Тема: «АЗБУКА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ»
Цель: создать условия для формирования представлений о рациональном питании, как важном факторе нормального роста и развития школьника.
Задачи: систематизировать и расширять знания детей об овощах и фруктах; познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека; прививать стремление к здоровому образу жизни;
Оборудование: карточки с изображением полезных и вредных продуктов; карточки с изображением овощей и фруктов.
Ход занятия
Вводная часть.
Диалог:
-Федот, есть хочешь?
-Да нет, батюшка. Я перекусил.
-Да чем перекусил?
-Да съел кусок пирога, горшок сметаны да мешок калачей.
Учитель. Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке здоровья?
Верно. Мы будем говорить о правильном питании. А для правильного питания нужны ... (полезные продукты).
- Знаете ли вы, какие продукты называют полезными и почему?
- Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?
- Детям ещё больше, чем взрослым, нужна разнообразная пища. Не только потому, что однообразная пища надоедает, но и потому, что человеку для жизни нужны разные питательные вещества, а они находятся в разных продуктах питания.
II. Основная часть.
Наш организм работает за счет строительных материалов и топлива, коими являются питательные вещества, поступающие в организм в виде пищи. Различают 6 видов этих веществ: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины. Чтобы человек был здоров и не толстел, его питательный рацион должен быть правильным. Под словом «рацион» понимают вид и количество пищи, ежедневно потребляемой человеком.
Это интересно
За 70 лет жизни человек съедает более 2 тонн белков, 10 тонн углеводов, 2 тонны жиров, 200-300 кг соли, выпивает 50 тонн воды.
Как вы думаете, правильно ли питается Федот?
А теперь послушайте отрывок из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» и скажите, правильно ли питается Винни-Пух?
Винни-Пух был всегда не прочь немного подкрепиться, в особенности часов в одиннадцать утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед еще и не думал начинаться. И, конечно, он страшно обрадовался, увидев, что Кролик достает чашки и тарелки. А когда Кролик спросил: «Тебе чего намазать – меду или сгущенного молока?» - Пух пришел в такой восторг, что выпалил: «И того и другого!» Правда, спохватившись, он, чтобы не показаться очень жадным, поскорее добавил: « А хлеба можно совсем не давать!»
Ребята, сладкую и жирную пищу рекомендуется есть только в небольшом количестве.
Беседа по теме.
Учитель. Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.
Что означает «умеренность»? Древнегреческому философу Сократу принадлежат слова: «Надо есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать.
Ученик:
Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться беде,
Нужно питаться в назначенный час
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда.
В питании тоже важен режим,
Тогда от болезней мы убежим.
Надо еще про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
Плюшки, конфеты, печенье, торты
В малых количествах детям нужны.
Учитель. Что значит «разнообразие»?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи - фрукты и овощи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
Эстафета «Сбор полезных овощей и фруктов»
Реквизит: овощи и фрукты, изготовленные из пластмассы или из картона, по количеству человек в каждой команде.
Задание — собрать полезный овощ «с грядки» в корзинку или ведёрко. «Грядки» находятся на линии, расположенной на расстоянии от линии старта. Участники команд по одному человеку, друг за другом, бегут к «грядкам», берут овощ или фрукт и несут его в корзинку, которая стоит около команды. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт все предметы.
Работа в группах. «Слово рассыпалось»
Соберите слово: АВИТАМОНЗИ Ответ: АВИТАМИНОЗ
Учитель. Какое слово спряталось в слове «авитаминоз»? (Витамин)
Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он открыл вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».
Известно около 30 витаминов. Их обозначают латинскими буквами. Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.
Учитель: Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.
По горизонтали
1. Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
2. Что за барышня такая,
Смотрит, с ветки, не моргая.
Синий сарафан на диво.
Догадались? Это - ... .
3. Этот фрукт на вкус хорош,
И на лампочку похож.
4. Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран,
В тропиках растет.
5. С виду он с картошкой схож,
Волосками весь оброс,
Мякоть сочная внутри,
Цвет зелёный изнутри!
6. Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий... .
По вертикали
1.Семьдесят одежек,
И все без застежек.
2.Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
3.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
Ответы
4.Я лежу на грядке гордо,
Греет солнце мой бочок.
Я – зелёный, вкусный, твёрдый,
И зовусь я …
5. Кто любит борщ и винегрет,
Грустит, когда её в нём нет.
На грядке под землёй растёт –
В народе ей всегда почёт.
Рассказ о свойствах и пользе витаминов.
Учитель:- У нас в гостях ВИТАМИНЫ. Давайте послушаем, что они нам расскажут.
(Входят Витамины, несут подносы с продуктами)
Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я – витамин А! Витамином А богаты печень, яйца, сливочное масло, молоко, морковь, горох, зеленый лук, щавель, капуста, помидоры, облепиха.
Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я – витамин В! Меня вы можете найти в рисе, горохе, хлебе, йогурте, сыре.
Витамин С: Это витамин витаминов. Если хотите реже простужаться, быть бодрым. Быстрее выздоравливать, вам нужен я – витамин С! Меня вы найдёте в чёрной и красной смородине, шиповнике, лимоне, апельсине, клюкве, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне.
Витамин D: Я очень нужен для костей. Если в питании малышей не хватает витамина D, у них развивается рахит, ножки могут на всю жизнь остаться кривыми.
Работа в группах. Задача — подобрать к обозначениям витаминов карточки с теми продуктами, в которых они содержатся.
Оздоровительная минутка.
Игра «Вершки и корешки».
Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если наземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)
(Витамины уходят).
Ученик: - Витамины - это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
У тебя болезней нет!
Дам тебе такой совет:
Витамины потребляй,
И здоровье прибавляй!
Заключительная часть.
Задание — отгадать загадки с хоровым ответом.
Ну-ка ложка, друг любезный!
Дай нам съесть обед… (полезный)!
Овощи нам есть не грустно,
Потому что это… (вкусно)!
Целый день не знаю бед,
Ем на завтрак я… (омлет).
Из зелёных листьев рад
Есть я на обед… (салат).
Со шпинатом очень дружен,
Есть шпинат люблю на… (ужин).
Составление памятки «Золотые правила питания».
Учитель. Ребята, кто может дать полезные советы по правильному питанию. А теперь составим памятку по здоровому питанию.
(Ребята получают конверты, в которых находятся карточки с советами. Надо выбрать правильные советы).
Питаться надо 3 – 4 раза в день в одно и то же время. |
Принимать пищу надо через 3 – 4 часа. |
В еде надо знать меру. Не переедайте! |
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать. |
Перед едой мойте руки. |
Перед сном надо много есть, пить. |
Употребляйте в пищу как можно больше сладостей. |
Есть надо простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма. |
Молоко, овощи и фрукты – вредят нашему здоровью. |
(Проверка выполнения задания)
1. Этот полезный и вкусный корнеплод тащили из грядки Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка… А вытащить его помогла Мышка! Что это за корнеплод? (Репка)
2. Из этого растения, которое в молодом виде можно есть, потому что оно вкусное и в нём много витаминов, сплели рубашку в сказке «Дикие лебеди». (Крапива)
3. Какое блюдо, которое очень полезно есть на завтрак, в сказке варилось после того, как звучали слова: «Горшочек, вари!»? (Каша, сказка «Горшочек каши»)
4. По легенде, в этом очень полезном и вкусном овоще находят детей. (Капуста)
5. Этот очень вкусный и полезный продукт белого цвета протекал вместо воды в реке с кисельными берегами в сказке «Гуси-лебеди». (Молоко)
6. Какой вкуснейший продукт, сделанный из молока, больше всего на свете любил Рокфор из мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь»? (Сыр)
7. К какой группе (согласно продуктовой тарелке) относится продукт питания, половинкой которого могла насытиться Дюймовочка? (К цельнозерновым, это половинка зёрнышка)
8. К какой группе продуктов можно отнести Колобка? (К хлебобулочным изделиям)
9. Какую очень вкусную и полезную ягоду собирала на полянке в лесу героиня сказки «Дудочка и кувшинчик»? (Землянику)
10. Эти полезные и очень вкусные продукты грызла белка из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. (Орешки)
11. Из какого очень полезного и вкусного овоща, который бывает преимущественно оранжевого цвета, сделала карету для Золушки её фея-крестная? (Из тыквы)
12. Это зёрнышко одного из продуктов, очень богатых белками, помогло петушку в народной сказке. Какое это зёрнышко? (Бобовое)
13. Этот вкусный, полезный продукт питания в одной из русских народных сказок получился золотым! А как называется сказка? (Курочка Ряба)
14. Какой герой одного из стихотворений Самуила Маршака питался совсем неправильно? (Робин Бобин Барабек)
15. По наименованию этого зелёного овоща, в котором очень много полезных веществ, называлась река в стране, где жили маленькие весёлые человечки из сказки Н. Носова. (Огуречная река)
16. Этот сладкий, вкусный, полезный продукт очень любил медвежонок Вини-Пух. (Мёд)
18.Чтоб быть здоровым без заминок,
Ешь побольше… (витаминов).
19. С мылом чистою водой
Руки мой перед… (едой).
20. Есть полезно разные продукты,
Вот, к примеру, овощи и… (фрукты).
21. В деревне где-то далеко
Даёт корова… (молоко).
22. Яйцо – такой кружок,
Есть в нём белок, а есть — … (желток).
23. Салат заправить им так классно!
Вкусно растительное… (масло).
Итог.
Учитель: Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни – правильном питании. И я хочу сказать, что быть здоровым может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Заботиться о своём здоровье нужно всегда. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.