СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "День земли" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "День земли" 3 класс»

Шаблон конспекта планирования внеклассного мероприятия (экологическое направление)

ФИО участника
экзамена

Водолажская Юлия Сергеевна

Тема мероприятия

День Земли (3 класс)

Цель мероприятия

Углубление знаний воспитанников через конкурсную программу в экологическом направлении.

Задачи мероприятия

Образовательные: познакомить обучающихся с Днём Земли, формировать грамотное экологическое поведение, представляющее собой ответственное отношение к окружающему миру.

Развивающие: развивать речь, познавательные способности учащихся: память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство любви к природе,

Форма (ы) мероприятия

Конкурсная программа

Методы и средства
воспитания,
используемые в
мероприятии

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ (беседа, анализ ситуаций), МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ (игра, создание воспитывающих ситуаций), МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (поощрение, соревнование, игра) МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ (рефлексия).


Средства обучения и воспитания: словесные средства, визуальные, иллюстративные изображения, символические и графические изображения, технические средства обучения.

Ход внеклассного мероприятия


Этап планируемого
мероприятия

Деятельность классного
руководителя

Деятельность
обучающихся

Подготовительный этап

Подготовка конспекта мероприятия, м/м презентации, наглядного и раздаточного материала (карточки для работы в группах).

Самостоятельно находят текст об истории возникновения праздника «День Земли», готовятся к выступлению.

Основной этап

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем мероприятии.

- Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь друг другу. Вот именно так дружно, вместе, сообща вам сегодня нужно будет поработать.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на мероприятие.

- Сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение. Ваша задача – определить, о чем в нем идет речь.

Кружит в небе голубом

Наш огромный светлый дом.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло.

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили все на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

- О чем же шла речь в стихотворении? (О нашей планете - Земля)

- Верно, Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом.

- Ребята, совсем скоро мы будем праздновать день, посвященный нашей планете? Может кто-нибудь из вас знает, когда? (Ответы обучающихся)

- Решим цепочку примеров и узнаем, когда в апреле празднуется день «Земли».

14  5 + 30 – 44 : 8  3 + 1 = 22

- Итак, скажите, когда празднуется «День Земли»? (22 апреля)

- Как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее мероприятие? (Дню Земли)

- Правильно! Наша планета Земля Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери. Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой. И судьба планеты Земля - в ЕГО руках.

- Как вы понимаете эти слова, что судьба планеты Земля в руках человека?

- Если мы не будем заботиться о нашей планете, тогда жить на ней станет просто невозможно. Но мы же не хотим такого будущего? (Ответы обучающихся)

- Чистое завтра начинается сегодня! Какую цель поставим перед собой на мероприятие? (узнать о празднике «День Земли», познакомится с историей его возникновения)

- Отлично, молодцы!

Определяют тему и цель мероприятия в ходе решения проблемной ситуации.

- «День Земли» - это тревожный сигнал для каждого из нас. Это призыв к тому, чтобы мы бережно относились к окружающей природе и заботились о ней.

- Я предлагаю вам подробнее узнать о данном празднике. Послушаем выступления ваших одноклассников об истории возникновения «Дня Земли» и его традиции празднования.

1 ученик. День Земли ежегодно отмечается во многих странах мира 22 апреля, в день весеннего равноденствия. Традиция его празднования лежит в 40-х годах 19 века, когда известный общественный деятель Америки Джон Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на постоянное место жительства в пустынные места штата Небраска.

2 ученик. Здесь на строительство домов и дров активно вырубались одинокие деревья, которых и без того в штате было очень немного. Джон Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев.

В 1882 году Небраска объявила 22 апреля официальным праздником – Днем Дерева.

3 ученик. Первый День Земли в США отметили 22 апреля 1970 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных.

4 ученик. В этот день 20 миллионов американцев вышли на улицы своих городов, призывая власти к решению экологических проблем. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, сажали деревья, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, слушали на концертах песни, воспевающие красоту окружающего мира.

5 ученик. С 1994 года этот день объявлен всемирным. К этому времени ученые смогли подсчитать, что угроза тотального уничтожения человечества возможна через 300 – 1000 лет.

6 ученик. С 1997 года День Земли начали отмечать и в России. Это самая массовая и масштабная природоохранная акция. В этот день решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов, сельских поселений, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения земель промышленными выбросами и твердыми бытовыми отходами.

- Спасибо за ваши выступления! Проверим, насколько внимательно вы слушали своих одноклассников.

- Итак, как появился праздник «День Земли»?

- Как отметили первый День Земли в США?

- Когда «День Земли» объявили всемирным?

- Когда начали отмечать «День Земли» в России, и что делают в этот день?

- Отлично, молодцы!

Выступают с сообщениями об истории возникновения праздника, традиции празднования.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отпраздновать этот день. Мы начинаем нашу праздничную конкурсную программу «День Земли». Будем путешествовать по станциям и выполнять различные задания. Работаем в группах, за каждый правильный ответ команда получит жетон. Чья команда получит наибольшее количество жетонов в конце мероприятия, та и станет победителем конкурсной программы.

- Вспомните и назовите правила работы в группах. (Ответы обучающихся)

- Отлично, отправляемся на первую станцию!

1. Станция «Лесная»

- Обратите внимание на слайд. Скажите, где мы оказались? (В лесу)

- Действительно, мы оказались в лесу. Лес – это наш зеленый друг. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом. Посмотрите вокруг: мебель, двери, окна сделаны из дерева. Из древесины сделаны учебники и тетради. Это уникальный природный комплекс, дающий продукцию более 20 тыс. названий, и всю отличного качества, на любой вкус и для любых нужд: насыщенный кислородом воздух, витамины, пищевые продукты, строительные материалы, сырье для химической промышленности, корм для скота. Более 30 тыс. видов деревьев и кустарников образуют основу лесов нашей планеты.


Игра «Угадай дерево»

- Я предлагаю вам внимательно послушать определения и отгадать, о каком дереве идет речь.

1. В народе это дерево называют «сладким». Из цветков этого дерева пьют целебный чай при простуде. (Липа).

2. Какое «кудрявое чудо-дерево» имеет единственную в мире белую кору? (береза)

3. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз и нет. (Лиственница).

4. Про это дерево в народе говорят «листок колючий, а ствол липучий». Это дерево при ранении ствола выделяет «янтарные слезы», которые закрывают рану. (Сосна).

5. Это могучее дерево в народе назвали «прадед прадедов». А фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. Что это за дерево? (Дуб).

6. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина).

7. Из какого дерева делают спички? (из осины).

8. Какое дерево цветет первым, а какое последним? (ольха, липа).

9. Назовите самое теневыносливое хвойное дерево. (пихта).

10. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза).


Игра «Узнай лекарственные растения»

- Я вижу виды деревьев вы знаете хорошо. Как вы справитесь с лекарственными растениями? Узнаем это!

1. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать – и – мачеха).

2. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь тому, кто поранил ногу или руку. (Подорожник).

3. Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель. (Крапива).

4. Какой лесной кустарник является настоящим накопителем витамина С? (Шиповник).

5. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята).

6. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветков, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки…(Одуванчик).

7. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш)

8. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

9. Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

10. Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

- Молодцы, ребята! Отправляемся на следующую станцию.

Участвуют в конкурсной программе, работают в группах, определяют виды деревьев и лекарственных растений.

2. Станция «Пернатые друзья»

- В лесу, в поле, на водоемах живут наши пернатые друзья. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы приносят большую пользу. Я хочу проверить, знаете ли вы птиц.

1. В зелёной листве то и дело вспыхивает огонёк. Но не тревожься – лесного пожара не будет: это, как язычок пламени, подрагивает яркий красный хвостик птички. (Горихвостка)

2. Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. (Зяблик)

3. Его называют лесным доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинки. (Дятел)

4. Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, крест-накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клёст)

5. Многие не любят эту птицу: она губит чужих птенцов. И всё-таки она полезная – уничтожает множество опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. (Кукушка)

6. У этой птички два имени: одно дано ей за яркую грудку, другое за то, что она просыпается очень рано, на утренней зорьке. (Малиновка или зарянка)

7. Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё… Это она в воздухе ловит мух и прочих насекомых. (Мухоловка)

8. Эта птичка – настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх, и вниз головой. (Поползень)

9. Эти птицы прилетают зимой из лесов. На белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки. (Снегирь)

10. Эта птица считается символом добра и счастья. (Аист)

- Отлично, вы очень любознательные! А мы отправляемся на следующую станцию.

Участвуют в конкурсной программе, работают в группах, определяют виды птиц.

3. Станция «Братья наши меньшие»

Игра «Найди животное в словах»

- У каждой команды на листках задание. Вам нужно решить анаграмму, то есть в слове поменять местами буквы, убрать лишние, чтобы получилось название животных. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. (2 балл.)

Команда 1.

БАНКА (кабан), БАГАЖ (жаба), КОЛОСЬЯ (лось), КОЖУХ (жук),

ПИОН (пони), ОСАДА (оса).

Команда 2.

КИНО (кони), САЛОН (слон), ВОЛНА (вол), КАРКАС (рак),

ЗОНТИК (кит), ДУДОЧКА (удод).

- Проверим, что у вас получилось.

- Молодцы!


Игра «Авторы посланий»

- Сейчас я предлагаю вам прослушать послания от животных и определить, кто их автор.

1. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, недостаток один – медлительность (черепаха).

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (еж)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (гусеница, змея, червяк).

4. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию (волк).

5. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно отращу себе новый. (ящерица)

6. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (медведь)

7. Помогу всем, у кого сломался будильник. (петух)

8. Всем, всем, всем, всем! У кого возникла необходимость в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне (лось)

9. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова)

10. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени – отчеству. Патрикеевной больше не называть. (лиса)

- Отлично, молодцы! А нас ждем следующая станция!

Участвуют в конкурсной программе, работают в группах, находят названия животных в анаграммах, определяют авторов посланий..

4. «Станция грибная»

- Грибы – удивительные создания. Они нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав и помогает им всасывать воду и растворенные в ней питательные вещества. В грибах, как и в овощах, много витаминов. Не только люди, но и многие животные питаются грибами. Это белки, глухари. Некоторые животные лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лоси, сороки, кабаны.

- А знаете ли вы грибы?

1. Этот гриб можно встретить не только под березой. Но чаще всего он растет именно под этим деревом. (ПОДБЕРЕЗОВИК)

2. Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерево можно собрать целое лукошко. (ОПЯТА)

3. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и фиолетовые. А название одно. (СЫРОЕЖКИ)

4. А этот красавец на беленькой ножке.

Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки. (МУХОМОР)

5. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Это царь-гриб. (БЕЛЫЙ)

6. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазаны маслом. (МАСЛЕНОК)

- Обратите внимание на карточки на ваших столах. Отгадайте, какие грибы зашифрованы в словах.

РЫБА + ЕЖИК = (РЫЖИК)

МАСКА + СЛОНЕНОК = (МАСЛЕНОК)

ЗАБОР + МОРКОВЬ + ДОМИК – (БОРОВИК)

ОЧКИ + ПЯТЬ + АКУЛА = (ОПЯТА)

МУХА + СОМ + МОРЕ = (МУХОМОР)

СЫР + НОЖ + СЕРЕЖКИ = (СЫРОЕЖКИ)

- Умницы! Отправляемся к следующей станции.


5. «Станция экологическая ситуация»

- Мы остановили на последней станции. Команды получают задание - вы должны разрешить экологические ситуации. За правильный ответ – 2 балла.

Команда №1:

• Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?

• Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать, что там внутри. Они взяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны. В чем ребята не правы?

• Идя по тропинке, вы нашли в траве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг обрадовался и решил рассмотреть яйцо поближе. Он взял его к себе в руки. Что ваш друг сделал неправильно?

Команда №2:

• Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, что вы сделаете, перед тем как уйти домой?

• Идя в лес, Вася захватил с собой своего четвероногого друга — собаку. Но так как она была без поводка, то собака убежала в лес и потерялась. Нужно ли брать с собой в лес собак?

• Придя в лес, мальчишки из класса захотели выпить березового сока. Они начали ковырять ствол березы, чтобы выпить сок. В чем ребята не правы?

- Вот и закончилось наше празднование «Дня Земли». Спасибо за вашу активную работу на мероприятии.

Участвуют в конкурсной программе, работают в группах, решают экологические ситуации.


Заключительный этап

- Подведем итоги. Какому празднику было посвящено сегодняшнее мероприятие?

- Когда празднует этот день?

- Достигли ли мы цели нашего мероприятия?

- Дорогие ребята! Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом. Давно замечено, вставая утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения.

- Давайте будем помнить, что Земля – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Больших проблем вам пока не решить, но кое-что вы уже можете сделать: посадить деревья, ухаживать за растениями, подкармливать птиц, не разорять муравейники, а взять их под свою охрану. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.

- Оцените свою деятельность на мероприятии с помощью рефлексии на ваших столах по 10-бальной шкале.

«Я»: как работал? Допускал ли ошибки? от 0 до 10

«Мы»: насколько мне помогли одноклассники? от 0 до 10

«Знания»: понял ли материал? Узнал ли больше? от 0 до 10

- Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

- Наше мероприятие окончено. До свидания!

Подводят итоги, отвечают на вопросы учителя, оценивают результаты своей деятельности.