Берегите родную природу!
Любовь, бережное отношение к природе, ко всему живому нужно воспитывать у детей с самого раннего детства. Этим должны заниматься и родители, и педагоги. Учитель может провести с ребятами беседу «Природа в поэзии и музыке», подготовить с ними литературно-музыкальную композицию «Берегите родную природу!»
Предлагаем вниманию читателей разработку такой композиции. Пусть ребята заранее развесят на стенах зала плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе:
«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля».
К. Г, Паустовский
«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее».
И. С. Тургенев
«Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».
Л. Н. Толстой
«Человек, который понимает природу,— благороднее, чище».
Л. М. Леонов
«Человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом».
А. М. Горький
«Человек должен украшать землю».
М. А. Шолохов
Школьники могут оформить стендь! «Поэты о русской природе», «Художники о русской природе», провести конкурс на лучший рисунок о природе, подготовить выставку своих рисунков, поделок, выполненных из природного материала.
В назначенное время школьники собираются в зале. На сцену выходят ведущий и несколько ребят.
В е д у щ и й. Посмотрите вокруг:
какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
У писателя К, Г. Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе—один из вернейших признаков любви к своей стране».
Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.
Красота простой и безыскусственной русской природы — неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.
Звучит песня «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз, Д Кабалевского):
То березка, то рябина, Куст ракиты над рекой, Край родной, навек любимый, Где еще найдешь такой?
От морей до гор высоких, Посреди родных широт Всё бегут, бегут дороги И зовут они вперед.
Солнцем залить! долины, И куда ни бросишь взгляд — Край родной, навек любимый, Весь цветет, как вешний сад!
Ученик. А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, Которое видеть раньше вы нигде не могли. Он умеет такое, что никто на земле не умеет. Например, он берет крупинку мягкой черной земли, Затем он берет дождя дождинку, И воздуха голубой лоскуток, И лучик, солнышком пролитый. Все смешает потом (но где?!). (Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?) И вот из одной и той же черной земли Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!
В. А. Солоухин
Ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие мгновения, которые отпущены им
Ученица читает стихотворение:
Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор... Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор.
Н. А. Некрасов
Ученик.
Подарила сполна тебе Родина-мать Все, что может она только сыну отдать. Подарила рассвет и отцовский порог. И на тысячи лет дали звездных дорог.
Цветы калины в полях, чистоту родника Отстояла в боях, пронесла сквозь века, Подарила тебе полевые цветы, Бесконечный сияющий мир
природой, и радуют нас.
Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. А. Пахмутовой).
Ведущий. Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды.
Певец природы писатель М. М. Пришвин обратился к школьникам с такими словами: «Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу — значит, охранять Родину. В нашей стране ведется борьба за озеленение дворов, где много сажают деревьев и цветов, за озеленение улиц.
Природа хороша по-своему во все времена года. Но особенными, волшебными красками украшает мир растений художница Осень!
Ученые разных национальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, некоторые реки загрязняются, а это ведет к гибели в них всего живого. На Земле уже исчезли многие виды животных и растений. Поэтому ученые составили Красные книги. В них перечислены те виды растений и животных, "оторые оказались на грани исчезновения. Ученые активно участвовали в подготовке законов о природе. Эти законы должны знать не только взрослые, но и ребята, особенно те, кто еще не понял, что, вредя природе, они вредят и себе, и людям, и родной стране».
Ученица. Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.
Ученик читает стихотворение:
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы плывут в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!!!
Р. Рождественский
Ученица. Чтобы нормально жить, людям необходимы полезные ископаемые. Ученые подсчитали, что если мы будем использовать природные ресурсы такими темпами, как сейчас, то их хватит ненадолго.
Ученик читает стихотворение:
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна, Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
М. Д удин
Ведущий.
Ученые предупреждают: если человечество не изменит свое бездумное, безжалостное, безответственное отношение к природе, его ждет экологическая катастрофа и оно погибнет. Признаки глобальной беды уже налицо: высокая концентрация в атмосфере загрязняющих и радиоактивных веществ, уменьшение озонового слоя, разрушение почв, сокращение площади леса, наступление пустынь, загрязнение водоемов, истощение водных запасов, истребление животных.
Ученик. Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство — земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие. А как люди относятся к своей кормилице-земле? Они разрушают верхний плодородный слой земли, а чтобы получить большой урожай, чрезмерно удобряют ее химическими удобрениями. Этим наносят невосполнимый вред земле-кормилице и здоровью людей.
Ученица читает стихотворение:
Она нам не жалеет ничего, Даря свои бесценные дары, И требует взамен лишь одного: Чтоб люди были к ней добры.
Будь благодарен каждому клочку земли, Куда ступал ты на веку. Земля тебе дарует благодать, Дает тебе все то, что может дать.
Ученик. На нашей планете тысячи рек, озер. В них водятся ценные породы рыб. Мы пьем из рек и озер воду, используем их как транспортные пути, источники электроэнергии.
Людям стало не хватать чистой воды. Вообще воды на Земле много, она занимает большую площадь поверхности планеты, чем суша. Но пресная вода составляет менее 35 % от всех водных запасов Земли. Чистой воды стало меньше, так как реки и озера из-за вырубки лесов пересыхают, их загрязняют химическими веществами, промышленными отходами предприятия. На поверхности морей и океанов плавают миллионы тонн нефти, вылившейся из танкеров по неосмотрительности людей. От нее погибает рыба. Природа не успевает очищать воду от загрязнений.
Ученица читает стихотворение:
Я не хочу, чтоб речка высыхала, Где плещет столько рыбок золотых, Где пляшет резво лодка у причала, Где теплый вечер так порою тих!
Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою...
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
А подрасту — и я вам помогу,
И рыбок золотых уберегу.
Э. Огнецвет
Ученик.
Трудно представить себе Землю без лесов. Лес — чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. «Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение»,— писал А. П. Чехов. Вслушайтесь в неповторимые звуки леса.
Звучит грампластинка «Голоса птиц».
Ученица читает стихотворение:
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца... Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной Завороженный тишиной. И. А. Бунин
Звучит «Лесной марш» композитора В. Шаинского.
Ученик. Люди не могут обойтись без леса. Без него уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который выбрасывают заводы, фабрики, автомобили и выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода не более 3 минут. Лес — это легкие нашей планеты.
Лес помогает сохранять в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы.
Из древесины люди изготовляют множество вещей, необходимых им: дома, мебель, бумагу, ткани, спирт, карандаши, спички и так далее.
Вот почему так важен для человека лес. Вот почему его надо охранять и беречь. И хотя лесов на Земле много, надо знать, что ни одно деревце нельзя срубать зря.
Школьники исполняют народную песню «Тонкая рябина».
Ученица. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.
Ученик читает стихотворение:
Все так изранено в лесу, Как после дней войны. Здесь уцелевшей не найти Ни ели, ни сосны. Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
От этой черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет — я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой,
Мне кажется, горит не он,
А дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, Как в дни большой беды, Хмельного ухарства следы, Беспечности следы. Ушли, обидев красоту, Смутив лесной уют, Не услыхав, что за спиной Все листья слезы льют.
П. Б р о в к о
Звучит в грамзаписи песня «Не рубите, мужики!», которую исполняет рок-группа «Комиссар».
Ученица.
Забывчивый охотник на привале не разметал,Не растоптал костер, он в лес ушел.А ветки догорали И нехотя чадили до утра.А утром ветер разогнал туман.И ожил потухающий костер,И сыпя искры посреди поляны,
Багровые .лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,Кусты спалил, в зеленый лес вошел.И как испуганная стая белок рыжих,Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метели.С грозным треском падали стволы,И как снежинки искры с них летели Над серыми сугробами золы.
— Берегите лес от пожара!
Ученик. В лесу живут «братья наши меньшие»: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей.
Птицы — защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов.Птицы украшают нашу жизнь. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.
Звучит грампластинка «Голоса птиц».
Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их, устанавливайте искусственные гнездовья.
Звучит мелодия песни «Аист на крыше».
Очень тяжело зимой без корма птицам и зверям.
Ученица читает стихотворение:
Морозы жестокие в этом году. Тревожно за яблоньку в нашем саду, Тревожно за Жучку в ее конуре, Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц. Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким?Поможем!Их надо кормить, И тогда им будет легко Пережить холода!
Е. Благинина
Ученик читает стихотворение:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть одна —
И не страшна будет им зима. Приучите птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну! А. Яшин
Ученица.
Пусть птица, любая зверушка Знает — в лесу ей готова кормушка, Отличная, новая лесная столовая!
Голодный, грустный и худой По лесу бродит лось зимой. В беде друзей не бросим, Вот сено — ешьте, лоси!
Для зверей, птиц созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от браконьеров.
Ученик читает стихотворение:
Раненая птица в руки не давалась.
Раненая птица — птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц — не небо!
А море без рыб — не море!
А лес без зверей — не лес!
Ученица.
Однажды весной на зеленом лугу
Лосиха с лосенком щипали траву.
Как вдруг из-за сосен, стоявших рядком,
По ним полыхнуло тяжелым свинцом.
Лосиха упала: «Спасайся, беги!
Беги, мой детеныш, подкрались враги!
Нам больше с тобой не ходить по лугам,
Беду или радость узнаешь ты сам!»
Лосенок умчался — попробуй, слови!
Лосиха лежала в багряной крови.
Когда же не будет жестоких людей?
Хочу, чтоб не было их поскорей!
Пусть лоси гуляют на сочном лугу,
И выстрелов взрывы не рвут тишину!
Ученик.
Человек!Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы,Ведь это все слова,
Что царь природы ты!
Пусть птенцамИ маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Удивителен и мир насекомых. Их насчитывается около 2 млн. видов. Некоторые насекомые опыляют растения, борются с вредителями леса и другими вредными насекомыми. К примеру, божьи коровки, муравьи уничтожают тлю на кустарниках и деревьях, стрекозы — комаров.
Ребята! Никогда не разоряйте муравейников. Лес, где есть муравьи, защищен от вредителей.
Ученица.
Все на свете нужны.
И мошки на свете
Не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд.
Ведущий. Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы — святой долг и обязанность каждого.
Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу.
Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым, не травите и не губите рыбу.
Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей, а наоборот, боритесь с браконьерами.
Ученик.
Дерево, трава, цветы и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Д. Родович
Ребята читают (по одному четверостишию) стихотворение:
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях павелики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Ястреба, парящего над полем. Полумесяц над речным покосом, Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите
Чудо песен,
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий.
Старости последнюю отраду, Женщину, бегущую к детсаду, Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу,— Всех судеб связующие нити!
Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы. Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу,— Всех судеб связующие нити!