Классный час
Тема: День космонавтики
Цели:
Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.
Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.
Прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Ход классного часа
- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.
Чудо-птица, алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. (ракета)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто, скажите это? (космонавт)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космосе, о космонавтах.
- Кто из вас знает, какой праздник сегодня отмечается?
- Правильно, День космонавтики.
А сейчас мы с вами поговорим о освоении космоса.
- Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.
Эстафету у Циолковского принял С.П. Королев.
Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.
- Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.
- Как он называется? (Луна)
- Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.
- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? (Дети отвечают)
Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
А теперь давайте отгадаем загадки.
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.
Ответ: Космос
Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью светит.
Круглолица и бледна,
Среди звезд всегда одна.
Ответ: Луна
Спутник у неё Луна,
Вокруг Солнца вращается,
Притяженьем обладает,
Как планету называют?
Ответ: Земля
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите …
Ответ: Спутник
- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.
Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. Их звали Белка и Стрелка.
Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.
На них надели специальный скафандр, и ракета отправила их в космос. О здоровье собак ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Все они возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?
- Юрий Алексеевич Гагарин.
- 12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.
- Ребята, а кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр)
- А теперь посмотрите на космический корабль «Восток» и на современную космическую станцию «Мир». Они отличаются и по размеру и по устройству.
Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Вывод учителя: Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.
А что они там делают?
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.
- Космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за крылья? Для чего они нужны?
Крылья космической станции – это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.
А сейчас давайте попробуем сделать ракету своими руками из бумаги.
Теперь давайте поговорим и о других космонавтах..
Первый суточный полет человека вокруг Земли Германа Титова.
Полет продолжался 1 сутки 1 час 18 минут, после чего спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку.
- Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А кто первая женщина космонавт?
– Валентина Терешкова.
Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, она 48 раз облетела вокруг планеты, а общая продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут.
Первый выход в космос был совершен Леоновым Алексеем Архиповичем. Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м.
Нил Армстронг (1969г.) – американский астронавт, первым высадился на Луну. Это продлилось 2 часа 31 минута 40 секунд.
Вы хотели бы побывать в космосе? Чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, находчивыми, как все космонавты. Готовы ли вы пройти испытания?
Давайте проверим вашу сообразительность. Кто быстрее из букв составит слово. (В конверте - разрезные буквы. Выложить слово «космонавт». Дети составляют слово из букв.)
Следующий конкурс «Космический словарь». По цепочке назовите как можно больше слов на тему «космос».
А сейчас мы разгадаем с вами ребусы про космос.
Далёкие звёзды в небе горят,
Зовут они в гости разных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас –
И вот мы к полёту готовы сейчас.
Скомандует диктор: «Внимание - взлёт!»
И наша ракета помчится вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Хотим мы с тобой подружиться, Луна.
Чтоб ты не скучала всё время одна.
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть.
Сумеем в пути и к тебе заглянуть.
Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым смелым будет наш
Весёлый, дружный экипаж!
Молодцы!! Вы прошли все испытания и теперь готовы к полёту в космос
Заключение
А теперь давайте подведём итоги.
Кто был первым человеком, полетевшим в космос?
Как называется естественный спутник нашей планеты?
Как звали собак которые полетели в космос?
На каком космическом корабле летал Гагарин?
Как звали первую женщину, которая полетела в космос?
Как называется костюм у космонавта?
Что вы нового узнали сегодня на классном часу?
Учитель школы:
Методист:
Оценка:
Методические рекомендации:
К о с м о н а в т
К о с м о н а в т