Управление образования администрации Чернушинского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева»
классный час
«Что значит быть патриотом сегодня»
(проведён в 9 классе)
Учитель первой квалификационной категории,
Навалихина Людмила Александровна
г. Чернушка, 2011
«Что значит быть патриотом сегодня»
(проведён в 9 классе)
Занятие «Что значит быть патриотом сегодня» является одним из занятий цикла бесед о нравственности, духовности, человечности «Я - гражданин», входит в цикл классных часов в рамках реализации программы развития класса.
Цель: Укрепление нравственных позиций личности.
Задачи:
Помочь учащимся осознать понятие патриотизм;
Понять, что значит быть патриотом сегодня.
На доске эпиграф:
Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.
Луций Аней Сенека
(римский политический деятель,
философ и писатель, воспитатель Нерона)
Ход занятия:
Играет фонограмма И. Талькова «Чистые пруды».
На фоне музыки звучат слова, которые записаны эпиграфом на доске.
Организационный момент:
Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, «Что значит быть патриотом?».
У каждого из Вас на парте лежат распечатанные стихотворения наших Чернушинских поэтов, давайте познакомимся с ними.
Первое стихотворение нашей местной поэтессы Нины Бадиной:
(Стихотворение читает один из учеников)
***
Над клёнами луны краюха,
Лягушек смолк вечерний хор,
Деревья слушают вполуха
Земли и неба разговор.
Ромашки куст сорочьим глазом
Застывший воздух сторожит,
И, не сомкнув очей ни разу,
Томятся васильки во ржи.
В туман уходит поезд дальний,
И эхом – гулкий перестук…
Какой-то смутною печалью
Тебя охватывает вдруг.
Среди полей, дорог и веток
Как будто всхлипнула струна…
И терпеливо ждёт рассвета
Моя полночная страна.
Второе стихотворение Николая Кожевникова: «Не погибнет Россия»
(читает ученик)
Не погибнет Россия…
Она возродится.
Постепенно разруха пройдёт.
Снова будет спокойней в столице,
И увереннеё будет народ.
Все раздоры, слепые сражения
Вспомним мы через годы не раз,
И другие уже поколения
Без опаски расскажут про нас,
Назовут наши жертвы, потери…
Вновь заслуженно слава придёт.
Не погибнет Россия.
Я верю
В наш могучий и добрый народ!
Учитель: Как Вы считаете, о чём сегодня мы будем говорить?
Какую цель для себя вы поставите на нашем занятии?
Учитель: У вас на столах листочки бумаги, пожалуйста, подумайте и напишите на них, о чём бы хотел узнать каждый из вас на сегодняшнем уроке.
Цель 1: (учащиеся записывают самостоятельно).
Цель 2: (Записывается на доске после совместного обсуждения).
Понять значение слова «патриотизм».
Учитель: Со словами «патриотизм», «Отечество» вы, знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с Вами попробуем составить Древо понятий.
(учащиеся в словарях ищут обозначение слова патриотизм):
1. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
2. Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.
(Происходит от греческого слова patriotes – соотечественник, patris - родина).
(Таблички, с найденными в справочной литературе словами, прикрепляются к классной доске.)
- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?
Учащиеся отвечают: «Патриот!»
А теперь найдите в своих словарях и справочниках обозначение слова патриот:
1. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела (из словаря).
Учитель: А как вы сами можете объяснить это слово? (ученики дают свои варианты ответов).
2. Любитель Отечества
Учитель: Есть ещё слова, которыми называли таких людей раньше (устаревшие), в настоящее время вы с ними не встретитесь, но мне бы хотелось познакомить вас с ними:
- отечественник, отчизник;
- отчизнолюб;
- усердный защитник.
Учитель: Мы с вами попытаемся рассмотреть одно из понятий, как мне кажется, наиболее актуальное в наше время. Это ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА.
Что такое Отечество?
Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
Своя земля.
Родина.
Учитель: Мы с вами подошли к самому главному для нас слову РОДИНА (что же это такое?)
Отечество, родная страна
Место рождения.
Учитель: Какие ещё слова может включать в себя слово Родина? (Учащиеся объясняют, а учитель записывает их ответы на доске).
Род, родной (т.е. близкий, свой, дорогой, милый).
Вот какое у нас получилось большое Древо понятий, с помощью которого мы смогли объяснить, что же такое ПАТРИОТИЗМ, и кто такой ПАТРИОТ. Можно быть патриотом своей страны, города, школы в которой вы учитесь, своей семьи.
Учитель: Я думаю, (надеюсь), что каждый из вас хоть раз смотрел фильм «Виват гардемарины!»
Действие этого фильма происходит в XVIII веке, в эпоху царствования дочери Петра Елизаветы, когда в России уже появляется юная цесаревна, будущая императрица Екатерина Великая. В этом фильме очень занимательно плетутся интриги, в которых раскрываются характеры трёх воспитанников навигационной школы. Герои ищут своё место в жизни, своё счастье и следуют вечно благородному девизу: «Судьба и Родина - едины».
Но не все так думают. Есть мнение, что: «Где тепло, там и Родина». Сейчас, я предлагаю вас выполнить следующее задание: подумайте и выберите одно из близких вам понятий, а затем завершите предложение:
Судьба и Родина – едины, потому что…
Я не связываю воедино понятия судьба и Родина, потому что…
(пока учащиеся размышляют, над понятиями, которые записаны на доске, звучит фонограмма И. Талькова «Чистые пруды»).
Учитель: А теперь выслушаем ваше мнение. (Заслушиваются выступления желающих учеников).
Учитель: Давайте подведём итог этих рассуждений. Действительно наша судьба и Родина неразрывны.
Учитель: Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине? (заслушиваются 2 – 3 ответа учащихся).
Учитель: Сейчас вам предлагается творческое задание: «Пока звучит песня нарисовать плакат, который даст ответ, по вашему мнению, на вопрос «С чего начинается Родина?»» Желательно, чтобы вы еще и защитили (объяснили) свой сюжет.
(Звучит музыка, учащиеся рисуют в группах плакаты).
(проводится рефлексия).
Учитель: Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашего урока и ответить на вопрос «Что же значит быть патриотом сегодня?» Как вы это понимаете?
Учитель: Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменов…вы бы назвали патриотом?
Учитель: Можно ли назвать патриотом главу нашего района? Если да, то почему?
Учитель: А директор нашей школы патриот? Почему? А поэты, которые в своих стихах воспевают всю красоту нашего края, нашей малой Родины?
Учитель: Как вы считаете можно ли назвать патриотами каждого из присутствующих здесь (и вас в том числе)? Ответ объясните.
Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали, а закончить наш урок мне хочется четверостишьем ещё одного патриота барда Юрия Навалихина:
Где-то далеко, минуя разъезды
И перегоны, поезда.
Много на свете звёзд и созвездий,
Только у каждого своя звезда.
Помните об этом, пожалуйста, так как от вас зависит, будет ли ваша звезда гореть ярко и долго в сердцах знающих Вас людей, или быстро погаснет. Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей родины.
Учитель: Спасибо Вам за урок.
7