СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Белые журавли памяти"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Белые журавли памяти"»

г. Южно-Сухокумск





Открытый классный час в 4 «б» классе, посвященный творчеству Р.Гамзатова «Белые журавли памяти».















Подготовила: Кадырова Л.Б.





2012г.

Цели:

  • ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова;

  • показать многообразие таланта поэта;

  • провести учащихся по основным вехам творчеств Р.Гамзатова,

  • привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Гамзатова;

  • эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование:

  • презентация Power Point,

  • раскладушка,

  • шкатулка.































Ход классного часа

Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но, мы живем, чтобы оставить след, Дом или тропинку…дерево иль слово.



I. Вступительное слово учителя:

В Индии считается, что змеи Первыми на землю приползли Горцы верят, что орлы древнее Прочих обитателей земли. Я же склонен думать, что вначале Появились люди и поздней Многие из них орлами стали, А иные превратились в змей.

- Великие слова великого поэта. Именно ими хочется открыть наш классный час.

–«Люблю писать о жизни, о людях кем бы ни не были: орлами или змеями» - говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета. Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим. Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа. Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.

Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след, Дом иль тропинку, дерево иль слово.

- Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить.

II. Выход горянки и ученицы.

Горянка: Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р.Гамзатова, нашего великого поэта, да будет во веки нетленным имя его!

Ученица: Кого, кого!?

Горянка: Расула Гамзатова.

Ученица: А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят?

Горянка: Как ты можешь так говорить?! Ведь Р.Гамзатов величайший поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему о нас знают даже заграницей!

Ученица: Нет, я не знаю такого.

Горянка: Не знать Р.Гамзатова, не знать хоть что-либо из его жизни и творчества просто стыдно!

Ученица: (с обидой) Ну зачем ты так?!

Горянка: А хочешь узнать кто такой Расул Гамзатов?

Ученица: Конечно, хочу!

Горянка: Слушай!













Расул

Гамзатов











III. Освещение биографии поэта.

Расул Гамзатов – выдающийся советский поэт, лауреат Государственной премии (1952) и Ленинской премии (1963). Его имя стоит в одном ряду с именами лучших поэтов Советского Союза. Сын маленького аварского народа, выходец из семьи народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, он обрел широкую популярность в стране, и далеко за ее пределами своими содержательными и высокохудожественными поэтическими произведениями.

Расул Гамзатов самозабвенно влюблен в поэзию, находит в нем свое призвание, счастье, радость.

О себе он рассказывает: « Как путник вспоминает, прежде всего, тот двор, где он седлал коня, так и я… вспоминаю ту саклю, где я родился. Слово «Цада» означает « в огне»: у нас очень рано встает солнце и долго горит. Здесь вырос и мой отец – народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса. Я родился четвертым ребенком и третьим сыном в 1923г. Два старших брата пали смертью храбрых на полях Отечественной войны. В июне 1951 г. я лишился и 74- летнего своего отца. Теперь из тех, кто в нашей семье носит папаху «Я» самый старший. В 1937 г. Расул Гамзатов впервые спустился с гор. Веселый и любознательный, он полюбил профессию школьного учителя. В том году перед ним открылись двери педагогического училища в городе Буйнакске. Через три года Расула, молодого учителя, ждут ребята начальных классов той же Хунзахской школы. Летом следующего года в Хунзах приехал аварский театр. Расула Гамзатова потянуло на сцену и вскоре, бросив учительскую работу, он пришел в искусство. Играл комические роли. Его повысили в должности – стал помощником режиссера. В связи с начавшейся Отечественной войной семья Гамзата Цадасы перебралась в Махачкалу, туда же из Буйнакска в 1943г. приехал Расул Гамзатов. К тому времени он уже подготовил первый сборник стихов, его приметил редактор областной газеты Загид Гаджиев. Он взял его в редакцию. Расул Гамзатов журналист, три года сотрудничал в «Большевике гор», писал для газеты «Патриот» острые статьи.



Горянка: Может, слышала где-то?

Ученица: Что-то не припомню.

Горянка: Думаю, для начала лучше вернуться в самую рань его жизни, в его детство.



IV. Сценка, посвященная детству Р.Гамзатова.



Автор: Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: « Однажды в детстве отец сильно наказал меня, - пишет Расул, - побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».

Утром он вышел как - будто в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стукалку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились, он стал думать, где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.

Он стал просить взаймы у мальчишек, с которыми играл, но никто не захотел ему дать. Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему, проиграешь и сам. Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил:

Расул: Завтра в аул приезжают пехлеваны и мне поручили собрать для них деньги.

Автор: Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом, чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой, о его похождениях было известно все. И вот Расул предстал перед судом отца.

Отец: - Что это?

Расул: - Это колени.

Отец: Колени – то колени, но почему они на виду? Расскажи-ка, где ты порвал штаны?

Расул: В школе … зацепил за гвоздь…

Отец: Как, как? Повтори….

Расул: За гвоздь.

Отец: Где?

Расул: В школе.

Отец: (Отец ударил его по щеке ладонью). Скажи теперь, как ты штаны порвал?

Автор: Расул молчал. Отец ударил его второй раз.

Отец: Если сейчас же не расскажешь все как было, ударю плетью.

Автор: Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился. 3 дня Расул ходил сам не свой. На 3-ий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил:

Отец: Ты знаешь, за что я тебя бил?

Расул: За то, что играл на деньги, - ответил Расул.

Отец: Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли.

Расул: За то, что порвал штаны?

Отец: Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.

Расул: За то, что не пошел в школу.

Отец: Конечно, это твоя большая ошибка, - сказал отец, но побил я тебя, сын, за твою ложь. Ложь - это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.

Автор: Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? – воскликнул он, - ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?» Расул ответил: « Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими».

Ученица: Да…, прав отец Расула, ложь есть ложь, какая бы она не была большая или маленькая по размеру. Интересно, а как люди относятся к его творчеству?

Горянка: Сейчас увидишь, пойдем!



V. Письма, написанные поэту. Чтение писем:

«Уважаемый Расул Гамзатович! Извините, что немощная, ослепшая, многое повидавшая на своем веку женщина решила написать и отнять ваше драгоценное время. Не знаю как поделиться с Вами своим состоянием, вечно кровоточащей раны сердца. Она неизлечима с того дня, как после окончания ВОВ не вернулись три моих сына. Но исцеляющим для меня стали Ваши стихи. Я должна гордиться и горжусь своими сыновьями-они отдали жизнь за свою Родину, а стыдно и совестно должно быть тем кто подло спрятался дожидаясь дня победы.

А вы живите, и процветайте, на радость и утешение таким же как я матерям. Живите долго, чтобы высказать нашу боль и радость».

Жительница г. Свердловска, старая и немощная К.И.Сыркова



Горянка: Таланты, как известно, с душевным трепетом думают о своей главной книге, которую они напишут. О такой же мечтал, наверное, и Гамзатов. Но мне кажется, что у него неглавных книг нет. Иначе, как объяснить письма, приходившие к Расулу со всех концов мира. Расул Гамзатов – гениальный писатель. Он умел писать о том, что волновало всех людей.

(чтение письма о матери)

« Мне радостно, что я могу назваться вашей современницей. Большое спасибо Вам за поэмы, образы матерей, женщин. Имя «Мать» - свято для нас всех. Мать, родившая такого сына, как вы, можно считать счастливой. Счастлива страна, в которой вырос такой сын, как вы. Какие проникновенные слова о матери вы пишите!

Я тоже очень люблю свою мать. Она мой жизненный друг и советчик. Хотя моя мама была молода, она не вышла замуж и целиком посвятила себя мне. Огромное спасибо Вам, за ваши слова в адрес женщин.

Пишу, чтобы вы знали, что есть ценители вашего таланта. Спасибо за все.

Лидия Асриян г. Киев

Ученица: Сколько о нем хорошего говорят! А сам он, небось, был зазнавшимся поэтом. Ведь если верить тому, что о нем говорят, он так талантлив.



Горянка: Да нет! Он был простым человеком. Многие его слова и поступки указывают на это. Впрочем, послушай сама.





VI. Интервью с Р.Гамзатовым.



( Стоят два стула. На один из них садится поэт, на другой корреспондент)



















Отец

Расула Гамзатова

Гамзат Цадаса





























- Расул Гамзатович, когда вы пишите стихи?



- Нет времени, когда я их не пишу: и летом и зимой, и на цветущей поляне, и когда осенний ветер сдувает с деревьев листья. Осень будит меня ото сна, бросает в костер любви.



- Бывает ли у поэта учитель?



- Главным учителем поэта является сама жизнь и то, с какой любовью он относится к ней. Учителем поэта является он сам. Его совесть подсказывает, как писать, куда идти.



- Что такое многолетняя жизнь, по-вашему?



- Главное, не, сколько лет прожить на свете, а как прожить, и думать, какую ты пользу принес миру, обществу.



- Откуда вы черпаете темы для таких чудесных стихов?



- Для писателя главной темой является тема Родины. Если не было бы неба, не было бы и орла, без родины писатель разве он писатель?



- Вы уверены во всем, что пишете?



- Если бы не был уверен, я не писал бы. Человек должен быть уверен в своих силах.



- Гордитесь ли вы столь многими званиями, орденами?



- Я горжусь тем, что Родина оценивает мой труд, что он не остается без внимания.



- Сохранились ли сегодня в Дагестане многократно описанные вами горские обычаи?



- Сейчас, к сожалению нет. Традиции меняются.



Ученица: Он учился здесь? Сидел за этими партами?

Горянка: Ну не совсем за этими, ну …практически да.

Ученица: Да, великий поэт. А что тебе нравится из его творчества?

Горянка: Мне? Ну, конечно же «Журавли». У этой песни целая история.



VII. Песня «Журавли». История создания.



Песня «Журавли» родилась у Расула в 1965 году в городе Хиросиме в Японии. Расул Гамзатов пишет, что увидел в Хиросиме проекты памятника простой японской девочки с журавликом в руках, узнав ее историю он испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги 1000 журавликов в надежде на выздоровление, но не успела, скончалась. Стихи о ней были написаны до «Журавлей» Р.Гамзатова.

Последние родились позже. А потом уже у памятника японской девочки с белым журавлем, он видел впечатляющее зрелище - тысячи и тысячи женщин в белых одеждах. Дело в том, что в трауре в Японии носят белое одеяние, а не черное, как у нас в Дагестане.

Случилось так, что когда Расул стоял в толпе, в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая.

«В этой стае, я заметил маленький промежуток. Журавли из нашей родины в Японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу».

И надо же такому случится, как раз в это время Гамзатову вручили телеграмму из нашего посольства в Японии, в которой сообщалось о кончине его матери.

Немедленно он вылетел. На всей воздушной трассе думал о журавлях, о женщинах в белых одеждах, о маме, о двух погибших братьях, о девяносто тысячах погибших дагестанцев, о двадцати миллионах (даже больше) не вернувшихся с войны, о погибшей девочке из Освенцена и ее маленькой кукле, о многом думал, но мысли возвращались к белым журавлям. «Раньше мне не приходилось писать о журавлях, хотя еще в детстве с плоской крыши своей сакли, я следил за их полетом и их крики будоражили мою душу, но моими любимыми птицами были горные орлы и голуби. О них я писал без устали. Но в этот раз меня «позвали» журавли, я написал несколько вариантов стихов, не предполагая, что одно из них станет песней.





















































Музыку к стихотворению «Журавли» написал Ян Френкель. Именно к нему обратился Марк Бернес с просьбой написать музыку на эти слова.

И он, солдат и музыкант, прошедший всю войну, сделал это великолепно. Он скончался, не насладившись любимой песней сполна. Но его мелодия, обращенная к нам, осталась с нами. Песня не умирает. Ее пели и поют. По мотивам песни сняты картины, воздвигнуты памятники.

Песня «Журавли»



Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей.

Не в землю нашу полегли когда – то.

А превратились в белых журавлей.



Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса.



Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый Быть может, это место для меня!



Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по - птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.



Ученица: Все так трогательно: журавли, стихи о матери, родном народе, хочется поразмыслить о жизни…А есть у него что-нибудь юмористическое?



Горянка: Ну, не совсем юмористическое, но есть!



















VIII. Сценка «Глухая невеста» по книге «Мой Дагестан».



Автор: Жила, как говорят, в одном ауле глухая девушка. Жених из другого аула, ничего не зная о ее глухоте, прислал сватов.



(появляется невеста под руку с подругой)



Невеста: Я так не хочу, чтобы узнали о моей глухоте! А давай сделаем так. Если будут рассказывать что-то веселое, такое, что бы смеяться, ущипни меня за левое плечо. Если же надо будет грустить, то ущипни за правое плечо.



Подруга: Не волнуйся, никто не узнает!



Автор: Дело сладилось, началась свадьба. Но подруга вскоре забыла про уговор. (входят гости, жених. Музыка, все танцуют) Подруга рассказывает анекдот. Все смеются, невеста грустит. Друг жениха, рассказывает о кончине своего друга. Все грустят, невеста смеется.



Жених: (рассержено) Что за невесту вы мне подсунули! Рыдает когда всем весело, и хохочет когда всем грустно! Да, она глупа и не разумна, не нужна мне такая невеста. Отправьте ее домой! (все уходят)



Ученица: Да, забавно, только невесту жалко. Интересно, а есть у него еще какие-нибудь веселые рассказы?



Горянка: А вот сейчас мы об этом узнаем.







































IX. Выставка книг Р.Гамзатова – творческое наследие поэта.



(рассказ преподавателя о книгах)

«Книга любви», «Мой Дагестан», «Поэмы», «Земля моя», «Расул Гамзатов», «О бурных днях Кавказа».



Звeзды.



Звёзды ночи, звёзды ночи

В мой заглядывают стих,

Словно очи, словно очи

Тех, кого уж нет в живых.



Слышу, с временем не сорясь,

В час полночной тишины:

«Будь как совесть, будь как совесть

Не вернувшихся с войны!»

Горец, верный Дагестану,

Я избрал нелегкий путь.

Может, стану, может, стану

Сам звездой когда-нибудь.



По - земному беспокоясь,

Загляну я в чей-то стих,

Словно совесть, словно совесть

Современников моих.



Ученица: - Да, видимо, нет темы, про которую бы не писал Р.Гамзатов.

Горянка: Он величайший из писателей. Он очень много сделал для нас, дагестанцев, ведь во многом нас знают благодаря ему.

Ученица: Нельзя такого человека просто выбросить из памяти. Давай его увековечим!

Горянка: Да уже увековечили!



Указ Государственного Совета Республики Дагестан

об увековечении памяти Расула Гамзатова



Госсовет РД, в целях увековечения памяти видного государственного и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Святого апостола Андрея Первозванного, лауреата Ленинской и Государственных премий, председателя Правления Союза писателей РД, народного поэта Дагестана Гамзатова Расула Гамзатовича



Постановляет:



Присвоить имя Гамзатова Р.Г. Буйнакскому педколледжу и впредь именовать его Буйнакский педагогический колледж им. Расула Гамзатова.



Приказ от18 февраля 2004. Председатель Госсовета РД М.Магомедов.









X. Стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи».



Несут, несут друзей земные смерчи

Не по моей, и не по их вине.

Нас с каждым днем все меньше, меньше, меньше,

И я стою с собой наедине

И если путь чуть больший мне отпущен

Их в памяти хранить даю обет

Надеясь непременно, что в грядущем

Когда-то тоже вспомнят обо мне.



XI. Завершающее слово учителя.



Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив пока мы помним о нем.

Дорогие учащиеся, спасибо большое за ваше активное участие. Уважаемые учителя, спасибо и вам за то, что вы пришли. На этом позвольте считать наш классный час закрытым.