СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Что значит быть патриотом сегодня»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что значит быть патриотом сегодня»

(проведён в 9 классе)

 Занятие  «Что значит быть патриотом сегодня» является одним из занятий цикла бесед о нравственности, духовности, человечности «Я - гражданин»,  входит в цикл классных  часов в рамках реализации программы развития класса.  

 

Цель: Укрепление нравственных позиций личности.

Задачи:

  • Помочь учащимся осознать понятие патриотизм;
  • Понять, что значит быть патриотом сегодня.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Что значит быть патриотом сегодня»»

Управление образования администрации Чернушинского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева»










классный час

«Что значит быть патриотом сегодня»

(проведён в 9 классе)







Учитель первой квалификационной категории,

Навалихина Людмила Александровна





г. Чернушка, 2011


«Что значит быть патриотом сегодня»

(проведён в 9 классе)

Занятие «Что значит быть патриотом сегодня» является одним из занятий цикла бесед о нравственности, духовности, человечности «Я - гражданин», входит в цикл классных часов в рамках реализации программы развития класса.


Цель: Укрепление нравственных позиций личности.

Задачи:

  • Помочь учащимся осознать понятие патриотизм;

  • Понять, что значит быть патриотом сегодня.



На доске эпиграф:

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

Луций Аней Сенека

(римский политический деятель,

философ и писатель, воспитатель Нерона)



Ход занятия:

Играет фонограмма И. Талькова «Чистые пруды».

На фоне музыки звучат слова, которые записаны эпиграфом на доске.

Организационный момент:

Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, «Что значит быть патриотом?».

У каждого из Вас на парте лежат распечатанные стихотворения наших Чернушинских поэтов, давайте познакомимся с ними.



Первое стихотворение нашей местной поэтессы Нины Бадиной:

(Стихотворение читает один из учеников)

***

Над клёнами луны краюха,

Лягушек смолк вечерний хор,

Деревья слушают вполуха

Земли и неба разговор.


Ромашки куст сорочьим глазом

Застывший воздух сторожит,

И, не сомкнув очей ни разу,

Томятся васильки во ржи.


В туман уходит поезд дальний,

И эхом – гулкий перестук…

Какой-то смутною печалью

Тебя охватывает вдруг.


Среди полей, дорог и веток

Как будто всхлипнула струна…

И терпеливо ждёт рассвета

Моя полночная страна.


Второе стихотворение Николая Кожевникова: «Не погибнет Россия»

(читает ученик)

Не погибнет Россия…

Она возродится.

Постепенно разруха пройдёт.

Снова будет спокойней в столице,

И увереннеё будет народ.

Все раздоры, слепые сражения

Вспомним мы через годы не раз,

И другие уже поколения

Без опаски расскажут про нас,

Назовут наши жертвы, потери…

Вновь заслуженно слава придёт.

Не погибнет Россия.

Я верю

В наш могучий и добрый народ!

Учитель: Как Вы считаете, о чём сегодня мы будем говорить?

Какую цель для себя вы поставите на нашем занятии?

Учитель: У вас на столах листочки бумаги, пожалуйста, подумайте и напишите на них, о чём бы хотел узнать каждый из вас на сегодняшнем уроке.

Цель 1: (учащиеся записывают самостоятельно).


Цель 2: (Записывается на доске после совместного обсуждения).

Понять значение слова «патриотизм».


Учитель: Со словами «патриотизм», «Отечество» вы, знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с Вами попробуем составить Древо понятий.

(учащиеся в словарях ищут обозначение слова патриотизм):

1. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

2. Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

(Происходит от греческого слова patriotes – соотечественник, patris - родина).

(Таблички, с найденными в справочной литературе словами, прикрепляются к классной доске.)

- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?

Учащиеся отвечают: «Патриот!»

А теперь найдите в своих словарях и справочниках обозначение слова патриот:

1. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела (из словаря).

Учитель: А как вы сами можете объяснить это слово? (ученики дают свои варианты ответов).

2. Любитель Отечества

Учитель: Есть ещё слова, которыми называли таких людей раньше (устаревшие), в настоящее время вы с ними не встретитесь, но мне бы хотелось познакомить вас с ними:

- отечественник, отчизник;

- отчизнолюб;

- усердный защитник.


Учитель: Мы с вами попытаемся рассмотреть одно из понятий, как мне кажется, наиболее актуальное в наше время. Это ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА.

Что такое Отечество?

  1. Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

  2. Своя земля.

  3. Родина.

Учитель: Мы с вами подошли к самому главному для нас слову РОДИНА (что же это такое?)

  1. Отечество, родная страна

  2. Место рождения.


Учитель: Какие ещё слова может включать в себя слово Родина? (Учащиеся объясняют, а учитель записывает их ответы на доске).

Род, родной (т.е. близкий, свой, дорогой, милый).

Вот какое у нас получилось большое Древо понятий, с помощью которого мы смогли объяснить, что же такое ПАТРИОТИЗМ, и кто такой ПАТРИОТ. Можно быть патриотом своей страны, города, школы в которой вы учитесь, своей семьи.

Учитель: Я думаю, (надеюсь), что каждый из вас хоть раз смотрел фильм «Виват гардемарины!»

Действие этого фильма происходит в XVIII веке, в эпоху царствования дочери Петра Елизаветы, когда в России уже появляется юная цесаревна, будущая императрица Екатерина Великая. В этом фильме очень занимательно плетутся интриги, в которых раскрываются характеры трёх воспитанников навигационной школы. Герои ищут своё место в жизни, своё счастье и следуют вечно благородному девизу: «Судьба и Родина - едины».

Но не все так думают. Есть мнение, что: «Где тепло, там и Родина». Сейчас, я предлагаю вас выполнить следующее задание: подумайте и выберите одно из близких вам понятий, а затем завершите предложение:

  1. Судьба и Родина – едины, потому что…

  2. Я не связываю воедино понятия судьба и Родина, потому что…

(пока учащиеся размышляют, над понятиями, которые записаны на доске, звучит фонограмма И. Талькова «Чистые пруды»).

Учитель: А теперь выслушаем ваше мнение. (Заслушиваются выступления желающих учеников).

Учитель: Давайте подведём итог этих рассуждений. Действительно наша судьба и Родина неразрывны.

Учитель: Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине? (заслушиваются 2 – 3 ответа учащихся).

Учитель: Сейчас вам предлагается творческое задание: «Пока звучит песня нарисовать плакат, который даст ответ, по вашему мнению, на вопрос «С чего начинается Родина?»» Желательно, чтобы вы еще и защитили (объяснили) свой сюжет.

(Звучит музыка, учащиеся рисуют в группах плакаты).

(проводится рефлексия).

Учитель: Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашего урока и ответить на вопрос «Что же значит быть патриотом сегодня?» Как вы это понимаете?

Учитель: Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменов…вы бы назвали патриотом?

Учитель: Можно ли назвать патриотом главу нашего района? Если да, то почему?

Учитель: А директор нашей школы патриот? Почему? А поэты, которые в своих стихах воспевают всю красоту нашего края, нашей малой Родины?

Учитель: Как вы считаете можно ли назвать патриотами каждого из присутствующих здесь (и вас в том числе)? Ответ объясните.

Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали, а закончить наш урок мне хочется четверостишьем ещё одного патриота барда Юрия Навалихина:

Где-то далеко, минуя разъезды

И перегоны, поезда.

Много на свете звёзд и созвездий,

Только у каждого своя звезда.

Помните об этом, пожалуйста, так как от вас зависит, будет ли ваша звезда гореть ярко и долго в сердцах знающих Вас людей, или быстро погаснет. Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей родины.

Учитель: Спасибо Вам за урок.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!