Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Майского»
Классный час
в 3 «Б» классе
на тему:
«Богатства, отданные людям»
«Неделя науки в начальной школе»
Учитель начальных классов
Сигида С.С.
2023-2024 уч. г.
Классный час: «Богатства, отданные людям»
Цель: расширение кругозора учащихся путём популяризации знаний о великих открытиях и изобретениях.
Задачи:
1. Расширение представления учащихся об открытиях.
2. Формирование положительной нравственной оценки деятельности детей, совершивших открытия;
3. Формирование у учащихся социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии и органичном единстве природы, культуры.
4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
5. Умение извлекать информацию из текста, умение слушать сверстников.
Оборудование: оформление доски по теме: флажки-«День науки», карточки с изображением детских изобретений, портреты учёных: видеоролики: «К.Э.Циолковский», «Изобретения детей», презентации по теме; академические шапочки: звукозапись песни «Наука»
Оргмомент. Мотивация деятельности.
Просмотр портретов учёных на доске.
Что объединяет всех этих людей? (Научные открытия)
Что такое наука?
-Это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний об окружающем мире.
-Какой была бы жизнь человека без научных достижений?
-Наука позволяет нам продлевать жизнь, удовлетворять потребности в пище, одежде, энергии, делает нашу жизнь интересней, предоставляя нам многочисленные средства для развлечения и возможность пользоваться достижениями в сфере информационных технологий.
Наука помогает нам находить решения для проблем повседневной жизни и искать ответы на загадки Вселенной.
-Назовите плюсы и минусы научно-технического прогресса:
-Развитие образования, высокотехнологичное оборудование, применение новых видов энергии, искусственных материалов, улучшение качества жизни, комфорт, цифровые технологии, доступность и скорость распространения информации, возрастает темп жизни и др.
- Увеличение техногенных катастроф, экологических проблем, рост зависимости человека от техники, конкуренция за рабочие места и др.
-Какие научные открытия человека позволили развивать общество?
-Печатный станок, паровоз, пароход, радио, кино, телефон, телеграф, автомобиль, телевидение, электричество, антибиотики, пластик, бензиновый двигатель, самолёт, анестезия, бытовая техника, космическая ракета, лазер, информационные технологии, компьютер, Интернет, искусственный интеллект и др.
-Как называется самая престижная международная премия в области науки?
Нобелевская премия
-Зачем учёные проводят эксперименты и опыты?
Любое научное исследование содержит эксперимент. Именно он является одним из способов получить новые научные знания. Основой эксперимента является научно поставленный опыт.
-Какие научные и технические достижения сделаны нашими учёными?
Радио, телевидение, лампа накаливания, космонавтика, вертолёты, атомные электростанции. учение о биосфере, электродвигатель, монорельс, цветная фотография, парашют, наркоз, атомная электростанция, тетрис, новые элементы таблицы Менделеева, искусственный спутник и др.
ІІ. Сообщение темы и цели классного часа.
Конкурс «Космические загадки»
1.Что за чудная машина смело по Луне идёт? Вы её узнали, дети? Ну конечно…(ответ: луноход)
2. Он вокруг Земли плывёт и сигналы подаёт Этот вечный путник под названьем… (спутник)
3. С Земли взлетает в облака, как серебристая стрела, Летит к другим планетам стремительно…(ракета)
4. Когда ты в космосе, мой друг, творятся чудеса вокруг. Паришь ты – вот так новость, ведь это…(невесомость)
5. Он чёрен как ночь, и звёзд в нём не счесть. Планет и созвездий в нём множество есть. Что же это за место, возникает вопрос? И каждый ответит ведь это же… (космос)
6.Он космос покоряет, ракетой управляет, Отважный, смелый астронавт зовётся просто…(космонавт)
7. Ночью светит вам она, бледнолицая…(Луна)
8. Светит весело в оконце – ну, конечно, это….(Солнце)
1 ученик Школа, здравствуй! Мы знакомы! Я – твой ученик. Ты – мир знаний, тайн, открытий! Школа наша – наш учитель! – Без наук мы никуда, Ни туда и ни сюда. Чтобы стать геологом, Врачом иль космонавтом С детских лет науки Нужно изучать нам. | 2 ученик Я сегодня загрустил, Чтобы мне изобрести? Жалко, что давным-давно, Всё уж изобретено. Кто-то же придумал школу, И больницу и уколы. Кто-то изобрёл мопед, Мотоцикл, велосипед. |
3 ученик Кто-то выдумал автобус, Кто-то телевизор, глобус. Дом, в шестнадцать этажей, Кто-то выстроил уже. Кто-то корабли большие, Самолёты скоростные. Кто-то выдумал кино, Всё уж изобретено | 4 ученик Стало жить неинтересно, Дяди, тёти, так нечестно. Мне б скорее подрасти, Что-нибудь изобрести. Долго мне ещё учиться, Может, даже, так случиться, Всё уже изобретут, И меня не подождут |
Мы сегодня познакомимся с замечательным учёным Константином Эдуардовичем Циолковским.
Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892г.), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой.
Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы.
В 1926—1929г.г. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет.
Много лет спустя, уже в советское время, в 1932г. он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.
Циолковский - автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в др.областях знаний: лингвистике, биологии и др.
Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и др., странах
В Калуге и Москве сооружены памятники учёному.
Имя К.Э.Циолковского носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.
Просмотр видео «К.Э.Циолковский»
ІІІ. Детские открытия
Детский пытливый ум идеально подходит для придумывания новых идей и воплощения их в реальные изобретения. Поэтому существует необычный праздник. Ежегодно, 17 января, во всем мире отмечается День детских изобретений, который обращает внимание на важность и значимость открытий, совершаемых детьми.
Презентация
Слайд 1. Ребята, посмотрите на фотографию мужчины. (Бенджамин Франклин). Одним из первых юных гениев стал отец-основатель Соединенных Штатов – Бенджамин Франклин. Изобретательством он начал баловаться с 12 лет, когда соорудил первые в мире ласты – правда, те были деревянными и надевались и на ноги, и на руки. В одночасье став кумиром среди сверстников и первым пловцом среди них же, Бенджамин пошел еще дальше и изобрел бифокальные линзы, печь без дыма, новую разновидность стеклянной гармоники и еще немало удивительных вещей. Главным его изобретением стали, конечно, США – точнее, американская Декларация независимости, в создании которой Франклин принял самое непосредственное участие.
С тех пор в день рождения этого изобретателя, 17 января каждого года, и отмечается международный День детских изобретений.
Карточки-Рассказы детей
1. Меховые наушники (Слайд 2)
В конце XIX столетия своенравный и талантливый Честер Гринвуд (США), мальчик из многодетной семьи, отправился с друзьями на каток. Мороз на улице стоял лютый, и уши все время замерзали, заставляя ребят то и дело возвращаться домой. Честер, всем сердцем ненавидящий головные уборы и шарфы, уговорил свою бабушку на сделку – соорудить нечто, что греет уши, но при этом не является ни шапкой ни шарфом, ни чем-либо еще привычным для того времени.
Так, к концам проволочной петли он прикрепил по кусочку меха и водрузил эту конструкцию на голову. Самодельные наушники произвели на его друзей такое впечатление, что 15-летнего подростка тут же нарекли местным «дизайнером» и попросили создать каждому из ребят парочку уникальных наушников. Он запатентовал улучшенную модель со стальной лентой, которая удерживала наушники на месте и с защитниками ушей «Greenwood's Champion», Честер основал завод по производству теплых наушников Greenwood.
2.Снегоход. (Слайд3)
В 13 лет Жозеф-Арман Бомбардье (Канада) изобрел снегоход. Жозеф рос в простой семье фермера и был старшим из восьми детей.
Из старого автомобиля «Ford T» парень умудрился собрать принципиально новое транспортное средство — первый на свете снегоход. На прикрепленных друг за другом санках был установлен движок от Ford T (подарок отца), к которому крепился огромный самолетный пропеллер.
Достигнув совершеннолетия, юноша запатентовал свое открытие, основал компанию Bombardier и занялся производством снегоходов и самолетов, причем действует она до сих пор.
3. Батут. (Слайд 4)
Батуты любят не только дети, но и многие взрослые. Ведь прыгать к небесам — это здорово. 16-летний пловец и гимнаст Джордж Ниссен из Айовы однажды посетил цирк. Он с удивлением наблюдал за тем, как артисты спрыгивают на сетки безопасности и подумал о том, могли ли они продолжать свои трюки, если бы отскакивали от сетки в обратном направлении. Так родилась идея.
Первый прототип современного батута Джордж сконструировал в семейном гараже — он просто натянул ткань на стальную раму. Разумеется, устройство требовало переделки, но парень смог тренироваться в прыжках. Четыре года спустя его тренер по плаванию помог усовершенствовать конструкцию, добавив в нее резину.
4. Фруктовый лед (Слайд 5)
Впервые фруктовый лёд был создан в 1905 году. 11-летний Фрэнк Ипперсон из Сан-Франциско оставил стакан с содовой и деревянной ложкой на заднем дворе. В ту ночь температура упала ниже нуля, и когда Ипперсон обнаружил напиток на следующее утро, то увидел, что газированная вода в стакане замерзла. Мальчик хотел растопить напиток, поставив его под струю горячей воды. Потянув за ложку, он вытащил замороженный напиток и съел. Кусочек цветного льда на палочке, оказался настолько вкусным, что уже через год фруктовым льдом производства Ипперсона объедались все посетители местных парков и театров. Еще через несколько лет лакомство получило патент и вышло за пределы одной страны.
5. Шрифт Брайля (Слайд 6)
Благодаря изобретению юного Луи Брайля, люди, потерявшие способность видеть могут читать. Сам принцип был придуман французом Шарлем Барбье. С помощью выпуклых символов военные расшифровывали послания в темное время суток. В картоне прокалывались дырочки в нужном порядке, сообщение читалось посредством прикосновений. Это позволяло не использовать фонари и оставаться в безопасности.
Луи Брайль ослеп в возрасте пяти лет. Был талантливым мальчиком. Обучился игре на пианино и органе. Изучать различные науки ему мешало отсутствие доступной литературы. Это подтолкнуло его к идее создания собственного шрифта. В 1824 году (в 15 лет) Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей, названный в его честь шрифт Брайля и используемый по сей день во всём мире. Его изобретение было одобрено и допущено в массы только в 1837 году.
6. В 14 лет Дмитрий Резников (Россия) разработал электрическую зубную щетку для космонавтов (Слайд 7)
Идея необходимости создания зубной щетки, не требующей воды, возникла у Дмитрия в связи с тем, что, как сказал юный изобретатель, «воды на борту орбитальной станции либо мало, либо она дорогая».
Щетка имеет на ручке 3 кнопки: первая включает подачу зубной пасты между щетинок, второй кнопкой подается миниатюрным компрессором воздух, третьей убирается в мусорную емкость методом обратного всасывания отработанная паста. Таким образом, отметил Дмитрий Резников, космонавтам не требуется использование воды ни для чистки зубов, ни для ополаскивания щетки.
-8 февраля 2024 года исполняется 190 лет со дня рождения Д. И.Менделеева. Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский учёный, гений и патриот, открывший Периодический закон и разработавший Периодическую систему химических элементов.
Показ видеоролика
5.С днём науки поздравляем Вас, творцы больших идей! И от всей души желаем Плодотворных будних дней! Для науки Вы бесценны, Ум Ваш – лучший капитал! | 6.Вам стальных желаем нервов Чтоб богаче опыт стал! Достижений и открытий, Доказательств -правоты, Интереснейших событий, Исполнения мечты! |
7 ученик Наука в жизни всем важна, Наука каждому нужна Наука нас ведёт вперёд, Даёт нам к знаниям полёт. Давайте вместе изучать, Книги научные читать, Любить весь мир и всё вокруг! Ведь жизнь - это главная из наук! |
IV. Просмотр видео «Изобретения детей»
V. Подведение итогов.
Сегодня вы познакомились с некоторыми открытиями, которые сделали взрослые и дети. Какие открытия вам запомнились больше всего и почему? (обмен впечатлениями). Помните, что каждый из вас может стать изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. Все изобретения и открытия необходимы, чтобы жизнь делать лучше.
Вот и всё, Что мы успели Вам сегодня показать.
Но впереди у нас неделя. И мы хотим вам пожелать:
Здоровья, успехов и настроенья, Хороших оценок
И больше везенья! Всегда улыбайтесь, Творите добро –
Ведь стать знаменитыми Вам суждено!