Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Старооскольского городского округа
Попова М.В., классный руководитель
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧТОБЫ ДОСТОЙНО ЖИТЬ»
У того, кто решит изучить все законы, не ос-
танется времени их нарушать.
К.В. Гете
Свобода состоит в том, чтобы зависеть только
от законов.
Вольтер
Цели: ознакомить с основными целями ООН, с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ); определить уровень знания своих прав и свобод.
Ход мероприятия
I. Беседа по теме классного часа
Учитель. Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека начали задумываться еще в Древней Греции, где еще в VII в. до н. э. первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после Второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.
Организация Объединенных Наций - международная организация, основанная в 1945 г. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению угрозы миру...»
1-й ведущий. Давайте теперь проверим ваши знания по этой теме и ответим на некоторые вопросы. Какие основные цели у этой организации? (Мир, демократия, прогресс.)
2-й ведущий. Были у ООН предшественники? (Да. Лига Наций.)
1-й ведущий. Чем занималась ООН на протяжении своей истории? (Попыталась урегулировать конфликты между странами, утверждала международные правовые документы, осуждала агрессии, заключала соглашения, решала проблемы беженцев и т. д.)
Учитель. В итоге Лига Наций оказалась неспособной предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 г. формально прекратила свое существование. В годы войны главные союзные державы - США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай - предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации.
1-й ведущий. Организация Объединенных Наций заботится и о правах детей. Необходимость особой защиты ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и Декларации о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.
2-й ведущий. Иногда следует принимать в отношении соблюдения прав ребенка чрезвычайные меры. Для этого создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Международный чрезвычайный фонд помощи детям ООН (ЮНИСЕФ) был создан 11 декабря 1946 г. по единогласному решению Генеральной Ассамблеи. Главным объектом заботы ЮНИСЕФ стали миллионы детей развивающихся стран, страдающие от недоедания, болезней. В 1965 г. ЮНИСЕФ была присуждена Нобелевская премия мира. Главная задача ЮНИСЕФ - помощь правительствам развивающихся стран в улучшении жизни детей независимо от расовой принадлежности, вероисповедания.
1-й ведущий. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на всей территории СССР.
II. Литературно-правовая викторина Вопросы викторины:
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных
собраний. Статья 15.)
3. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)
4. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животными? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих
норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.)
5. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».) 6. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)
Ш. Дискуссия
Учитель. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача - составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка или подискуссировать на затронутую тему.
Ситуация 1
Мать. Сколько раз тебе говорить, что после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!
Сын. Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Учитель. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном? (Статья 15 Конвенции, утверждающая право на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка.)
Ситуация 2
Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, который поумнее вас.
Учитель. Как ты смеешь, Иванов, со мной так разговаривать?
Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13.)
Ситуация 3
Ведущий. Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.
Учитель. Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров. А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?
Учитель. А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.
Сидоров. А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантии международного права!
Ведущий. Разъясните, пожалуйста, ситуацию. (В ст. 28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говориться лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)
Ситуация 4
Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын. Мама, у меня завтра контрольная.
Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)
IV. Подведение итогов
3