Открытый классный час в 4-б классе
Классный руководитель: Язепова Н.Н.
Тема: Чувства, настроение и характер
Цель: - формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей, развитие чувства толерантности, воспитание положительного отношения к своей жизни и к жизни окружающих;
-формировать у учащихся представление о характере;
-формировать нравственные нормы жизни.
-побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию;
-раскрыть составляющие внутреннего мира, формировать УУД:
Регулятивные УУД
-принимать и ставить познавательную задачу;
- развитие самосознания обучающихся, умений и навыков самоанализа, рефлексии;
- способствовать личностному росту.
Познавательные УУД
-осуществлять поиск информации, из рассказа учителя, из материалов презентации, личного опыта обучающихся.
Коммуникативные УУД
- строить речевое высказывание в устной форме;
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
-осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные УУД
- расширять представления обучающихся о нравственно-духовных качествах человека;
-пробуждать в детях добросердечное и уважительное отношение к окружающим их людям;
-воспитывать стремление к внутреннему самосовершенствованию;
- способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка, его индивидуальных качеств.
ИКТ: мультимедийный комплекс.
Ход классного часа
Организационный момент
Учащиеся и учитель становятся в круг, берутся за руки и говорят друг другу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:
1.Обращение по имени.
2.Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
3.Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.( Дети рассаживаются на свои места)
Вступительное слово учителя:
-Как вы думаете, почему мы с вами наше общение начинаем с комплимента? (В результате беседы делается вывод – Чтобы у всех в начале занятия было хорошее настроение).
-Расскажите, что для вас значит хорошее настроение? Что вы чувствуете, когда у вас хорошее настроение? – На что похоже ваше хорошее настроение?
-Попробуем пронести его через всё наше занятие.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня классный час я хотела бы начать с такого вопроса: Как вы считаете, что такое чувство?
Чувство – это интуитивное, неосознанное ощущение чего-либо.
- А как вы считаете, может ли прожить человек без чувств?
Конечно нет. Так вот мы сегодня с вами поговорим о чувствах человека. Какие чувства испытывают люди, и какие действия нужно предпринимать, когда мы испытываем то, или иное чувство? Но не только о чувствах мы будем говорить.
Тема нашего классного часа: «Чувство, настроение и характер» ( 1 слайд)
Введение в тему.
1)Органы чувств и внутренние ощущения
- Итак, разберемся, что же такое чувство человека.
Чувство – это подсознание человека, какое-то его ощущение.
У вас на столах лежат разные предметы. Пожалуйста, посмотрите на них и опишите их. Какие они? (резиновые, пластмассовые, разноцветные) Через какое чувство вы это поняли? – Через зрение.
А теперь возьмите их в руки. Что вы можете мне сказать про эти предметы. Какие они? (мягкий, шершавый, гладкий, твердый)
Как вы это поняли? – Почувствовали руками.
Чувство, при помощи которого мы ощутили качество предмета, называется осязанием.
Мы с вами посмотрел на эти предметы и потрогали их. Мы использовали зрение и осязание.
А сейчас пожалуйста один желающий выйдет ко мне. Я завязываю ему глаза и прошу ответить. Какой запах он чувствует?
(дольки мандарина или апельсина. Ребенок должен сказать какой запах он чувствует).
Пожалуйста, а теперь попробуй. Что ты можешь сказать. – Вкусно, кисло.
Скажите какие чувства испытал ваш одноклассник. – Чувство вкуса и запаха.
Правильно. А когда вы слушаете, когда вам учителя что-то говорят, какое чувство используется в тот момент – Слух.
(Слайд 2 )
Итак, существует 5 физических чувств человека. Зрение, осязание, обоняние, вкус и слух.
Но, помимо физических чувств есть еще и другие чувства.
(Слайд 3 )
- Что вы можете сказать о людях, которые чего-то боятся? (- Страх)
(Слайд 4 )
- Какие чувства испытывает человек, выигравший приз? (- Радость)
(Слайд 5 )
-Что чувствует человек, которому очень плохо, у него плохое настроение? (- Грусть)
(Слайд 6 )
- Какое чувство испытывает ребёнок, которому пообещали что-то , но не выполнили?(- Обида)
(Слайд 7 )
- Какое чувство испытывает человек, которому рассказали что-то смешное?
(- Смех)
Итак, чувство – это не только физическая способность ощущать предмет, его запах, форму и цвет, но это еще и наше внутреннее состояние. Весело нам или грустно, страшно или спокойно.
Реакция человека на различные воздействия проявляется в виде эмоций. Это могут быть эмоции возбуждения и спокойствия, удовольствия и неудовольствия, радости и злости и многие другие.
Положительные эмоции, такие как любовь, признательность, понимание, восхищение дарят человеку радость и здоровье. А отрицательные эмоции в виде проявлений гнева, ненависти, обиды, страдания приносят человеку душевную боль.
2)ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ, ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ
Сейчас вам необходимо распределить слова по группам:
Ненависть
Грусть
Вина
Злость
Зависть
Жадность
Обида
Ужас
Страх
Любовь
Доброта
Радость
Удовольствие
Щедрость
Уверенность
Скромность
Веселье
Молодцы, ребята, все эмоции и чувства вы расположили верно. Посмотрите еще раз и запомните, какие чувства и эмоции помогают нам в жизни и являются нашими внутренними друзьями, а какие - врагами.
(Хором читаем только положительные эмоции).
4.Физминутка в виде игры
Игра «Раз, два, три …покажи».
- Давайте поиграем. Я вам буду давать команды:
1) - раз-два-три, как я испугался, покажи. (Вы должны показать на лице и своей позой страх.)
2) -раз-два-три, как я удивился, покажи. (Мимикой и пантомимикой показать удивление).
3) - раз-два-три, как я обиделся, покажи. (Показать обиду).
4) - раз-два-три, как я загрустил, покажи. (Изобразить грусть).
5) - раз-два-три, как я веселюсь, покажи.
Молодцы!
3) Характер
- Мы все разные, но в тоже время у нас мнoгo общего. Oчень легко отличить человеческие существа от животных или каких-либо других предметов. В самом деле, вы никогда не перепутаете ребёнка с кoтoм или мячом. Похожи люди друг на друга формой своего тела. Мы пoхожи друг на друга, но не oдинаковые.
- Чем же мы oтличаемся? (ответы детей).
- У нас есть как внешние отличия (рост, вес, цвет глаз, волос и т.д.), так и “внутренние”.
- Что это за “внутренние” oтличия? Пoчему один человек добрый, а другой – не очень; один жадный, а другой щедрый? (ответы детей).
- Это прoисходит потому, что у каждого из нас свой характер. А дoбрoта, щедрость, жадность – это черты характера.
- Какие ещё черты характера вы знаете? (ответы детей упрямство, хитрость, аккуратность, храбрость ).
Кто у нас в классе самый весёлый? непoслушный? честный? вoспитанный? храбрый? ответственный?
4) Региональный компонент.
- А у казаков в основе характера была двойственность. ( Сообщение учащихся)
1.Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни.
2.Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон
5. Каков твой характер
- Характер, словно цветочный букет, состоит из множества черт характера. Сколько их? Психологи подсчитали: около 1300, т.е., составляя словесный портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств. (Слайд 8)
ВОЗМОЖНЫЕ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА |
находчивость | рыцарство | упрямство |
доброта | наличие фантазии | неряшливость |
умение прощать | смелость | капризность |
искренность | опрятность | несдержанность |
честность | умение любить | зазнайство |
благодарность | аккуратность | хитрость |
чувство меры | настойчивость | медлительность |
скромность | великодушие | обманчивость |
гордость | ум | обидчивость |
вежливость | общительность | жадность |
уважительность | трудолюбие | робость |
хороший вкус | терпеливость | эгоизм |
простодушие | мужество | лень |
отзывчивость | воля | предательство |
верность | смекалка | трусость |
чуткость | коммуникабельность | забывчивость |
доверчивость | исполнительность | пугливость |
заботливость | пунктуальность | неусидчивость |
усидчивость | отвага | грубость |
щедрость | воображение | грусть |
справедливость | любознательность | беспечность |
милосердие | храбрость | подозрительность |
Задание 1-Подумайте и отметьте каждый для себя:
-Какие из перечисленных свойств характера ты отмечаешь у себя?
Задание 2
-Напиши, какие черты характера тебе мешают, а какие помогают.
( работа в паре)
I группа слов | II группа слов |
| |
-Какой столбик оказался больше?
- На самoм деле, разделение людей на плoхих и хoроших бывает тoлько в сказках. Все люди имеют в себе прямо противoположные качества. Они не просто живут рядом. Эти качества сражаются. Например, честность и ложь; жадность и щедрость; лень и трудолюбие; зависть и дoброжелательность. – (Приведите свои примеры из сказок).
6. Заключительное слово классного руководителя.
«Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу» – так гласит народная мудрость.
- Сейчас, пока ещё у вас не сфoрмирован, не окреп характер, идёт неравный бой: плохие и глупые поступки совершаются сами по себе. А хорошие – требуют усилий. Надо воспитывать в себе лучшие качества личности. И смотря, какие черты будут преобладать в вашем характере, о вас будут говoрить ‘хороший человек’ или “плохой человек”.
7. Рефлексия.
-Может ли изменяться у нас характер?
-Что для этого нужно (желание и воля)?
-Могут ли изменить твой характер папа, мама и другие люди без твоего желания?
-Как вы можете изменить свой характер?
8.Итог занятия:
- С какими понятиями вы сегодня познакомились? (Чувство, настроение, характер)
- Продолжите предложение:
«Сегодня я узнал…».
«Мне было трудно...»
«Мне было интересно, потому что…».
«Теперь я знаю…».
«Теперь я буду…».
«Больше всего мне понравилось…».