СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "День смеха" для 5 класса.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: удивить, рассмешить, развлечь, показав, что в различных видах

искусства очень  много смешного, весёлого и  озорного.

Задачи: рассказать, какие «смешные» рецепты ( способы) применяют композиторы, художники, литераторы для того, чтобы повеселиться и повеселить. Научить различать добрый и злой смех. Эмоционально развивать детей.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "День смеха" для 5 класса.»

Классный час на тему «День смеха»

Ружникова Ирина Александровна

Учитель музыки МОУ СОШ №7 имени Героя РФ С.Н. Мельникова г.о. Жуковский МО


Цели: удивить, рассмешить, развлечь, показав, что в различных видах

искусства очень много смешного, весёлого и озорного.

Задачи: рассказать, какие «смешные» рецепты ( способы) применяют композиторы, художники, литераторы для того, чтобы повеселиться и повеселить. Научить различать добрый и злой смех. Эмоционально развивать детей.

Ход мероприятия.

Всем известно, что существует особое «лекарство» от дурного настроения--это улыбка и смех. Вот, например, кто устоит и не засмеётся, услышав стихотворение Д. Хармса о «Весёлом старичке»?


Жил на свете старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха, да хе-хе-хе, хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе, динь-динь-динь, да трюх-трюх!»


Раз, увидя паука, страшно испугался.

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

«Хи-хи-хи, да ха-ха-ха, хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га, го-го-го, да буль-буль!»


А увидя стрекозу, страшно рассердился.

Но от смеха на траву так и повалился.

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу, го-го-го, да бах-бах!

Ой, ребята, не могу! Ой, ребята, ах-ах!»


*На доске картинка с изображением весёлого старичка--гномика.


Вот вы и засмеялась! А вы заметили, что в стихотворении старичок сначала испугался, раздражался, а потом смеялся? Значит, смех--это «лекарство» не только от плохого настроения, а от всего дурного.


*На доске картинки детей с добрыми, улыбающимися лицами.


Скажите, а может ли жадина, злюка, завистник, злобный человек улыбаться и шутить?


*Вот, например, такой злой, криво улыбающийся человек (на доске)


Наверное, может. Но у таких людей чаще бывает злая радость, злая улыбка.

В каких случаях они могут зло улыбаться? (насмехаясь над кем--то)


*Помните, как Кай в «Снежной королеве» злобно смеялся над розами и бабушкой, когда сердце его превратилось в льдинку? А ведь сколько шуток, забав, улыбок дарил он Герде и всем окружающим до того, как опал в плен к Снежной королеве! ( показать фрагмент из сказки «Снежная королева»)


*А вот ещё два героя--два волшебника (два портрета на доске)

Добрая волшебница Сирень из «Спящей красавицы». Какая она красивая, светлая, нежная, добрая. Как она оберегала Принцессу от зла!

Злая волшебница Карабос хитростью сумела погубить Принцессу даже в замке, где родители спрятали её (слушаем Вступление к балету«Спящая красавица»).


*Изображение Синьора Скерцо на доске в старинном наряде, в парике, из 17в.


Скерцо в переводе с итальянского языка означает «шутка». Значит, перед нами Синьор Шутка! Вернее Синьор Шутник! Он расскажет нам несколько историй. И помогут ему композиторы, поэты, художники и даже клоуны. Это всё остроумные люди. Они могут говорить на серьёзные темы, но могут и от души смеяться. Давайте встречать гостей.


*Вот улыбающийся Д.Хармс, С.Прокофьев, В.Моцарт, Л.Бетховен--все те, кто сегодня будут нас веселить.


Итак, конкурс юмористов начинается и они могут развеселить даже самых угрюмых и неподдающихся смеху.


Рецепт№1

Вы заметили, что медленно смешные истории рассказывать невозможно, только быстро. Даже хочется тараторить , кричать и перебивать друг друга.


*Вот. например, к нам пришла девочка--болтунья. (Заранее подготовленная ученица читает стихотворение «А что болтунья Лида--мол, так это Вовка выдумал», читает очень быстро, тараторя).

*Вам было смешно? А теперь послушайте песню композитора С.С. Прокофьева на эти стихи.


Такой же способ рассмешить нас использует В.А. Моцарт в опере «Свадьба Фигаро», где много смешных, комедийных ситуаций, розыгрышей. Вот уж где суета, беготня, пугалки (неожиданные громкие аккорды), кричалки

( призывные мотивы ), хохоталки (россыпь быстрых звуков). Иногда даже не разберёшь, чего больше: весёлых догонялок или хохоталок!

*Звучит Увертюра к опере Моцарта «Свадьба Фигаро».

*А вот пьеса для фортепиано С.С. Прокофьева «Пятнашки»

В ней: то ли догонялки, то ли хохоталки, а может быть и то и другое--игра и смех одновременно. Прямо как в скороговорке: «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали, да играли: ха-ха-ха-ха-ха!»


Рецепт №2

Вот ещё один способ вызвать смех. Сейчас вы услышите самый настоящий хохот в музыке и сделает это король музыкальных инструментов--орган. Он так устроен, что может подражать человеческому голосу, любому музыкальному инструменту и даже изображать настоящий смех.

*Звучит «Смех» органа.


Рецепт №3

А сейчас вы услышите самый настоящий «музыкальный хохот» композитора

Л. Бетховена. Он решил подсмеяться над старинным танцем 17в. --Менуэтом.

Как? Всего лишь изменив скорость музыки! Пышные наряды, обилие украшений, драгоценных камней, оборок, бантиков, тяжёлые парики--всё это заставляло танцоров танцевать медленно и манерно. В своей Первой симфонии , во 2 части Бетховен сочинил быстрый, даже стремительный Менуэт. Попробуй--ка потанцуй его в длинных платьях и париках. Есть даже отрывистые звуки (стаккато), которые сыплются, как горошины--хохотунчики--щекотунчики.

*Звучит Менуэт Бетховена.


Рецепт №4.

Где ещё можно встретить смешное в музыке?. Конечно, в прибаутках. Сколько в них бессмыслицы, путаницы, перевёртышей, нелепиц, чепухи, небывальщины--в общем всякого озорства! Оказывается, этим тоже можно воспользоваться, чтобы рассмешить.

Народная прибаутка:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.


К. Чуковский «Путаница»:

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили.

Долго, долго крокодил

Море синее тушил.


А разве не бессмыслица в опере С.С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», в которой Принц влюбился в три апельсина и пошёл за ними на край света, не испугался даже грозного сторожа--повариху с её страшным оружием--поварёшкой.

*Звучит Марш из оперы Прокофьева .

Вы заметили, как смешно чередуются маршевые чёткие шаги и неожиданные озорные скачки?


Выводы:

Вы убедились, что музыка может быть весёлой и остроумной? Хотя некоторые думают, что классическая и народная музыка--это что-то скучное и непонятное. Нет, даже с портретов многие композиторы и поэты смотрят на нас, улыбаясь. И дарят нам в своих произведениях шутку, юмор, смех, иронию, улыбку и хорошее настроение!


Литература:

1. Клёнов А. Там, где музыка живёт. Л.,1986

2. Царёва Н.А. Уроки Госпожи Мелодии. М.,2013

3. Сборник «Народные потешки, пословицы, скороговорки» М,2001

4. Шорникова М. Музыкальная литература. М., 2016

5.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М., 1987

6. Маслова Л.П. Педагогика искусства. Новосибирск, 2000.