СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"»

Внеклассное занятие "Что такое «хорошо» и что такое «плохо»".

Цель: формирование у детей осознанного отношения к нравственным нормам социального поведения, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

- дать представление о доброте, нравственности;

- научить дифференцировать поступки;

- учить анализировать собственное поведение и поступки других;

- закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.


Структура занятия.

  1. Вступление.

  2. Работа со стихотворением «Доброта» Р. Сефа.

  3. Игра “Что такое хорошо и что такое плохо».

  4. Работа с понятиями.

  5. Работа со сказкой Льва Толстого «Старый дед и внучек».

  6. Игра “Хорошо – плохо”.

  7. Работа с пословицами.

  8. Тест (рефлексия).

  9. Заключение.

Длительность занятия: 40 минут

Форма проведения: комбинированная - обсуждение художественного произведения, беседа, игра, тестирование.

Материал к занятию.

- Презентация.

- Стихотворение - “Доброта” Р. Сеф.

- Рассказ - “Старый дед и внучек” Л. Толстой.

- Распечатанные пословицы.

- Список с хорошими и плохими поступками.

- Фишки красного и черного цвета.

- Тест (рефлексия).

- Чистые листы и ручки для ответов на тест.

- Звукозапись песни “Дорогою добра” М.Минкова и Ю.Энтина.

Предварительная работа: Андерсен «Гадкий утенок» (чтение отрывков по ролям или просмотр фрагмента мультфильма).



1. Вступление.

- Ребята, вы знакомы со сказкой Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Почему птицы обижали «гадкого утенка»?

- Действительно ли он был так безобразен, как считали птицы?

- Что вы можете сказать о героях сказки?

- Почему для утенка была так важна оценка других?

- Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?

- Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?

- А какие еще вы можете назвать сказки, в которых встречались добро и зло? (Подвести ответы детей к тому, что практически во всех сказках встречается добро и зло.)

- Как Вы думаете, о чём будет наше сегодняшнее занятие? (о добре и зле, о хороших и плохих поступках,…) Чему мы будем учиться? (различать добрые и злые поступки, учиться не нарушать норм морали и нравственности,…).

Презентация – слайд 1, 2, 3, 4.


2. Работа со стихотворением Р. Сефа «Доброта».

- Давайте поможем герою стихотворения - мальчику Антошке - разобраться в том, за что его наказали родители.

Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)

Вопросы для дискуссии:

- За что был наказан Антошка?

- Правильно ли поступили взрослые?

- Что значит — быть добрым?

Обратить внимание детей на обобщенное содержание понятия “доброта”:

Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с природой.

Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.

Что такое поступок? Действие – это то, что человек часто совершает необдуманно (не задумываясь): ест, дышит, машет рукой. Поступок – это то, что человек совершает после выбора: сказать – не сказать, делать – не делать, украсть – не украсть.


Нравственный поступок – это.. (действие, которое приносит пользу окружающим).

Нравственный поступок отвечает общепринятым нормам – духовным, моральным, этическим.

Презентация – слайд 5, 6.

3. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Ребятам раздается список качеств, которые они должны распределить по двум колонкам:

аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

В этом списке есть нейтральные качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим – торопливость, медлительность, замкнутость, общительность. Хорошо, если ребята сами обратят на это внимание.

- В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.

- Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.

- Какие качества труднее признать «своими» - положительные или отрицательные?

4. Работа с понятиями: Презентация – слайд 7, 8, 9.

- «добро», «зло», «нрав», «нравственность», «мораль»

Мораль – это нигде не записанные нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан. Норма морали – это образец поведения, признанный обязательным в обществе.

Вспоминаем правила доброжелательного общения.

Презентация – слайд 10.

5. Работа со сказкой Л. Толстого “Старый дед и внучек”.

- Хочется ко всему этому прочитать еще один рассказ, который называется “Старый дед и внучек”.

“Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка — небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.”

Вопросы к обсуждению.

- Почему заплакали муж и жена?

- Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала?

- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?

- На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?

(На доске: “Как аукнется - так и откликнется”. “Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали другие”) Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Презентация – слайд 11, 12, 13.

6. Игра “Хорошо—плохо”

Презентация – слайд 14.

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие

Хорошие

порвал рубашку

защитил слабого

обидел друга

проведал больного друга

поссорился с мамой

обогрел и накормил щенка

толкнул девочку

помог младшей сестре одеться

ударил котенка …

поделился карандашами …



7. Работа с пословицами. (Презентация – слайд 15)

- А сейчас каждому из вас достанется по одной пословице, её нужно прочитать и объяснить, как вы понимаете смысл этой фразы.

Людям забота, как воздух нужна, стать всем добрее поможет она.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро помни, а зло забывай.
Что посеешь, то и пожнешь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Доброго чтут, а злого жалуют.

- С какими словами ассоциируются слова добро и зло? (Записать на доске)

Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.”

Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.”

- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)

- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу, что доброта - это забота о благе других. Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно).



8. Тест (рефлексия)

Является ли добрым человек, который..? - дети должны ответить "да" (сигнализировать поднятием руки) или "нет":

1) делает зимой для птиц кормушки;

2) всегда чувствует, кому нужна помощь;

3) стреляет в птиц из рогатки;

4) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;

5) ломает деревья

6) не оказывает помощь в трудную минуту;

7) ходит за покупками для старенькой бабушки…


Определи правильный вариант продолжения предложения

Для того, чтобы оценивать поступки других, надо...:

1. уметь оценивать свои поступки;

2. любить давать оценку поступкам других;

3. знать причину поступка.


(Обсудить с детьми ответы на поставленные вопросы и подвести к выводу, что значит добрый человек, какой он.)

Презентация – слайд 16.

Правила «Не»:

- Прежде чем оценивать поступки других, научись оценивать свои.

- Не делай вывода, не узнав причины.

- Не будь категоричен в оценках, попытайся сначала понять другого человека.

Учись оценивать свои поступки. «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек» - Сухомлинский В. А


9. Заключение (в тихом музыкальном сопровождении песни “Дорогою добра”)

- Человек рано или поздно задумывается о том, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые.

Презентация – слайд 16, 17.Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.