Внеклассное занятие "Что такое «хорошо» и что такое «плохо»".
Цель: формирование у детей осознанного отношения к нравственным нормам социального поведения, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
- дать представление о доброте, нравственности;
- научить дифференцировать поступки;
- учить анализировать собственное поведение и поступки других;
- закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Структура занятия.
Вступление.
Работа со стихотворением «Доброта» Р. Сефа.
Игра “Что такое хорошо и что такое плохо».
Работа с понятиями.
Работа со сказкой Льва Толстого «Старый дед и внучек».
Игра “Хорошо – плохо”.
Работа с пословицами.
Тест (рефлексия).
Заключение.
Длительность занятия: 40 минут
Форма проведения: комбинированная - обсуждение художественного произведения, беседа, игра, тестирование.
Материал к занятию.
- Презентация.
- Стихотворение - “Доброта” Р. Сеф.
- Рассказ - “Старый дед и внучек” Л. Толстой.
- Распечатанные пословицы.
- Список с хорошими и плохими поступками.
- Фишки красного и черного цвета.
- Тест (рефлексия).
- Чистые листы и ручки для ответов на тест.
- Звукозапись песни “Дорогою добра” М.Минкова и Ю.Энтина.
Предварительная работа: Андерсен «Гадкий утенок» (чтение отрывков по ролям или просмотр фрагмента мультфильма).
1. Вступление.
- Ребята, вы знакомы со сказкой Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Почему птицы обижали «гадкого утенка»?
- Действительно ли он был так безобразен, как считали птицы?
- Что вы можете сказать о героях сказки?
- Почему для утенка была так важна оценка других?
- Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?
- Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?
- А какие еще вы можете назвать сказки, в которых встречались добро и зло? (Подвести ответы детей к тому, что практически во всех сказках встречается добро и зло.)
- Как Вы думаете, о чём будет наше сегодняшнее занятие? (о добре и зле, о хороших и плохих поступках,…) Чему мы будем учиться? (различать добрые и злые поступки, учиться не нарушать норм морали и нравственности,…).
Презентация – слайд 1, 2, 3, 4.
2. Работа со стихотворением Р. Сефа «Доброта».
- Давайте поможем герою стихотворения - мальчику Антошке - разобраться в том, за что его наказали родители.
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)
Вопросы для дискуссии:
- За что был наказан Антошка?
- Правильно ли поступили взрослые?
- Что значит — быть добрым?
Обратить внимание детей на обобщенное содержание понятия “доброта”:
Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с природой.
Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.
Что такое поступок? Действие – это то, что человек часто совершает необдуманно (не задумываясь): ест, дышит, машет рукой. Поступок – это то, что человек совершает после выбора: сказать – не сказать, делать – не делать, украсть – не украсть.
Нравственный поступок – это.. (действие, которое приносит пользу окружающим).
Нравственный поступок отвечает общепринятым нормам – духовным, моральным, этическим.
Презентация – слайд 5, 6.
3. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Ребятам раздается список качеств, которые они должны распределить по двум колонкам:
аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.
В этом списке есть нейтральные качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим – торопливость, медлительность, замкнутость, общительность. Хорошо, если ребята сами обратят на это внимание.
- В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.
- Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.
- Какие качества труднее признать «своими» - положительные или отрицательные?
4. Работа с понятиями: Презентация – слайд 7, 8, 9.
- «добро», «зло», «нрав», «нравственность», «мораль»
Мораль – это нигде не записанные нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан. Норма морали – это образец поведения, признанный обязательным в обществе.
Вспоминаем правила доброжелательного общения.
Презентация – слайд 10.
5. Работа со сказкой Л. Толстого “Старый дед и внучек”.
- Хочется ко всему этому прочитать еще один рассказ, который называется “Старый дед и внучек”.
“Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка — небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.”
Вопросы к обсуждению.
- Почему заплакали муж и жена?
- Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала?
- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?
- На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?
(На доске: “Как аукнется - так и откликнется”. “Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали другие”) Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Презентация – слайд 11, 12, 13.
6. Игра “Хорошо—плохо”
Презентация – слайд 14.
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие | Хорошие |
порвал рубашку | защитил слабого |
обидел друга | проведал больного друга |
поссорился с мамой | обогрел и накормил щенка |
толкнул девочку | помог младшей сестре одеться |
ударил котенка … | поделился карандашами … |
7. Работа с пословицами. (Презентация – слайд 15)
- А сейчас каждому из вас достанется по одной пословице, её нужно прочитать и объяснить, как вы понимаете смысл этой фразы.
Людям забота, как воздух нужна, стать всем добрее поможет она.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро помни, а зло забывай.
Что посеешь, то и пожнешь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Доброго чтут, а злого жалуют.
- С какими словами ассоциируются слова добро и зло? (Записать на доске)
“Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.”
“Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.”
- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)
- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу, что доброта - это забота о благе других. Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно).
8. Тест (рефлексия)
Является ли добрым человек, который..? - дети должны ответить "да" (сигнализировать поднятием руки) или "нет":
1) делает зимой для птиц кормушки;
2) всегда чувствует, кому нужна помощь;
3) стреляет в птиц из рогатки;
4) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;
5) ломает деревья
6) не оказывает помощь в трудную минуту;
7) ходит за покупками для старенькой бабушки…
Определи правильный вариант продолжения предложения
Для того, чтобы оценивать поступки других, надо...:
1. уметь оценивать свои поступки;
2. любить давать оценку поступкам других;
3. знать причину поступка.
(Обсудить с детьми ответы на поставленные вопросы и подвести к выводу, что значит добрый человек, какой он.)
Презентация – слайд 16.
Правила «Не»:
- Прежде чем оценивать поступки других, научись оценивать свои.
- Не делай вывода, не узнав причины.
- Не будь категоричен в оценках, попытайся сначала понять другого человека.
Учись оценивать свои поступки. «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек» - Сухомлинский В. А
9. Заключение (в тихом музыкальном сопровождении песни “Дорогою добра”)
- Человек рано или поздно задумывается о том, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые.
Презентация – слайд 16, 17. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.