СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Без добрых дел нет доброго имени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность  "Дорогою добра ".  Мероприятие для обучающихся начальных классов о  важном качестве человека - доброте.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Без добрых дел нет доброго имени"»

Внеурочная деятельность. Курс «Дорогою добра». 2 класс.

Тема: «Без добрых дел нет доброго имени.


Цели:

1. Способствовать формированию умения выделять нравственную сторону поступков.

2. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

3.Дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя.

УУД

Познавательные УУД: активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям (определить группы вежливых слов).

Коммуникативные УУД: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД: способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД: воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.


Ход занятия:

1.Организационный момент.

Если хмуримся с утра,                                        

         Нам поможет доброта.
           Ну-ка, дети, соберитесь,                              
           И друг другу улыбнитесь!


-Улыбнулись?

-Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!

-Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Пожалуйста,  послушайте внимательно песню и попробуйте предположить о чем мы будем сегодня говорить на занятии.

(Звучит песня «Улыбка»)


2.Сообщение темы и цели занятия.

- Кто уже догадался, какова тема нашего занятия?

- Попытайтесь её сформулировать?

-На занятии мы будем говорить о поступках ваших и других людей, будем учиться дарить людям радость своими поступками, быть внимательными, будем учиться общаться.


- Тема нашего занятия: Без добрых дел нет доброго имени.


- Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно рассматривать добрые и недобрые поступки, знать правила вежливости?

(Предполагаемые ответ: чтобы мы стали лучше, добрее, терпимее друг к другу.)


-Прочитаем девиз нашего занятия:( на доске)

Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть!


- Ключевое слово сегодня: доброта.

- Что же такое доброта?

Доброта – это отзывчивость, вежливое обращение и доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим.


Работа в паре

- Каждое слово несет в себе определенную информацию.,.

-Подберите слова на каждую букву нашего слова, которые обозначают добрые поступки.


Д – добродушный, добрый, доверчивый
О – открытый, отзывчивый
Б – благотворительный, благородный
Р – решительный, радостный
О - ответственный
Т – толерантный, терпеливый, трогательный
А – активный


Проверка работы (зачитывает 1 ученик из пары)


3.Путешествие

- Молодцы! А теперь я предлагаю вам совершить путешествие .

-Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях

  • Море Вежливости”.

  • Остров добрых людей”.

  • Непроходимое болото трудных задач”.

  • Опушка сказочных героев”.

  • Озеро добрых поступков”.


1 остановка « Море вежливости»

-Что такое вежливость?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

-Какие правила вежливости вы знаете?


- У вас на столах лежат конвертики со словами, из которых вы должны составить правила вежливости. У каждого по 2 правила.

  1. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

  2. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.

  3. В разговоре и игре помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.

  4. Не отвечай на грубость грубостью.


Игра “Вежливо — невежливо”

-Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, отвечайте: «вежливо» -хлопаете в ладоши, или «невежливо»- движения головой ( повороты в стороны).


*Поздороваться при встрече?

*Толкнуть и не извиниться?

*Говорить: «Спасибо» за подарок?

* Обозвать обидным словом соседа?

*Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

*Помогать родителям?

*Помочь подняться по лестнице.
*Не вставать на обращение учителя.
*Свистеть, кричать, шуметь в школе.
*Уступить место старшим.
*Попрощаться уходя.
*Обижать младших.
*Пожилых уважать.

*Уважать желание других?


- Остановимся на последней фразе.

-В каждом классе есть ребята, которые забывают об этом правиле: пристают к другим детям и заставляют их делать то, чего они не хотят.

-К чему это приводит?

(Предполагаемый ответ: к дракам, ссорам)

-Убедимся в этом ещё раз.


-Послушайте басню С.Михалкова «Хочу бодаться»

Это был ужасно приставучий козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

- Хочу бодаться! Давай бодаться!

- Отстань от меня! – сказал индюк и важно отошёл в сторону.

- Давай бодаться! – пристал козлёнок к поросёнку.

- Отвяжись! – ответил поросёнок и зарылся пятачков в землю.

Подбежал козлёнок к старой овце.

-Давай бодаться!

- Отойди от меня! - попросила овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

- А я хочу! Давай пободаемся!

Промолчала овца, а сама отошла в сторону.

Увидел козлёнок щенка.

- А ну! Давай бодаться!

- Давай! – обрадовался щенок и больно укусил козлёнка за ногу.

-Постой! – заплакал козлёнок.- Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

- А я хочу кусаться! Ответил щенок и ещё раз укусил козлёнка.


- Какой сделаем вывод? Над чем заставляет нас задуматься эта басня?

(Нельзя приставать к детям и делать то, чем они не хотят заниматься)

- Какого человека можно назвать вежливым? (Вежливый человек- это человек, который знает и употребляет в своей речи вежливые, добрые слова).


2 остановка «Остров добрых людей»

- Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим, любит природу и бережет ее.


- А сейчас послушайте небольшой рассказ и попытайтесь ответить на вопрос: каким может быть человек?


В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

 – Что это за человек? – спросил внук деда.

 – Это не человек, – ответил дед.

 В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

 – Что это за человек? – спросил внук деда.

 – И это еще не человек, – ответил дед.

 Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

 – А это что за человек? – спросил внук.

 – Обыкновенный человек, – ответил дед.


Анализ рассказа:

- Понравился ли вам рассказ?

- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?

- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?

- Каким еще человеком его можно назвать? 

- Чему нас учит эта история?


3 остановка «Непроходимое болото трудных задач»

- Ребята, мы с вами много говорили о доброте, но на нашей планете к сожалению бывает и зло.

- Что такое зло?

Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.

- А коль существует добро и зло, значит, люди могут совершать добрые и недобрые (злые) поступки.


- Наша 4 остановка называется «Непроходимое болото трудных задач».

-Чтобы перебраться через него надо решить задачи.

-Это будут не математические задачи, а жизненные.

- Но я думаю, что вы с ними справитесь без труда.


(Каждая девочка получает задачу, анализирует и обсуждает ситуацию, данную в задаче, и предлагает своё решение.)

1.Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод.

Как вы оцениваете поступок девочки и её мамы?


2 .Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», – сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», – сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей?


3.Однажды Петя и Гриша вошли в класс на перемене. В классе никого не было. На учительском столе лежали два больших красных яблока. «Берем и смываемся», - сказал Петя. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал, что яблоко взял Петя. «У — у, предатель», - подумал Петя,- «я еще с тобой рассчитаюсь!». Как вы оцениваете поступок Гриши?


4.Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо,
Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба.
Как вы думаете, ребята?


4 остановка « Опушка сказочных героев»

- Ребята, а вы любите сказки?

- В них встречаются добрые и злые герои.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой.

-Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – топайте ногами.

- Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете.

(Белоснежка, Баба Яга,  Доктор Айболит, Крокодил Гена, Шапокляк, Винни-Пух, Золушка ,Снежная Королева, Леопольд, Карабас – Барабас, Колобок.)         


5 остановка « Озеро добрых поступков»

-Как вы думаете легко ли быть добрым?


Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть 

И в беде друг друга не забыть

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.


- Что же надо делать, чтобы быть добрым? (совершать добрые поступки)

- Надо ли стесняться быть добрым?

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

  - На доску я вывешу слова, которые обозначают «зло» (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь).

 

 - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы поступков с «добром» было больше.

-Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили,… вы называете свой поступок, а я снимаю – злой.


-  Вот видите, ребята, и зло можно победить .

-Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра.

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ( Делать добро очень приятно и радостно.)

- Послушайте, о чем гласит народная мудрость:

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добро помни, а зло забывай.

Делая зло, на добро не надейся.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.


4.Подведение итогов

- Наше занятие подошло к концу. Подойдите ко мне и встаньте в круг.

- Вам понравилось наше занятие?

- Что больше всего запомнилось?

- У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).


В конце хочу прочитать такие строки:


Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ

И радость помоги найти кому-то.


Песня «Если добрый ты»