СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "День Космонавтики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час позволяет расширить представления обучающихся об истории освоения космического пространства, истории отечественной космонавтики.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "День Космонавтики"»


Технологическая карта классного часа


Тема: «День космонавтики».

Цель: расширение представлений обучающихся об освоении космического пространства.

Задачи

Образовательные: формирование знаний об истории освоения космоса, истории отечественной космонавтики, профессии космонавта.

Развивающие: развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, наблюдательности, мышления обучающихся, умения общаться в парах и коллективе.

Воспитательные: воспитание нравственных ценностей, уважения детей друг к другу, чувства гордости за достижение человека в области освоение космического пространства, патриотизма.


Формируемые УУД:

Регулятивные: развивать умение контролировать своё поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации.

Коммуникативные: развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка, формировать умение устанавливать контакт и устанавливать взаимодействие при решении общей задачи в паре.

Познавательные: формировать умение выделять и формировать цель классного часа, формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: формировать правильное отношение к окружающим.


Оборудование: презентация, песня «Земля в иллюминаторе», викторина.








Этапы

Содержание деятельности классного руководителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД:

Мотивационный

- Здравствуйте ребята.

- Повернитесь к вашему соседу по парте, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, и мы начинаем.

Настраиваются на работу.

К: уметь вступать в диалог с учителем; слушать и отвечать на вопросы других

Основной

Звучит песня «Земля в иллюминаторе» (отрывок с песней https://www.youtube.com/watch?v=0YZ-bL1Ovio ) (1 слайд)

-Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Вы прослушали песню «Земля в иллюминаторе». Скажите, с чем она у вас ассоциируется? Какой сегодня день?

- Да, 12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики. (2 слайд)

- Ребята, скажите, какая будет тема нашего классного часа? О чем мы будем говорить? (об истории освоения космоса, истории отечественной космонавтики, профессии космонавта)

- Мы сегодня оправимся в космическое путешествие, в роли отряда юных космонавтов. Вместе с нами будет путешествовать робот «Федор», который впервые полетел в космос на корабле «Союз МС-14». Посмотрите, как Федор отправлялся в полёт. (Отрывок из видео https://www.youtube.com/watch?v=UZr6W5Fhv5E&feature=emb_logo) (3 слайд)

Но прежде, чем отправиться в космическое путешествие, вы должны получить необходимый багаж знаний.

- Ещё в далёком прошлом бездонная глубина неба, таинственный блеск звезд манили к себе людей. В своих мечтах мы давно оторвались от земли и парили в небе, как птицы. Какие летающие предметы встречаются в сказках? (Шапка-невидимка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы) (4 слайд)

- Молодцы, но это все было в сказках. В природе же волшебной силы нет. Зато есть другая сила - сила притяжения. Люди издавна завидовали птицам, им очень хотелось подняться в небо.

- Но люди всё-таки нашли способ оторваться от Земли. Они сделали большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его горячим дымом. (5 слайд) (Дальше продолжат рассказ ученики…)

- Это был воздушный шар братьев Монгольфье. В 1783 году человек впервые поднялся в небо. Но полёт полностью зависел от ветра. Это было неудобно. И тогда люди снова задумались: «Чтобы такое сделать, чтобы можно было лететь против ветра?». И придумали дирижабль (6 слайд). Но и у него были свои недостатки: он был слишком велик и летел с малой скоростью. Изобретатели продолжали думать, на чём можно подняться в небо. И придумали самолёт (7 слайд). Первые самолёты были хрупкими и неуклюжими. Они с трудом отрывались от Земли, не могли подняться высоко, летали медленно и только около аэродрома. Но прошли годы, и самолёты стали более совершенными (8 слайд).

- Как вы думаете, можно ли на самолете добраться до Луны или отправиться на другие планеты? ...

- Для этого нужен аппарат с особым двигателем. И опять задумались учёные и изобретатели: как бы создать такой аппарат? Собранная ракета оказалась очень высокой, потому что состоит она из ступеней, которые ставятся друг на друга. Их может быть 2, 3 или 4. В каждой ступени есть свои двигатели и свой запас топлива. Такую ракету, с помощью которой корабль, словно по ступенькам, поднимается в космос, предложил создать (как вы думаете кто?) Константин Эдуардович Циолковский (9 слайд). Он назвал её ракетным поездом.

- О первой многоступенчатой ракете нам расскажут ваши одноклассники…

- Первая многоступенчатая ракета в Советском Союзе была создана под руководством академика Сергея Павловича Королёва (10 слайд). Она вывела первый искусственный спутник Земли на орбиту 4 октября 1957 года. Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? Но Циолковский не сомневался, что живые существа, в том числе и человек, могут приспособиться к жизни без тяжести.

- Чтобы убедиться в этом, для полёта в космос стали готовить (как вы думаете, кого?) сначала собак. Уже второй спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту. Знаете ли вы собак, которые отправились покорять космос? Пассажира звали Лайка - это первая собака, которая отправилась в космическое пространствоНо первыми собаками, которые вернулись из космоса живыми были Белка и Стрелка (11 слайд).

- Так убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы непродолжительное время. Но что они при этом чувствуют? Плохо им или хорошо? А главное, можно ли работать в космосе? На все эти вопросы мог ответить только человек, побывавший на орбите.

- И вот 56 лет назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества (12 слайд). В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток» с первым космонавтом (кто это был?) Юрием Алексеевичем Гагариным (13 слайд). Эхо космического старта прокатилось по всей планете, вызывая восхищение и гордость. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества. Впервые житель планеты «Земля» устремился к звездам (14 слайд). Впервые человек в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин сделал виток вокруг земли, и этот полет открыл новую эру – эру полетов человечества в космическое пространство.

- Как вы думаете, сколько продолжался полёт? Всего 108 минут продолжался его полёт, но Гагарин был пионером, значит, первым, кто доказал, что человек может работать в космосе. С тех пор 12 апреля стало Днём космонавтики.

- Ребята, как вы думаете, какие объекты названы в честь Юрия Гагарина?

Именем Гагарина названы: (15-17 слайд)

  • Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин»,

  • Город Гагарин (бывший Гжатск),

  • Кратер на обратной стороне Луны,

  • астероид №1772,

  • Площадь в Москве, где стоит памятник космонавту,

  • Кубок Гагарина, главный трофей новообразованной Континентальной хоккейной лиги (Гагарин был большим хоккейным болельщиком).

  • Во многих городах существуют улицы, проспекты, площади, бульвары, парки, клубы и школы имени Гагарина.

- Валенти́на Влади́мировна Терешко́ва — лётчик-космонавт СССР, первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. (18 слайд)

- Вы хорошо слушали и отвечали на вопросы, робот Фёдор узнал много новой и полезной информации. А теперь мы немного отдохнем и поиграем. (19 слайд)

- Ребята, сегодня у нас будут соревноваться три космических экипажа. 1 экипаж – 1 ряд, 2 -2 ряд и 3- 3 ряд. Выберите капитана вашей команды и придумайте название. Наше космическое путешествие будет в форме викторины.

В викторине будет 5 этапов:

1. Ответить на вопрос да или нет

2. Правильно ответить на поставленный вопрос

3. Игра «Кто есть кто?»

4. Выбрать правильный вариант из предложенных.

5. Решить филфорд


- За каждый правильный ответ команда будет получать звезду. В конце мы определим победителя путем подсчета звезд. И… поехали!


1 этап: Ответить на вопросы ДА или НЕТ (20 слайд)

  1. Предположение о том, что Земля имеет форму шара, первым высказал древнегреческий ученый Пифагор? (Да)

  2. Солнечную систему образуют девять планет? (Да)

  3. Солнце - это звезда? (Да)

  4. Только Земля имеет спутник? (Нет)

  5. Звезды - это небесные тела, которые светят отраженным светом? (Нет)

6. Самая маленькая планета Солнечной системы - Меркурий? (Нет)


2 этап: Вам нужно правильно ответить на вопрос. (21 слайд)

  1. Первый летчик-космонавт. (Юрий Гагарин)

  2. Первая женщина-космонавт. (Валентина Терешкова)

  3. «Дом отдыха» самолетов. (Ангар)

  4. Удар самолетом по самолету противника. (Таран)

  5. Самолет-стрекоза. (Вертолет)

  6. С него начинается дорога в космос (Космодром)

  7. Кто такие: Белка и Стрелка. (собаки, полетевшие в космос)

  8. Движущееся небесное тело с головой и хвостом. (Комета)

  9. Как по-другому можно назвать солнце? (Светило)

  10. Отечественный космический корабль или сторона света. (Восток)


3 этап: Игра «Кто есть кто?» (22 слайд)

Вам необходимо верно установить кто изображён на каждом из фото. Внимание! В вариантах ответов имеются лишние фамилии. Варианты ответов (есть лишние ответы):

А) В.В. Терешкова (1)

Б) Г.С. Титов (4)

В) Е.В. Кондакова 

Г) Ю.А. Гагарин (2)

Д) А.А. Леонов (3)

Е) С.Е. Савицкая (5)

Ж) А.Г. Николаев 

4 этап: Выберите правильный вариант ответа. (23-25 слайд)

1. Какая самая маленькая планета Солнечной системы?

А) Марс;

В) Земля;

С) Плутон.


2. К какому классу небесных тел относится Солнце?

А) Планетам

B) Звездам

С) Кометам

D) Космическому мусору


3. Кто из героев древних мифов впервые преодолел силу земного притяжения и полетел?

А) Икар

B) Геракл

С) Мальчик-с-пальчик

D) Минотавр


4. Что сказал Гагарин в первую секунду полета?

А) Поехали!

B) Полетели!

С) Наконец-то!

D) Хочу домой!


5. Как фамилия космонавта, впервые осуществившего выход в открытый космос в 1965 году?

А) Армстронг

B) Гагарин

С) Леонов
D) Титов


6. Какое из этих созвездий не является зодиакальным?

А) Лев

B) Орион

С) Скорпион

D) Козерог.


7. Как назывался летательный аппарат, который называли «нашим ответом американскому Шаттлу»?

А) Буран

B) Уран

С) Протон

D) Энергия.


8. Сколько звезд в Солнечной системе?

А) Одна

B) Две

С) Три

D) Не сосчитать.


9. Почему сначала в космос запускали зверей, а не сразу человека?

А) Чтобы лучше узнать действие космоса на живой организм

B) Никто не хотел туда лететь

С) Собак не жалко

D) Денег не было


10. Как звали первую женщину-космонавта?

А) Терешкова

B) Мариванна

С) Жанна Д'Арк

D) Ксения Собчак.


11. Эта планета была открыта американским ученым Клайдом Томбо лишь в 1930 году; а несколько лет назад астрономы всего мира исключили ее из Солнечной системы?

А) Нептун

B) Сатурн

С) Меркурий

D) Плутон


12. Что в переводе на русский означает слово «планета»?
А) Круглая

B) Блуждающая

С) Большая

D) Космическая


5 этап: Решить филворд. (26 слайд)

Нужно найти слова: Космос, Стрелка, Белка, Королёв, спутник, Байконур, космодром.

- Ребята, молодцы. Везде и всюду успеваете. Робот Фёдор за вами наблюдал и сказал мне, что вы, наверное, будущие космонавты. Но все же давайте подведем итоги, посмотрим и подсчитаем количество звездочек, полученных каждой из команд.

Итак, у нас получились равные результаты. Поздравляю вас всех! Молодцы!

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.













































































































Принимают участие в викторине

К: уметь вступать в диалог с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

П: построение логической цепи рассуждений.

Л: осознанность учения, адекватное реагирование на трудности, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Р: проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция

Рефлексивно-

оценочный

Вот и завершается наше космическое путешествие.

О чём же мы с вами говорили?

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

- Ребята, дорога в космос начиналась с мечты, эта мечта исполнилась для всего человечества. И первой в мире в освоении космоса была наша страна! 

(Чтение стихотворения) (27 слайд)

— Вот звёздное небо! Что видно на нём?
— Звёзды там светят далёким огнём!
— Только ли звёзды на небе сияют?
— Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
— Как так блуждают? Дороги не знают?
— Нет! Это кажется, будто блуждают!
Все они — Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
И вместе с ними планета моя –
Та, что зовётся планетой «Земля»,
Та, на которой живём ты и я!


- Ребята, оцените свою деятельность на занятии и ответьте на вопросы. (28 слайд)

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- У меня получилось…

- Ребята, вы молодцы! Спасибо за занятие! До новых встреч!

Подводят итоги классного часа. Отвечают на вопросы.





















Оценивают свою деятельность.

Л: уметь делать самооценку на основе критериев.

П: рефлексия способов условий действий.

К: уметь вступать в диалог с учителем; слушать и отвечать на вопросы других.


Куратор:

Черемискина Светлана Борисовна _______________

Классный руководитель:

Курлова Светлана Николаевна __________________

Отметка ______________________________________