«Урок Победы» «Подвигу жить веками!»
Эпиграф
— Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.
— Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.
— Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.
— Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.
— Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену.
— Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов.
— Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
— Всем тем, кто ушел в бессмертие, и тем, кто победил,
ПОСВЯЩАЕТСЯ
Цель: провести торжественную встречу с учащимися.
Задачи: Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края;
формировать познавательный интерес учеников, привлекать детей к выполнению творческих заданий, используя различные источники информации;
стимулировать ведение поисково — исследовательской работы учеников по изучению исторического прошлого украинского народа.
Развивать личностное отношение ребёнка к истории своей семьи, своей страны, расширять словарный запас учеников.
Воспитывать чувство патриотизма и национального самосознания, формировать патриотическое чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны.
Воспитывать у детей чувство патриотизма, дух нации, любовь к Родине на примере подвигов наших соотечественников, совершенных в годы Великой Отечественной войны; гордость за величие наших предков.
Воспитывать желание изучать историю России, беречь её традиции, переживать о будущем страны, утверждать гуманистическую мораль, формировать общечеловеческие ценности.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Поздравление детей с новым учебным годом
II. Беседа. Из истории праздника 1 сентября
- Добрый день, дорогие ребята! Закончились летние каникулы. Каждый из вас с нетерпением ждал, когда можно будет вернуться в родную школу! Сегодня день особый.
- Сегодня праздник – День знаний, посвящен началу нового учебного года. Этот праздник всех и каждого: от мала до велика. И нет в нашей стране человека, которого бы он не касался. Все области жизни, все возрасты покорны могучей силе.
- Какой силе? (Силе знаний)
- Знания открывают, изменяют мир и его историю, заставляют нас делать новые и новые открытия. Это помогает человеку выбрать верный путь в жизни.
- Взволнованы Вы, я, родители, учителя, ведь именно сегодня вы поднимаетесь на следующую ступень и становитесь третьеклассниками. Этот год принесет вам свои удачи и неудачи. Так путь этот год будет для вас добрым и творческим.
- Что же нужно, что бы он был таким? (терпение, упорство, регулярные занятия).
- За лето вы сильно выросли из тех малышей, которые сегодня впервые торжественно переступили порог нашей школы. Будьте же им примером во всем: учебе, спорте, поведении.
- Знаете ли вы историю праздника 1 сентября?
- Учёные считают, что истоки праздника уходят вглубь времён. Вы знаете, что христианство пришло к нам из Византии в 988 году, и византийские богословы предполагали, что Бог начал создавать мир именно 1 сентября.
В древности славянские землепашцы именно в это время отмечали Новый год и неслучайно, ведь осенью заканчивается полевая страда.
В ХV веке Иван Грозный объявил 1 сентября официальным государственным праздником новолетия.
А вот в 1700 году Пётр Первый издал указ, по которому новый год был перенесен на 1 января. На какое-то время день 1 сентября был забыт.
Единое начало учебного года было введено в СССР в 1935 году. А 1984 году был издан указ, в соответствии с которым 1 сентября официально стал праздником - Днем Знаний.
Сейчас 1 сентября - это праздничный день для всех учителей, школьников, студентов и их родителей. И я поздравляю вас с этим замечательным днем.
На доску выписано:
Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли. Нам нужен мир навеки! Навсегда!
Слово МИР имеет несколько значений:
МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны.
Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.
Ларец Мира Дружба, земля, собрание, круг, общество, покой, согласие, спокойствие, беседа, бездействие, ассоциация, братание, братство, Вселенная, гармония, доброжелательность, тревога, насилие, дружелюбие, террор, единение, единодушие, единство, землячество, ненависть, лад, лига, любовь, общение, перемирие, побратимство, свет, совет, соглашение, солидарность, сообщество, зло, лень, равнодушие, забота, справедливость, обида, жизнь, труд.
Положите в ларец близкие вам слова о мире.
Для нас мир — повседневная реальность. На наших улицах спокойно, вы, ребята, ходите в школу. Там, где устои общества прочны, бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться. Но всем ли детям на Земле живется хорошо и радостно? Для многих людей в современном мире спокойная жизнь — не более чем сказочная мечта, многие ребята страдают, у них нет семьи и очень много печали. Для них-то и существует день Мира.
Ребята, а почему первый урок нового учебного года еще посвящен борьбе за мир?
– Много уроков извлекли из нее народы, но главным из них – что против войны нужно бороться, пока она не началась.
Первый Международный день Мира был проведен в сентябре 1982 года.
А с 2002 года Международный день мира отмечается 21 сентября как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. Этот день призывает людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.
Одним из наиболее известных символов мира является голубь. Этот символ возник после Второй мировой войны. Для Первого Всемирного конгресса сторонников мира, который состоялся в 1949 году, эмблему «Голубь мира» нарисовал Пабло Пикассо. На эмблеме изображен белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.
Для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами в 1945 году, после окончания Второй мировой войны, создана международная Организация Объединенных Наций. Главной задачей ее деятельности является защита и сохранение мира во всём мире.
Не все страны живут дружно. Бывает, что одно государство начинает войну против других, захватывает чужие земли.
Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. За время своей истории Россия много раз участвовала в освободительных войнах, боролась с врагами, посягавшими на ее свободу и независимость.
Мир необходимо сохранять
Мир необходимо укреплять
Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Русскому оружию, русскому воину-защитнику Отечества посвящен один из дней года. Вся страна с гордостью и уважением к воинам отмечает 23 февраля, чествуя ратных и мужественных солдат минувших, настоящих и будущих времен. Долг защиты своего отечества – это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны – Конституции Российской Федерации: защита Родины – долг каждого гражданина.
Мы живем в прекрасной стране, в прекрасное время. Небо над нашей страной мирное. И это – счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете!
Теперь наш долг – помнить о том, что миллионы людей продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость, шли на смерть, чтобы мы с вами жили в мире.
В 2019 году наш народ праздновал 74 годовщину великой Победы. Сегодня мы мысленно вернемся в прошлое нашей страны.
Учитель: У каждого народа есть славные воинские победы во имя Отечества, память о которых передается из поколения в поколение. За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками.
На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт (договор) о ненападении, фашистская Германия напала на советскую землю. Самолеты бросали бомбы на мирные советские города, немецкая авиация атаковала аэродромы, и многие наши самолеты даже не смогли взлететь. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Весь советский народ поднялся против фашистов. За годы войны сотни тысяч жителей были призваны в армию. Это были русские, чуваши, татары, ингуши, чеченцы, дагестанцы и представители других национальностей, проживающих на территории Советского союза. Многие из них погибли в жестоких боях, но они до конца выполнили свой долг. Они сражались и погибали ради нас, ради того, чтобы был мир на земле, чтобы дети могли улыбаться, радоваться жизни.
У вас у всех есть семейные альбомы. Вы их часто листаете. Листая их, мы видим старые фотографии наших прабабушек и прадедушек. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Именно они отвоевали долгожданную победу. Кто из вас может назвать родственника, участника войны?
(ответы учащихся).
Звучит песня «Журавли».
С первых дней Великой Отечественной войны каждый сознательный житель Дагестана, как и всего Советского Союза, считал священным долгом и делом чести служить Родине. Только в первые четыре дня войны (с 22 по 26 июня 1941 г.) в военкоматы Дагестана поступило более 3350 заявлений добровольцев, в том числе 677 от женщин, с просьбой отправить их на фронт. Заявления с такой просьбой подавали не только отдельные патриоты, но и целые семьи. А.Абдулгамидов из аула Урхучимахи Акушинского района отправил на фронт 12 сыновей и внуков. Т.Тагирова из сел. Ахты проводила на фронт семерых сыновей. У Эфендиевых из сел.Кумух пятеро защищали Родину, причем один из них был начальником политотдела дивизии, затем командиром полка. Шестеро братьев Исмаиловых из сел.Кака Ахтынского района, четверо мужчин из семьи мегебца И.Гаджиева воевали с врагом. Погибли четверо мужчин из семьи Шейхомаровых из Гунибского района, столько же погибло на фронте из семьи Ахмеда Галимова из аула Усуг Курахского района. Из семьи М.Магомедова (Ахвердимагомед) из сел. Арчо Ахвахского района на фронт отправились семеро братьев, из них пятеро погибли. Из пятерых братьев Абдулмеджидовых четверо погибли на фронте. В Дагестане почти не было семьи, из которой не отправились бы на фронт мужчины защищать независимость Родины. Заявления с просьбой отправить добровольцами на фронт поступали на протяжении всей войны. В суровые дни 1942 г., когда гитлеровские орды подошли вплотную к границам Дагестана, более 15 тысяч дагестанцев добровольно вступили в ряды Красной Армии.
Сегодня, мы познакомимся с дагестанцами, которые получили звание Героя Советского Союза.
Гаджиев Магомет Имамутдинович. с.Мегеб, ныне Гунибского р-на. Даргинец. Командир подводной лодки. Звание Героя получил в октябре 1942 г. посмертно. Первый Герой Советского Союза из Дагестана.
Амет- хан Султан(1920)-г.Алупка, Крым. Лакец. Ком. эскадрильи. Звание Героя получил в августе 1943 и июне 1945 гг.
Абдулманапов Магомед-Загид (1924)–с.Карата Ахвахского района. По национальности каратинец. Окончил 7 классов. Зам. командира саперного отделения. Звание Героя получил посмертно в 1944 году.
Абдулмеджидов Ахмед Дибирович(1923)- с.Моксоб Чародинского района. Проживал в сел Цуриб того же района. Аварец. Рядовой. Автоматчик батальона пехоты. Звание Героя получил посмертно в апреле 1945 г.
Алиев Саид Давыдович (1017)- с.Урада ныне Гунибского р-на. Аварец. Стрелок. Февраль 1943 г.
Нурадилов Ханпаша Нурадилович – Родился в 1920 году в селе Минай-Тогай (ныне село Гамиях Новолакского района республики Дагестан). Чеченец. Командир пулемётного взвода 17-го гвардейского кавалерийского полка 5-й гвардейской кавалерийской дивизии Сталинградского фронта, гвардии сержант.Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Одним из населённых пунктов нашего края, который славится своими героическими сыновьями, является селение Карланюрт Хасавюртовского района. Почти всё взрослое мужское население села отправилось воевать с врагом. Подвиг отцов и дедов трудно понять и достойно оценить, настолько он велик. Чтобы представить, как воевали и чем жертвовали солдаты, вспомним о доблестном карланюртовце Герое Советского Союза Э.Б. Джумагулове. Сельчане его уважительно называют «Герой Эльмурза» или просто «Герой». Эльмурза Биймурзаевич родился в Карланюрте Хасавюртовского района. Он был призван в ряды Красной армии в 1940 году Хасавюртовским райвоенкоматом. Попал он в 20-ю танковую дивизию 9-го механизированного корпуса генерал-майора К.К. Рокоссовского. Выучился на механика-водителя танка Т-26. На этой должности его и застало начало Великой Отечественной войны.
Но подробнее мы поговорим о герое ВОВ Акаеве Юсупе Абдулабековиче.
Акаев Юсуп Абдулабекович – командир 2-й авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка 11-й штурмовой авиационной дивизии военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, капитан. Родился 14 августа 1922 года в городе Буйнакск (Дагестан) в крестьянской семье. Кумык. Окончил 7 классов. Работал учителем. В 1941 году окончил юридическую школу. В Военно-Морском Флоте с 1941 года. В 1942 году окончил военно-морское авиационное училище. На фронте с сентября 1943 года. Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском (с 1973 года – город-герой). Командир 2-й авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка (11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) капитан Юсуп Акаев к июлю 1944 года совершил сто четыре боевых вылета, уничтожил восемнадцать различных кораблей, три паровоза, одиннадцать танков и много другой боевой техники противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Акаеву Юсупу Абдулабековичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4332). С 1948 года майор Акаев Ю.А. - в отставке. Скончался 19 ноября 1949 года, на 28-м году жизни… Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Памятник Герою установлен около Буйнакского педагогического училища. Имя Героя Советского Союза Ю.А. Акаева носят школа № 1 в городе Кизилюрт и совхоз в селе Учкент Буйнакского района Дагестана.
Сегодня мало осталось тех людей, кто воевал, кто жил и работал в тылу. Это наши ветераны. Именно им мы обязаны тем, что живем мирно и счастливо, в такой прекрасной стране. Они завоевали нам мирное небо.
Подведение итогов классного часа:
Дорогие ребята! За 2 года, что вы проучились в школе, вы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете.