СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧТОБЫ ДОСТОЙНО ЖИТЬ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с основными целями ООН, с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), помочь учащимся определить уровень знания своих прав и свобод

Просмотр содержимого документа
«КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧТОБЫ ДОСТОЙНО ЖИТЬ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Старооскольского городского округа



Попова М.В., классный руководитель



КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧТОБЫ ДОСТОЙНО ЖИТЬ»



У того, кто решит изучить все за­коны, не ос-

танется времени их нару­шать.

К.В. Гете

Свобода состоит в том, чтобы зави­сеть только

от законов.

Вольтер


Цели: ознакомить с основными целями ООН, с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ); определить уровень знания своих прав и свобод.


Ход мероприятия


I. Беседа по теме классного часа

Учитель. Еще в древние времена у людей возникла не­обходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступ­ником может быть государство. Долгое время в истории че­ловечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных поя­вился могущественный заступник. О правах человека начали задумываться еще в Древней Греции, где еще в VII в. до н. э. первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось множест­во новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции на­селения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после Второй мировой войны, унес­шей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя междуна­родная организация ООН.

Организация Объединенных Наций - международная орга­низация, основанная в 1945 г. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победитель­ницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи оп­ределены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллек­тивные меры по предотвращению угрозы миру...»

1-й ведущий. Давайте теперь проверим ваши знания по этой теме и ответим на некоторые вопросы. Какие основные цели у этой организации? (Мир, демократия, прогресс.)

2-й ведущий. Были у ООН предшественники? (Да. Лига Наций.)

1-й ведущий. Чем занималась ООН на протяжении сво­ей истории? (Попыталась урегулировать конфликты между странами, утверждала международные правовые документы, осуждала агрессии, заключала соглашения, решала проблемы беженцев и т. д.)

Учитель. В итоге Лига Наций оказалась неспособной пре­дотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 г. фор­мально прекратила свое существование. В годы войны главные союзные державы - США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай - предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации.

1-й ведущий. Организация Объединенных Наций за­ботится и о правах детей. Необходимость особой защиты ребен­ка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и Декларации о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.

2-й ведущий. Иногда следует принимать в отноше­нии соблюдения прав ребенка чрезвычайные меры. Для этого создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Международный чрез­вычайный фонд помощи детям ООН (ЮНИСЕФ) был создан 11 декабря 1946 г. по единогласному решению Генеральной Ассамблеи. Главным объектом заботы ЮНИСЕФ стали мил­лионы детей развивающихся стран, страдающие от недоеда­ния, болезней. В 1965 г. ЮНИСЕФ была присуждена Нобе­левская премия мира. Главная задача ЮНИСЕФ - помощь правительствам развивающихся стран в улучшении жизни детей независимо от расовой принадлежности, вероиспове­дания.

1-й ведущий. Далее ООН признала необходимым раз­работать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Кон­венция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на всей территории СССР.


II. Литературно-правовая викторина Вопросы викторины:

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и за­бавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы наруше­на, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных
собраний. Статья 15.)

3. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое суще­ство до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)

4. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запе­реть его в клетке и обращаться с ним, как с животными? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих
норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.)

5. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватыва­ет и читает письма, адресованные мальчику. Какую ста­тью Конвенции он нарушает? (Статью Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного по­сягательства на его честь и репутацию».) 6. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)


Ш. Дискуссия

Учитель. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся не­впопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача - со­ставить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка или подискуссировать на затронутую тему.

Ситуация 1

Мать. Сколько раз тебе говорить, что после 11 часов вече­ра ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын. Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Учитель. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно отве­тить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном? (Статья 15 Конвенции, утверждающая право на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка.)

Ситуация 2

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, который поумнее вас.

Учитель. Как ты смеешь, Иванов, со мной так разгова­ривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право сво­бодно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касаю­щимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть нака­занным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ива­новны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13.)

Ситуация 3

Ведущий. Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.

Учитель. Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров. А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель. А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.

Сидоров. А вы сначала докажите, а потом и к директо­ру пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновно­сти - основные гарантии международного права!

Ведущий. Разъясните, пожалуйста, ситуацию. (В ст. 28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого дос­тоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говориться лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)

Ситуация 4

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя по­суду, сходи в магазин.

Сын. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выпол­нения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Са­мообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)


IV. Подведение итогов


3