Занятие по внеурочной деятельности
на тему «Бездомные животные»,
проведённое в 3 «А» классе МБОУ СОШ № 3 г.о.Серпухов.
Актуальность.
Проблема существования бездомных животных является одной из актуальных проблем современности и имеет неблагоприятные экологические и социальные последствия. А также то, что бездомность вызывает большие страдания и гибель животных, а также санитарный риск человечеству. Собаки являются разносчиками экто- и эндопаразитов, возбудителей кишечных заболеваний и бешенства. Сами они нередко становятся жертвами жестокости со стороны людей и даже садизма. Очевидно, что исходя из санитарно-эпидемиологических и социальных точек зрения, нельзя допускать, чтобы животные безнадзорно жили и погибали на улицах, а так же сами являлись причиной смертей людей. С бездомностью необходимо бороться, но именно с бездомностью, а не с животными и доносить эту проблему следует начиная с младшего поколения, что бы воспитывать в детях чувство ответственности и добропорядочности.
Цель: воспитывать ответственность и бережное отношение к животным.
Задачи:
расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных;
выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;
вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных (во дворах, в огороде) и о путях решения данной проблемы;
воспитывать ответственность, сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным.
корригировать умственную деятельность, долговременную память, развивать связную, монологическую и диалогическую речь.
Предварительная работа:
Подбор и изучение литературы по данной теме;
Изучение писем о бездомных животных;
Подбор стихов, пословиц и поговорок.
Конкурс рисунков.
Час творчества (четверостишия о бездомных животных)
Подготовка фотоматериала: "Бездомные животные в нашем городе"
Встреча с врачом-ветеринаром , посещение ветеринарной клиники «В мире с животными».
Разработанные памятки "Советы врача-ветеринара" - встреча с бездомной собакой (кошкой).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа:
- Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Послушайте и подумайте о чем оно.
"Жалобными глазами, глядя на прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он найдет своих хозяев. Ведь не так давно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот сейчас... Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали? А как же я ? Меня забыли! - бежал за машиной щенок и жалобно лаял.
И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и ответственным псом.
Думая о своем печальном существовании щенок добрался до какого-то здания. "А вот тот магазин, в который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про меня, будут меня искать, и придут к магазину?" - подумал щенок.
На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш все бредет и бредет по улицам города.... А может это ваш Щенок?" (грустная музыка, на доске слайды с фотографиями брошенных собак и кошек)
- Ребята, о чем это письмо?
- Что случилось с щенком?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о бездомных животных
- Как вы понимаете слово "бездомные"?
- Скажите, пожалуйста, почему, особенно осенью, мы видим так много бездомных животных?
- Откуда берутся бездомные животные?
Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное - это чье-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.
Каждый год с наступлением осени в пригородных дачных поселках появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от голода, другие - от холода, третьи под колесами машин и поездов. Живут в основном милостыней.
А девизом нашего занятия сегодня будет высказывание французского писателя А. Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех , кого приручили» (на доске)
2. Анализ пословиц.
- Действительно, причиной увеличения количества бездомных животных является равнодушие людей, их безразличие. У русского народа есть много пословиц и поговорок о животных. Дома вы должны были найти и записать в тетради эти пословицы. (тетрадь стр 39 № 10)
Не дразни собаку, так и не укусит.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Добрый пес лучше злого человека.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Не замахивайся палкой и собаки не залают.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
3. Работа с выставкой рисунков «Бездомные животные»:
- Мы проводили конкурс рисунков, лучшие вы нам покажите.
-Расскажите, что и кого вы рисовали.
(несколько ребят рассказываю о содержании своего рисунка).
- Вы, молодцы, постарались, поэтому у вас получились замечательные рисунки.
4. Стихотворения о бездомных животных.
- Давайте, послушаем стихотворения, которые мы выучили о бездомных животных.
- Послушайте стихотворение-диалог, которое нам расскажут Егорова Мария и Ершов Максим ( инсценировка):
«Бездомная Кошка»
Однажды я встретил бездомную кошку.
-Как ваши делая?
-Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели?
- Болела.
-Так значит, лежали в постели?
- Бездомной, мне некуда ставить постель.
- Как странно, - я думал, -
Что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
мы шли с ней по улице гордо и смело -
Я молча, а кошка тихохонько пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
(А. Дмитриев).
- О чем это стихотворение?
-Как вы относитесь к кошке?
-А к мальчику?
5. Физкульминутка
Каждый день мы проходим по улицам мимо них – брошенных и голодных. Их бросают, гоняют, а порой и издеваются.
Ребята , а как же можно решить проблему бездомных животных?
- Иногда их берут к себе люди.
- Животных помещают в приюты
(на доску вывешивается плакат с изображением приюта)
В разных городах России создаются фонды, ассоциации и приюты для помощи бездомным животным. Большинство сотрудников таких фондов – волонтеры. Они приходят к своим подопечным в свободное время и трудятся добровольно, не получая никакого денежного вознаграждения. Оказать помощь приюту может любой человек .
Какую же помощь могут оказать люди? (ответы детей)
На доске:
- перечислить деньги на нужды бездомных животных
- привезти в приют корм и медикаменты
- помочь в уборке и ремонте помещений
- погулять с четвероногим другом
- Самое главное каждый желающий может взять из приюта кошку или собаку домой
И тогда бездомных животных станет меньше!
- Ребята , а как называется приют в нашем городе? («Зоозащита +»). И мы с вами каждый год помогаем приюту, собирая корм для животных, которые там находятся.
6. Групповая работа
- Ребята, сегодня перед нами стоит задача – помочь городскому приюту. Вы знаете, что в нем содержатся разные животные, у которых нет хозяев. Сегодня мы с вами постараемся в этом им помочь.
Вы разделены на 4 группы по 4 человека. Перед вами реальные фотографии собак и кошек, которые содержатся в приюте и хотят обрести дом. Вы должны будете сделать буклеты с фотографией животного, который живет в приюте. Эти буклеты мы разместим на улицах нашего города, чтобы люди увидели их. Вдруг кто-нибудь захочет забрать этого питомца к себе домой. Буклеты должны быть яркими и красочными.
(учащиеся выполняют работу в группах)
7.Презентация работ учащимися
- ребята, у вас получились прекрасные работы. После уроков мы обязательно расклеим их на улице рядом с нашей школы. Будем надеяться, что благодаря нам эти животные обретут тёплый , уютный дом и заботливых хозяев! Вы- молодцы!
8. Итог занятия
- На уроке музыки мы с вами учили песню «Кошка беспризорная» , которая посвящена всем бездомным животным . Давайте все вместе сейчас её споём.
Дети поют песню, на электронной доске слайды с бездомными животными.