Актуализация субъектного опыта обучающегося | - Сегодня наше занятие будет необычным. Догадайтесь, чему оно будет посвящен? С чем связана песня? О чем было стихотворение? - Что вы знаете о Великой Отечественной войне? - Когда началась и закончилась война? - Кто напал на нас? - Когда отмечает наша страна праздник День Победы? - Как вы думаете, должны мы помнить об этом дне? Почему? - Сколько лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война? - Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор. В 2025 году 9 мая наша страна будет отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. - Какие существуют символы, связанные с этим знаменательным днем? - Знаете ли вы, что стало официальным символом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в этом году? - Есть ли у Вас родные, которые принимали участие в Великой Отечественной войне? | Высказывают предположения. - С Днем Победы. Рассказывают всё, что знают о Великой Отечественной войне. Высказывают свое мнение о том, почему важно помнить о войне, о 9 мае 1945 года. - 80 лет. - Вечный огонь, мемориалы, что зачастую устанавливались в городах-героях, ордена и медали, гвардейская и георгиевская лента, гвоздики, солдатские пилотки, парады Победы, различные символы памяти, скульптуры, Холмы Славы, символика советской армии и СССР, картинки, марки, листовки, что являются символами Великой Отечественной Войны, лавровая ветвь. - Символ 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 2025 года — официальная эмблема, на которой изображена скульптура «Родина-мать зовёт!», Рассказывают о родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне. | Чувствовать гордость за свою Родину через примеры храбрости и мужества детей в годы войны. | К: владеть диалогической речью. Р: определять учебную задачу, выполнять и оценивать степень ее достижения. К: владеть диалогической речью. К: владеть диалогической речью. | Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины. |
Усвоение новых знаний и способов деятельности | - Как вы считает, война — это плохо? Почему? - Война это самое страшное на земле, потому что погибают люди, разрушаются города и в мире столько боли и тревоги за своих близких и родных. - В обычный летний день 21 июня 1941 года всё шло своим чередом: взрослые работали, школьники готовились к выпускным вечерам, девчонки играли в "дочки-матери", а мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. Никто не подозревал, что через несколько часов всё это уйдёт в прошлое. 22 июня 1941г. мирное летнее утро. Пение птиц, роса на траве, едва слышный шелест листьев, все люди еще спят, и вдруг…рев самолетов, взрывы снарядов, воздушная тревога. Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны). - Вот так вероломно немецкие фашисты начали войну против нас. Они хотели завоевать весь мир. Самым главным руководителем у них был Адольф Гитлер – это жестокий человек, который обманул свой народ и хотел сделать всех людей рабами немецких фашистов. Звучит музыка «Священная война» - Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. - У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство... “Дети Великой Отечественной войны” — так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. Дети войны пережили то, что, казалось бы, пережить невозможно. Их истории - это не пафосные рассказы о героических подвигах, а воспоминания из жизни простых мальчиков и девочек, о которых должны знать вы, современные дети. Им пришлось узнать, что такое война – настоящая, а не та, в которую они понарошку играли во дворе. Голод, бомбёжки, похоронки с фронта, ужасы оккупации и слезы матерей – такие совсем недетские испытания выпали на их долю. Сегодня накануне Великого праздника 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы поговорим о подвиге таких же девчонок и мальчишек, как вы. О таких же, как вы детях, которые в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стали в шеренге бойцов – рядом с отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. О военном подвиге, о трудовом подвиге, о том, как дети вместе со взрослыми приближали Победу, как они, не жалея сил, не жалея своей жизни боролись за родную землю. О том, как они побеждали страх и голод, холод и усталость. О том, какие испытания выпали на их долю. Мальчишки и девчонки страшных военных лет не играли в войну. Они жили по суровым военным законам. Видеоролик «Дети Войны. Самый маленький герой». - О ком был данный видеоролик? - Как Сережа попал партизанам? - Кто его спас? Нашел в лесу? - За что Сережа получил медаль «За боевые заслуги»? Что он сделал? - Сережа Алёшкин – сын полка, далеко не единственный герой. Зина Портнова, Лена Голиков, Боря Цариков, Надя Богданова, Саша Колесников, Марат Казей, Валя Котик и многие другие. Они - маленькие герои большой страны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в подполье. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Дети помогали не только на поле боя, но и в тылу. Отложив в сторону игрушки, недочитанные книжки и школьные учебники, дети старались помочь взрослым. Когда фабрики и заводы страны остались без рабочих, за станки рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах днем и ночью, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях, собирали лекарственные растения, ухаживали в больницах за ранеными. Так они помогали фронту и приближали победу. А когда было свободное время, то писали письма на фронт своим отцам. -Посмотрите на солдатские треугольники, которые лежат у вас на партах (Приложение 1). Демонстрирует письмо. - Как вы думаете, почему их складывали таким образом? - Почему на них нет почтовых марок? Давайте послушайте одно из таких писем. Письмо мальчика на фронт (читает ученик) «Дорогой папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов что есть мочи и поскорее возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тебе. Я горжусь, что ты — солдат, и что у тебя есть орден и медали, и что ты защищаешь всех нас от фашистов! Ждем тебя. «Твой сын Женя». - Вот такие скромные солдатские треугольники доставляли прямо из окопов с передовой за десятки и тысячи километров. На лицевой стороне написан почтовый адрес. Напишет солдат письмо, сложит треугольником, напишет адрес и отдаст военному почтальону. Письма писали в перерывах между боями, писали в окопах, отправляли из госпиталей, опускали на станциях. Письма были разные. Но чаще всего, это были письма для матерей и близких. - Как вы думаете, чем писали письма на войне? - В них солдаты писали обо всём: рассказывали о войне, писали стихи, посылали фотографии. Как ждали этих писем дома, весточки давали надежду на победу, на возвращение любимых сыновей, дочерей, мужей, отцов, женихов. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив - здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями. - Несмотря на то, что шла война, школы продолжали работать, дети учились. Во время Великой Отечественной войны обучение детей столкнулось с огромными трудностями. Многие школы были разрушены или переоборудованы под госпитали, что вынуждало занятия проводить в уцелевших зданиях, часто в несколько смен, или даже в частных домах. Нехватка учебников, тетрадей и других принадлежностей стала обычной проблемой. Многие учителя ушли на фронт, а оставшиеся работали с огромной нагрузкой, нередко совмещая преподавание с другими видами деятельности. Несмотря на трудности, образование не прекращалось: детей учили писать на обрывках газет и даже на бересте. Учебные программы были сокращены и адаптированы к военному времени, акцент делался на патриотическом воспитании и подготовке к трудовой деятельности. Несмотря на все лишения, школьники проявляли необычайную тягу к знаниям, понимая, что образование – это путь к будущей победе и восстановлению страны. - Теперь я предлагаю вам в парах выполнить задание. Вам нужно обвести, какие школьные предметы использовали дети в годы войны (Приложение 2). - Как вы думаете, что помогло людям выжить в тяжелое время? - Смелость, отвага, любовь к Родине - это очень важные качества. Но была еще одна сила, которая помогала людям не сломаться – это семья. Семья – это наша опора, наш тыл, наша история. Именно в семье хранится память о тех, кто защищал нашу Родину. Какие семейные ценности вы знаете? - Любовь, забота, уважение, взаимопомощь, поддержка - именно эти ценности помогали семьям выжить в годы ВОВ. Люди поддерживали друг друга, делились последним куском хлеба, верили в Победу и ждали возвращения своих родных с фронта. Просмотр видеофрагмента «Встреча Героев ВОВ» В 2025 году 9 мая наша страна будет праздновала 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Более 27 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы. Это не все герои. О многих из них мы даже ничего не знаем. | Высказывают свое мнение о том, почему война – это плохо. Слушают рассказ учителя о войне. Узнают о детях войны, о их жизни, детстве, подвигах. Смотрят видеоролик о Сереже Алешкиным «Дети Войны. Самый маленький герой». Отвечают на вопросы после просмотра. Слушают рассказ о том, как дети помогали в годы Великой Отечественной войны. - Солдаты писали письма домой на листочке бумаги, ее было мало, конвертов и марок совсем не было. Читают письмо мальчика для папы на фронте. -Писали с фронта простыми карандашами, так как не было ручек. Слушают рассказ о том, как учились дети в годы Великой Отечественной войны. Выполняют задание в парах. Обводят школьные предметы, которыми пользовались дети во время войны. Высказывают свое мнение. - Любовь, доверие, поддержка. Смотрят видеофрагмент «Встреча Героев ВОВ». | Понять, как дети в годы Великой Отечественной войны помогали взрослым и военным в тылу и на фронте, и почему это было важно; Осознать, почему День Победы — 9 мая — такой важный и особенный праздник для нашей страны; Чувствовать гордость за свою Родину через примеры храбрости и мужества детей в годы войны. . | К: владеть диалогической речью. К: владеть диалогической речью. К: владеть диалогической речью. К: владеть диалогической речью П: выявлять существенные признаки при анализе объектов; устанавливать причинно-следственные связи. К: владеть диалогической речью. | Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины. |
Закрепление новых знаний и способов деятельности | - Сейчас я прошу вас самостоятельно выполнить 2 задание на листе (Приложение 2). В нем вам нужно соотнести начало пословицы и поговорки о мире с ее концом. Мир — дело великое. Мирно жить — счастливым быть. Мир да лад — большой клад. Цветам нужно солнце, а людям – мир. Миру — мир! Миром и горы сдвинем. Мир делают трудом, а не словами. Мир народу — жизнь будет краше год от году. 1 стадия КТД - Очень важно нам всем, живущим сегодня, не забывать уроки истории, помнить о том, какой ценой далась победа в Великой Отечественной войне, хранить мир и быть готовыми защищать свою любимую Родину, землю своих предков, так много сделавших для народа и отдавших свои жизни для её мирного процветания. Я предлагаю вам сделать общее, коллективное дело, которое не словами, а вашими поступками покажет, что мы с вами всегда будем помним, какой огромной ценой досталась нам Победа. Давайте разобьёмся на микрогруппы и выберем лидеров. В руках я держу карточки с изображениями различных войск, вы подходите, вытягиваете любую карточку, а затем формируетесь в небольшие группы, исходя из того, кто какую карточку вытянул (Приложение 3). Всего будет 5 видов войск: Танковые войска, ракетные войска, военно – морской флот, Катюша и авиация. 2 стадия КТД - Теперь в своих группах обсудите и постарайтесь найти ответы на такие вопросы: 1. В какой форме мы проведём дело? 2. Чему мы научимся? 3. Что нового мы узнаем о Великой Отечественной войне? 4. Где и когда проведём дело? 5. Для кого мы проведём это дело? - Вы обсудили вопросы, и я думаю, что придумали что – то интересное и необычное для нас. Прошу каждую микрогруппу продемонстрировать свои идеи! - Что же из этих предложений, идей реально? С чем, на ваш взгляд, мы можем справиться? Что мы возьмём в наше дело? - По итогам голосования: - 1. Выставка рисунков «Спасибо деду за Победу!» (5 чел.); 2. Написать стихотворение про «День Победы» (4 чел.); 3. Написать сочинения «Что для меня значит День Победы?» (4 чел.); 4. Изготовить украшение для окон Победы (8 чел.); 5. Украсить окна Победы (8 чел.) 6. Принять участие в бессмертном полку (все). 3 стадия КТД - На протяжении следующих двух недель вы вместе со мной будете реализовывать предложенные идеи в микрогруппах. После этого каждая группа выступит перед классом, расскажет, как и что они делали. В конце следующего занятия мы подведем итоги и обсудим, что было интересно, что получилось, а что нет. | Выполняют задание 2 самостоятельно. Соединяют начало и конец пословицы и поговорки о мире с концом. Делятся на микрогруппы. Обсуждают вопросы и что могут сделать ко Дню Победы. Каждая микрогруппа высказывает идеи. Обсуждают, какие идеи возможно реализовать. | Осознать, почему День Победы — 9 мая — такой важный и особенный праздник для нашей страны; Чувствовать гордость за свою Родину через примеры храбрости и мужества детей в годы войны. | П: выявлять существенные признаки при анализе объектов; устанавливать причинно-следственные связи. К: владеть диалогической речью. К: владеть диалогической речью. К: владеть диалогической речью. | Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины. |