СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Богатства, отданные людям" День науки. МКОУ СОШ №2, КБР, г. Майский Сигида С.С.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа "День науки" Открытия К.Э.Циолковского. Детские открытия

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Богатства, отданные людям" День науки. МКОУ СОШ №2, КБР, г. Майский Сигида С.С.»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Майского»



Классный час

в 3 «Б» классе

на тему:

«Богатства, отданные людям»


«Неделя науки в начальной школе»



Учитель начальных классов

Сигида С.С.



2023-2024 уч. г.



Классный час: «Богатства, отданные людям»

Цель: расширение кругозора учащихся путём популяризации знаний о великих открытиях и изобретениях.

Задачи:
1. Расширение представления учащихся об открытиях.

2. Формирование положительной нравственной оценки деятельности детей, совершивших открытия;

3. Формирование у учащихся социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии и органичном единстве природы, культуры.

4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

5. Умение извлекать информацию из текста, умение слушать сверстников.

Оборудование: оформление доски по теме: флажки-«День науки», карточки с изображением детских изобретений, портреты учёных: видеоролики: «К.Э.Циолковский», «Изобретения детей», презентации по теме; академические шапочки: звукозапись песни «Наука»


  1. Оргмомент. Мотивация деятельности.

Просмотр портретов учёных на доске.

Что объединяет всех этих людей? (Научные открытия)

Что такое наука?

-Это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний об окружающем мире.

-Какой была бы жизнь человека без научных достижений?

-Наука позволяет нам продлевать жизнь, удовлетворять потребности в пище, одежде, энергии, делает нашу жизнь интересней, предоставляя нам многочисленные средства для развлечения и возможность пользоваться достижениями в сфере информационных технологий.

Наука помогает нам находить решения для проблем повседневной жизни и искать ответы на загадки Вселенной.

-Назовите плюсы и минусы научно-технического прогресса:

-Развитие образования, высокотехнологичное оборудование, применение новых видов энергии, искусственных материалов, улучшение качества жизни, комфорт, цифровые технологии, доступность и скорость распространения информации, возрастает темп жизни и др.

- Увеличение техногенных катастроф, экологических проблем, рост зависимости человека от техники, конкуренция за рабочие места и др.

-Какие научные открытия человека позволили развивать общество?

-Печатный станок, паровоз, пароход, радио, кино, телефон, телеграф, автомобиль, телевидение, электричество, антибиотики, пластик, бензиновый двигатель, самолёт, анестезия, бытовая техника, космическая ракета, лазер, информационные технологии, компьютер, Интернет, искусственный интеллект и др.

-Как называется самая престижная международная премия в области науки?

Нобелевская премия

-Зачем учёные проводят эксперименты и опыты?

Любое научное исследование содержит эксперимент. Именно он является одним из способов получить новые научные знания. Основой эксперимента является научно поставленный опыт.

-Какие научные и технические достижения сделаны нашими учёными?

Радио, телевидение, лампа накаливания, космонавтика, вертолёты, атомные электростанции. учение о биосфере, электродвигатель, монорельс, цветная фотография, парашют, наркоз, атомная электростанция, тетрис, новые элементы таблицы Менделеева, искусственный спутник и др.


ІІ. Сообщение темы и цели классного часа.


Конкурс «Космические загадки»

1.Что за чудная машина смело по Луне идёт? Вы её узнали, дети? Ну конечно…(ответ: луноход)

2. Он вокруг Земли плывёт и сигналы подаёт Этот вечный путник под названьем… (спутник)

3. С Земли взлетает в облака, как серебристая стрела, Летит к другим планетам стремительно…(ракета)

4. Когда ты в космосе, мой друг, творятся чудеса вокруг. Паришь ты – вот так новость, ведь это…(невесомость)

5. Он чёрен как ночь, и звёзд в нём не счесть. Планет и созвездий в нём множество есть. Что же это за место, возникает вопрос? И каждый ответит ведь это же… (космос)

6.Он космос покоряет, ракетой управляет, Отважный, смелый астронавт зовётся просто…(космонавт)

7. Ночью светит вам она, бледнолицая…(Луна)

8. Светит весело в оконце – ну, конечно, это….(Солнце)


1 ученик

Школа, здравствуй! Мы знакомы!

Я – твой ученик.

Ты – мир знаний, тайн, открытий!

Школа наша – наш учитель!

– Без наук мы никуда,

Ни туда и ни сюда.

Чтобы стать геологом,

Врачом иль космонавтом

С детских лет науки

Нужно изучать нам.


2 ученик

Я сегодня загрустил,

Чтобы мне изобрести?

Жалко, что давным-давно,

Всё уж изобретено.

  Кто-то же придумал школу,

И больницу и уколы.

Кто-то изобрёл мопед,

Мотоцикл, велосипед.


3 ученик

Кто-то выдумал автобус,

Кто-то телевизор, глобус.

Дом, в шестнадцать этажей,

Кто-то выстроил уже.

  Кто-то корабли большие,

Самолёты скоростные.

Кто-то выдумал кино,

Всё уж изобретено


4 ученик

Стало жить неинтересно,

Дяди, тёти, так нечестно.

Мне б скорее подрасти,

Что-нибудь изобрести.

Долго мне ещё учиться,

Может, даже, так случиться,

Всё уже изобретут,

И меня не подождут


Мы сегодня познакомимся с замечательным учёным Константином Эдуардовичем Циолковским.

Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892г.), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой.

Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы.

В 1926—1929г.г. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет.

Много лет спустя, уже в советское время, в 1932г. он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.

Циолковский - автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в др.областях знаний: лингвистике, биологии и др.
Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и др., странах

В Калуге и Москве сооружены памятники учёному.


Имя К.Э.Циолковского носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.

Просмотр видео «К.Э.Циолковский»


ІІІ. Детские открытия

Детский пытливый ум идеально подходит для придумывания новых идей и воплощения их в реальные изобретения. Поэтому существует необычный праздник. Ежегодно, 17 января, во всем мире отмечается День детских изобретений, который обращает внимание на важность и значимость открытий, совершаемых детьми.

Презентация

Слайд 1. Ребята, посмотрите на фотографию мужчины. (Бенджамин Франклин). Одним из первых юных гениев стал отец-основатель Соединенных Штатов – Бенджамин Франклин. Изобретательством он начал баловаться с 12 лет, когда соорудил первые в мире ласты – правда, те были деревянными и надевались и на ноги, и на руки. В одночасье став кумиром среди сверстников и первым пловцом среди них же, Бенджамин пошел еще дальше и изобрел бифокальные линзы, печь без дыма, новую разновидность стеклянной гармоники и еще немало удивительных вещей. Главным его изобретением стали, конечно, США – точнее, американская Декларация независимости, в создании которой Франклин принял самое непосредственное участие.

С тех пор в день рождения этого изобретателя, 17 января каждого года, и отмечается международный День детских изобретений.

Карточки-Рассказы детей

1. Меховые наушники (Слайд 2)

В конце XIX столетия своенравный и талантливый Честер Гринвуд (США), мальчик из многодетной семьи, отправился с друзьями на каток. Мороз на улице стоял лютый, и уши все время замерзали, заставляя ребят то и дело возвращаться домой. Честер, всем сердцем ненавидящий головные уборы и шарфы, уговорил свою бабушку на сделку – соорудить нечто, что греет уши, но при этом не является ни шапкой ни шарфом, ни чем-либо еще привычным для того времени.

Так, к концам проволочной петли он прикрепил по кусочку меха и водрузил эту конструкцию на голову. Самодельные наушники произвели на его друзей такое впечатление, что 15-летнего подростка тут же нарекли местным «дизайнером» и попросили создать каждому из ребят парочку уникальных наушников. Он запатентовал улучшенную модель со стальной лентой, которая удерживала наушники на месте и с защитниками ушей «Greenwood's Champion», Честер основал завод по производству теплых наушников Greenwood.

2.Снегоход. (Слайд3)

В 13 лет Жозеф-Арман Бомбардье (Канада) изобрел снегоход. Жозеф  рос в простой семье фермера и был старшим из восьми детей.

Из старого автомобиля «Ford T» парень умудрился собрать принципиально новое транспортное средство — первый на свете снегоход. На прикрепленных друг за другом санках был установлен движок от Ford T (подарок отца), к которому крепился огромный самолетный пропеллер.

Достигнув совершеннолетия, юноша запатентовал свое открытие, основал компанию Bombardier и занялся производством снегоходов и самолетов, причем действует она до сих пор.


3. Батут. (Слайд 4)

Батуты любят не только дети, но и многие взрослые. Ведь прыгать к небесам — это здорово. 16-летний пловец и гимнаст Джордж Ниссен из Айовы однажды посетил цирк. Он с удивлением наблюдал за тем, как артисты спрыгивают на сетки безопасности и подумал о том, могли ли они продолжать свои трюки, если бы отскакивали от сетки в обратном направлении. Так родилась идея.

Первый прототип современного батута Джордж сконструировал в семейном гараже — он просто натянул ткань на стальную раму. Разумеется, устройство требовало переделки, но парень смог тренироваться в прыжках. Четыре года спустя его тренер по плаванию помог усовершенствовать конструкцию, добавив в нее резину.


4. Фруктовый лед (Слайд 5)

Впервые фруктовый лёд был создан в 1905 году. 11-летний Фрэнк Ипперсон из Сан-Франциско оставил стакан с содовой и деревянной ложкой на заднем дворе. В ту ночь температура упала ниже нуля, и когда Ипперсон обнаружил напиток на следующее утро, то увидел, что газированная вода в стакане замерзла. Мальчик хотел растопить напиток, поставив его под струю горячей воды. Потянув за ложку, он вытащил замороженный напиток и съел. Кусочек цветного льда на палочке, оказался настолько вкусным, что уже через год фруктовым льдом производства Ипперсона объедались все посетители местных парков и театров. Еще через несколько лет лакомство получило патент и вышло за пределы одной страны.


5. Шрифт Брайля (Слайд 6)

Благодаря изобретению юного Луи Брайля, люди, потерявшие способность видеть могут читать. Сам принцип был придуман французом Шарлем Барбье. С помощью выпуклых символов военные расшифровывали послания в темное время суток. В картоне прокалывались дырочки в нужном порядке, сообщение читалось посредством прикосновений. Это позволяло не использовать фонари и оставаться в безопасности.

Луи Брайль ослеп в возрасте пяти лет. Был талантливым мальчиком. Обучился игре на пианино и органе. Изучать различные науки ему мешало отсутствие доступной литературы. Это подтолкнуло его к идее создания собственного шрифта. В 1824 году (в 15 лет) Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей, названный в его честь шрифт Брайля и используемый по сей день во всём мире. Его изобретение было одобрено и допущено в массы только в 1837 году.


6. В 14 лет Дмитрий Резников (Россия) разработал электрическую зубную щетку для космонавтов (Слайд 7)

Идея необходимости создания зубной щетки, не требующей воды, возникла у Дмитрия в связи с тем, что, как сказал юный изобретатель, «воды на борту орбитальной станции либо мало, либо она дорогая».

Щетка имеет на ручке 3 кнопки: первая включает подачу зубной пасты между щетинок, второй кнопкой подается миниатюрным компрессором воздух, третьей убирается в мусорную емкость методом обратного всасывания отработанная паста. Таким образом, отметил Дмитрий Резников, космонавтам не требуется использование воды ни для чистки зубов, ни для ополаскивания щетки.

-8 февраля 2024 года исполняется 190 лет со дня рождения Д. И.Менделеева. Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский учёный, гений и патриот, открывший Периодический закон и разработавший Периодическую систему химических элементов.



Показ видеоролика






5.С днём науки поздравляем

Вас, творцы больших идей!

И от всей души желаем

Плодотворных будних дней!

Для науки Вы бесценны,

Ум Ваш – лучший капитал!



6.Вам стальных желаем нервов

Чтоб богаче опыт стал!

Достижений и открытий,

Доказательств -правоты,

Интереснейших событий,

Исполнения мечты!


7 ученик

Наука в жизни всем важна, Наука каждому нужна

Наука нас ведёт вперёд, Даёт нам к знаниям полёт.

Давайте вместе изучать, Книги научные читать,

Любить весь мир и всё вокруг! Ведь жизнь - это главная из наук!


IV. Просмотр видео «Изобретения детей»

V. Подведение итогов.

Сегодня вы познакомились с некоторыми открытиями, которые сделали взрослые и дети. Какие открытия вам запомнились больше всего и почему? (обмен впечатлениями). Помните, что каждый из вас может стать изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. Все изобретения и открытия необходимы, чтобы жизнь делать лучше.


Вот и всё, Что мы успели Вам сегодня показать.

Но впереди у нас неделя. И мы хотим вам пожелать:

Здоровья, успехов и настроенья, Хороших оценок

И больше везенья! Всегда улыбайтесь, Творите добро –

Ведь стать знаменитыми Вам суждено!