Классный час «Береги и люби природу»
Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.
Задачи:
- учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;
- развивать познавательную, творческие и коммуникативные способности;
- воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях;
- формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы;
- формировать умение видеть красоту родной природы.
Оборудование: компьютер, круги (жёлтые, красные, зелёные) для игры «Экологический светофор».
Оформление на доске:
1) Эпиграф:
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
2) Цветок к игре «Сорви лепесток».
Ход классного часа
I. Психологический настрой.
Учитель:
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.
II. Постановка цели классного часа.
Учитель:
- Сейчас отгадаете загадки и тогда я думаю, что поймёте тему нашего классного часа.
1) Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут. Что это? (дождь)
2) Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт, и не пекарь, а печёт? (солнце)
Учитель:
- Ребята, что это всё?
Ученики: - Природа.
Учитель: Да, это природа
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!
Учитель: Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего классного часа?
Ученики: «Береги и люби природу»
Учитель: Да, это и будет темой нашего классного часа. Вы сами
сформулировали её.
(Открывается запись на доске «Береги и люби природу», эпиграф)
Учитель: К эпиграфу мы ещё вернёмся в конце урока.
Учитель: Сегодня мы постараемся выяснить и ответить на вопрос: «Зачем же надо любить и беречь природу».
Учитель: Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда. Мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо её... (любить). А чтобы любить надо её... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе».
III. «Мы твои друзья, Природа!» (проблемные ситуации)
Учитель: Сейчас мы с вами разберём несколько ситуаций (класс делится на 3 группы, решают проблемные ситуации, записанные на карточках, высказывают свои мысли).
1 группа: «Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями её даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами». Как вы это понимаете?
2 группа: Отдыхая в лесу, вы подошли к родничку и увидели начавшийся разлив на склоне. Что вы сделаете?
3 группа: Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу, которая от потери сока может погибнуть. Что будете делать?
IV. Игра «Экологический светофор» (класс разбит на 3 группы, у каждого ученика кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный)
Учитель: Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.
Красный свет – природе вперёд!
Жёлтый – осторожно!
Свет зелёный – как красиво!
Скажет лес тебе «спасибо!»
Итак, красный свет – зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Жёлтый свет – чтобы мы соблюдали определённые правила поведения.
Зелёный свет – это, когда мы для природы делаем добрые дела.
Учитель: Такая ситуация.
Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно
обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
Мальчик взял:
- Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (жёлтый свет)
- Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный
свет)
- Зажигалку, чтобы, когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)
- Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)
- Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он
посадил прошлый раз по краю оврага. (зелёный свет)
- Пакет с хлебом, крупой для уток, живущих на озере. (зелёный свет)
- Сачок для ловли бабочек. (красный свет)
- Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (жёлтый свет)
Учитель: Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес чтобы не навредить природе!
V. Физминутка «Покажи мне мир природы»
(Дети показывают движения)
Учитель: На зарядку солнышко поднимает нас.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем
Крылья сложили назад.
VI. Игра «Сорви лепесток» (на доске цветок с лепестками, на обратной
стороне которых написаны правила поведения в природе. Каждой группе по 2 лепестка. Ребята по очереди срывают лепесток с цветка, читают по очереди правило поведения в природе и договаривают правило до конца).
1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни... (в траве обитает много маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того, от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения).
2) Не рви цветы охапками... (сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян – не будет и цветущих растений).
3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям).
4) Не оставляй мусор в лесу. Помни... (это дом для животных, в нём должно быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).
5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес – их родной дом, им будет плохо в твоей квартире).
6) Многие не любят эту птицу, она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная – уничтожает много опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. Что это за птица? (кукушка)
Учитель: Мы сегодня много узнали вспомнили экологические правила поведения в природе. Теперь попробуйте собрать от каждой группы свой экологический знак. Постарайтесь в нём отразить то правило, о котором мы не говорили (могут быть варианты: скворечник, кормушки, цветок и бабочка, пожар в лесу, заводы и т.д.).
Знаки, которые собрали дети, вывешиваются на доску.
Учитель: Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета – Земля, зависит от каждого из нас – людей.
VII. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя»
Учитель обращается к эпиграфу, написанному на доске:
- Это строки поэта Евгения Евтушенко.
- О чём говорит поэт? (предполагаемые ответы: надо беречь и любить природу, что нельзя убивать зверей)
- Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете? (это жадность, глупость, злоба, трусость, подлость, бездушие...)
- Да, ребята, вы правы! Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши экологические знания пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле.
VIII. Рефлексия
Учитель: Итак, вначале классного часа мы поставили цель: беречь и любить природу. Зачем нам это надо? (чтобы жить, а это, чтобы воздух, вода были чистыми, птицы, звери, растения - не вымирали), т.е. чтобы природа была жива, а для этого нужен порядок и чистота. Всё в природе взаимосвязано.
Учитель: Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьём воду и едим хлеб. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
Учитель: Классный час «Береги и люби природу» заканчивается. Так давайте же беречь и любить природу! Спасибо, ребята, за работу!