и бойцы испытали настоящее потрясение – потрясение, которое бывает, когда соприкоснешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Солдаты, сидевшие на деревянных сундучках с нехитрым военным скарбом, курившие, вдруг встали после первого же куплета «Священной войны», загасили самокрутки и в наступившей напряженной тишине стоя слушали песню…
Потом песню требовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова. Усиленная репродукторами «Священная война» неслась над перронами вслед уходящим эшелонам. Она воодушевляла бойцов, вела их в бой.
Прослушивание песни «Священная война»
(слайд №17 Из дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковника Гальдера
-В этот же день генерал-полковник сухопутных войск фашистской Германии Гальдер в дневнике сделал запись «…24 июня 1941 года (3-й день войны). В общем-то, теперь стало ясно, что русские не думают об отступлении, а напротив, бросают все, что имеют в своём распоряжении, навстречу вклинившимся германским войскам…» Фашисты думали о быстрой победе, но ошиблись.
(слайды №18 -23 до Война )
Народ сражался. С первых дней войны на фронт ушли учителя-фронтовики, работники нашей школы- Полторак Пётр Данилович, Ирхин Алексей Трифильевич, Гребенюк Ольга Павловна, Золотарёв Венедикт Михайлович.
Рассказ о В.М.Золотарёве. Демонстрация книги с его стихами.
Золотарёв Венедикт Михайлович оставил большое литературное наследие…
Учитель: В Дербетовке осталось 3 участника ВО войны: Бондаренко Михаил Васильевич, Кочергин Иван Пантелеевич и Пономаренко Василий Григорьевич. Мы рады видеть на нашем мероприятии Василия Григорьевича. (предоставляется слово)
Воспоминания детей войны
Книга Памяти - Ребята, вы тоже собирали материал об участниках ВО войны. Будет выпущена новая книга…
Чтение стихов о войне
Стихотворение Коли Хваталина «Жестокая война» (читает автор)
Жизнь героя сложна и опасна,
И разрушит её без труда
Беспощадная, жуткая, страшная
Леденящая душу война.
***
В степи широкой дуб стоял.
Был одинок и очень стар.
Всё видел он и как-то раз
Он от жары солдата спас.
Тот сильно ранен был, стонал
И от жары изнемогал…
Совсем один в глухой степи.
Здесь некому его спасти.
Он смелый был солдат. В бою
Не прятал спину он свою.
Весёлый был и молодой,
Но мог вести всех за собой.
И вот теперь совсем один…
На камне из последних сил
Он номер части написал,
Где так бесстрашно воевал.
Его жизнь унесла война.
Во всём виновна лишь она.
В степи широкой дуб стоит,
Сном вечным рядом воин спит.
И камень рассказал о нём…
Он «спит» давно, а мы живём
И с грустью думаем о том,
Чтоб не пришла война в наш дом.
***
Мы будем вечно благодарны
За небо мирное, за жизнь.
Гордимся вами, ветераны,
И в сердце память сохраним.
Отчизны славные солдаты
Готовы жизнью рисковать
За нас, не требуя награды,
Горой за родину стоять.
Практическая работа в группах. «Сложи фронтовое письмо - треугольник»
Если бы была возможность написать письмо солдату, то что бы вы ему рассказали, что пожелали? (ответы детей). Перед вами листы бумаги, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник.
(слайд №24 Песня «На безымянной высоте»
Учитель: Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор работают поисковые отряды в местах сражений, ищут и находят и предают с почестями земле, останки солдат, погибших в этой войне. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неизвестных бойцов.
Посмотрите, сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2015. Между ними 70 лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 70 лет! Вернувшиеся с войны заново отстроили города и села, засеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…
Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей, подаривших нам жизнь.
В год 70-летия Великой Победы мы склоняем головы перед павшими в этой борьбе с чувством глубочайшей благодарности. Отдаем дань защитникам нашей Родины, отстоявшим свободу и независимость нашего народа. Все дальше и дальше от нас трагические события Великой Отечественной войны, все меньше ветеранов этой войны встречают с нами День Победы, но не утихает боль, нанесенная войной, и не меркнет подвиг нашего народа, отстоявшего мир от «коричневой чумы» фашизма.
Прошу всех встать. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Минута молчания.
Реквием Роберт Рождественский
1
Вечная
слава
героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная
слава
героям!
Слава героям!
Слава!!
...Но зачем она им,
эта слава, -
мёртвым?
Для чего она им,
эта слава, -
павшим?
Всё живое -
спасшим.
Себя -
не спасшим.
Для чего она им,
эта слава, -
мёртвым?..
Если молнии
в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут
все люди
земного шара, -
ни один из погибших
даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце
в пустые глазницы
не брызнет!
Знаю:
песня
тяжёлых могил
не откроет!
Но от имени
сердца,
от имени
жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..
И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой
плывут
величаво...
Пусть
не все герои, -
те,
кто погибли, -
павшим
вечная слава!
Вечная
слава!!
Вспомним всех поимённо,
горем
вспомним
своим...
Это нужно -
не мёртвым!
Это надо -
живым!
Вспомним
гордо и прямо
погибших в борьбе...
Есть
великое право:
забывать
о себе!
Есть
высокое право:
пожелать
и посметь!..
Стала
вечною славой
мгновенная
смерть!
8
Слушайте!
Это мы
говорим.
Мёртвые.
Мы.
Слушайте!
Это мы
говорим.
Оттуда.
Из тьмы.
Слушайте!
Распахните глаза.
Слушайте до конца.
Это мы
говорим,
мёртвые.
Стучимся
в ваши
сердца...
Не пугайтесь!
Однажды
мы вас потревожим во сне.
Над полями
свои голоса пронесём в тишине.
Мы забыли,
как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю
забыли.
Какой она стала,
земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет
река?
И летят облака
над нами?
Без нас.
Мы забыли траву.
Мы забыли деревья давно.
Нам
шагать по земле
не дано.
Никогда не дано!
Никого не разбудит
оркестра
печальная
медь...
Только самое страшное, -
даже страшнее,
чем смерть:
знать,
что птицы
поют на земле
без нас!
Что черешни
цветут на земле
без нас!
Что светлеет
река.
И летят облака
над нами.
Без нас.
Продолжается жизнь.
И опять
начинается день.
Продолжается жизнь.
Приближается
время дождей.
Нарастающий ветер
колышет
большие хлеба.
Это -
ваша судьба.
Это -
общая наша
судьба...
Так же птицы
поют на земле
без нас.
И черешни
цветут на земле
без нас.
И светлеет
река.
И летят облака
над нами.
Без нас...
10
Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полёт, -
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споёт, -
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, -
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, -
заклинаю, -
помните!
(слайд №25
Подведение итогов
Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников нашей Родины будет вечно жить в памяти народов мира как образец мужества и героизма. Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро! Желаю всем крепкого здоровья, оптимизма и большого человеческого счастья! Пусть никогда не будет войны!
22