СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " Что такое дружба"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни подростка дружба занимает очень важное место.. Значение  понятий для подростков трудно переоценить.Юноши и девушки нередко воспринимают настоящую дружбу как нечто недостижимое. Они всей душой к ней стремятся, но или не понимают, какие качества характера нужны для настоящей дружбы, или не обладают необходимыми для формирования этих качеств навыками. К тому же настоящая дружба требует от человека открытости, что делает его более уязвимым, - еще одна пугающая большинство подростков перспектива.Задача этого урока - определение «ингредиентов» настоящей дружбы и разоблачение дружбы притворной.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час " Что такое дружба"»

ДРУЖБА


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

К концу занятия ученики смогут:

  1. Определить основные характеристики дружбы искренней и притворной.

  2. Назвать несколько способов максимального раскрытия потенциала настоящей дружбы.

НЕОБХОДИМО УСВОИТЬ

  • Некоторые отличительные качества настоящей дружбы: открытость и искренность в общении, сострадание и понимание, уважение, ответственность, прощение и умение сознательно направ­лять усилия на укрепление дружбы.

  • Если хочешь найти себе настоящего друга, сам стань им для других.


ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В жизни подростка дружба занимает очень важное место. Она подразумевает признание человека другими. Признание это, в свою очередь, подразумевает наличие доверия. Значение этих понятий для подростков трудно переоценить.

Юноши и девушки нередко воспринимают настоящую дружбу как нечто недостижимое. Они всей душой к ней стремятся, но или не понимают, какие качества характера нужны для настоящей дружбы, или не обладают необходимыми для формирования этих качеств навыками. К тому же настоящая дружба требует от человека открытости, что делает его более уязвимым, - еще одна пугающая большинство подростков перспектива.


Задача этого урока - определение «ингредиентов» настоящей дружбы и разоблачение дружбы притворной.

















КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


ПОДГОТОВКА ЗАДАНИЯ

ГОЛОСОВАНИЕ: ТРИ ВАЖНЕЙШИХ КАЧЕСТВА ДРУГА

Вряд ли у вас будет время на обсуждение результатов го­лосования, однако вы можете на некоторое время оставить этот список с пометками уча­щихся на доске. Многие из этих качеств, скорее всего, будут упомянуты в ходе да­льнейшей работы.


РАССКАЗ

5 минут

Прочитайте классу рассказ о Дамоне и Пифее. Попросите учащихся обратить особое внимание на те отличитель­ные черты дружбы, которые проявляются в этой истории.

Историческая основа расска­за: Дамон и Пифей жили в IV веке до н. э. в Сиракузах, городе-государстве на остро­ве Сицилия. По утвержде­нию римского оратора Ци­церона, они были последова­телями философа Пифаго­ра.



НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ

Еще до того, как ученики войдут в класс, напишите на доске сле­дующие слова:

чувство юмора общие убеждения/ценности

сообразительность надежность

преданность умение слушать

атлетизм честность

популярность богатство

общие интересы щедрость

доброта уступчивость

приятная внешность ответственность

Дамон и Пифей были закадычными друзьями. С самого детства они все делали вместе. Вместе играли и вместе учились. Они бы­ли как братья и полностью доверяли друг другу.

Пифей был откровенным человеком и часто выступал перед на­родом с речами. Он говорил о том, что царь не должен иметь аб­солютной власти над своими подданными.

Прослышав о речах Пифея, царь Дионисий, конечно, разгневался и велел позвать Пифея и Дамона к себе. Когда друзья пришли во дворец, Дионисий велел Пифею отказаться от своих слов. Пифей ответил: «Я не могу этого сделать. Я говорю только правду, а ведь человеку нельзя запрещать говорить правду».

Тогда Дионисий еще больше разгневался и решил казнить Пифея, обвинив его в государственной измене.

Тем не менее, Пифей упорствовал, не желая менять своих взгля­дов. Он лишь попросил у царя разрешения вернуться домой и от­дать близким последние распоряжения перед своей казнью. Царь рассмеялся во весь голос: «Если я позволю тебе пойти до­мой, ты просто сбежишь!»

ПифеЙ ответил на это: «Я не сбегу! А чтобы ты не сомневался, я оставлю тебе залог».

«Что же ты оставишь мне в залог?» — спросил царь.

В этот момент Дамон выступил вперед. «Я останусь у тебя вме­сто залога, — объявил он. — Все знают о нашей дружбе с Пифеем. Пока я буду у тебя в темнице, ты можешь быть уверен, что он вернется».

«Надеюсь, ты понимаешь, — обратился царь к Дамону, — что, если Пифей не вернется через определенный срок, я казню тебя вместо него».

«Я понимаю, — ответил Дамон. — Но Пифей вернется. Он дал тебе слово».

Итак, Пифей отправился домой, а Дамон занял его место в тем­нице. По прошествии нескольких дней Дионисий навестил узника. «Друг твой до сих пор не вернулся, — посмеялся он над Дамоном. — Что же ты теперь о нем думаешь?»

«Он вернется, — стоял на своем Дамон. — Я полностью ему до­веряю».

Царь недоверчиво покачал головой и ушел. Еще через несколько дней он вновь спустился в камеру Дамона. «Отпущенное Пифею время почти истекло, — сказал он. — Я сомневаюсь, что твой друг решится на возвращение. С твоей стороны было глупо так довериться ему».

Дамон посмотрел на Дионисия и спокойно возразил: «Пифей вер­нется, если только это в человеческих силах. Его, наверное, за­держали какие-то неприятности в дороге».
































НЕНИЯ УЧЕНИКОВ

5 минут

Попросите «царя» задавать другим учащимся вопросы потруднее, чтобы они по-на­стоящему задумались о том, что такое дружба.



Царь был поражен уверенностью Дамона. Но вот настал день казни, а Пифей все не возвращался. Палач вывел Дамона из тем­ницы, и Дионисий спросил его в последний раз: «Ты по-прежнему считаешь Пифея другом?»

Дамон улыбнулся: «Да, Пифей — мой друг».

В этот момент двери дворца распахнулись, и вошел Пифей. Вид его был ужасен. Вместо одежды на нем болтались какие-то лох­мотья, все тело было покрыто синяками и кровоточащими сса­динами, он был весь в грязи.Спотыкаясь, он подошел к Дамону и рухнул в его объятия. «Я успел! — воскликнул он. — Я так рад, что ты жив. Мой корабль потерпел крушение, и вдобавок я был ограблен на дороге. Но я знал, что должен идти вперед». Пифей повернулся к царю: «Я пришел и готов к казни».

Царь был поражен больше прежнего. Никогда раньше ему не при­ходилось видеть подобной преданности и доверия между людьми. Он отменил казнь и повелел отпустить Пифея и Дамона. «Но сна­чала, — сказал он им, — я хочу попросить вас об одной услуге».

«Чем мы можем помочь тебе?» — спросили друзья.

«Пожалуйста, подскажите, где и как мне найти такую же друж­бу, как ваша».


ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА

учащиеся должны ответить на вопрос: «Чье отношение к дружбе вам наиболее близко и понят­но»?

Дамон: У меня есть друг, в котором я уверен, — он всегда придет мне на помощь, если будет нужно.

Пифей: Я обязательно приду на помощь своему другу, если по­требуется.

Дионисий: у меня никогда не было такого друга как Пифей и Дамон, но мне хотелось бы его иметь. И теперь я знаю, что это возможно.

Иное мнение: мои друзья так часто подводят меня, что я уверен в том, что настоящая дружба невозможна.























ОБСУЖДЕНИЕ

5 минут

Не исключено, что ваши уче­ники уже ответили на эти два вопроса, давая советы «царю» во время предыдущего зада­ния. В этом случае попросите их составить список важней­ших качеств, которыми дол­жен обладать настоящий друг. Запишите его на доске, дополняя в случае необходи­мости качествами, предло­женными в правой колонке.










Другое мнение: Я отношусь к дружбе так, как относились бы к ней Дамон и царь Дионисий, если бы в их истории Пифей сбежал, спасая свою жизнь. Мои друзья часто меня подводят, и я не уве­рен, что настоящая дружба вообще возможна.

Независимо от того, какой ответ вы выбрали, дружба все равно имеет для вас значение. Даже если вы полагаете, что настоящая дружба невозможна, вам, вероятно, хотелось бы, чтобы она все-таки существовала. Сегодня мы поговорим о некоторых отличи­тельных чертах настоящей, искренней дружбы и подумаем над тем, как такой дружбы добиться. Если у вас уже есть «настоя­щий друг», вы узнаете, как еще больше укрепить эту дружбу. Если у вас нет настоящего друга, вы узнаете, как его можно най­ти, — и убедитесь, что это возможно.

НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА

В нашем рассказе Дамон и Пифей показали несколько отличи­тельных черт настоящей дружбы. Какие качества, присущие на­стоящей дружбе, они продемонстрировали в этой истории?

Заносите ответы учеников на доску, при необходимости дополняя этот список качествами, предложенными ниже:

  • Выполнение взятых перед другом обязательств

  • Преданность друг другу

  • Взаимное доверие

  • Верность данному слову

  • Искренняя и неподдельная забота о благе друга

  • Способность к самопожертвованию ради друга

Какими еще качествами должен обладать настоящий друг?

Записывайте ответы учеников на доске, при необходимости до­полняя этот список качествами, приведенными ниже:

  • Открытость, искренность в общении

  • Сострадание и понимание

  • Уважение (к чувствам и взглядам другого человека)

  • Ответственность (умение отвечать за свои поступки и их по­следствия, признавать свои ошибки)

  • Прощение (умение прощать, когда друг неправ)

  • Умение направлять свои усилия на укрепление дружбы



ОБСУЖДЕНИЕ

2 минуты

Нет необходимости записы­вать эти признаки на доске — достаточно лишь назвать их вслух, сопоставив с перечис­ленными выше качествами настоящего друга.

ОБЪЯСНЕНИЕ

12 минут















ПРИТВОРНАЯ ДРУЖБА

Настоящая дружба — это бесценное сокровище. К несчастью, да­леко не всегда дружба бывает искренней. Некоторые из людей, претендующие на то, чтобы их называли друзьями, таковыми во­все не являются. Вот некоторые угрожающие признаки притвор­ной дружбы.


Использование друга в личных интересах

Неумение держать свое слово

Отсутствие преданности друг другу

Отсутствие взаимного доверия

Практическая неспособность выполнять обязательства Отказ от нравственных ценностей ради получения удовольствия

Взаимное давление с целью добиться компромисса со своей со­вестью

Подумайте, не проявляются ли в ваших отношениях с кем-либо из друзей эти угрожающие симптомы. Избегайте ложных друзей — они не смогут удовлетворить вашей потребности в настоящей дружбе.

КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ

На доске вы видите список отличительных качеств настоящего друга. Нередко, желая найти себе настоящего друга, мы интере­суемся прежде всего тем, что этот друг смог бы сделать для нас. «Если бы у меня был настоящий друг, он бы прислушивался ко мне, понимал бы меня, спасал бы меня от одиночества и т. д.». К сожалению, изменить других людей мы не в силах — мы не спо­собны заставить других людей соответствовать нашим понятиям об истинной дружбе (подобная попытка, скорее всего, окажется тщетной). Однако свои поступки мы изменить в состоянии. У нас достаточно сил, чтобы сформировать качества настоящего друга в себе. Если хочешь найти себе настоящего друга, стань им для других людей.


Если хочешь найти себе настоящего друга,

сам стань им для других











САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА









РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ



















Первый шаг на пути к развитию в себе качеств настоящего друга — оценка уровня своей нынешней готовности им стать. Ваша «Рабочая страничка» к этому уроку содержит таблицу с пятью качествами настоящего друга из уже обсуждавшихся нами. Заполните эту таблицу в соответствии с тем, как часто вы в сво­ей жизни проявляете указанные здесь качества.

Второй шаг на пути к развитию в себе качеств настоящего друга таков: выберите одно качество или группу качеств, которыми вы хотели бы обладать, и выработайте стратегию их развития.

Разделите учеников на пять групп. Представители каждой груп­пы должны по жребию получить одну из пяти представленных в таблице из «Рабочей странички» отличительных черт настояще­го друга. После этого дайте группам следующие инструкции.

«Царь Дионисий» был очень рад услышать от вас советы по пово­ду того, как найти настоящего друга. Но теперь он хотел бы, что­бы ваши ответы обрели более конкретную форму. Вот какое за­дание он дает каждой группе.

Разработайте стратегию, которую царь и другие люди могли бы использовать, если бы захотели развить в себе доставшее­ся вам по жребию качество. Стратегия эта должна включать в себя какие-то практические шаги, которые можно было бы предпринять в реальной ситуации.













Рабочая страничка

ДРУЖБА

Дамон и Пифей

Чье отношение к дружбе вам наиболее близко и понятно?

Дамон: У меня есть друг, в котором я уверен, — он всегда придет мне на помощь, если будет нуж­но.

Пифей: Я обязательно приду на помощь своему другу, если потребуется.

Царь Дионисий: У меня никогда не было такого друга, как Пифей или Дамон, но мне хотелось бы его иметь, и теперь я знаю, что это возможно.

Д

Если хочешь найти себе настоящего друга, сам стань им для других

ругое мнение: Я отношусь к дружбе так, как относились бы к ней Дамон и царь Дионисий, если бы в их истории Пифей сбежал, спасая свою жизнь. Мои друзья часто меня подводят, и я не уве­рен, что настоящая дружба вообще возможна.






В большинстве случаев

В некоторых случаях

Только если меня вынуждают к тому обстоятельства

а

а

а

а

а

а

а

а


Первый шаг: оцените уровень своей нынешней готовности стать для кого-то настоящим другом






Я держу свое слово.


Я признаю, что был неправ.


Я прощаю другим их ошибки.


Я ценю мнения и чувства других людей.


В общении я открыт и честен.



Второй шаг: разработайте стратегию развития в себе качеств, необходимых настоящему другу

Выбранное качество или группа качеств

Стратегия:



4-11

I Взаимоотношения _________________Дружба

4


СЛОВО К РОДИТЕЛЯМ

Дружба


В жизни каждого человека дружба играет не­маловажную роль. Даже если вы полагаете, что настоящая дружба невозможна, вам, ве­роятно, хотелось бы, чтобы она все-таки су­ществовала. На этом занятии у учеников была возможность поговорить о некоторых отличи­тельных чертах настоящей, искренней друж­бы и подумать над тем, как такой дружбы до­биться. Те из них, у кого уже есть «настоящий друг», поняли, как еще больше укрепить свою дружбу. Те же, у кого настоящего друга нет, узнали, как его можно найти, — и убедились, что это возможно.

Цели занятия

К концу занятия ученики смогут:

1. Определить основные характеристики

дружбы искренней и притворной.

2. Назвать несколько путей максимального
использования потенциала настоящей
дружбы.

Работа в классе

В начале занятия ученики получили возмож­ность выбрать из заранее предложенного спи­ска качества, которые они считали наиболее важными при выборе друга. Затем они послу­шали рассказ о двух настоящих друзьях, Дамоне и Пифее.

После этого учащиеся обсудили характери­стики подлинной дружбы и сравнили их с при­знаками дружбы притворной.


Наконец, мы поговорили о том, как стать на­стоящим другом, и выяснили, что в основе на­стоящей дружбы лежит правило «Если хо­чешь найти себе настоящего друга, сам стань им для других».







Рекомендация. Попросите сына/дочь пере­сказать своими словами историю Дамона и Пифея. Узнайте, что больше всего запом­нилось им из этой истории.

Рекомендация. Предложите сыну/дочери показать вам «Рабочую страничку» к это­му уроку и спросите, как они оценили свою готовность стать для кого-то настоящим другом.

Рекомендация. Обсудите выбранную ва­шим сыном/дочерью стратегию развития в себе качеств, необходимых настоящему другу. Помогите ему/ей выбрать действи­тельно осуществимую стратегию.

Вопросы для обсуждения в семье

  1. Пусть каждый член семьи вспомнит не­
    скольких друзей и постарается ответить на вопрос, почему он считает этих людей сво­ими друзьями.

  2. Как мы обычно поступаем, когда человек, которого мы привыкли считать своим дру­гом, внезапно совершает поступок, заставляющий нас усомниться в искренности его дружбы?

  3. Чем друг отличается от человека, с которым мы сочетаемся узами брака?